Нормативний акт Налоговый кодекс Украины

Статья 39. Трансфертное ценообразование

Редакции
Изменения документа по годам
Печать
Автор : Верховная Рада Украины

39.1. Принцип «вытянутой руки»

39.1.1. Плательщик налога, который принимает участие в контролируемой операции, должен определять объем его налогооблагаемой прибыли в соответствии с принципом «вытянутой руки».

39.1.2. Объем налогооблагаемой прибыли, полученной плательщиком налога, который принимает участие в одной или более контролируемых операциях, считается таким, который соответствует принципу «вытянутой руки», если условия указанных операций не отличаются от условий, которые применяются между несвязанными лицами в сопоставимых неконтролируемых операциях.

39.1.3. Если условия в одной или более контролируемых операциях не соответствуют принципу «вытянутой руки», прибыль, которая была бы начислена плательщику налогов в условиях контролируемой операции, которая соответствует указанному принципу, включается в налогооблагаемую прибыль плательщика налога.

39.1.4. Установление соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» проводится по методам, определенным пунктом 39.3 настоящей статьи, с целью проверки правильности, полноты начисления и уплаты налога на прибыль предприятий.

39.2. Контролируемые операции

39.2.1. Основы определения операций контролируемыми:

39.2.1.1. Для целей начисления налога на прибыль предприятий контролируемыми операциями являются:

а) хозяйственные операции, которые влияют на объект налогообложения сторон (стороны) таких операций, которые осуществляются плательщиками налогов со связанными лицами — нерезидентами;

б) внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже товаров через комиссионеров — нерезидентов.

39.2.1.2. Для целей начисления налога на прибыль предприятий контролируемыми являются хозяйственные операции, которые влияют на объект налогообложения плательщика налогов, одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), которое включено в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины.

Операции с контрагентом, зарегистрированным в государстве (на территории), включенном в указанный перечень, признаются контролируемыми с даты включения государства (территории) в такой перечень.

Во время определения перечня государств (территорий) Кабинет Министров Украины учитывает следующие критерии:

государства (территории), в которых общая ставка налога на прибыль предприятий (корпоративный налог) на 5 и больше процентных пунктов ниже, чем в Украине;

государства, с которыми Украиной не заключены международные договоры с положениями об обмене информацией.

Утвержденный Кабинетом Министров Украины перечень государств (территорий) центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, обнародует ежегодно в официальных печатных изданиях и на своем официальном веб-сайте с указанием ставок налога на прибыль предприятий (корпоративный налог). Информация об изменении ставок обнародуется в течение трех месяцев с даты их изменения.

39.2.1.3. Для контролируемых операций по вывозу в таможенном режиме экспорта и/или ввозу в таможенном режиме импорта товаров, которые имеют биржевую котировку, установление соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» с целью налогообложения доходов (прибыли, выручки) плательщиков налогов, которые являются сторонами контролируемой операции, осуществляется по методу сравнительной неконтролируемой цены.

Для установления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки» используется диапазон цен на такие товары, сложившихся на товарной бирже. Перечень товаров, которые имеют биржевую котировку, и мировых товарных бирж для каждой группы товаров определяется Кабинетом Министров Украины. Диапазон цен рассчитывается согласно порядку, определенному в абзаце четвертом подпункта 39.3.2.3 настоящей статьи, на основании биржевых котировок соответствующего товара за декаду, которая предшествует проведению контролируемой операции.

Указанные цены подлежат корректировке с учетом объема контролируемой операции, условий оплаты и поставки товаров, качественных характеристик, транспортных расходов.

В случае применения плательщиком налогов для установления соответствия условий таких операций принципу «вытянутой руки» методов, указанных в подпунктах 39.3.1.2–39.3.1.5 подпункта 39.3.1 пункта 39.3 статьи 39 настоящего Кодекса, плательщик налогов должен до 1 мая года, следующего за отчетным, подать в контролирующий орган, в котором он находится на учете, письменную информацию в произвольной форме, в которой указываются данные о всех связанных с плательщиком налогов лицах, которые принимали участие в цепи купли-продажи таких товаров (до первого несвязанного контрагента).

Информация должна содержать данные об уровне показателей рентабельности связанных лиц в соответствии с примененным плательщиком налогов методом установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки».

В случае когда плательщик налогов не подаст такую информацию или поданная информация не содержит всех данных, достаточных для проверки соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», контролирующий орган имеет право определить уровень цены контролируемой операции, которая соответствует принципу «вытянутой руки», по методу сравнительной неконтролируемой цены самостоятельно.

39.2.1.4. Хозяйственной операцией для целей трансфертного ценообразования являются все виды операций, договоров или договоренностей, документально подтвержденных или неподтвержденных, которые могут влиять на объект обложения налогом на прибыль предприятий плательщика налогов, в том числе, но не исключительно:

операции с товарами, такими как сырье, готовая продукция и т. п.;

операции по предоставлению услуг;

операции с нематериальными активами, такими как роялти, лицензии, плата за использование патентов, товарных знаков, ноу-хау и т. п., а также с любыми другими объектами интеллектуальной собственности;

финансовые операции, включая лизинг, участие в инвестициях, кредитах, комиссии за гарантию и т. п.;

операции по покупке либо продаже корпоративных прав, акций или других инвестиций, покупке либо продаже долгосрочных материальных и нематериальных активов.

39.2.1.5. Если в цепи хозяйственных операций между плательщиком налогов и его связанным лицом — нерезидентом, предусмотренных подпунктами 39.2.1.1, 39.2.1.2, 39.2.1.3 подпункта 39.2.1 настоящего пункта, право собственности на предмет такой операции прежде чем перейти от плательщика налогов к связанному лицу — нерезиденту (в случае экспортных операций) или прежде чем перейти от связанного лица — нерезидента к плательщику налогов (в случае импортных операций) переходит к одному или нескольким несвязанным лицам, такая операция для целей обложения налогом на прибыль предприятий считается контролируемой операцией между плательщиком налогов и его связанным лицом — нерезидентом, если эти несвязанные лица:

не выполняют в такой совокупности операций существенные функции, связанные с приобретением (продажей) товаров (работ, услуг), между связанными лицами;

не используют в такой совокупности операций существенные активы и/или не принимают на себя существенные риски для организации приобретения (продажи) товаров (работ, услуг) между связанными лицами.

Для целей настоящего подпункта под существенными функциями и активами понимаются функции, которые связанные лица не могли бы выполнить самостоятельно в своей обычной деятельности без привлечения других лиц и использования активов таких лиц. Под существенными рисками понимаются риски, принятие которых является обязательным для деловой практики таких операций.

39.2.1.6. Неконтролируемые операции — любые хозяйственные операции, не предусмотренные подпунктами 39.2.1.1, 39.2.1.2 и 39.2.1.5 подпункта 39.2.1 настоящего пункта, которые осуществляются между несвязанными лицами.

39.2.1.7. Хозяйственные операции, предусмотренные подпунктами 39.2.1.1–39.2.1.3 и 39.2.1.5 подпункта 39.2.1 настоящего пункта, признаются контролируемыми, если одновременно выполняются следующие условия:

годовой доход плательщика налогов от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 50 миллионов гривень (за вычетом непрямых налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;

объем таких хозяйственных операций плательщика налогов с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 5 миллионов гривень (за вычетом непрямых налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

39.2.1.8. Условия, при которых хозяйственные операции признаются такими, которые соответствуют принципу «вытянутой руки»:

если цены (наценки) на товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию согласно законодательству, цена считается такой, которая соответствует принципу «вытянутой руки», если она установлена в соответствии с правилами такого регулирования. Это положение не распространяется на случаи, когда устанавливается минимальная (максимальная) цена продажи или индикативная цена. В таком случае цена операции, которая соответствует принципу «вытянутой руки», определяется в соответствии с настоящей статьей, но не может быть меньше минимальной или индикативной цены и больше максимальной цены;

если во время осуществления операции обязательным является проведение оценки, стоимость объекта оценки является основанием для установления соответствия принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения;

в случае проведения аукциона (публичных торгов), обязательность проведения которого определена законом, условия, которые сложились по результатам такого аукциона (публичных торгов), признаются такими, которые соответствуют принципу «вытянутой руки»;

если продажа (отчуждение) товаров, в том числе имущества, переданного в залог заемщиком с целью обеспечения требований кредитора, осуществляется в принудительном порядке согласно законодательству, условия, сформированные во время такой продажи, признаются такими, которые соответствуют принципу «вытянутой руки».

39.2.2. Сопоставление коммерческих и финансовых условий операций

39.2.2.1. Для целей настоящего Кодекса контролируемые операции признаются сопоставимыми с неконтролируемыми, если:

нет значительных различий между ними, которые могут существенно повлиять на финансовый результат во время применения соответствующего метода трансфертного ценообразования;

такие различия могут быть устранены путем корректировки условий и финансовых результатов неконтролируемой операции для избежания влияния таких различий на сравнение.

39.2.2.2. Во время определения сопоставимости операций анализируются следующие элементы контролируемой и сопоставимых операций:

характеристика товаров (работ, услуг), которые являются предметом операции;

функции, которые выполняются сторонами операции, активы, которые ними используются, условия распределения между сторонами операции рисков и выгод, распределение ответственности между сторонами операции и другие условия операции (далее — функциональный анализ);

устоявшаяся практика отношений и условия договоров, заключенных между сторонами операции, которые существенно влияют на цены товаров (работ, услуг);

экономические условия деятельности сторон операции, включая анализ соответствующих рынков товаров (работ, услуг), которые существенным образом влияют на цены товаров (работ, услуг);

бизнес-стратегии сторон операции (при наличии), которые существенно влияют на цены товаров (работ, услуг).

39.2.2.3. Определение сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий операций с условиями контролируемой операции может осуществляться, в частности, но не исключительно, по результатам анализа:

количества товаров, объема выполненных работ (предоставленных услуг);

сроков выполнения хозяйственных обязательств;

условий проведения платежей во время осуществления операции;

официального курса гривни к иностранной валюте, установленного Национальным банком Украины, в случае использования такой валюты в расчетах во время осуществления операции, изменения такого курса;

размера обычных надбавок или скидок к цене товаров (работ, услуг), в том числе скидок, обусловленных сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), потерей товарами потребительских качеств, окончанием (приближением даты окончания) срока хранения (годности, реализации), сбытом неликвидных или низколиквидных товаров;

распределения прав и обязанностей между сторонами операции, определенных по результатам функционального анализа.

39.2.2.4. Анализ функций, которые выполняются сторонами операции, во время определения сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий операций с условиями контролируемой и неконтролируемых операций может проводиться с учетом материальных и нематериальных активов, которые находятся в распоряжении сторон операции и используются в целях получения дохода.

К таким функциям, в частности, но не исключительно, относятся:

дизайн и технологическая разработка товаров;

производство товаров;

составление товаров или их компонентов;

монтаж и/или установка оборудования;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

приобретение товарно-материальных ценностей;

осуществление оптовой или розничной продажи;

предоставление услуг по ремонту, гарантийному обслуживанию;

маркетинг, реклама товаров (работ, услуг);

хранение товаров;

транспортировка товаров;

страхование;

предоставление консультаций, информационное обслуживание;

ведение бухгалтерского учета;

юридическое обслуживание;

предоставление персонала;

предоставление агентских, доверительных, комиссионных и других подобных посреднических услуг по продаже товаров (работ, услуг);

осуществление контроля качества;

обучение и/или профессиональная подготовка, переподготовка или повышение квалификации персонала;

организация сбыта товаров (работ, услуг) с привлечением третьих лиц, имеющих опыт соответствующей работы;

Осуществление стратегического управления, в том числе определение ценовой политики, стратегии производства и реализации товаров (работ, услуг), объемов продаж и ассортимента товаров (работ, услуг), их потребительских качеств, а также осуществление оперативного управления.

39.2.2.5. Во время определения сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий сопоставимых операций с условиями контролируемой операции также могут учитываться риски сторон операции, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности, которые влияют на условия операции, в том числе, но не исключительно, следующие:

производственные риски, включая риск неполной загрузки производственных мощностей;

риск изменения рыночных цен на приобретенные материалы и произведенную продукцию вследствие изменения экономической конъюнктуры, других рыночных условий;

риск обесценивания производственных запасов, потери товарами потребительских качеств;

риски, связанные с потерей имущества или имущественных прав;

риски, связанные с изменением официального курса гривни к иностранной валюте, установленного Национальным банком Украины, процентных ставок, кредитные риски;

риск, связанный с отсутствием результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

инвестиционные риски, связанные с возможными финансовыми потерями вследствие ошибок, допущенных во время осуществления инвестиций, включая выбор объекта инвестирования;

риск причинения вреда окружающей природной среде;

предпринимательские (коммерческие) риски, связанные с осуществлением стратегического управления, включая ценовую политику и стратегию производства и реализации товаров (работ, услуг);

риск снижения уровня потребительского спроса на товары (работы, услуги).

39.2.2.6. Во время определения сопоставимости характеристик рынков товаров (работ, услуг) могут учитываться, в частности, но не исключительно, следующие факторы:

географическое местонахождение рынков и их объемы;

наличие конкуренции на рынках, относительная конкурентоспособность продавцов и покупателей на рынке;

наличие на рынке однородных (подобных) товаров (работ, услуг);

спрос и предложение на рынке, а также покупательная способность потребителей;

уровень государственного регулирования рыночных процессов;

уровень развития производственной и транспортной инфраструктуры;

другие характеристики рынка, влияющие на цены товаров (работ, услуг).

39.2.2.7. Во время определения сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий сопоставимых операций с условиями контролируемой операции может проводиться анализ коммерческих стратегий сторон операций, к которым, в частности, но не исключительно, принадлежат стратегии, направленные на обновление и усовершенствование своей продукции, выход на новые рынки сбыта товаров (работ, услуг).

39.2.2.8. Исключен.

39.3. Методы установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки»

39.3.1. Установление соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» осуществляется по одному из следующих методов:

39.3.1.1. сравнительной неконтролируемой цены;

39.3.1.2. цены перепродажи;

39.3.1.3. «затраты плюс»;

39.3.1.4. чистой прибыли;

39.3.1.5. распределения прибыли.

39.3.2. Критерии использования методов установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки»

39.3.2.1. Соответствие условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» определяется с помощью применения метода трансфертного ценообразования, который является наиболее целесообразным к фактам и обстоятельствам случая.

Наиболее целесообразный метод трансфертного ценообразования выбирается из числа методов, указанных в подпункте 39.3.1 настоящего пункта, с учетом следующих критериев:

целесообразности выбранного метода в соответствии с характером контролируемой операции, которая определяется, в частности, на основе результатов функционального анализа контролируемой операции (с учетом выполняемых функций, используемых активов и понесенных рисков);

наличия полной и достоверной информации, необходимой для применения выбранного метода и/или методов трансфертного ценообразования;

степени сравнимости между контролируемыми и неконтролируемыми операциями, включая надежность корректировок сравнимости, если такие применяют, которые могут использоваться для устранения расхождений между такими операциями.

Плательщик налога с учетом указанных критериев использует любой метод, который он считает наиболее целесообразным, однако в случае, когда существует возможность применения и метода сравнительной неконтролируемой цены, и любого другого метода, применяется метод сравнительной неконтролируемой цены.

В случае когда с учетом таких критериев метод цены перепродажи или метод «затраты плюс» и метод чистой прибыли или распределения прибыли могут применяться плательщиком налога с одинаковой надежностью, следует применять метод цены перепродажи или метод «затраты плюс».

Плательщик налога может не применять более одного метода для определения того, соответствуют ли условия контролируемой операции принципу «вытянутой руки».

Если плательщик налогов использовал метод, который соответствует положениями настоящей статьи, или выбрал метод трансфертного ценообразования, указанный в договоре о предварительном согласовании цен в контролируемых операциях, установление контролирующим органом соответствия условий контролируемых операций плательщика налогов принципу «вытянутой руки» базируется на этом методе трансфертного ценообразования, который применяется плательщиком налогов, за исключением случаев, когда контролирующий орган обоснует, что метод, который применяется плательщиком налогов, не является наиболее целесообразным.

39.3.2.2. Если во время применения методов трансфертного ценообразования сравнение цены или финансового показателя контролируемой операции проводится с ценами или финансовыми показателями нескольких сопоставимых неконтролируемых операций, используется диапазон цен (рентабельности).

В случае наличия нескольких сопоставимых неконтролируемых операций использование диапазона цен (рентабельности) является обязательным.

39.3.2.3. Если цена в контролируемой операции или соответствующий показатель рентабельности контролируемой операции находится:

в пределах диапазона, считается, что условия контролируемой операции соответствуют принципу «вытянутой руки»;

вне пределов диапазона цен (рентабельности), используется медиана диапазона цен (рентабельности).

Порядок расчета диапазона цен (рентабельности) и медианы диапазона цен (рентабельности) утверждается Кабинетом Министров Украины.

Применение для целей налогообложения медианы диапазона цен (рентабельности) осуществляется при условии, что это не приведет к уменьшению суммы налога, которая подлежит уплате в бюджет.

39.3.2.4. Выбор показателя рентабельности может осуществляться с учетом, в частности, но не исключительно, следующих факторов:

вида деятельности стороны контролируемой операции;

распределения функций, рисков, активов сторон;

экономической обоснованности выбранного показателя;

независимости показателя от доходов и/или расходов, признанных в операциях между связанными сторонами.

39.3.2.5. Во время определения уровня рентабельности контролируемых операций могут быть использованы финансовые показатели, которые обеспечивают установление соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», в частности, но не исключительно:

а) валовая рентабельность, которая определяется как отношение валовой прибыли к чистому доходу (выручке) от реализации товаров (работ, услуг), рассчитанному без учета акцизного налога, пошлины, налога на добавленную стоимость, других налогов и сборов;

б) валовая рентабельность себестоимости, которая определяется как отношение валовой прибыли к себестоимости реализованных товаров (работ, услуг);

в) чистая рентабельность, которая определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к чистому доходу (выручке) от реализации товаров (работ, услуг), рассчитанному без учета акцизного налога, пошлины, налога на добавленную стоимость, других налогов и сборов;

г) чистая рентабельность расходов, которая определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к сумме себестоимости реализованных товаров (работ, услуг) и операционных расходов (административных расходов, расходов на сбыт и других), связанных с реализацией товаров (работ, услуг);

ґ) рентабельность операционных расходов, которая определяется как отношение валовой прибыли к операционным расходам (административным расходам, расходам на сбыт и другим), связанным с реализацией товаров (работ, услуг);

д) рентабельность активов, которая определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к текущей рыночной стоимости необоротных и оборотных активов (кроме текущих финансовых инвестиций и денежных средств и их эквивалентов), которые прямо или опосредованно используются в контролируемой операции. В случае отсутствия необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основе данных бухгалтерской отчетности;

е) рентабельность капитала, которая определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к капиталу (сумма необоротных и оборотных активов, кроме текущих финансовых инвестиций и денежных средств и их эквивалентов, кроме текущих обязательств).

39.3.2.6. Показатели рентабельности для целей настоящей статьи определяются на основании данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отраженных по национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета или международным стандартам в соответствии со стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которые используются в Украине, с соответствующей корректировкой для обеспечения сопоставимости показателей.

39.3.2.7. В случае применения методов, указанных в подпунктах 39.3.1.2–39.3.1.4 подпункта 39.3.1 пункта 39.1 настоящей статьи, осуществляется выбор стороны, для которой проверяется показатель в соответствии с выбранным методом трансфертного ценообразования (далее — сторона, которая исследуется).

Выбор стороны, которая исследуется, должен осуществляться в соответствии с выполненными каждой стороной контролируемой операции функциями, использованными во время осуществления контролируемых операций активов, и принятыми экономическими (коммерческими) рисками, связанными с осуществлением такой операции.

Во время выбора стороны, которая исследуется, анализируется применимость выбранного метода (комбинации методов) к каждой из сторон контролируемой операции. Стороной, которая исследуется, избирается сторона:

относительно которой применение такого метода (комбинации методов) является наиболее обоснованным;

для которой можно найти наиболее сопоставимые операции и/или сопоставимые лица;

которая:

выполняет наименее сложные функции по контролируемой операции;

принимает наименьшие экономические (коммерческие) риски по контролируемой операции;

не владеет объектами нематериальных активов, которые оказывают существенное влияние на уровень рентабельности.

В случае осуществления внешнеэкономических операций сторона, для которой проверяется показатель в соответствии с выбранным методом трансфертного ценообразования, не обязательно должна быть резидентом.

39.3.3. Метод сравнительной неконтролируемой цены

39.3.3.1. Метод сравнительной неконтролируемой цены базируется на сравнении цены, примененной во время контролируемой операции, с ценой (диапазоном цен) в сопоставимой (сопоставимых) неконтролируемой (неконтролируемых) операции (операциях).

39.3.3.2. Во время применения метода сравнительной неконтролируемой цены сравнение цены контролируемой операции проводится с ценой сопоставимых неконтролируемых операций, которые фактически осуществлены плательщиком налогов или другими лицами.

39.3.3.3. Сравнение цены контролируемой операции с ценой (диапазоном цен) сопоставимых неконтролируемых операций проводится на основании имеющейся информации о ценах, примененных в течение периода, который анализируется, или информации на ближайшую ко дню осуществления контролируемой операции дату, кроме случаев, предусмотренных подпунктом 39.2.1.3 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 настоящей статьи.

39.3.4. Метод цены перепродажи

39.3.4.1. Метод цены перепродажи состоит из сравнения результата перепродажи, который покупатель товара в контролируемой операции получает от перепродажи товара в неконтролируемой операции, с результатом перепродажи, который получается в сопоставимой неконтролируемой операции покупки и операциях перепродажи.

39.3.4.2. Метод цены перепродажи также может использоваться, в частности, но не исключительно, если во время перепродажи товара осуществляются следующие операции:

подготовка товара к перепродаже и его транспортировке (деление товаров на партии, формирование поставок, сортировка, переупаковка);

смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

39.3.5. Метод «затраты плюс»

39.3.5.1. Метод «затраты плюс» состоит из сравнения надбавки на расходы, понесенные прямо или опосредованно во время поставки товаров (работ, услуг) в контролируемой операции, с надбавкой на расходы, понесенные прямо или опосредованно во время поставки товаров (работ, услуг) в сопоставимой неконтролируемой операции.

39.3.5.2. Метод «затраты плюс» может применяться, в частности, но не исключительно, во время:

выполнения работ (предоставления услуг) лицами, которые являются связанными с получателями результатов таких работ (услуг);

реализации товаров, сырья или полуфабрикатов по договорам между связанными лицами;

реализации товаров (работ, услуг) по долгосрочным договорам (контрактам) между связанными лицами.

39.3.6. Метод чистой прибыли

39.3.6.1. Метод чистой прибыли операции заключается в сравнении чистой прибыли на основе соответствующей базы (расходы, продажа, активы), которую получает плательщик налога в контролируемой операции, с чистой прибылью на основе той же базы в сопоставимой неконтролируемой операции.

39.3.7. Метод распределения прибыли

39.3.7.1. Метод распределения прибыли операции состоит из выделения каждому связанному предприятию, которое принимает участие в контролируемой операции, части общей прибыли (или убытка), полученной от такой операции, которую бы несвязанное предприятие получило от участия в сопоставимой неконтролируемой операции.

39.3.7.2. Если стороны контролируемых операций, совокупная прибыль которых подлежит распределению с учетом положений подпункта 39.3.7 настоящего пункта, ведут бухгалтерский учет и финансовую отчетность на основании различных форм и методов бухгалтерского учета, для целей применения метода распределения прибыли бухгалтерская и финансовая отчетность должна быть приведена в соответствие с едиными методологическими принципами бухгалтерского учета.

39.3.7.3. Метод распределения прибыли может использоваться, в частности, но не исключительно, в случае наличия:

существенной взаимосвязи между контролируемыми операциями и другими операциями, которые осуществляются сторонами контролируемой операции со связанными с ними лицами;

собственности (пользовании) сторон контролируемой операции прав на объекты нематериальных активов, которые существенно влияют на уровень рентабельности.

39.3.7.4. Распределение прибыли между сторонами контролируемых операций проводится на основании результатов оценки их вклада в совокупный доход в соответствии с критериями, которые базируются на объективных данных и подтверждаются информацией в сопоставимых операциях и/или внутренними данными сторон контролируемых операций с учетом выполненных каждой из них функций, использованных во время осуществления контролируемых операций активов, и принятых экономических (коммерческих) рисках, связанных с таким осуществлением.

39.3.7.5. Для целей подпункта 39.3.7 настоящего пункта совокупным доходом всех сторон контролируемых операций является сумма прибыли от таких контролируемых операций всех сторон контролируемых операций за период, которые анализируется. При этом остаточная прибыль (убыток) определяется как разница между совокупным доходом (убытком), полученным по результатам осуществления контролируемых операций, и суммой расчетной прибыли (убытка) всех сторон контролируемых операций.

39.3.7.6. Расчетная прибыль (убыток) определяется на основе методов, предусмотренных подпунктами 39.3.1.2–39.3.1.4 подпункта 39.3.1 настоящего пункта, для каждого лица, являющегося стороной контролируемых операций, на основе рыночного диапазона цены товаров (работ, услуг) или показателей рентабельности для каждой стороны с учетом выполненных такой стороной функций, использованных активов и принятых коммерческих рисков, которые являются типичными для сопоставимых операций.

39.3.7.7. Определение итоговой величины прибыли (убытка) каждой стороны контролируемых операций осуществляется путем суммирования соответствующих расчетной прибыли (убытка) и остаточной прибыли (убытка).

39.3.7.8. Для распределения между сторонами контролируемых операций совокупной или остаточной прибыли (убытка) всех сторон указанных операций могут учитываться, в частности, но не исключительно, следующие показатели:

размер расходов, понесенных каждой из сторон контролируемых операций в связи с созданием нематериальных активов, использование которых влияет на размер фактически полученной прибыли (убытка) от контролируемых операций;

характеристика персонала, привлеченного каждой стороной контролируемых операций, включая его численность и квалификацию; потраченное персоналом время; объем расходов на оплату труда, которые имеют влияние на размер фактически полученной прибыли (понесенного убытка) каждой стороной контролируемых операций;

рыночная стоимость активов, которые были использованы каждой стороной контролируемых операций и повлияли на размер фактически полученной прибыли (убытка) контролируемых операций;

другие показатели, связанные с выполнением функций, использованием активов, принятыми коммерческими рисками и размером фактически полученной прибыли (убытка) каждой стороной контролируемых операций.

39.4. Составление и представление отчета о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию для налогового контроля

39.4.1. Для целей налогового контроля за трансфертным ценообразованием отчетным периодом является календарный год.

39.3.4.2. Абзац первый исключен.

Плательщики налогов, объем контролируемых операций которых с одним контрагентом превышает 5 млн гривень (без учета налога на добавленную стоимость), обязаны представлять отчет о контролируемых операциях в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, до 1 мая года, следующего за отчетным, средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи.

Форма отчета о контролируемых операциях устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

39.4.3. Плательщики налогов, осуществляющие контролируемые операции, должны вести и хранить документацию по трансфертному ценообразованию.

39.4.4. На запрос центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, плательщики налогов в течение месяца со дня получения запроса представляют документацию по отдельным контролируемым операциям, указанным в запросе, которая должна содержать информацию, указанную в подпункте 39.4.6 настоящего пункта.

39.4.5. Запрос направляется не ранее 1 мая года, следующего за календарным годом, в котором такая контролируемая операция (операции) была осуществлена.

39.4.6. Документация по трансфертному ценообразованию (совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме) должна содержать следующую информацию:

а) данные о связанных лицах, а именно:

контрагенте (контрагентах) контролируемой операции;

лицах, непосредственно (опосредованно) владеющих корпоративными правами плательщика налогов в размере 20 и более процентов.

Данные должны быть такими, которые дают возможность идентифицировать таких связанных лиц (включая наименование государств (территорий), налоговыми резидентами которых являются лица);

б) общее описание деятельности группы (включая материнскую компанию и ее дочерние предприятия), в том числе организационную структуру группы, описание хозяйственной деятельности группы, политику трансфертного ценообразования;

в) описание операции, условия ее осуществления (цена, сроки и другие определенные законодательством Украины обязательные условия договоров (контрактов);

г) описание товаров (работ, услуг), включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя, наличие товарного знака и другую информацию, связанную с качественными характеристиками товара (работы, услуги);

ґ) условия и сроки осуществления расчетов по операции;

д) факторы, которые повлияли на формирование и установление цены;

е) сведения о функциях связанных лиц, являющихся сторонами контролируемой операции, об использованных ими активах, связанных с такой контролируемой операцией, и экономических (коммерческих) рисках, которые такие лица учитывали во время осуществления контролируемой операции (функциональный анализ и анализ рисков);

е) экономический анализ (включая методы, которые применены для определения условий контролируемой операции и обоснования причин выбора соответствующего метода; сумму полученных доходов (прибыли) и/или сумму понесенных расходов (убытка) в результате осуществления контролируемой операции, уровень рентабельности; расчет рыночного диапазона цен (рентабельности) по контролируемой операции с описанием подхода к выбору сопоставимых операций, источники информации, примененные для определения условий контролируемой операции);

ж) результаты сравнительного анализа коммерческих и финансовых условий операций в соответствии с подпунктом 39.2.2 пункта 39.2 настоящей статьи;

з) сведения о проведенной плательщиком налога самостоятельной или пропорциональной корректировке налоговой базы и сумм налога в соответствии с подпунктами 39.5.4 и 39.5.5 пункта 39.5 настоящей статьи (в случае ее проведения).

39.4.7. Документация по трансфертному ценообразованию подается плательщиком налогов в контролирующий орган, в котором плательщик находится на учете.

39.4.8. В случае когда поданная плательщиком налогов документация по трансфертному ценообразованию не содержит информацию в объеме, указанном в подпункте 39.4.6 настоящего пункта, или надлежащее обоснование соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, направляет такому плательщику налогов запрос с требованием дополнительно подать в течение 30 календарных дней с момента его получения информацию в соответствии с подпунктом 39.4.6 настоящего пункта и/или обоснование соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки».

39.4.9. Документация по трансфертному ценообразованию подается на государственном языке. В случае представления вместе с документацией документов, изложенных на иностранном языке, плательщик налогов одновременно подает перевод таких документов на государственном языке.

39.5. Налоговый контроль за установлением соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки»

39.5.1. Налоговый контроль за установлением соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки» осуществляется путем мониторинга контролируемых операций и проведения проверок плательщиков налогов по вопросам полноты начисления и уплаты налогов во время осуществления контролируемых операций (далее — проверка контролируемых операций).

39.5.1.1. Мониторинг условий контролируемых операций осуществляется путем наблюдения центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, за ценами, которые применяются сторонами таких операций, и путем анализа отчетов о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию, любых других информационных источников и путем получения информационных материалов и заключений, поданных плательщиком налогов в соответствии с пунктом 39.4 настоящей статьи.

С целью установления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки» должностные лица центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, во время проведения анализа отчетов о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию, поданных плательщиком налогов в соответствии с пунктом 39.4 настоящей статьи, имеют право проводить опрос уполномоченных лиц и/или работников плательщика налогов.

Порядок проведения мониторинга контролируемых операций и опроса устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

39.5.1.2. В случае если контролирующий орган во время выполнения функций налогового контроля выявил факты проведения плательщиком налогов контролируемых операций, отчет о которых в соответствии с подпунктом 39.4.2 пункта 39.4 настоящей статьи не подан, он направляет уведомление о выявленных контролируемых операциях центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику. Уведомление направляется средствами электронной связи не позже 5 рабочих дней со дня выявления таких операций.

Плательщик налогов, в отношении которого осуществлялся налоговый контроль, информируется о направлении центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, уведомления о выявленных контролируемых операциях не позже 5 рабочих дней со дня направления такого уведомления.

39.5.2. Проверка контролируемых операций проводится в соответствии с положениями главы 8 раздела II настоящего Кодекса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

39.5.2.1. Основаниями для проверки контролируемых операций являются:

а) направление уведомления контролирующим органом в соответствии с подпунктом 39.5.1.2 подпункта 39.5.1 настоящего пункта;

б) выявление по результатам мониторинга контролируемых операций несоответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки»;

в) непредставление плательщиком налогов или представление с нарушением требований пункта 39.4 настоящей статьи отчета о контролируемых операциях или документации по трансфертному ценообразованию.

39.4 настоящей статьи отчета о контролируемых операциях или документации по трансфертному ценообразованию;

ґ) получение документально подтвержденной информации и данных, которые свидетельствуют о несоответствии условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки».

39.5.2.2. Порядок проведения проверки контролируемых операций устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

39.5.2.3. Предоставление плательщиком налогов документов происходит в соответствии с требованиями пунктов 85.2 и 85.3 статьи 85 настоящего Кодекса в течение 10 дней с даты начала проверки.

В случае необходимости получения дополнительных документов, подтверждающих осуществление финансово-хозяйственных операций во время проведения проверки, они предоставляются плательщиком налогов в течение 15 дней с даты получения запроса контролирующего органа.

39.5.2.4. Контролирующий орган не имеет права проводить более одной проверки контролируемой операции одного плательщика налогов в течение календарного года.

39.5.2.5. Если у плательщика налогов, являющегося стороной контролируемой операции, относительно указанной операции проведена проверка контролируемых операций и по результатам такой проверки установлено соответствие цен контролируемой операции принципу «вытянутой руки», относительно нее не могут быть проведены проверки плательщиков налогов, которые являются другими сторонами данной операции по тем же контролируемым операциям.

39.5.2.6. Проведение проверки контролируемых операций не препятствует проведению проверок, определенных статьей 75 настоящего Кодекса.

39.5.2.7. Срок проведения проверки контролируемых операций исчисляется со дня принятия решения о ее проведении до дня составления справки (акта) о проведении такой проверки.

39.5.2.8. Продолжительность проверки контролируемых операций не должна превышать 18 месяцев.

Каждые шесть месяцев проведения проверки контролируемых операций контролирующий орган подает плательщику налогов информацию о текущем состоянии проведения проверки.

39.5.2.9. В случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертизы и/или перевода на украинский язык документов, необходимых для исследования соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», срок проведения проверки по решению руководителя (заместителя руководителя) центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, может быть продлен на срок, не превышающий 12 месяцев.

39.5.2.10. Во время проверки контролируемых операций могут быть проверены контролируемые операции с учетом срока, предусмотренного пунктом 102.1 статьи 102 настоящего Кодекса.

39.5.2.11. Если плательщик налогов использовал наиболее целесообразный метод установления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки» согласно критериям, предусмотренным пунктом 39.3 настоящей статьи, такой метод используется во время проверки контролирующим органом.

Если контролирующим органом доказано, что примененный плательщиком налогов метод (комбинация методов) не позволяет наиболее обоснованно установить соответствие условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», он имеет право применить другие методы (комбинацию методов) для установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки ».

39.5.2.12. Применение методов (комбинации методов) установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», не установленных настоящей статьей, запрещается.

39.5.2.13. Должностные лица, которые проводят проверку контролируемых операций, имеют право направить плательщикам налогов, которые являются сторонами контролируемых операций, которые проверяются, запрос о предоставлении документов (информации) по операциям и/или провести встречную сверку в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса, и провести опрос должностных лиц и/или работников плательщиков налогов, которые являются сторонами контролируемых операций.

Плательщик налогов обязан обеспечить возможность должностным лицам, которые проводят проверку контролируемых операций, провести опрос соответствующих должностных лиц или работников.

39.5.2.14. Результаты проверки контролируемых операций оформляются в форме акта (справки), который составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами, которые проводили проверку, и плательщиком налогов или его представителем.

39.5.2.15. Если по результатам проверки выявлено, что условия контролируемой операции отличаются от условий, которые соответствуют принципу «вытянутой руки», что привело к занижению суммы налога, составляется акт проверки. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

39.5.2.16. В случае когда по результатам проверок, которые не касаются трансфертного ценообразования, уже были доначислены налоговые обязательства на основании корректировки цен и ограничений уровня расходов и доходов по таким операциям, суммы доначисленных налоговых обязательств по результатам такой проверки зачисляются в погашение начисленных налогов по результатам проверки контролируемых операций.

39.5.2.17. Форма акта (справки) о результатах проверки контролируемой операции и требования к его (ее) составлению устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Акт о результатах проверки контролируемой операции должен содержать документально подтвержденные факты отклонения условий контролируемой операции от условий, соответствующих принципу «вытянутой руки», обоснование того, что такое отклонение повлекло занижение суммы налога, расчет суммы такого занижения.

39.5.2.18. В случае отказа плательщика налогов или его представителя от подписания акта (справки) о результатах проверки контролируемой операции должностными лицами контролирующего органа составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа.

39.5.2.19. Акт (справка) проверки контролируемой операции должен быть вручен в течение двух рабочих дней с даты его составления плательщику налогов, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку.

39.5.2.20. В случае несогласия плательщика налогов или его представителя с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте о результатах проверки контролируемой операции, они имеют право подать свои возражения в течение 30 дней со дня получения акта. При этом плательщик налогов имеет право подать вместе с возражениями или в согласованный срок документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Такие возражения рассматриваются в течение 30 рабочих дней, следующих за днем их получения, а плательщику налогов направляется ответ в порядке, определенном статьей 58 настоящего Кодекса, для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

39.5.2.21. Принятие налогового уведомления-решения по результатам проверки контролируемой операции осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 86 настоящего Кодекса, но не раньше окончания срока для предоставления плательщиком возражений, определенного подпунктом 39.5.2.20 настоящего пункта.

39.5.2.22. Обжалование налоговых уведомлений-решений, принятых по результатам проверки контролируемой операции, осуществляется в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса.

39.5.2.23. Материалы и сведения, полученные территориальным органом центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, во время осуществления мероприятий налогового контроля в отношении контролируемых операций, могут быть использованы во время проведения проверки других лиц, которые являются сторонами таких операций.

39.5.3. Источники информации, которые используются для установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки»

39.5.3.1. Плательщик налогов и контролирующий орган используют источники информации, содержащие сведения, которые дают возможность сопоставить коммерческие и финансовые условия операций согласно подпункту 39.2.2 пункта 39.2 настоящей статьи, в частности:

а) информацию о сопоставимых неконтролируемых операциях плательщика налогов, а также информацию о сопоставимых неконтролируемых операциях его контрагента — стороны контролируемой операции с несвязанными лицами;

б) любые информационные источники, которые являются общедоступными и предоставляют информацию о сопоставимых операциях и лицах.

39.5.3.2. Если плательщик налогов с целью установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» по методам, определенным пунктом 39.3 настоящей статьи, использовал источники информации, предусмотренные подпунктом 39.5.3.1 подпункта 39.5.3 настоящего пункта, контролирующий орган использует те же источники информации, если не доказано, что другие источники информации дают возможность получить более высокий уровень сопоставимости коммерческих и финансовых условий операций.

39.5.3.3. Для сопоставления с целью налогообложения условий контролируемых операций с условиями неконтролируемых операций контролирующий орган не имеет права использовать информацию, которая не является общедоступной (в частности информацию, доступ к которой имеется только у органов государственной власти).

39.5.4. Самостоятельная корректировка

39.5.4.1. В случае применения плательщиком налогов во время осуществления контролируемых операций условий, не соответствующих принципу «вытянутой руки», плательщик налогов имеет право самостоятельно произвести корректировку цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств при условии, что это не приведет к уменьшению суммы налога, которая подлежит уплате в бюджет.

39.5.4.2. Самостоятельная корректировка является корректировкой плательщиком налогов цены контролируемой операции, по результатам которой рассчитанная цена соответствует принципу «вытянутой руки», даже если такая цена отличается от фактической цены, установленной во время осуществления контролируемой операции.

39.5.5. Пропорциональная корректировка

39.5.5.1. В случае когда по результатам проверки соответствия условий контролируемых операций со связанными лицами-резидентами принципу «вытянутой руки» контролирующим органом установлено отклонение от условий, которые соответствуют принципу «вытянутой руки», и проведено доначисление налоговых обязательств или корректировка отрицательного значения объекта налогообложения либо других показателей налоговой отчетности, или если плательщик налогов провел самостоятельную корректировку согласно подпункту 39.5.4 настоящего пункта, другая сторона контролируемой операции — связанное лицо имеет право на корректировку своих налоговых обязательств исходя из условий, которые соответствуют принципу «вытянутой руки», определенных такой проверкой или самостоятельно таким плательщиком налога. Такая корректировка для целей настоящего Кодекса определяется пропорциональной корректировкой.

39.5.5.2. В случае когда в результате самостоятельных корректировок, проведенных плательщиком налогов в порядке, предусмотренном подпунктом 39.5.4 настоящего пункта, или в результате проверки, проведенной контролирующим органом, такому плательщику налогов были доначислены налоговые обязательства, право на проведение пропорциональной корректировки возникает у другой стороны контролируемой операции лишь после уплаты таких налоговых обязательств плательщиком налогов.

39.5.5.3. Во время проведения пропорциональной корректировки первичные документы и регистры бухгалтерского учета не корректируются.

39.5.5.4. Пропорциональная корректировка проводится плательщиком налогов на основании уведомления о возможности проведения пропорциональной корректировки, полученного от центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, и в других случаях, определенных настоящей статьей.

Уведомление о возможности проведения пропорциональной корректировки направляется плательщику налогов в течение 30 календарных дней с даты возникновения права на проведение пропорциональной корректировки в электронной форме средствами электронной связи или заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его уполномоченному представителю под расписку.

В случае наличия у плательщика налогов информации о выполнении другой стороной контролируемой операции решения о доначислении налоговых обязательств или корректировки отрицательного значения объекта налогообложения, других показателей налоговой отчетности, или если такая сторона провела самостоятельную корректировку согласно подпункту 39.5.4 настоящего пункта, такой плательщик налогов имеет право обратиться в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, с заявлением о направлении уведомления о проведении пропорциональной корректировки с указанием оснований для ее проведения.

Если право плательщика налогов на проведение пропорциональных корректировок возникло в результате выполнения другой стороной контролируемой операции решения о доначислении налоговых обязательств, к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих выполнение таких решений или уплату суммы занижения налогового обязательства (недоплаты), рассчитанной в результате проведение плательщиком налогов самостоятельной корректировки.

Форма и порядок подачи такого заявления устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

39.5.5.5. Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, рассматривает заявление плательщика налогов в течение 15 рабочих дней со дня его получения и по результатам рассмотрения принимает одно из следующих решений:

направить уведомление о возможности проведения пропорциональной корректировки;

отказать в проведении пропорциональной корректировки в случае несоблюдения порядка подачи заявления или отсутствия необходимых документов;

уведомить об отказе в проведении пропорциональной корректировки в связи с обжалованием решения о доначислении налоговых обязательств.

Если в течение 20 рабочих дней, следующих за днем получения заявления плательщика налогов, центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, не было направлено уведомление о возможности пропорциональной корректировки или обоснованный отказ в ее проведении, заявление такого плательщика налогов считается удовлетворенным и он имеет право на проведение соответствующей пропорциональной корректировки.

Если контролирующим органом установлено, что такая пропорциональная корректировка является необоснованной и привела к занижению налоговых обязательств или завышению бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, отрицательного значения объекта налогообложения, плательщик налогов может быть привлечен к ответственности в порядке, предусмотренном статьей 123 настоящего Кодекса.

39.5.5.6. В случае когда пропорциональная корректировка проведена в соответствии с решением о доначислении налоговых обязательств, которое в дальнейшем было отменено, проводится обратная корректировка.

39.5.5.7. Обратная корректировка проводится на основании уведомления центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, в течение 20 рабочих дней с даты получения такого уведомления. К уведомлению прилагаются расчет обратной корректировки и копия соответствующего судебного решения об отмене решения о начислении налоговых обязательств.

39.5.5.8. Возврат излишне уплаченных сумм налогов по отмененному решению проводится исключительно после того, как проведена обратная корректировка и уплачены соответствующие налоги сторонами контролируемой операции.

39.5.5.9. Штрафные санкции во время проведения обратной корректировки не начисляются.

39.5.5.10. Формы уведомления о пропорциональной корректировке и обратной корректировке определяются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

39.5.5.11. В случае когда одна из сторон контролируемых операций является нерезидентом, пропорциональная корректировка проводится в порядке и на условиях, предусмотренных международными договорами Украины об избежании двойного налогообложения.

39.6. Предварительное согласование цен в контролируемых операциях

39.6.1. Крупный плательщик налогов имеет право обратиться в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, с заявлением о предварительном согласовании цен в контролируемых операциях.

Согласование цен в контролируемых операциях является процедурой между крупным плательщиком (плательщиками) налогов и центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, во время которой согласовываются критерии для определения условий, которые соответствуют принципу «вытянутой руки», для некоторых будущих контролируемых операций на ограниченный срок на основании договора.

39.6.1.1. Предметом согласования могут быть, в частности, но не исключительно:

виды и/или перечень товаров (работ, услуг), которые являются предметом контролируемых операций;

методы или комбинация методов установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки»;

перечень источников информации, которые предполагается использовать для установления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки»;

срок, на который согласовываются цены в контролируемых операциях;

допустимое отклонение от установленного уровня экономических условий осуществления контролируемых операций;

порядок, сроки представления и перечень документов, которые подтверждают соблюдение согласованных цен в контролируемых операциях.

39.6.1.2. Другие условия предварительного согласования цен в контролируемых операциях определяются по соглашению сторон.

39.6.2. По результатам предварительного согласования цен в контролируемых операциях заключается договор, который подписывается руководителем крупного плательщика (плательщиков) налогов или его уполномоченным лицом и руководителем (заместителем руководителя) центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику.

39.6.2.1. Договор, заключенный по результатам согласования цен в контролируемых операциях между крупным плательщиком (плательщиками) налогов и центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, носит односторонний характер.

39.6.2.2. В случае когда предметом согласования является порядок установления соответствия цен в контролируемой внешнеэкономической операции принципа «вытянутой руки», крупный плательщик (плательщики) налогов или центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, имеют право привлекать к процедуре согласования цен государственный орган, уполномоченный взимать налоги и сборы в государстве, которое является стороной контролируемой внешнеэкономической операции (при наличии международного договора (конвенции) об избежании двойного налогообложения между Украиной и таким государством). Договор, заключенный по результатам такого взаимного согласования, носит двусторонний характер.

39.6.2.3. В случае привлечения к процедуре согласования цен двух и более государственных органов, уполномоченных взимать налоги и сборы в государствах, которые являются сторонами контролируемой внешнеэкономической операции (при условии наличия международных договоров (конвенций) об избежании двойного налогообложения между Украиной и такими государствами), договор, заключенный по результатам такого согласования, носит многосторонний характер.

39.6.2.4. Порядок предварительного согласования цен в контролируемых операциях, по результатам которого заключаются договоры, которые носят односторонний, двусторонний и многосторонний характер, утверждается Кабинетом Министров Украины.

В случае соблюдения условий договора о согласовании цен контролирующие органы не имеют права принимать решения о доначислении налоговых обязательств, штрафов, пени относительно контролируемых операций, которые являются предметом договора о предварительном согласовании цен.

Скачайте наше мобильное приложение iFactor