Нормативний акт Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте

1. Виды норм расходов топлива и смазочных материалов

Редакции
Изменения документа по годам
Печать
Автор : Министерство инфраструктуры Украины

1.1 Для автомобилей устанавливаются следующие виды норм расходов топлива:

базовая линейная норма на пробег автомобиля — на 100 км;

норма на выполнение транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом) — на 100 тонно-километров (т • км);

норма на одну тонну снаряженной массы Hg (учитывает дополнительный расход топлива при изменении снаряженной массы автомобиля, прицепа или полуприцепа);

норма на ездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием и выполнением операций загрузки и разгрузки) — на одну ездку;

норма на пробег при выполнении специальной работы — на 100 км;

норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, — на час или на выполненную операцию;

базовая норма на работу автономного (независимого) обогревателя — на один час его работы.

1.2 Базовая норма Hs устанавливается:

— для грузовых автомобилей (за исключением самосвалов) — в снаряженном состоянии;

— для легковых автомобилей и автобусов (полная масса которых не превышает 3,5 т) и самосвалов — с половиной нагрузки;

— для автобусов (полная масса которых превышает 3,5 т) — с полной нагрузкой (полной массой);

— для грузопассажирских автомобилей — в снаряженном состоянии с половиной массы пассажиров.

Базовые линейные нормы по типам автомобилей приведены в таблицах приложений А и Б в разрезе моделей (модификаций) автомобилей в алфавитном порядке (по украинскому и латинскому алфавиту).

В связи с тем, что большинство современных автомобилей имеют многовариантное конструктивное исполнение (комплектация одной модели автомобиля различными моделями двигателя, коробки передач, главной передачи и т. п.), новоразработанные и пересмотренные начиная с 1997 года базовые линейные нормы приведены в отдельных таблицах с указанием технических данных и особенностей конструктивного исполнения моделей (модификаций) транспортных средств, которые позволяют их идентифицировать. Эти нормы распространяются только на модели (модификации) автомобилей с указанными техническими данными и особенностями конструктивного исполнения.

Базовые линейные нормы расходов топлива установлены в следующих единицах измерения:

— для бензиновых, дизельных автомобилей и автомобилей, которые работают на сжиженном нефтяном газе, — в литрах на 100 км пробега (л/100 км);

— для автомобилей, которые работают на сжатом природном газе, — в нормальных кубических метрах на 100 км (м3/100 км);

— для газодизельных автомобилей нормы расхода сжатого природного газа приведены в таблицах в м3/100 км, а дизельного топлива — рядом в л/100 км.

Нормы расходов дизельного топлива отмечены индексом «д», поставленным после цифрового значения норм, сжиженного нефтяного газа — индексом «снг», сжатого природного газа — «спг». Для газобаллонных автомобилей (ГБА) в скобках указана норма при работе на бензине, для газодизельных (ГДА) — на дизельном топливе.

Из перечня моделей автомобилей исключены те, производство которых прекращено 25 и более лет назад. При необходимости расчета нормативных расходов топлива на автомобили этих моделей применяются корректирующие коэффициенты и формулы расчетов согласно настоящему нормативному документу, а базовые линейные нормы согласно Нормам расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Минтранса Украины № 179 от 03.05.95 г.

1.3 Норма на выполнение транспортной работы Hw применяется для бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов, автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей, выполняющих работу, которая учитывается в тонно-километрах (может применяться для легковых автомобилей и автобусов с прицепами, выполняющих выполняют транспортную работу, которая учитывается в тонно-километрах).

Предельно допустимые (максимальные) нормы на выполнение транспортной работы Hw в зависимости от вида топлива составляют:

— бензин — 2,0 л/100 т • км;

— дизельное топливо — 1,3 л/100 т • км.

При работе за пределами города на дорогах с твердым покрытием (дорогах из асфальтобетона, цементобетона) в условиях, которые не подпадают под применение корректирующих коэффициентов, указанных в пп. 3.1.1.2, 3.1.2, 3.1.3–3.1.8, 3.1.15, предельно допустимые нормы на выполнение транспортной работы Hw в зависимости от вида топлива составляют:

— бензин — 1,4 л/100 т • км;

— дизельное топливо — 0,9 л/100 т • км.

Примечание 1. В случае питания двигателя другими видами топлив, в частности сжиженным нефтяным газом (СНГ), сжатым природным газом (СПГ), в том числе в случае газодизельного питания, к приведенным в настоящем пункте нормам применяются переводные коэффициенты в соответствии с пп. 2.1.4.

Примечание 2. При осуществлении магистральных перевозок современными грузовыми автомобилями рекомендуется применять норму на транспортную работу в пределах 0,55 ... 0,7 л дизельного топлива на 100 т • км.

Фактические расходы топлива на выполнение транспортной работы увеличиваются в условиях эксплуатации, которые включают осуществления большого количества остановок и фаз разгона-выбега-торможения на единицу пути, повышенное сопротивление качению (некачественное дорожное покрытие, дороги из щебня (гравия), грунтовые дороги и т. п.), бугристый рельеф местности.

Примечание 3. Большие значения норм на выполнение транспортной работы (которые подпадают под применение корректирующих коэффициентов, указанных в пп. 3.1.1.2, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5–3.1.8, 3.1.15) при работе за пределами города используются на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах).

Примечание 4. Право установления конкретных величин норм расходов топлива на выполнение транспортной работы в регламентированных пределах предоставляется руководителям предприятий.

Определенный предприятием порядок установления и использования норм расходов топлива на выполнение транспортной работы утверждается приказом (распоряжением) по предприятию.

Рекомендовано дифференцированное использование норм расходов топлива на выполнение транспортной работы в зависимости от условий осуществления перевозок и технологического уровня (топливной экономичности) подвижного состава и в соответствии с фактическими потребностями.

1.4 Норма на одну тонну снаряженной массы Hg (автопоезда, автомобиля, прицепа или полуприцепа и т. п.) применяется в случае изменения снаряженной массы автомобиля. Нормы на одну тонну снаряженной массы Hg (л/100 т • км) в зависимости от вида топлива равны соответствующим нормам на выполнение транспортной работы согласно пп. 1.3 и используются так же, как и нормы на выполнение транспортной работы.

1.5 Норма на маневрирование в местах загрузки и разгрузки и выполнение операции по разгрузке Hz применяется для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами и учитывает увеличение расходов топлива, связанное с маневрированием в местах загрузки и разгрузки и выполнением операции по разгрузке. Hz установлена на каждую ездку с грузом, и ее максимально возможное значение рассчитывается в зависимости от грузоподъемности автомобиля следующим образом:

Hz = 0,02 х Gв, (1),

где:

Hz — норма на ездку с грузом, литров дизельного топлива,

Gв — грузоподъемность автомобиля (т).

Примечание. В случае питания двигателя бензином данная норма увеличивается на 25%. В случае питания двигателя СПГ, СНГ и другими видами топлива (в том числе в случае газодизельного питания) применяются переводные коэффициенты в соответствии с пп. 2.1.4.

1.6 Норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях Ноб применяется для специальных и специализированных автомобилей, которые выполняют специальные работы во время стоянки (автокраны, компрессорные, бурильные установки и т. п.). Нормы на работу специального оборудования в литрах на час работы оборудования или в литрах на одну технологическую операцию приведены в таблице Б.1 приложения Б.

1.7 Норма на пробег при выполнении специальной работы Hsc применяется для специальных и специализированных автомобилей, которые выполняют специальные работы во время движения (снегоочистители, поливомоечные и т. п.). Нормы на пробег при выполнении специальной работы по моделям спецавтомобилей приведены вместе с линейными нормами на пробег без выполнения специальной работы в таблице Б.2 приложения Б.

1.8 Норма расхода топлива на работу автономного (независимого) обогревателя Hон применяется для автомобилей и другой техники на колесном шасси, оборудованных автономными обогревателями. В приложении Г приведены базовые нормы расходов топлива автономными обогревателями на один час работы обогревателя.

Нормативный расход топлива на работу автономного обогревателя устанавливается в процентах от базовой нормы расхода на один час работы обогревателя (что соответствует его номинальной мощности) в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды в холодное время года (процент использования мощности обогревателя):

ниже чем +15 °C и до +5 °C включительно — до 20%;

ниже чем +5 °C и до -5 °C включительно — до 40%;

ниже чем -5 °C и до -15 °C включительно — до 60%;

ниже чем -15 °C и до -25 °C включительно — до 80%;

ниже чем -25 °C — до 100%.

Расход топлива на работу обогревателя учитывается в общих нормативных расходах топлива согласно пп. 4.2.

При условии отсутствия в приложении Г нормы на работу автономного обогревателя применяется корректирующий коэффициент согласно пп. 3.1.13 или, в случае необходимости, устанавливается соответствующая норма согласно пп. 2.2.

1.9 Нормативный расход топлива Qн — расход топлива автомобилем (оборудованием, разнообразной техникой на колесном шасси и т. п.) при осуществлении пробега, выполнении транспортной или специальной работы и т. п. в определенных условиях эксплуатации.

Нормативные расходы топлива для каждого конкретного автомобиля (оборудования) рассчитывают по приведенным в разделе 4 формулам в зависимости от типа автомобиля (оборудования) и его назначения с применением указанных в разделах 1 и 2 норм расходов топлива, а также коэффициентов их корректировки, приведенных в разделе 3.

Указанные в разделах 1 и 2 нормы расходов топлива и в разделе 3 коэффициенты их корректировки устанавливают (по их предельным значениям) предельно допустимые нормативы расходов топлива.

Конкретные значения нормативных расходов топлива устанавливаются предприятиями в зависимости от фактических потребностей (но не выше предельно допустимых значений) в соответствии с определенными условиями эксплуатации и при условии, что:

выполняются рекомендации завода — изготовителя автомобиля (оборудования) относительно его эксплуатации (включая режимы использования, надлежащее техническое обслуживание и т. п.);

автомобиль (оборудование) находится в удовлетворительном техническом состоянии;

соблюдаются требования относительно рационального использования автомобиля (оборудования) в соответствии с его эксплуатационной документацией, а также безопасной и приемлемой экономной манерой его эксплуатации (вождение с соблюдением Правил дорожного движения и т. п.).

Предприятие на основании анализа причин отклонений фактических расходов топлива, которые могут изменяться во времени или при определенных условиях, от установленных им нормативных расходов может изменять установленные нормативные расходы в соответствии с изменением условий эксплуатации или, в случае необходимости, принимать меры относительно устранения причин увеличения фактического расхода топлива сверх установленного предприятием нормативного расхода топлива. Таким образом, можно заранее выявить и устранить технические неисправности автомобиля (оборудования) или принять меры относительно внедрения (соблюдения водителями) безопасных и приемлемых экономных методов управления транспортными средствами, обеспечения рационального использования техники и т. п.

1.10 Нормативы расходов смазочных материалов, приведенные в приложении В, установлены на 100 литров (100 м3 СПГ) нормативных расходов топлива Qн, рассчитанных для данного автомобиля:

— нормативы расходов масел — в л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

— нормативы расходов масел — в кг/100 литров (кг/100 м3 СПГ) Qн.

Нормативы расходов масел и смазок уменьшаются на 50% для всех автомобилей, которые находятся в эксплуатации до трех лет (кроме автомобилей, отмеченных в приложении В знаком (*)).

Нормативы увеличиваются до 20% для автомобилей, которые находятся в эксплуатации больше восьми лет.

Расходы смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов устанавливаются в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

1.11 Временные, временные индивидуальные и постоянные базовые нормы расходов топлива для колесных транспортных средств и оборудования, которое устанавливается на колесных транспортных средствах, включая транспортные средства общего назначения, специализированного назначения и специального назначения, которые, в частности, принимают участие в транспортном процессе на дорогах общего пользования (в том числе легковые и грузовые автомобили, фургоны, автобусы, автомобили с прицепами, самосвалы и т. п., специальное оборудование, которое устанавливается на шасси колесных транспортных средств и другую технику, указанную в приложении Б), вместе с системой корректирующих коэффициентов и норм дополнительного потребления, которые учитывают влияние на расход топлива различных эксплуатационных условий, разрабатываются ведущим институтом Министерства инфраструктуры Украины в сфере автомобильного транспорта — Государственным предприятием «Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт» (далее — ГП «ГосавтотрансНИИпроект»).

Нормы устанавливаются на основе централизованно собранных данных с применением механизмов предварительной апробации в различных природно-климатических, дорожных и других условиях.

Нормы расходов топлива дорожно-строительными машинами, техникой сельскохозяйственного назначения и т. п. распространяются исключительно на выполнение специальных технологических операций, не связанных с осуществлением транспортного процесса на дорогах общего пользования колесными транспортными средствами общего, специализированного и специального назначения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно