Темы статей
Выбрать темы

Финотчетность подана, но не по той форме…

Казанова Марина, налоговый эксперт
Ситуация. По всем критериям из Закона о бухучете предприятие является микропредприятием. Однако в течение 2018 года оно подавало промежуточную финотчетность по ф. № 1-м, ф. № 2-м вместо ф. № 1-мс, ф. № 2-мс. Нужно ли и каким образом исправлять эту ситуацию?

Какие формы финотчетности подавать

Прежде всего: предприятия — плательщики налога на прибыль — «высокодоходники», даже если они по градации предприятий из ст. 2 Закона о бухучете относятся к малым или микропредприятиям (подробнее о категориях «крупные/средние/малые/микро-» см. статью «Годовая финотчетность за 2018 год: что нужно знать» // «БН», 2019, № 5), все равно должны подавать фискалам промежуточную (квартальную) финотчетность. И это несмотря на то, что п. 2 Порядка подачи финотчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, разрешает составлять таким предприятиям только годовую отчетность. А объясняется это тем, что финотчетность является приложением (неотъемлемой частью) к декларации по налогу на прибыль, без подачи которого декларация считается неподанной (п. 46.2 НКУ).

Теперь перейдем непосредственно к вопросу: а что будет, если в 2018 году ежеквартально подавали финотчетность по ф. № 1-м, ф. № 2-м вместо предусмотренных для микропредприятий ф. № 1-мс, ф. № 2-мс?

Считаем, что ничего страшного в этом нет. Для того, чтобы исправиться, достаточно за год уже подать финотчетность по «правильным» формам — ф. № 1-мс, ф. № 2-мс.

Разберем этот момент более подробно.

Начнем с того, что в действительности бухнормативка не дает предприятию права выбора — по какой форме подавать финотчетность. То есть если попали в категорию микро-, малых предприятий, то должны подавать отчетность по сокращенной форме, в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах, как того требует п. 3 ст. 11 Закона о бухучете. А далее формально предприятие должной перейти к П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» и определить, по какой именно сокращенной форме оно должно подавать финотчетность: ф. № 1-м, ф. № 2-м или ф. № 1-мс, ф. № 2-мс.

Причем П(С)БУ 25 также не дает предприятию права выбора форм финотчетности.

Правда, здесь стоит отметить такой момент.

Нынешнее П(С)БУ 25 оперирует еще понятием «субъект малого предпринимательства». Например, в ч. 2 п. 2 П(С)БУ 25 сказано, что ф. № 1-мс и ф. № 2-мс подают субъекты малого предпринимательства — юридические лица, соответствующие критериям микропредпринимательства. Но в Законе о бухучете не говорится о субъектах ни малого предпринимательства, ни микропредпринимательства. Это — категории из ст. 55 ХКУ (которыми руководствовались раньше при разделении предприятий). Закон о бухучете оперирует понятиями «микропредприятие» и «малое предприятие».

То есть П(С)БУ 25 еще подстроено под «градацию» предприятий из ст. 55 ХКУ, а не установленную Законом о бухучете. Поэтому, учитывая такое несоответствие между Законом о бухучете и П(С)БУ 25, возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о нарушении, если микропредприятие отчиталось по ф. № 1-м, ф. № 2-м? Ведь требование п. 3 ст. 11 Закона о бухучете о подаче финотчетности по сокращенной форме оно выполнило.

На что повлияет неправильная форма финотчетности

Предположим, что все-таки предприятие должно было подавать ф. № 1-мс и ф. № 2-мс, а подавало ф. № 1-м и ф. № 2-м. Или, например, вместо ф. № 1-м и ф. № 2-м подавало «полноформатную» отчетность. Что за это может грозить?

Ключевой вопрос: если финотчетность является приложением к декларации по налогу на прибыль (п. 46.2 НКУ), то могут ли признать декларацию по налогу на прибыль не поданной только на том основании, что приложение-финотчетность подавалось не по той форме?

Скажем так: возможны разные варианты — в зависимости от трактовки конкретных норм НКУ. Но на что хотим обратить внимание. Зачастую мы имеем дело со случаями, когда от фискалов уже получены квитанции № 1 и № 2, подтверждающие прием декларации. А далее должна вступать в силу норма п.п. 49.9.2 НКУ, из которой следует, что если в течение 5 рабочих дней* не пришло уведомление об отказе в приеме декларации, то потом не признать ее фискалы не смогут.

* Если подавали по электронке или по почте. В остальных случаях — в течение 3 рабочих дней.

В категории 135.03 ЗІР ГФСУ фискалы, отвечая на вопрос: имеет ли право контролирующий орган после получения второй квитанции направить плательщику письмо о непризнании отчетности? — отвечают, что:

(1) квитанция № 2 является подтверждением о приеме контролирующим органом электронного документа;

(2) при этом согласно п. 49.11 НКУ в случае подачи налогоплательщиком средствами электронной связи налоговой декларации, заполненной с нарушением требований п. 48.3 НКУ, такой контролирующий орган обязан предоставить такому плательщику письменное уведомление об отказе в приеме его декларации с указанием причины такого отказа в течение 5 рабочих дней со дня ее получения.

Иначе говоря, формально фискалы могут вам прислать отказ в приеме декларации, если финотчетность подана не по той форме, но сделать они это должны в течение 5 рабочих дней со дня получения декларации. Каких-либо дополнительных штрафов за подачу финотчетности фискалам не по той форме НКУ не предусматривает.

Но вот не признать «прошлые» декларации они уже формально не могут.

Админответственность

А могут ли применить админштраф по ст. 1642 КоАП за подачу финотчетности не по той форме?

Здесь стоит отметить, что, во-первых, этот штраф применим только за неподачу финотчетности, а во-вторых, применять его могут только органы Госфинконтроля.

То есть этот штраф может грозить только должностным лицам госпредприятий и бюджетникам.

А если финотчетность не по той форме подана органам статистики?

За такое «нарушение» должностным лицам предприятия вообще-то может грозить штраф по ст. 1863 КоАПза непредоставление органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или предоставление их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией. Ответственность установлена в размере от 170 до 255 грн.

Но стоит отметить, что финотчетность не вписывается в перечень отчетно-статистической документации. Поэтому считаем, что этот админштраф за подачу финотчетности не по той форме органами статистики применяться не должен.

Впрочем, на практике проблемы не исключаются полностью — ведь за непредоставление финотчетности органы статистики этот штраф применяют (см. письмо Госкомстата от 01.11.01 г. № 16-1-67).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше