* Вступил в силу 04.07.18 г.
Прежде всего отметим, что комментируемый Закон имеет обратную силу. Затронутые им льготы действуют с 01.05.18 г.
Кстати, именно 1 мая считается началом проведения ООС, которая пришла на смену АТО.
Вы уже поняли, что в комментируемом Законе речь идет далеко не обо всех АТО-льготах (перечень самых важных приведен в статье «АТО «завершена». Что с АТО-правилами?» // «БН», 2018, № 24). А лишь:
• о четырех НДС-льготах для спецсредств индивидуальной защиты с определенными кодами УКТ ВЭД; лекарственных средств и медизделий целевого использования в объемах, определенных КМУ; лекарств и медизделий целевого назначения без госрегистрации и разрешительных документов; продукции оборонного значения с определенными кодами УКТ ВЭД (см. п. 5 «супертаблицы» из упомянутой статьи).
• и об одном освобождении от удержания ВС из доходов силовиков, принимающих непосредственное участие в АТО и/или ООС (п. 8 там же).
А что же с остальными?
К сожалению, законодатель, по сути, проигнорировал ряд АТО-льгот, установленных п. 38 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, — «недвижимую» (п. 10 таблицы), «земельную» (п. 11), по ЕН для четвертой группы (п. 12), а также п.п. 165.1.54 НКУ насчет освобождения от НДФЛ благотворительной помощи (п. 4 таблицы).
Конечно, можно допустить, что в отношении этих АТО-льгот, период действия которых установлен до конца года завершения АТО (а последней, НДФЛьной, плюс еще один год), законодатель взял тайм-аут до декабря, а тогда продлит и их на период ООС (конечно, если она еще не закончится). Хотя может случиться и иначе — по концу текущего года с ними придется распрощаться навсегда…
Но под самым большим вопросом те АТО-льготы, период действия которых ограничен периодом проведения АТО. Среди них прежде всего НДС-льгота по «компенсирующим» НО (см. п. 6 нашей «супертаблицы»), освобождение от корректировки по налогу на прибыль (п. 7 ее же), освобождение от налоговых санкций (п. 9 там же). Действуют ли эти АТО-льготы после 1 мая?
К сожалению, комментируемый Закон прямого ответа на этот вопрос не дает…
Пару слов об АТО-правилах (обозначим их так), установленных Законом № 1669**. В нашей «супертаблице» мы ограничились самыми важными из них (см. пп. 1, 2), но есть и другие. Так вот, неумолимо приближается 1 ноября, когда законодатель не сможет уйти от конкретного ответа на вопрос: а что же с ними? Ведь сам Закон № 1669 должен утратить силу через 6 месяцев со дня завершения АТО…
Особняком стоит вопрос об освобождении от ЕСВ-обязанностей плательщиков, состоявших на учете в зоне АТО. Налоговики настаивают на том, что это освобождение не действует, причем давно (см., например, свежие письма ГФСУ от 08.06.18 г. № 2537/К/99-99-13-02-03-14/ІПК и от 10.07.18 г. № 3024/С/99-99-13-02-01-14/ІПК, а также подкатегорию 301.04.01 ЗІР ГФСУ).
Ну и как быть налогоплательщикам со всем этим?
В сложившейся ситуации остается одно: если после 1 мая вы применяли непродленные АТО-льготы, ограниченные периодом проведения АТО, добивайтесь от налоговиков конкретных индивидуальных налоговых консультаций. Без этого применять такие АТО-льготы крайне рискованно.
Да и в отношении АТО-льгот, действие которых до конца текущего года вроде как бесспорно, тоже имеет смысл прояснить ситуацию подобным образом заранее.
Надеемся, ГФСУ при ответе на ваши запросы проявит воистину государственный подход, которого почему-то не хватило законодателю, принимавшему комментируемый Закон.