Темы статей
Выбрать темы

Корректируем средний заработок педагогов: как учесть повышение окладов «+ 2 разряда» в 2017 году

Гузенко Оксана, главный специалист отдела оплаты труда Департамента заработной платы и условий труда
Учитель высшей категории общеобразовательного учебного заведения (ОУЗ) до 1 января 2017 года имел 12-й тарифный разряд по ЕТС. С 1 января 2017 года его тарифный разряд повышен до 14-го (на две позиции) в соответствии с постановлением КМУ от 14.12.2016 г. № 974. Также с 1 января 2017 года должностной оклад повышен в соответствии с постановлением КМУ от 28.12.2016 г. № 1037. С 3 апреля 2017 года работнице предоставлен ежегодный отпуск (перед наступлением права на отпуск в связи с беременностью и родами). Как корректировать ее заработок за апрель — декабрь 2016 года для расчета отпускных? Как учесть двойное повышение с 01.01.2017 г. окладов педагогическим работникам при корректировке среднего заработка согласно п. 10 Порядка № 100?

Да, действительно, с 1 января 2017 года некоторым категориям педагогических работников размеры должностных окладов были повышены одновременно на двух основаниях и в соответствии с двумя нормативно-правовыми актами. Рассмотрим их.

1-е повышение — «+ 2 тарифных разряда».

Согласно постановлению КМУ от 14.12.2016 г. № 974 повышение тарифных разрядов на две позиции по ЕТС для педагогов должны пройти в два этапа:

с 01.01.2017 г. однозначно повышаются должностные оклады (путем увеличения тарифных разрядов на две позиции) педработников учебных заведений, которые финансируются за счет образовательной субвенции из госбюджета местным бюджетам. Типы учебных заведений, которым направляется образовательная субвенция на оплату труда с начислениями педработников, приведены в ст. 1032 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (ср. ). К таким учебным заведениям относят ОУЗ и ПТУЗ в части обеспечения расходов на получение полного общего среднего образования*;

* См. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 1-2, с. 5. — Примеч. ред.

с 01.09.2017 г. запланировано повышение должностных окладов (путем увеличения тарифных разрядов на две позиции) педработникам других заведений и учреждений образования, которые финансируются за счет государственного и местных бюджетов (ДУЗ, заведений здравоохранения, соцзащиты и пр.). При этом органы местного самоуправления имеют право принять решение о повышении тарифных разрядов на две позиции педработников заведений и учреждений образования, которые финансируются за счет местных бюджетов, и до 01.09.2017 г.

2-е повышение — «общее» повышение окладов по ЕТС.

С 1 января 2017 года в соответствии с постановлением КМУ от 28.12.2016 г. № 1037** всем работникам отдельных отраслей бюджетной сферы с оплатой по ЕТС (в том числе и педагогическим) повышены размеры должностных окладов.

** См. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 1-2, с. 6. — Примеч. ред.

Следовательно, с 1 января 2017 года, например, у педагогических работников ОУЗ состоялось двойное повышение окладов.

Далее рассмотрим влияние такого двойного повышения окладов на корректировку среднего заработка. Для этого напомним действующие требования «корректирующей» нормы — п. 10 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100).

Согласно абз. 1 п. 10 этого Порядка в случае повышения тарифных ставок и должностных окладов на предприятии, в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в колдоговорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, учитываемые во время исчисления средней зарплаты, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Исходя из откорректированной заработной платы в расчетном периоде определяют среднедневную (часовую) заработную плату. Если повышение тарифных ставок и должностных окладов состоялось в период, когда за работником сохранялась средняя заработная плата, по этой заработной плате выполняют начисление лишь в части, касающейся дней сохранения средней заработной платы со дня повышения тарифных ставок (должностных окладов) ( абз. 2 п. 10 Порядка № 100).

Коэффициент, на который необходимо откорректировать выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, рассчитывается путем деления оклада (тарифной ставки), установленного после повышения, на оклад (тарифную ставку) до повышения.

Коэффициент рассчитывают для каждого работника отдельно и для каждого случая расчета среднего заработка в соответствии с Порядком № 100.

В случае изменения тарифной ставки (должностного оклада) работнику в связи с присвоением более высокого разряда, переводом на другую вышеоплачиваемую работу (должность) и тому подобное такая корректировка средней заработной платы не осуществляется ( абз. 3 п. 10 Порядка № 100).

Повышения с 01.01.2017 г. должностных окладов для педагогических работников в результате повышения тарифных разрядов на две позиции по ЕТС состоялись в соответствии с актами законодательства, потому нормы абз. 1 и 2 п. 10 Порядка № 100 применяют при расчете средней зарплаты. Такое повышение окладов («+ 2 тарифных разряда») для работников не считается изменением оклада в связи с присвоением более высокого разряда, переводом на другую вышеоплачиваемую работу (должность) и тому подобное, потому предписание абз. 3 п. 10 Порядка № 100 в данном случае не работает.

Следовательно, для педагогических работников при расчете коэффициента корректировки учитываем как «общее» повышение окладов по ЕТС, так и повышение окладов на две позиции по ЕТС («+ 2 тарифных разряда»). То есть корректирующий коэффициент определим путем деления последнего нового оклада (тарифной ставки), установленного после двух повышений (фактический оклад января-2017 по новому тарифному разряду), на оклад (тарифную ставку), который был у работника до таких повышений***.

*** За подтверждением этого вывода и получением официальной позиции специалистов Минсоцполитики с соответствующим запросом редакция газеты обратилась в адрес Министерства. Ожидаем ответа и надеемся, что мнение специалистов ведомства по этому вопросу не изменится. — Примеч. ред.

Другими словами, в данном случае нужно привести зарплату в расчетном периоде до уровня последнего январского-2017 повышения окладов (с учетом повышения «+ 2 тарифных разряда»).

Пример. Учителю высшей категории ОУЗ предоставлен ежегодный отпуск с 03.04.2017 г. С 01.01.2017 г. его тарифный разряд повышен с 12-го до 14-го. Расчетный период (апрель 2016 года — март 2017 года) отработан полностью.

Как определить коэффициенты корректировки заработка за апрель — декабрь 2016 года?

Должностной оклад по 12-му тарифному разряду по ЕТС в 2016 году составляет: с 1 января — 2360 грн., с 1 мая — 2512 грн., с 1 декабря — 2830 грн.; а с 1 января 2017 года — 3392 грн.

Должностной оклад по 14-му тарифному разряду по ЕТС с 1 января 2017 года — 3872 грн.

Следовательно, принимаем во внимание и повышение окладов по ЕТС, и повышение «+ 2 тарифных разряда». Поэтому заработок за март — декабрь 2016 года (который учитывают при расчете отпускных) должен быть откорректирован на следующие коэффициенты:

— заработок за апрель 2016 года — на коэффициент 1,6407 (3872 : 2360);

— заработок за май — ноябрь 2016 года — на 1,5414 (3872 : 2512);

— заработок за декабрь 2016 года — на 1,3682 (3872 : 2830).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше