Темы статей
Выбрать темы

Нюансы отчетности за I квартал 2013 года по эконалогу и спецводосбору

Редакция СД
Статья

Нюансы отчетности за I квартал 2013 года по эконалогу и спецводосбору

 

С 2013 года вступили в силу очередные изменения в НКУ, которые повлияли на порядок взимания эконалога и сбора за специальное использование воды. В результате отчетность по этим налогам и сборам за I квартал 2013 года составляется с учетом ряда особенностей, которые рассмотрим далее.

Ксения ГОРБАЧЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Эконалог

Кто должен отчитаться по эконалогу за I квартал 2013 года

Плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, осуществляющие (см. пункт 240.1 НКУ):

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения (например, газовым котлом);

– сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования). Должны отметить, что с 01.01.2013 г. ряды плательщиков эконалога покинули все хозсубъекты, которые только лишь временно размещают отходы (бытовые и небытовые) до передачи их спецпредприятиям. То есть декларацию за I квартал 2013 года такие субъекты подавать не должны. Возникает вопрос: нужно ли с 01.01.2013 г. подавать «новоиспеченным» неплательщикам, которые временно размещают небытовые отходы и уплачивали эконалог за периоды 2012 года, заявление об отсутствии в 2013 году объекта исчисления экологического налога (чтобы не подавать отчетность по эконалогу за периоды 2013 года и далее)? Наша позиция – этого делать не обязательно, но для перестраховки можно подавать. Также здесь нужно обратить внимание, что, по мнению налоговиков, такие «неплательщики» должны заключить (иметь заключенный) договор на вывоз и утилизацию отходов и передавать отходы в установленные этим договором сроки на утилизацию и захоронение. В противном случае субъект переходит в разряд плательщиков налога;

– образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);

– временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Перечисленные субъекты в обязательном порядке подают отчетность по экологическому налогу.

Плательщиками налога также являются субъекты, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования топлива. Данный вид эконалога уплачивается в цене топлива, а отчетность подается налоговым агентом – реализатором и импортером топлива.

 

Сроки подачи отчетности и уплаты эконалога

Как и ранее, декларация составляется по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1010, и подается в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала. Таким образом, предельным сроком подачи отчета по эконалогу за I квартал 2013 года является 10 мая.

Уплатить налог следует в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (пункт 250.2 НКУ). За I квартал 2013 года – не позднее 20.05.2013 г.

Особый порядок уплаты эконалога предусмотрен для налоговых агентов – импортеров топлива, о которых идет речь в подпункте 241.2.2 НКУ. Они уплачивают эконалог до или в день подачи таможенной декларации.

Подача декларации осуществляется:

– за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (полигонах и т. д.) – по месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов;

– за топливо, реализованное налоговыми агентами, – по месту нахождения такого налогового агента на налоговом учете в органах ГНС (подпункты 250.2.1 и 250.2.2 НКУ).

Согласно пункту 250.8 НКУ, если место предоставления деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете, в налоговый орган, в котором такой субъект хозяйствования находится на учете, подаются в стандартный квартальный срок копии соответствующих деклараций. Это актуально для тех плательщиков, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты, а также размещение отходов. В этом случае оригинал декларации подается по месту загрязнения, а копия – по месту налогового учета плательщика налога.

Если плательщик с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой плательщик должен уведомить об этом налоговый орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления эконалога. В противном случае плательщик обязан подавать декларацию с прочерками в общем порядке (пункт 250.9 НКУ). Подчеркнем, что данная норма однозначно не касается субъектов хозяйствования, которые только лишь временно размещают на своей территории бытовые отходы до передачи их спецпредприятиям (ГНСУ уже давно признала за такими плательщиками право не платить эконалог и не подавать такие заявления). А также, на наш взгляд, не касается «новоиспеченных» неплательщиков, которые лишь временно хранят на своей территории небытовые отходы (см. выше).

 

Особенности заполнения декларации

Индексация ставок эконалога. С 2013 года ставки эконалога были повышены. Согласно разъяснениям ГНСУ повышенные ставки эконалога следует применять с 04.01.2013 г. По этой причине налоговая декларация по эконалогу за I квартал 2013 года подается с учетом некоторых особенностей:

– по каждому объекту налогообложения необходимо подать не одно, а два приложения (расчета) к декларации;

– в одном – рассчитать эконалог за период с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно по старым ставкам (но уже с применением 75 %-й части справка 1, а в другом – за период с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительно по новым ставкам (тоже с применением 75 %-й части).

В остальном порядок заполнения декларации остался прежним. Напомним некоторые нюансы.

Отчетность по эконалогу состоит из Налоговой декларации экологического налога и 7 приложений к декларации. В случае отсутствия соответствующих объектов обложения, приложения не подаются, а в строках декларации ставятся прочерки.

Отметка в поле «копія» заполняется в том случае, если место загрязнения окружающей среды (стационарный источник или место размещения отходов) не совпадает с местом постановки на учет (см. выше).

Что касается табличной части декларации, то сложности с ее заполнением возникать не должны, поскольку данные в нее переносятся из соответствующих приложений. Также необходимо, чтобы приложения были подписаны руководителем (или физическим лицом – предпринимателем) и главным бухгалтером и заверены печатью плательщика (при наличии) (см. раздел 300.05 ЕБНЗ).

При этом важно помнить, что фактические выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения в приложении 1, количество фактически реализованного топлива в приложении 2, фактические объемы сбросов в приложении 3, фактические объемы размещения отходов в приложении 4 указываются в тоннах. Поскольку тонна имеет тысячную часть – килограмм, указанные показатели должны содержать цифровое значение, которое имеет не более трех знаков после запятой. Показатели строк декларации и приложений к ней, которые указываются в денежном выражении, должны содержать не более двух знаков после запятой.

 

Спецводосбор

Кто должен отчитаться по спецводосбору за I квартал 2013 года

Подать декларацию за I квартал 2013 года обязаны плательщики спецводосбора (водопользователи, которые используют воду в своей деятельности).

Здесь стоит напомнить «арендный» нюанс.

При аренде помещений главным фактором, определяющим, кто является плательщиком сбора за спецводопользование (соответственно, кто будет подавать декларацию и платить сбор), является наличие заключенного договора на поставку воды с водопоставщиком.

Если арендатор не заключил договор на поставку воды с водопоставщиком (абонентом водопоставщика является арендодатель), то плательщиком сбора является арендодатель. То есть в большинстве случаев арендаторы помещений плательщиками спецводосбора не являются. Соответственно, в таких случаях плательщиками сбора являются арендодатели. Да и то не всегда.

Если вода используется исключительно для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд (далее – СПСГН) (будь то юрлицо или предприниматель, причем независимо от избранной системы налогообложения), сбор не уплачивается. Объясняется это тем, что согласно пункту 323.2 НКУ водопользователи, использующие воду исключительно для удовлетворения СПСГН, плательщиками спецводосбора не являются.

Соответственно, такие лица (не обязательно арендаторы или арендодатели) декларацию по спецвосбору не подают, сбор не платят.

Некоторое время всех беспокоил вопрос: можно ли утверждать, что арендодатель использует воду исключительно для удовлетворения СПСГН, если водой пользуется арендатор?

ГНСУ данный вопрос разъяснила в либеральном ключе.

Напомним, что в Обобщающей налоговой консультации от 21.12.2012 г. № 1180 (см. «СД», 2012, № 2, с. 3) ГНСУ признала, что если арендатор использует воду исключительно для удовлетворения СПСГН, а арендодатель вообще воду не использует либо использует ее, но тоже только для удовлетворения СПСГН, то спецводосбор арендодателем не уплачивается (арендатором тоже).

Но если арендатор использует воду еще и для прочих нужд, то сбор уплачивается арендодателем за весь фактически использованный объем воды и самим арендодателем, и арендатором.

 

Сроки подачи отчетности и уплаты спецводосбора

Поскольку предельные сроки подачи деклараций по эконалогу и спецводосбору совпадают, то выводы, сделанные нами выше, актуальны и для сбора за специальное использование воды.

Что касается самой формы декларации, то налоговики поступили вполне предсказуемо: в разъяснениях в «Вестнике НСУ» (2013, № 11, с. 31) предложили для отчетности за I квартал использовать новую форму, утвержденную приказом Минфина от 21.12.2012 г. № 1403.

Согласно пункту 328.7 НКУ одновременно с подачей декларации по спецводосбору в налоговый орган следует подавать копии разрешения на специальное водопользование или договора на поставку воды (если в них вносились изменения, то подаются копии изменений) и, если объем использования воды превышает 50 куб. м в сутки, копии статистической отчетности об использовании воды (ф. № 2-ТП (водгосп)).

Напомним, что «оригинал» отчета по ф. № 2-ТП (водгосп) подается в органы статистики не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Подают этот отчет все водопользователи, включенные в перечень отчитывающихся предприятий в соответствии с пунк-том 1 Инструкции по заполнению формы № 2-ТП (водгосп), утвержденной приказом Госкомстата от 30.09.97 г. № 230, кроме водопользователей, у которых объем использованной воды не превышает 50 куб. м в сутки.

Предпринимателями отчет по ф. № 2-ТП (водгосп) не подается (соответственно и копию его в налоговый орган подавать не нужно).

Сбор уплачивается по месту налоговой регистрации плательщика сбора (пункт 328.4 НКУ).

 

Лимиты использования воды

Что касается лимитов, то здесь следует помнить, что за воду, потребленную в пределах лимита, сбор уплачивается в обычном порядке, а сумма сбора относится в состав расходов согласно разделу III НКУ. За сверхлимитное использование водных ресурсов сбор исчисляется в пятикратном размере исходя из фактических объемов использованной воды сверх установленного лимита использования воды по каждому источнику водоснабжения отдельно согласно установленным ставкам сбора и коэффициентам (статья 327 НКУ). Причем такие сверхлимитные суммы сбора должны уплачиваться за счет прибыли, остающейся у водопользователя после налогообложения (пункт 328.8 НКУ), т. е. в состав налоговых расходов не попадут.

Если же разрешение на спецводопользование с установленными в нем лимитами использования воды у водопользователя вообще отсутствует, то сбор взимается за весь объем использованной воды, подлежащий оплате как за сверхлимитное использование, т. е. в пятикратном размере.

 

Особенности заполнения декларации

Индексация ставок. Ежегодная индексация ставок коснулась в том числе и сбора за специальное использование воды.

В письме от 28.01.2013 г. № 1947/7/15-2117 ГНСУ ожидаемо разъяснила, что по каждому водному объекту данные следует отражать двумя отдельными строками с соответствующей пометкой: «с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно» и с «04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительно». Далее рассмотрим подробнее порядок заполнения декларации в связи с индексацией ставок.

В первую очередь следует определить объемы воды, которые использовались в каждом периоде I квартала: с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. и с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г.

Безусловно, если предприятие ведет ежедневный учет использования воды, то можно воспользоваться данными такого учета. Если же такого учета нет, то, на наш взгляд, можно разбить объем воды, использованной в январе, пропорционально количеству календарных дней в каждом из периодов (3 и 28).

Для этого месячный объем использованной воды в первом случае следует умножить на коэффициент 3:31, а во втором – на коэффициент 28:31.

С использованием данных показателей рассчитывается размер сбора за каждый период января. За остальные месяцы квартала сбор исчисляется в обычном порядке.

Далее. Данные налоговой декларации за I квартал 2013 года заполняются двумя отдельными строками с соответствующим примечанием в этих строках:

1) в колонке 2 «Назви водних об’єктів та показники» указываем названия водных объектов, руководствуясь перечнем водных объектов, приведенным в статье 325 НКУ. Возле названия водного объекта в первой строке ставим приписку «с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно». Во второй строке дублируем название, но с припиской «с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительно».

Таким образом, по каждому водному объекту данные будут отражаться двумя периодами;

2) в колонке 3 «Фактичний обсяг використаної води…» в первой строке отражается размер сбора, рассчитанный по старым ставкам, которые действовали с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно, а во второй строке – по новым, которые начали действовать с 04.01.2013 г.;

3) в колонке 6 «Установлений річний ліміт використання води» данные по лимиту отражаем следующим образом:

в первом периоде (с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно) лимит устанавливается на уровне фактически использованной воды за этот период, но не более установленного годового лимита;

– во втором периоде (с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительно) устанавливается лимит в размере самостоятельно исчисленного годового лимита на использование воды, за вычетом фактически использованных объемов воды за первый период (в случае отрицательного значения этой разницы лимит на следующие периоды не определяется, но вряд ли у нас это может произойти, так как первый период был слишком непродолжительным).

Также отметим, что в обновленной редакции декларации упразднена необходимость распределения суммы сбора между государственным и местным бюджетами. В то же время добавлены дополнительные графы для распределения суммы сбора по типу водного объекта, из которого используется вода: государственного или местного значения.

Напомним, что в декларации подлежат заполнению все строки всех разделов с учетом примечаний. В случае отсутствия значений строки прочеркиваются.


Документы консультации

НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

 

Справочная информация (справка)

1 По налоговым обязательствам, которые возникают с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г., ставки налога составляют 75 % от ставок, предусмотренных статьями 243 – 246 НКУ (пункт 2 подраздела 5 раздела XX НКУ). В прошлом году, напомним, такие ставки составляли 50 % (т. е. платить придется больше).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше