Темы статей
Выбрать темы

Книга УДР общесистемщиков: подборка актуальных вопросов

ЯРОШЕНКО ИРИНА
В этом материале мы собрали актуальные и достаточно интересные вопросы по заполнению Книги УДР общесистемщиков, которые поступили в редакцию за последнее время.

Электронные Книги УДР пока только «де-юре»

Может ли предприниматель-общесистемщик вести Книгу УДР в электронном виде?

«Де-юре» возможность вести Книгу УДР в электронном виде предоставлена общесистемщикам еще с 01.01.2014 г. Доступ к ней, по идее, должен обеспечивать «Электронный кабинет налогоплательщика»*. Однако «де-факто» такой возможности нет.

* Виртуальный тур по этому сервису вы найдете в «СД», 2014, № 9, с. 39.

Напомним, что нюансы ведения электронной Книги УДР прописаны в пункте 4 Порядка № 481.

В частности, она также подлежит бесплатной регистрации в налоговой, для чего необходимо заранее получить усиленные сертификаты открытых ключей и заключить договор о признании электронных документов с контролирующим органом. Кроме того, получению и регистрации Книги предшествует подача соответствующего заявления.

Пошаговые инструкции, как получить сертификаты открытых ключей, можно найти на сайте Аккредитованного центра сертификации ключей Информационно-справочного департамента Миндоходов (http://acskidd.gov.ua) в разделе «Реєстрація користувачів».

А вот как сформировать заявление, подсказывает «ЗІР» Миндоходов (раздел 104.08):

«С помощью электронного ключа в сервисе «Электронный кабинет плательщика налогов» в режиме «Ведение Книги учета доходов и расходов в электронном виде и формирование налоговой декларации» необходимо сформировать заявление на регистрацию Книги и направить его в контролирующий орган по месту налогового учета средствами электронной связи.

В электронной форме заявления о регистрации Книги указывается такая информация: наименование органа Миндоходов, регистрационный номер, фамилия, имя, отчество физического лица — предпринимателя, данные документа, подтверждающего государственную регистрацию, налоговый адрес физического лица — предпринимателя, номер и дата регистрации предыдущей Книги, подпись физического лица — предпринимателя и дата заполнения заявления о регистрации Книги.

Территориальный орган Миндоходов по месту налогового учета физического лица — предпринимателя регистрирует заявление на регистрацию Книги в реестре поданных заявлений и в течение 3 рабочих дней формирует и направляет сообщение о регистрации Книги с указанием ее регистрационного номера и даты регистрации.»

Вместе с тем дальше теоретических рекомендаций дело пока не сдвинулось. Налоговики в главном контакт-центре и на местах подтверждают эту информацию: вести Книгу УДР в электронном виде пока нельзя. При этом каких-либо прогнозов специалисты также не дают.

Ну что ж, ждем и постепенно изучаем теорию.

Книга УДР общесистемщиков: отражаем наличную выручку день в день

Предприниматель находится на общей системе налогообложения, вид деятельности — грузоперевозки. Работник часто принимает оплату наличными, находясь в другом городе, соответственно, оплату за заказ привозит только на следующий день.

Авто оборудовано портативным РРО.

Может ли общесистемщик в Книге УДР записывать выручку после получения ее от работника, т. е. за вчерашний день вчерашним числом?

Теоретически — может, но это нелегальный и очень рискованный вариант.

Предприниматели на общей системе налогообложения ведут учет доходов и расходов в специальной Книге УДР, утвержденной приказом № 481.

Доход, полученный от осуществления хозяйственной деятельности, записывают в графе 2 Книги УДР (подпункт 2 пункта 6 Порядка № 481). В указанной графе, в частности, отражают средства, которые поступили на текущий счет, в кассу налогоплательщика и/или получены наличными, сумму задолженности, по которой истек срок исковой давности, а также стоимость бесплатно полученных товаров (работ, услуг).

При этом запись вносится по итогам рабочего дня, в течение которого получен доход, на общую сумму полученного дохода. Иными словами, при заполнении графы 2 предприниматели используют кассовый метод, т. е. ориентируются на дату поступления денежных средств.

Следовательно, если производится платеж наличными, то запись осуществляется на дату получения средств. Если предприниматель проводит наличность с помощью РРО, то выручка записывается в день проведения через РРО расчетной операции. Каких-либо исключений или отсрочек законодательством не предусмотрено.

Чем же рискует предприниматель, если заполнит Книгу «с опозданием» и сегодня внесет данные за вчера вчерашним числом?

Дело в том, что, по мнению налоговиков, оприходование наличной выручки подразумевает не только ее проведение через РРО и отражение в КУРО, но еще и запись о ней в Книге УДР. Стало быть, по их мнению, если такой записи нет, наличность не может считаться полностью оприходованной (письмо ГНАУ от 05.05.2010 г. № 8795/7/23-7017/538). Мы с такой позицией не согласны, о чем подробно писали в «СД», 2013, № 7, с. 16. Однако «на кону» штраф в 5-кратном размере выручки, не записанной в Книгу УДР, поэтому отсрочка может стоить довольно дорого.

Вывод: если это разовый случай, то ничего страшного в отступлении от правил нет, однако для ежедневной практики такой вариант не подходит.

Покупка бухпрограммы общесистемщиком: расходы мимо Книги УДР

Предприниматель на общей системе налогообложения приобрел бухгалтерскую программу для учета товарных запасов. Можно ли отразить такое приобретение в Книге УДР?

Для целей налогового учета компьютерная программа является нематериальным активом. А это значит, что в такой ситуации придется столкнуться с одной из наболевших тем для всех общесистемщиков — амортизацией, что, по сути, означает: скорее всего, придется забыть о расходах на приобретение компьютерной программы.

Теперь подробнее.

Определение нематериального актива приведено в подпункте 14.1.120 НКУ. Заметим, что обязательным является наличие права собственности на объект либо наличие иных аналогичных прав или же права пользования имуществом и имущественными правами. Поэтому компьютерную программу, приобретенную для конечного пользования, и относят в состав нематериальных активов. Да и специалисты Миндоходов признают компьютерные программы нематериальными активами (см. подраздел 102.09.03 «ЗІР» Миндоходов).

В подпункте 145.1.1 НКУ определено 6 групп нематериальных активов. Расходы по приобретению нематериальных активов, попадающих в состав одной из групп, подлежат амортизации (пункт 144.1 НКУ).

При этом налоговики традиционно выступают против начисления амортизации общесистемщиками. В многочисленных консультациях они придерживаются одной линии: законодательством не предусмотрено для общесистемщиков ведение бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов, которые подлежат амортизации. Следовательно, начисленную сумму амортизации нельзя включить в состав расходов предпринимателя (раздел 104.05 «ЗІР» Миндоходов).

Таким образом, среднестатистический предприниматель стоимость приобретения нематериальных активов (в том числе бухгалтерской программы) не амортизирует и не отражает в Книге УДР.

Вместе с тем на страницах нашего издания мы неоднократно говорили о возможности отстоять амортизацию в суде. В этом плане будет полезна статья в «СД», 2013, № 12, с. 6.

Мы предлагаем читателям получить индивидуальную налоговую консультацию по вопросу начисления амортизации общесистемщиком и возможности отразить начисленные суммы в расходах. После получения ответа (а он будет фискальным, тут уж сомневаться не приходится) можно обжаловать его в судебном порядке.

При этом в положительных судебных решениях суды учитывали наличие:

— первичной документации, оформленной в надлежащем виде и подтверждающей оплату нематериального актива;

— регистров по учету амортизации нематериальных активов.

Правда, если стоимость бухгалтерской программы не сильно бьет по карману, то в судебные распри лучше не ввязываться: выйдет дольше, дороже, труднее.

Но бывает, что игра стоит свеч (например, программа оказалась дорогостоящей или амортизацию нематериальных активов отсуживают «в комплекте» с амортизацией основных средств). В этом случае нужно помнить:

1. Компьютерные программы относятся к группе 5. Начислять амортизацию по таким объектам можно с применением методов, определенных в подпункте 145.1.5 НКУ. Срок действия права пользования такими активами должен определяться согласно правоустанавливающему документу, однако не может составлять менее 2 лет.

2. Если амортизацию отстоять удастся, то отражать ее нужно в графе 8 Книги УДР.

В рознице украден товар: как отразить в Книге УДР общесистемщика

Предприниматель на общей системе налогообложения (не плательщик НДС). Вид деятельности — розничная торговля специями (на развес, в упаковках) и мелкой кухонной утварью. Для работы нанят продавец.

В конце смены реализатор обнаружил пропажу кухонного прибора стоимостью 170 грн. Закупочная стоимость такого товара (согласно накладной) — 111 грн.

Как отразить недостачу товара, связанную с хищением, в Книге УДР общесистемщика?

Неприятная ситуация. Особенно огорчают учетные последствия: налоговики не признают расходы по таким недостачам.

Для начала напомним, что общесистемщики учитывают только расходы, которые:

— подтверждены документально и связаны с хозяйственной деятельностью (пункт 177.2 НКУ);

— являются расходами операционной деятельности (пункт 177.4 НКУ). В частности, разрешено учитывать расходы, указанные в пунктах 138.4, 138.6 — 138.9, подпунктах 138.10.2 — 138.10.4, а также в пункте 138.11 НКУ (с учетом пунктов 138.2, 138.11, 140.2 — 140.5, статей 142 и 143, а также иных статей НКУ, которые прямо определяют особенности формирования операционных расходов), — пункт 138.1 и подпункт 138.1.1 НКУ;

— связаны с получением дохода. Так, в графе 6 Книги учета доходов и расходов отражается сумма расходов, связанных с приобретением товаров, которые документально подтверждены и непосредственно связаны с получением дохода по итогам дня (пункт 6 Порядка № 481).

Все остальные платежи предпринимателя «сгорают» — их нельзя вычесть из выручки при подсчете чистого дохода.

Как же быть со стоимостью украденного товара? Оговоримся, что мы рассматриваем ситуацию мелкой кражи.

Итак, пропажа товара фактически означает его недостачу.

По мнению налоговиков, в этом случае общесистемщики не могут отнести стоимость украденных товаров на расходы (консультация из раздела 104.05 «ЗІР» Миндоходов).

Логика их такова: общесистемщики могут учитывать недостачи и потери, но только в пределах норм естественной убыли. Так, суммы нормативных недостач и потерь включают в состав налоговых расходов согласно пункту 140.3 НКУ. Такие недостачи (потери) учитываются в состав прочих операционных расходов (подпункт 138.10.4 НКУ). А вот другие фактические потери (а именно к ним и относится кража товара) учесть нельзя (пункт 140.3 НКУ).

Однако на практике поступают иначе.

Самый простой вариант — это оформить «продажу» такого товара продавцу. Проще говоря, работник, недоглядевший за товаром, вносит деньги, как если бы он просто купил товар. Причем предприниматель имеет право на расходы в общем порядке. Обычно, именно так и поступают.

Другой вариант более правильный с точки зрения законодательства, но гораздо хлопотнее для предпринимателя-работодателя.

Заметим, что с продавцом, как правило, заключают договор о полной материальной ответственности (такие работники включены в Перечень № 447/24). Это значит, что такой работник несет материальную ответственность за ущерб, причиненный работодателю, вследствие нарушения возложенных на них трудовых обязанностей (часть 1 статьи 130 КЗоТ).

Иными словами, продавец, по вине которого случилась недостача (на чьей смене был украден товар), должен компенсировать возникшие убытки предпринимателю (часть 1 статьи 130 КЗоТ*).

* В упомянутой статье речь идет о предприятиях, учреждениях и организациях. Но судебная практика допускает возможность привлечения к материальной ответственности и наемных работников предпринимателя. Ключевой момент — это законным образом оформленные трудовые отношения.

По общему правилу работник может добровольно покрыть такую недостачу, причем полностью или частично (часть 5 статьи 130 КЗоТ). В противном случае предприниматель может обратиться в суд (понятно, что в случае мелкой кражи никто в суд обращаться не будет).

При этом работник отвечает только за прямой действительный ущерб, нанесенный предприятию в результате исполнения должностных обязанностей (части 1 и 2 статьи 130 КЗоТ). Взыскать с работника недополученную выгоду (неполученный доход) в порядке, установленном трудовым законодательством, нельзя. Иными словами, если работник согласится добровольно возместить убытки, то сделать он это должен в размере себестоимости. В нашем случае — это 111 грн.

Предприниматель на дату получения компенсации от работника в Книге УДР заполняет:

— графу 2 — на сумму компенсации. Заметим, что выручкой общесистемщика считаются прочие доходы, связанные с предпринимательской деятельностью (консультация из раздела 104.04 «ЗІР» Миндоходов). Полагаем, что компенсация стоимости товара попадает в эту категорию;

— графы 6 и 5, в которых указывает сумму расходов, связанных с приобретением украденного товара, и реквизиты документа, подтверждающего такие расходы.

Важно

Возмещение ущерба в порядке материальной ответственности производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми нанесен соответствующий ущерб работодателю.

Каковы же недостатки такого способа? Во-первых, факт недостачи нужно удостоверить актом, взять объяснительную с работника о произошедшем. В таких документах должно четко прослеживаться, что недостача товара возникла в результате нарушения трудовых обязанностей работника. При отсутствии вины на работника нельзя возложить материальную ответственность. Во-вторых, нужны доказательства, что предприниматель-работодатель сам обеспечил условия, необходимые для нормальной работы и полной сохранности вверенного работникам имущества (статья 131 КЗоТ). К примеру, если в силу особенностей помещения какие-то товары находятся не в поле зрения продавца во время расчетов или продавец вынужден отлучаться за товаром в складское помещение, оставляя торговый зал без присмотра. В-третьих, есть риск, что налоговики не признают компенсацию стоимости доходом (и соответственно, аннулируют расходы).

Так что, как видим, первый предложенный вариант продажи кухонного прибора «виновному» работнику в данном случае наиболее приемлемый.

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КЗоТ  Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Порядок № 481 / приказ № 481 — Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, утвержденный приказом Миндоходов от 16.09.2013 г. № 481.

Перечень № 447/24  Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, которые были переданы им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типовые договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР от 28.12.77 г. № 447/24.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше