Темы статей
Выбрать темы

Рентная плата за спецводопользование: вопросы — ответы

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетные учреждения — плательщики рентной платы за спецводопользование должны составлять соответствующую отчетность. И, как всегда, возникают вопросы о правильности заполнения налоговой декларации по рентной плате, исчислении и уплате такой платы. К тому же всегда интересно знать, а какое мнение имеют специалисты ГФС по тому или иному вопросу. Для того, чтобы вы могли ознакомиться с их позицией «здесь и сейчас», не просматривая кучу интернет-ресурсов, мы подготовили этот материал. Итак, знакомьтесь с вопросами и ответами на них специалистов ГФС и руководствуйтесь ими в своей работе как в текущем отчетном периоде, так и в следующих.

п/п

Вопрос

Ответ

1

Является ли плательщиком рентной платы за спецводопользование поселковый совет, имеющий на балансе скважину, в случае добычи воды для предоставления жителям села или другим субъектам хозяйствования и какой объем воды является объектом налогообложения?

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 280 сельские, поселковые, городские советы являются органами местного самоуправления, представляющими соответствующие территориальные громады и осуществляющими от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией Украины, Законом № 280 и другими законами.

При этом, как, в частности, предусмотрено ч. 1 и 3 ст. 8 ХКУ, органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются субъектами хозяйствования.

Хозяйственная компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления реализуется от имени соответствующего государственного или коммунального учреждения.

Исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета решаются согласно п. 30 ч. 1 ст. 26 Закона № 280, в частности, вопросы о принятии решений о создании, ликвидации, реорганизации и перепрофилировании предприятий, учреждений и организаций коммунальной собственности соответствующей территориальной громады.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, строятся на принципах их подчиненности, подотчетности и подконтрольности органам местного самоуправления (ч. 1 ст. 17 Закона № 280).

Учитывая вышеуказанное, поселковый совет как орган местного самоуправления не относится к субъектам хозяйствования и не имеет права получить разрешение на спецводопользование, а потому не является плательщиком рентной платы за спецводопользование.

При этом коммунальное учреждение (предприятие), которое от имени поселкового совета осуществляет хозяйственную деятельность и имеет право на получение разрешения на спецводопользование (в том числе для предоставления объемов воды жителям села или другим субъектам хозяйствования), является плательщиком рентной платы за спецводопользование за фактический объем использованной воды из скважины, за исключением объемов воды, переданных жителям села в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков.

Вопрос — ответ размещен в ЗІР (категория 121.01)

2

Заведение получает воду от первичного водопользователя согласно договору централизованного снабжения. Полученную воду использует как для собственных хозяйственных нужд, так и для передачи арендаторам. Является ли такое заведение плательщиком рентной платы за спецводопользование?

Напомним, что плательщиками рентной платы за спецводопользование являются (п. 255.1 НКУ):

1) первичные водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, которые используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов;

2) субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, которые используют воду для потребностей гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

То есть обязанность плательщика рентной платы за спецводопользование возложена на первичных водопользователей — субъектов, имеющих собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды из водных объектов (ч. 3 ст. 42 Водного кодекса).

Поэтому в случае использования заведением исключительно объемов воды, поставленных первичным водопользователем, у него не возникает обязанность плательщика рентной платы.

Ответ предоставлен в ИНК от 10.06.2019 г. № 2647/6/99-99-12-02-03-15/ІПК

3

За какие объемы воды не взимается рентная плата за спецводопользование первичными водопользователями и декларируются ли такие объемы воды в приложении 5?

Согласно п. 255.3 НКУ объектом обложения рентной платой за спецводопользование является фактический объем воды, используемый водопользователями.

В соответствии с п. 255.4 НКУ рентная плата за специальное использование воды не взимается:

• за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупности людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога;

• за воду, используемую для противопожарных нужд;

• за воду, используемую для нужд внешнего благоустройства территорий городов и других населенных пунктов;

• за воду, используемую для пылезаглушения в шахтах и карьерах;

• за воду, забираемую научно-исследовательскими учреждениями, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины, для проведения научных исследований в области рисосеяния и для производства элитных семян риса;

• за подземную воду, изымаемую из недр для устранения вредного воздействия вод (подтопления, засоления, заболачивания, смещения, загрязнения и т. п.), кроме карьерной, шахтной и дренажной воды, используемой в хозяйственной деятельности после изъятия и/или получаемой для использования другими пользователями;

• за воду, забираемую для обеспечения выпуска молодняка ценных промышленных видов рыбы и других водных живых ресурсов в водные объекты;

• за морскую воду, кроме воды из лиманов;

• за воду, используемую садоводческими и огородническими обществами (кооперативами);

• за воду, забираемую для реабилитации, лечения и оздоровления реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, предприятиями, учреждениями и организациями физкультуры и спорта для инвалидов и детей-инвалидов, которые основаны всеукраинскими общественными организациями инвалидов в соответствии с законом;

• для нужд гидроэнергетики — с гидроаккумулирующих электростанций, функционирующих в комплексе с гидроэлектростанциями;

• для нужд водного транспорта:

— с морского водного транспорта, который использует речной водный путь исключительно для захождения с моря в морской порт, расположенный в низовье реки, без использования специальных мер обеспечения судоходства (попуски воды из водохранилищ и шлюзование);

— при эксплуатации водных путей стояночными (нефтеперекачивающие станции, плавнефтебазы, дебаркадеры, доки плавучие, суда с механическим оборудованием и другие стояночные суда) и служебно-вспомогательными судами и эксплуатации водных путей реки Дуная.

Итак, объемы воды, за которые не взимается рентная плата за спецводопользование, определены п. 255.4 НКУ. При этом первичные водопользователи декларируют такие объемы воды в отдельном расчете по рентной плате за спецводопользование в налоговой декларации по рентной плате с указанием в строке 10.2 приложения 5 коэффициента в размере 0 (ноль).

Вопрос — ответ размещен в ЗІР (категория 121.02)

По этому вопросу стоит добавить, что на сегодняшний день рентную плату за спецводопользование первичные водопользователи должны уплачивать за фактический объем воды, который они используют (п. 255.3 НКУ). Конечно же, за минусом воды, используемой ими в целях, указанных в п. 255.4 НКУ, в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юрлиц и ФЛП, или, скажем, за воду, используемую садовническими и огородническими обществами. Нужно ли отчитываться за объемы такой воды?

Налоговики считают, что первичный водопользователь обязан задекларировать в приложении 5 и объемы воды, за которые в соответствии с п. 255.4 НКУ он не уплачивает рентную плату.

Чтобы выполнить такие требования, они рекомендуют:

• во-первых, необъектные объемы воды показывать в отдельном приложении 5;

• во-вторых, при расчетах рентной платы указать в строке 10.2 такого приложения 5 коэффициент в размере 0 (ноль), который обнулит обязательство за необъектные объемы воды.

Отметим, что на декларировании освобожденных от ренты объемов воды налоговики начали настаивать еще с начала 2018 года, когда объясняли, как первичным водопользователям, осуществляющим централизованное водоснабжение, начислить налог за необъектную часть воды. Тогда они впервые указали на отдельные приложения 5 с начисленным нулевым налоговым обязательством (см. письмо ГФСУ от 08.05.2018 г. № 1388/4/99-99-12-02-03-13).

Такие выводы можно понять, когда речь идет о субъекте, который за часть воды налог уплачивает, а за часть — нет. Так они хоть смогут проконтролировать, вписался он в выделенный лимит на использование воды или нет. И если не вписался, то уплатил ли налоговые обязательства в пятикратном размере.

Но как быть тем первичным водопользователям, для которых вся вода является необъектной (использована исключительно на санитарно-гигиенические цели или, например, для собственных нужд)? Выходит, что им также нужно подавать декларацию по рентной плате и приложение 5 с нулевым налоговым обязательством?

А если этого не сделать, то придется уплатить штраф за неподачу налоговой отчетности?

На наш взгляд, требования фискалов о подаче нулевой отчетности, когда за весь объем использованной воды рента согласно п. 255.4 НКУ не уплачивается, неправомерны. Дело в том, что от подачи такой декларации освобождает п. 49.2 НКУ. В нем говорится, что, когда нет объекта налогообложения, подавать налоговые декларации не нужно.

Следовательно, если субъект использует воду лишь для целей, перечисленных в п. 255.4 НКУ, то объекта налогообложения не возникает, а потому и декларировать нечего.(ср. )

Но, как видим, контролеры занимают фискальную позицию. И тем, кто не подал нулевые декларации, следует готовиться к неприятностям. А потому тем, кто не хочет проблем, советуем подать нулевую декларацию и спать спокойно

4

Как первичный водопользователь, имеющий разрешение на специальное водопользование и использующий воду одновременно для производственных нужд и для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, исчисляет рентную плату за спецводопользование?

Поскольку плательщиками рентной платы за спецводопользование определены субъекты хозяйствования, относящиеся к первичным водопользователям, использующим и/или передающим вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов, предприятия-водопользователи являются плательщиками рентной платы лишь за объемы воды, которые забраны ими из поверхностного водного объекта собственными водозаборными сооружениями.

Что касается объемов воды, полученных на правах вторичного водопользователя исключительно для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, за них рентная плата не взимается.

Такая позиция ГФС изложена в ИНК от 13.02.2019 г. № 504/6/99-99-12-02-03-15/ІПК.

В такой ситуации водопользователь должен иметь в виду следующее.

Как первичный водопользователь, имеющий разрешение на специальное водопользование и использующий воду одновременно для производственных нужд и для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, он должен исчислять рентную плату за специальное использование воды за фактический объем воды, который изъят из водного объекта, путем составления по каждому направлению использования воды отдельного приложения 5.

Вопрос — ответ размещен в ЗІР (категория 121.05)

5

Должен ли первичный водопользователь, имеющий разрешение на специальное водопользование и использующий воду исключительно для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд или для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения и/или собственных хозяйственных нужд, подавать налоговую декларацию по рентной плате (в части рентной платы за специальное использование воды) и уплачивать рентную плату за спецводопользование?

Действующий порядок определения основных элементов и исчисления налоговых обязательств по рентной плате, установленный ст. 255 НКУ, предусматривает, что рентная плата не взимается за объемы воды, используемые определенными в п. 255.4 НКУ потребителями.

Вместе с тем в условиях действия единого тарифа централизованного водоснабжения, установленного согласно Порядку формирования тарифов на централизованное водоснабжение и централизованное водоотведение, утвержденному постановлением НКРЭКУ от 10.03.2016 г. № 302, не предусмотрены процедуры учета объемов поставки воды по разной себестоимости («с» или «без» учета рентной платы). До утверждения отдельных тарифов определение основных элементов и исчисление налоговых обязательств по рентной плате осуществляется путем составления для каждого водного объекта трех приложений 5 к отчетной декларации за:

1) объемы воды, которые по результатам коммерческого учета коммунальных услуг по водоснабжению предоставлены для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд потребителям, не являющимся субъектами хозяйствования в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения, но относящимися к потребителям, определенным в п.п. 255.4.1 НКУ, налоговые обязательства по рентной плате декларируются с указанием в приложении 5 к декларации:

• объемов, поставленных в отчетном (налоговом) периоде для удовлетворения питьевых потребностей, — строка 8,

• поскольку налоговое обязательство (строка 11) не возникает, то для целей функционирования алгоритма контроля в строке 10.2 указывается величина «0» (ноль);

2) объемы воды, задекларированные водопользователями при утверждении тарифа и признанные используемыми первичными водопользователями на собственные технологические нужды, включая потери и расходы для обеспечения осуществления хозяйственной деятельности по выработке, созданию и/или предоставлению жилищно-коммунальных услуг, налоговые обязательства по рентной плате декларируются с указанием в приложении 5 к декларации:

• объемов, которые в отчетном (налоговом) периоде использованы для собственных технологических нужд, — строка 8;

• коэффициента 0,3 — строка 10.2 (в соответствии с п. 255.7 НКУ);

• ставки рентной платы для соответствующего водного объекта — строка 9;

3) объемы воды, поставленные потребителям, не являющимся субъектами хозяйствования в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения и не относящимся к потребителям, определенным в п.п. 255.4.1 НКУ, налоговые обязательства по рентной плате декларируются с указанием в приложении 5 к декларации:

• объемов, которые в отчетном (налоговом) периоде поставлены для потребностей вторичных потребителей, — строка 8;

• поскольку налоговое обязательство (строка 11) исчисляется по ставке, определенной НКУ, то для целей функционирования алгоритма контроля в строке 10.2 указывается величина «1» (один);

• ставки рентной платы для соответствующего водного объекта — строка 9.

Таким образом, первичный водопользователь, имеющий разрешение на специальное водопользование и использующий воду исключительно для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд или для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения и/или собственных хозяйственных нужд, является плательщиком рентной платы и должен подавать декларацию и уплачивать рентную плату.

Вопрос — ответ размещен в ЗІР (категория 121.05)

6

Как взимается и исчисляется рентная плата за специальное водопользование в случае отсутствия разрешения на специальное водопользование с установленными в нем лимитами использования воды?

Согласно п. 255.3 НКУ объектом обложения рентной платой за спецводопользование является фактический объем воды, используемый водопользователями.

Объем фактически использованной воды водопользователи исчисляют самостоятельно на основании данных первичного учета согласно показаниям измерительных приборов.

Но в случае отсутствия у водопользователя разрешения на спецводопользование с установленными в нем лимитами использования воды рентная плата взимается за весь объем использованной воды, которая подлежит оплате как за сверхлимитное использование.

В свою очередь, за сверхлимитное использование воды рентная плата исчисляется по каждому источнику водоснабжения отдельно согласно установленным ставкам рентной платы и коэффициентам (п.п. 255.11.14 НКУ).

Так, в случае превышения водопользователями установленного годового лимита использования воды рентная плата исчисляется и уплачивается в пятикратном размере исходя из фактических объемов использованной воды сверх установленного лимита использования воды, ставок рентной платы и коэффициентов (п.п. 255.11.13 НКУ).

Вопрос — ответ размещен в ЗІР (категория 121.04)

7

Необходимо ли подавать приложение 5 субъектам хозяйствования, имеющим скважины и осуществляющим забор и/или использование воды в объеме до 5 куб. метров в сутки и не имеющим разрешений на специальное водоиспользование с установленными годовыми лимитами использования воды и/или измерительных приборов?

В соответствии с п. 255.1 НКУ плательщиками рентной платы за спецводопользование являются, в частности, первичные водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, которые используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов. Согласно ч. 1 ст. 48 Водного кодекса специальное водопользование — это, в частности, забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использования воды.

Обратите внимание: не относятся к специальному водопользованию сбор и/или использование воды в объеме до 5 куб. метров в сутки, кроме той, которая используется для производства (входит в состав) напитков и фасованной питьевой воды (абз. 12 ч. 3 ст. 48 Водного кодекса).

Как предусмотрено п. 5 Порядка государственного учета артезианских скважин, обустройства их средствами измерения объема добытых подземных вод, утвержденного постановлением КМУ от 08.10.2012 г. № 963, водопользователи обустраивают эксплуатируемые артезианские скважины средствами измерения объема добытых подземных вод, которые прошли в установленном законодательством порядке государственную метрологическую аттестацию или поверку в поверочных лабораториях предприятий и организаций, уполномоченных на проведение государственных испытаний или поверок.

Обязанность плательщика рентной платы возникает у субъектов хозяйствования, идентифицируемых как первичные водопользователи — субъекты, ключевым признаком которых является наличие водозаборных сооружений и соответствующего оборудования для забора воды (ч. 3 ст. 42 Водного кодекса), а также наличие соответствующего разрешения на специальное водопользование (ч. 1 ст. 49 Водного кодекса), которым предоставлено право осуществления хозяйственной деятельности по специальному водопользованию путем забора воды.

Таким образом, если субъект хозяйствования не имеет разрешения на специальное водопользование и добывает подземную воду в объеме до 5 куб. метров в сутки, то такой субъект хозяйствования не является плательщиком рентной платы и не подает расчет по рентной плате за специальное использование воды (приложение 5 к налоговой декларации по рентной плате).

Вопрос — ответ размещен в ЗІР (категория 121.05)

Вместе с тем помните: субъект хозяйствования, имеющий скважину и осуществляющий забор (добычу) подземной воды до 5 куб. метров в сутки (без получения разрешения на специальное водопользование), для получения экономической выгоды от их использования является плательщиком рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых. На каком основании?

Так, согласно п.п. 252.4.1 НКУ к объекту обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых не относятся не включенные в государственный баланс запасов полезных ископаемых полезные ископаемые местного значения и торф, добытые землевладельцами и землепользователями для собственного потребления, если их использование не предусматривает получения экономической выгоды с передачей или без передачи права собственности на них, общей глубиной разработки до двух метров, и пресные подземные воды до 20 метров.

Учитывая это, такой субъект хозяйствования подает декларацию вместе с приложением 1. Отметим, что именно в этом приложении осуществляют расчет по рентной плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых.

При этом в таком случае в строке 6.1.4 приложения 1 к декларации указывают информацию о виде пользования участком недр, а именно проставляют отметку в строке 6.1.5 «добыча полезных ископаемых» и информацию о разрешении на добычу полезных ископаемых (в случае наличия) в строках 6.1.1 — 6.1.7 приложения 1 к декларации

8

Какой код водного объекта указывают в строке 6 приложения в случае использования воды из смешанных источников водоснабжения, поверхностных или подземных вод?

Для заполнения строки 6 «Код водного объекта» приложения 5 плательщики используют информацию, указанную в приложении 16 к декларации «Кодификация водных объектов по типу водного объекта и направлению использования воды согласно разд. IX НКУ». При этом последний разряд кода должен отличаться от «0». Для каждого типа водного объекта заполняется отдельное приложение 5.

При этом при декларировании налоговых обязательств по рентной плате для каждого типа водного объекта, указанного в строке 6 расчета, в соответствии с приложением 16 к декларации составляют отдельный расчет.

Отметим, что в таком случае объект обложения рентной платой по каждому типу водного объекта плательщик исчисляет с учетом процентного соотношения и соответствующей ставки рентной платы, определенной в соответствии с п. 255.5 НКУ.

Вопрос — ответ размещен в ЗІР (категория 121.05)

9

В течение отчетного квартала (года) был получен или изменен годовой лимит использования воды. Как заполнять строки 7, 8.1 и 8.2 приложения 5?

Отметим, что при превышении водопользователями установленного годового лимита использования воды рентную плату за спецводопользование исчисляют и уплачивают в пятикратном размере исходя из фактических объемов использованной воды сверх установленного лимита использования воды, ставок рентной платы и коэффициентов и исчисляют по каждому источнику водоснабжения отдельно.

При этом за сверхлимитное использование воды рентная плата исчисляется по каждому источнику водоснабжения отдельно согласно установленным ставкам рентной платы и коэффициентам (п.п. 255.11.14 НКУ).

При получении или изменении в течение квартала (года) годового лимита использования воды в приложении 5, в частности, указывают:

в строке 7 — установленный годовой лимит использования воды в соответствии с новым (действующим) разрешением в метрах кубических;

в строке 8.1 — объект налогообложения с начала года:

первичными водопользователями указывается объем использованной воды в пределах установленного годового лимита согласно полученному разрешительному документу, который учитывается при определении налогового обязательства с начала года, в метрах кубических;

в строке 8.2 — объект налогообложения с начала года:

первичными водопользователями указывается объем использованной сверх установленного годового лимита воды согласно полученному разрешительному документу, который учитывается при определении налогового обязательства с начала года, в метрах кубических.

Знайте: при получении разрешения водопользователем, который в прошлых налоговых периодах текущего года осуществлял использование воды без разрешения, налоговые обязательства, исчисленные как за сверхлимитное использование воды, не пересматриваются.

Вопрос — ответ размещен в ЗІР (категория 121.04)

10

Как подавать отчетность, если закончился срок действия разрешения на спецводопользование или оно аннулировано и прекращено использование воды?

Порядок исчисления плательщиками налоговых обязательств по рентной плате, утвержденный п. 255.11 НКУ, в частности, определяет, что плательщики исчисляют рентную плату исходя из фактических объемов использованной воды (подземной, поверхностной) водных объектов, установленных в разрешении на специальное водопользование, лимитов использования воды, ставок рентной платы и коэффициентов. Налогоплательщик обязан за каждый установленный НКУ отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или в случае наличия показателей, подлежащих декларированию, в соответствии с требованиями НКУ подавать налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является (п. 49.2 ст. 49 НКУ). Расчет налоговых обязательств по рентной плате за специальное использование воды осуществляется в приложении 5 к декларации.

Таким образом, для первичного водопользователя наличие действующего разрешения на спецводопользование определяет его обязанность подавать в контролирующий орган по основному или неосновному месту учета декларации вместе с приложением(ями) 5 (в части рентной платы за спецводопользование), в том числе в случае отсутствия объекта налогообложения в некоторых отчетных (налоговых) периодах.

Для субъекта хозяйствования, у которого закончился срок действия разрешения на спецводопользование или в случае его аннулирования и прекращения использования воды (т. е. объект налогообложения отсутствует), последним налоговым периодом, за который подается декларация вместе с приложением(ями) 5 (в части рентной платы за спецводопользование), является отчетный период, в котором закончился срок действия разрешения на специальное водопользование.

Такая позиция ГФС изложена в ИНК от 28.05.2019 г. № 2431/6/99-99-13-02-03-15

Но знайте: если срок действия разрешения закончился, а плательщик продолжает спецводопользование, он:

• во-первых, не прекращает подавать декларацию;

• во-вторых, уплачивает рентную плату в пятикратном размере — как за сверхлимитное использование (см. ответ на вопрос № 6)

11

Нужно ли первичному водопользователю в случае отсутствия в отчетном периоде объекта обложения рентной платой за спецводопользование подавать в контролирующий орган налоговую декларацию по рентной плате вместе с приложением(ями) 5 (в части рентной платы за спецводопользование) или заявление об отсутствии объекта налогообложения?

Для первичного водопользователя наличие действующего разрешения на специальное водопользование определяет его обязанность подавать в контролирующий орган по основному или неосновному месту учета декларации вместе с приложением(ями) 5 (в части рентной платы за спецводопользование), в том числе в случае отсутствия объекта налогообложения в некоторых отчетных (налоговых) периодах. При этом нормами НКУ не предусмотрена подача в контролирующий орган первичным водопользователем заявления об отсутствии объекта обложения рентной платой за специальное использование воды в отчетном периоде.

Для субъекта хозяйствования, у которого закончился срок действия разрешения на специальное водопользование или в случае его аннулирования и прекращения использования воды (т. е. объект налогообложения отсутствует), последним налоговым периодом, за который подается декларация вместе с приложением(ями) 5 (в части рентной платы за специальное использование воды), является отчетный период, в котором закончился срок действия разрешения на специальное водопользование.

Вопрос — ответ размещен в ЗІР (категория 121.05)

12

Как подать уточняющую декларацию, если выявлены ошибки в ранее поданном приложении 5?

Напомним, что порядок самостоятельного исправления ошибок, содержащихся в ранее поданной плательщиком налога налоговой декларации, определен ст. 50 НКУ.

Согласно п. 50.1 НКУ в случае, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ) налогоплательщик самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки) обнаруживает ошибки, содержащиеся в ранее поданной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных ст. 50 НКУ), он обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на время подачи уточняющего расчета.

Налогоплательщик, который самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки) обнаруживает факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан (за исключением случаев, установленных п. 50.2 НКУ), в частности, направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3 % от такой суммы до подачи такого уточняющего расчета.

Знайте: на плательщика рентной платы возлагается ответственность за правильность исчисления, полноту и своевременность ее внесения в бюджет, а также за своевременность подачи контролирующим органам соответствующей декларации согласно нормам НКУ и других законодательных актов (п.п. 258.1.1 НКУ).

Учитывая указанное, в случае неподачи субъектом хозяйствования вместе с декларацией отдельных приложений, в которых исчисляется налоговое обязательство по соответствующему виду объекта, такой субъект хозяйствования имеет право:

1) до наступления предельного срока подачи декларации подать декларацию с отметкой «Звітна нова» вместе со всеми приложениями, в которых исчисляются налоговые обязательства по соответствующему виду объекта налогообложения;

2) после наступления предельного срока подачи декларации подать декларацию с отметкой «Уточнююча» вместе с теми приложениями, которые не подавались и в которых исчисляются налоговые обязательства по соответствующему виду объекта, с указанием суммы штрафной санкции в размере, определенном п. 50.1 НКУ, и пени в соответствии со ст. 129 НКУ.

Вопрос — ответ размещен в ЗІР (категория 121.05)

13

Как в уточняющей налоговой декларации исправить ошибку в случае неверного заполнения строки 6 «Код водного объекта» приложения 5 за прошлый налоговый период?

Для исправления ошибочно указанного кода водного объекта в строке 6 расчета после наступления предельного срока подачи отчетности плательщиком рентной платы подается уточняющая декларация за соответствующий отчетный (налоговый) период, состоящая из двух уточняющих расчетов.

В частности, в одном уточняющем расчете по коду водного объекта, который подлежит исправлению, указывается:

• в строке 11 — налоговое обязательство с начала года, равное «0»;

• в строке 12 — налоговое обязательство с начала года за предыдущий отчетный период, равное «0»;

• в строке 13 — налоговое обязательство, равное «0»;

• в строке 14 — сумма уточняемого налогового обязательства;

• в строке 14.2 — сумма уменьшаемого налогового обязательства.

Во втором уточняющем расчете указывается:

• в строке 6 — нужный код водного объекта,

• в строке 11 — налоговое обязательство с начала года;

• в строке 12 — налоговое обязательство с начала года за предыдущий отчетный период (строка 11 расчета к декларации за предыдущий период по указанному коду водного объекта);

• в строке 13 — сумма налогового обязательства;

• в строке 14 — сумма уточняемого налогового обязательства, равного « 0»;

• в строке 14.1 — сумма увеличиваемого налогового обязательства;

• в строке 15 — размер штрафной санкции — 0,03;

• в строке 16 — исчисленная сумма штрафной санкции;

• в строке 17 — сумма пени.

Вопрос — ответ размещен в ЗІР (категория 121.05)

14

В случае выявления ошибок за прошлый налоговый период как заполняют строки 1.1.1, 1.2.1 уточняющей декларации и строки 1.1, 1.2, 13 — 17 приложения(ий) 5?

Отметим, что уточняющую декларацию подают вместе с приложениями 5, в которых выявлены ошибки, отдельно за каждый налоговый период.

При этом в декларации и всех приложениях 5 к ней проставляют отметку «Уточнююча».

В частности, в строках 1.1.1 и 1.2.1 уточняющей декларации и в строках 1.1 и 1.2 уточняющего расчета отчетный (налоговый) период и уточняемый отчетный (налоговый) период заполняют одинаковые значения, которые соответствуют уточняемому отчетному (налоговому) периоду: квартал — I, II, III, IV и год.

По каждому коду водного объекта в соответствии с приложением 16 составляют отдельное приложение 5.

В приложениях 5, в частности, указывается:

• в строке 13 — налоговое обязательство за налоговый (отчетный) квартал;

• в строке 14 — сумма налогового обязательства, указанная в строке 13 приложения 5 ранее поданной декларации, которая согласуется в связи с самостоятельным выявлением ошибки;

• в строке 14.1 — увеличиваемое налоговое обязательство (стр. 13 - стр. 14);

• в строке 14.2 — уменьшаемое налоговое обязательство (стр. 14 - стр. 13);

• в строке 15 — размер штрафной санкции (десятичной дробью), применяемый в случае занижения в ранее поданной декларации суммы налоговых обязательств, которая самостоятельно согласуется плательщиком, определенной в соответствии с п.п. «а» п. 50.1 НКУ (3 %);

• в строке 16 — сумма штрафа;

• в строке 17 — сумма пени, которую начисляет плательщик самостоятельно в соответствии со ст. 129 НКУ.

Вопрос — ответ размещен в ЗІР (категория 121.05)

15

В какой бюджет налогоплательщики уплачивают налоговые обязательства по рентной плате за специальное использование воды и по каким кодам бюджетной классификации?

В зависимости от категории водных объектов (общегосударственного или местного значения) водопользователи рентную плату уплачивают:

а) при использовании воды водных объектов местного значения — по коду бюджетной классификации 13020200.

Такую рентную плату в полном объеме зачисляют в состав доходов соответствующих местных бюджетов (п. 3 ч. 1 ст. 69 БКУ);

б) при использовании воды водных объектов общегосударственного значения по кодам бюджетной классификации:

13020100 (рентная плата за воду поверхностную и подземную, кроме рентной платы за специальное использование воды водных объектов местного значения);

13020300 (рентная плата для нужд гидроэнергетики);

13020600 (рента в части использования поверхностных вод для нужд водного транспорта, за исключением стояночного и служебно-вспомогательного флотов);

13020400 и 13020401 (рента, поступающая от предприятий ЖКХ).

Такую рентную плату распределяют между госбюджетом и соответствующим местным бюджетом в пропорции «50 % на 50 %».

Вопрос — ответ размещен в ЗІР (категория 121.06)

Нормативные документы и сокращения

Водный кодекс — Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

БКУ Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 280/97 — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Декларация — Налоговая декларация по рентной плате, утвержденная приказом Минфина от 17.08.2015 г. № 719.

Приложение 5 — приложение 5 «Расчет по рентной плате за специальное использование воды» к налоговой декларации по рентной плате.

ИНК — индивидуальная налоговая консультация.

ЗІР— Общедоступный ресурс информационного справочника ГФС (zir.sfs.gov.ua).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше