5. Информация формируется в бухгалтерском учете по хозяйственным и географическим сегментам, которые определяются предприятием на основе его организационной структуры.
Сегмент может быть определен и по критерию соблюдения единого технологического процесса, который может осуществляться в нескольких географических регионах, что обусловлено стадиями производства продукции, политикой послепродажного обслуживания, условиями доставки товаров и т. п.
При определении сегментов учитываются риски, обусловленные особенностями рынка сбыта продукции (товаров, работ, услуг) в данном регионе, валютные риски, возникающие при осуществлении деятельности в двух или более странах, и т. п.
6. Сегмент признается, если он отвечает большинству из критериев определения хозяйственного и географического сегментов.
7. В зависимости от сущности рисков и организационной структуры предприятия географические сегменты делятся на два вида:
7.1. Географический производственный сегмент выделяется по месту расположения производства продукции (работ, услуг) предприятия.
7.2. Географический сбытовой сегмент выделяется по месту расположения основных рынков сбыта и покупателей продукции (товаров, работ, услуг) предприятия.
Основой для выделения географического сегмента может выступать деятельность, которая ведется в отдельной области (областях) Украины, в отдельной зарубежной стране, в нескольких зарубежных странах, в постоянных региональных группировках стран. Предприятие самостоятельно определяет степень детализации географических регионов, исходя из необходимости раскрытия существенной информации.
8. Формирование отчетных сегментов осуществляется на основе выделенных хозяйственных и географических сегментов и путем объединения нескольких подобных сегментов одного вида в отдельный отчетный сегмент. Подобными признают сегменты, имеющие в течение нескольких отчетных периодов одинаковые (приближенные) значения прибыли и отвечающие большинству критериев определения хозяйственного и географического сегментов.
При объединении хозяйственных сегментов анализируются особенности и назначение продукции (товаров, работ, услуг), характер производственного процесса, категория покупателей, способы получения дохода (способы распространения продукции, товаров, работ, услуг) и т. п.
При объединении географических сегментов учитываются особенности региональных экономических и геополитических условий.
9. Хозяйственный сегмент или географический сегмент определяется отчетным, если большая часть его дохода создается от продажи продукции (товаров, работ, услуг) внешним покупателям и одновременно показатели его деятельности отвечают одному из следующих критериев:
доход данного сегмента предприятия от реализации продукции (товаров, работ, услуг) внешним покупателям и по внутрихозяйственным расчетам предприятия составляет не менее 10% общего дохода от продажи внешним покупателям и по внутрихозяйственным расчетам всех сегментов определенного вида (хозяйственного или географического соответственно);
финансовый результат данного сегмента составляет не менее 10% суммарного финансового результата всех сегментов определенного вида (хозяйственного или географического соответственно). Если предприятие по разным сегментам в отчетном периоде имеет одновременно разные финансовые результаты (прибыли и убытки), то отчетным определяется сегмент, финансовый результат которого составляет не менее 10% большей из двух абсолютных величин — суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов данного вида;
балансовая стоимость активов данного сегмента составляет не менее 10% совокупной балансовой стоимости активов всех сегментов определенного вида (хозяйственного или географического соответственно).
Пример определения отчетного сегмента приведен в приложении 2 к Положению (стандарту) 29.
Предприятия, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг) или по продукции (товарам, работам, услугам) которых до начала отчетного года принято решение о государственном регулировании цен, в том числе предприятия, осуществляющие производство, транспортировку, поставку тепловой энергии и оказывающие услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению, определяют такие виды продукции (товаров, работ, услуг) отдельными приоритетными отчетными хозяйственными сегментами независимо от того, соответствуют ли показатели деятельности критериям, приведенным в абзацах первом — четвертом этого пункта.
10. При несоответствии показателей сформированных сегментов критериям, указанным в пункте 9 Положения (стандарта) 29, необходимо произвести последующее объединение двух или нескольких подобных сегментов.
11. Сегмент, не отвечающий указанным в пункте 9 Положения (стандарта) 29 критериям, может быть признан отчетным сегментом, если этот сегмент имеет важное значение для предприятия в целом (обеспечивает деятельность других сегментов и т. п.) и информация о нем является существенной.
12. Хозяйственные или географические сегменты, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 9, и которые нельзя включить в состав какого-либо отчетного сегмента, считаются неподобными сегментами. Показатели неподобных сегментов в Приложении к примечаниям к годовой финансовой отчетности включаются в состав нераспределенной статьи, с использованием которых будут согласовываться соответствующие показатели деятельности отчетных сегментов и предприятия в целом по статьям Баланса (Отчета о финансовом состоянии) (форма № 1) и Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) (форма № 2).
13. Доход от операций с внешними покупателями всех определенных отчетных сегментов, информация о которых приводится в Приложении к годовой финансовой отчетности, должен составлять не менее 75% общего дохода предприятия от операций с внешними покупателями. Если общий доход признанных отчетных сегментов меньше такого уровня, то осуществляется выделение дополнительных сегментов с целью достижения указанного уровня дохода, даже если такие дополнительные сегменты не будут отвечать критериям, указанным в пункте 9 Положения (стандарта) 29.
Сегмент, который был определен отчетным в предыдущем году, но который в текущем году не отвечает критериям отчетного сегмента, должен определяться отчетным сегментом, если предприятие в течение двенадцати месяцев или операционного цикла, если он превышает двенадцать месяцев, ожидает достижения этим сегментом показателей, отвечающих критериям, указанным в пункте 9.
Если в отчетном году предприятие определяет новые отчетные сегменты, возникающие в результате изменения (расширения) хозяйственной деятельности предприятия, то по этим отчетным сегментам приводятся соответствующие сопоставимые показатели за предыдущий отчетный период или дается обоснованное объяснение причин невозможности достоверного определения показателей.
14. По характеру влияния на финансовый результат деятельности предприятия отчетные сегменты делятся на приоритетные и вспомогательные. В финансовой отчетности информация о приоритетных отчетных сегментах (хозяйственные или географические) раскрывается более детализированно. При определении приоритетного вида отчетного сегмента учитывается организационная структура предприятия.
Приоритетным сегментом может быть определен или хозяйственный сегмент, или географический производственный сегмент, или географический сбытовой сегмент.
15. Если организационная структуризация производственных и других обособленных подразделений предприятия построена по видам производимой продукции (товаров, работ, услуг), то приоритетным признается хозяйственный вид сегмента, а вспомогательным — географический. Если организационная структуризация производственных и других обособленных подразделений предприятия осуществлялась по регионам, в которых предприятие функционирует, то приоритетным признается географический вид сегмента, а вспомогательным — хозяйственный.
В случае отсутствия четких преимуществ зависимости финансовых результатов и рисков приоритетным отчетным сегментом признается хозяйственный сегмент, а вспомогательным — географический.
16. При определенных обстоятельствах (реорганизация предприятия, прекращение определенного вида деятельности) предприятие может изменить в отчетном периоде приоритетный сегмент. Изменение учетной политики в отношении сегментов отражается в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 28 мая 1999 года № 137 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21 июня 1999 года под № 392/3685.
17. Учетной политикой предприятия определяются виды сегментов, приоритетный вид сегмента, принципы ценообразования во внутрихозяйственных расчетах.