Увеличение продолжительности отпуска
С 1 января 2025 года заработал новый профильный Закон № 3788*. Он внес изменения в условия оплаты труда педагогических работников ЗДО. Подробнее обо всех изменениях мы писали в статье «Оплата труда в дошкольном образовании: что изменилось с 01.01.2025» // «Оплата труда», 2025, № 3.
* Закон Украины «О дошкольном образовании» от 06.06.2024 № 3788-IX.
Одним из ключевых изменений является увеличение продолжительности ежегодного основного отпуска для директора, заведующего, воспитателя-методиста, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, практического психолога и социального педагога ЗДО. Если раньше она составляла 42 календарных дня (дальше — к. дн.), то после изменений с 01.01.2025 она увеличена до 56 к. дн. (ч. 3 ст. 27 Закона № 3788).
Остальные педагоги ЗДО (воспитатель, ассистент воспитателя, учитель-дефектолог и учитель-логопед) и раньше (до 01.01.2025) имели такую продолжительность ежегодного основного отпуска (56 к. дн.).
Во исполнение норм Закона № 3788 Кабмин утвердил постановление № 143*, которым были внесены изменения в Порядок № 346**. Именно последний определяет конкретную продолжительность ежегодного основного отпуска в зависимости от должности педагогического работника и заведения, в котором он работает.
Постановление № 143 вступило в силу 18.02.2025, но, учитывая тот факт, что Закон № 3788 имеет высшую юридическую силу, именно с 01.01.2025 следует применять изменения.
Впрочем, больше не этот момент вызывает вопрос, а именно то, как определить конкретную продолжительность ежегодного основного отпуска педагогического работника ЗДО за последний рабочий год. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона об отпусках* ежегодный основной отпуск предоставляется работникам за отработанный рабочий год, который отсчитывается со дня заключения трудового договора.
* Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 № 504/96-ВР.
Например, педагог из числа тех, для которых с 01.01.2025 была увеличена продолжительность ежегодного основного отпуска, принят в ЗДО 01.09.2023. Он уходит в ежегодный основной отпуск в 2025 году за последний рабочий год, часть которого приходится на 2024 год. Возникает вопрос: как определить продолжительность его отпуска? Предоставлять ежегодный отпуск продолжительностью 56 к. дн. или все же определять его продолжительность пропорционально отработанному времени в 2024 и 2025 годах?
Ответы на эти вопросы предоставили сразу два министерства — МОН и Минэкономики. При этом их позиции диаметрально противоположны. Давайте все проанализируем.
Позиция МОН
Специалисты образовательного министерства в письме от 19.02.2025 № 1/3116-25 отметили, что педагогическим работникам ЗДО в 2025 году за текущий (учебный) год должен предоставляться ежегодный основной отпуск продолжительностью 56 к. дн. без соблюдения пропорциональности отработанному рабочему времени. То есть МОН вообще не привязывает предоставление ежегодного основного отпуска педагогическим работникам к отработанному рабочему году, как это предусматривает ч. 1 ст. 6 Закона об отпусках.
В качестве аргумента специалисты министерства используют абз. 3 п. 2 Порядка № 346. Эта норма гарантирует предоставление педагогам ежегодного основного отпуска полной продолжительности в первый и последующие годы в период летних каникул независимо от времени приема их на работу. Именно поэтому, по мнению специалистов МОН, если педагог ЗДО уходит в ежегодный основной отпуск в 2025 году, то несмотря на фактически заработанное количество дней, ему следует предоставить 56 к. дн. отпуска.
В свою очередь, если педагогическому работнику ЗДО предоставляется ежегодный основной отпуск (или его неиспользованная часть) за прошлые годы, то продолжительность такого отпуска составляет то количество календарных дней, которое было до наступления изменений, предусмотренных с 01.01.2025. Опять же, упоминания о том, что это условие касается именно прошлых рабочих лет, МОН в своем разъяснении не делает.
Позиция Минэкономики
Специалисты Минэкономики в письме от 24.01.2025 № 4701-05/7720-09 выступают за пропорциональный расчет количества дней ежегодного основного отпуска педагогов ЗДО.
По их мнению, за рабочий год, в котором увеличена продолжительность ежегодного основного отпуска педагога ЗДО с 42 до 56 к. дн., его продолжительность должна рассчитываться пропорционально отработанному времени. Под последним рабочим годом специалисты министерства имеют в виду 2024/2025 год.
Далее они разъясняют, что с начала такого рабочего года до 31.12.2024 продолжительность отпуска определяется исходя из 42 к. дн., а с 01.01.2025 до конца рабочего года — исходя из 56 к. дн. В дальнейшем за следующие рабочие годы отпуск должен предоставляться продолжительностью 56 к. дн.
Покажем указанное на примере.
Пример. Музыкальный руководитель был принят в ЗДО 01.09.2023. Текущий рабочий год работника длится с 01.09.2024 по 31.08.2025. За предыдущий рабочий год он полностью использовал ежегодный основной отпуск. С 01.01.2025 педагог имеет право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 56 к. дн. До этого продолжительность такого отпуска составляла 42 к. дн.
С 01.09.2024 по 31.12.2024 педагог зарабатывал ежегодный основной отпуск исходя из его продолжительности 42 к. дн. На этот период приходится 122 к. дн. А с 01.01.2025 по 31.08.2025 заработанные дни отпуска следует исчислять исходя из его продолжительности 56 к. дн. На этот период приходится 243 к. дн.
Далее все расчеты покажем в таблице.
Показатель (к. дн.) | Период (к. дн.): | |
с 01.09.2024 по 31.12.2024 | с 01.01.2025 по 31.08.2025 | |
Общее количество календарных дней за рабочий год с 01.09.2024 по 31.08.2025 | 365 к. дн. | |
Продолжительность отпуска | 42 | 56 |
Количество дней отпуска, приходящихся на один календарный день | 0,1151 (42 : 365) | 0,1534 (56 : 365 ) |
Количество календарных дней, приходящихся на часть рабочего года | 122 | 243 |
Количество календарных дней отпуска, на которые приобрел право работник | 14 (122 х 0,1151 = 14,0422) | 37 (243 х 0,1534 = 37,2762) |
Общее количество календарных дней ежегодного основного отпуска | 51 (14 + 37) |
Как видим, если руководствоваться разъяснением Минэкономики, то в результате расчетов мы получаем 51 к. дн. ежегодного основного отпуска. Это меньше, чем предлагает МОН (56 к. дн.).
Мнение редакции
К сожалению, ни одно из разъяснений министерств не подкреплено конкретными нормами. Впрочем, удивляться здесь нечему, ведь подобная ситуация уже имела место в 2020 году. Тогда так же посреди рабочего года была увеличена продолжительность ежегодного основного отпуска для отдельных педагогов.
В то время МОН в письме от 30.01.2020 № 1/9-59, 02-8/100 и Минэкономики в письме от 24.02.2020 № 3512-06/12013-09 предоставили аналогичные разъяснения. То есть специалисты образовательного министерства выступили за предоставление отпуска новой увеличенной продолжительности без соблюдения пропорциональности отработанному рабочему времени. А их коллеги из Минэкономики советовали проводить пропорциональный расчет количества дней ежегодного отпуска (см. статью «Продолжительность отпуска для отдельных педагогов в 2020 году: правила расчета от МОН и Минэкономики» // «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 23, ср. ).
Но и тогда, и сейчас следует учитывать, что пропорциональный расчет количества дней ежегодного основного отпуска в случае увеличения его продолжительности посреди рабочего года не предусмотрен действующим законодательством. Пропорциональный подход применяется только в случае увольнения педагогов, которые до увольнения проработали менее 10 месяцев (абз. 2 п. 6 Порядка № 346). В таком случае за неиспользованные ими дни ежегодного основного отпуска выплачивается денежная компенсация, которая рассчитывается пропорционально отработанному времени (из расчета продолжительности ежегодного основного отпуска за каждый отработанный месяц 5,6; 4,2 и 2,8 к. дн. при продолжительности отпуска соответственно 56, 42 и 28 к. дн.). Однако у нас другой случай, и это условие к нему не применяется.
Кроме того, в абз. 3 п. 2 Порядка № 346, на который ссылается МОН, речь идет именно о периоде предоставления отпуска полной продолжительности независимо от даты приема. Это происходит летом во время каникул. Впрочем, эта норма не привязывает продолжительность отпуска к отработанному году. Более того, МОН вообще оперирует понятием «текущий (учебный) год», за который предоставляется ежегодный основной отпуск. А такое условие отсутствует как в Законе об отпусках, так и в Порядке № 346.
Если выбрать вариант, предложенный специалистами МОН, то может возникнуть переплата за счет использования дней незаработанного ежегодного основного отпуска. И здесь уже придется иметь дело с представителями Госаудитслужбы, ведь речь идет о бюджетных средствах.
Но как ни крути, какой-то из «министерских» вариантов придется выбрать и при этом иметь необходимые аргументы при его применении. Мы же со своей стороны вам их привели в рамках этой статьи.
Выводы
- Продолжительность ежегодного основного отпуска всех педагогов ЗДО с 01.01.2025 составляет 56 к. дн.
- По мнению МОН, педагогам ЗДО в 2025 году за текущий (учебный) год должен предоставляться отпуск продолжительностью 56 к. дн. без соблюдения пропорциональности отработанному рабочему времени.
- По мнению Минэкономики, за рабочий год, в котором увеличена продолжительность отпуска педагога ЗДО с 42 до 56 к. дн., его продолжительность должна определяться пропорционально отработанному времени.