Темы статей
Выбрать темы

Годовая финотчетность за 2018 год: что нужно знать

Казанова Марина, налоговый эксперт
Особенностью годовой финотчетности за 2018 год является то, что предприятия при ее подаче должны руководствоваться градацией предприятий, установленной Законом о бухучете. Кроме того, у средних и крупных предприятий появилась обязанность подавать Отчет об управлении. Также важно обратить внимание на то, кому нужно проводить аудит финотчетности за 2018 год и ее обнародование. Эти моменты рассмотрим в сегодняшней статье.

Финотчетность обязаны подавать все юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе и неприбыльные организации.

Состав финотчетности

Начнем с того, что определим, какие формы отчетности в составе годовой финотчетности должны подавать предприятия.

«Комплект» отчетности зависит от того, к какой категории (микро-, малое, среднее, крупное) относится предприятие / какой режим налогообложения оно применяет.

Категория предприятий

Вид финотчетности

Состав

Госорганы, которым подаем

налоговые

статистика

Плательщики налога на прибыль

Микропредприятия

Сокращенная финотчетность в составе Баланса и Отчета о финрезультатах (п. 3 ст. 11 Закона о бухучете)

Ф. № 1-мс;

ф. № 2-мс

(ч. 2 п. 2 П(С)БУ 25)

Не позднее

1 марта

2019 года

вместе(1)

с декларацией по налогу на прибыль(2)

Не позднее 28 февраля 2019 года

Малые предприятия

Ф. № 1-м;

ф. № 2-м

(ч. 1 п. 2 П(С)БУ 25)

Средние, крупные предприятия(3)

Полный комплект

Все формы:

ф. № 1, ф. № 2,

ф. № 3 или

ф. № 3-н,

ф. № 4, ф. № 5

ф. № 6(4)

Предприятия, составляющие финотчетность по МСФО

Полный комплект

Все формы (Баланс, Отчет о финрезультатах, Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Примечания к финотчетности(5))

Неплательщики налога на прибыль

Плательщики ЕН группы 3, которые ведут учет по П(С)БУ

Сокращенная финотчетность в составе Баланса и Отчета о финрезультатах

Ф. № 1-мс;

ф. № 2-мс(6)

х

Не позднее 28 февраля 2019 года

Плательщики ЕН группы 4

Микро-

Сокращенная финотчетность в составе Баланса и Отчета о финрезультатах

Ф. № 1-мс;

ф. № 2-мс

х

Не позднее 28 февраля 2019 года

Малые

Ф. № 1-м;

ф. № 2-м

Осталь-

ные

Полный комплект

Все формы:

ф. № 1, ф. № 2,

ф. № 3

или ф. № 3-н,

ф. № 4,

ф. № 5, ф. № 6

Неприбыльные организации

Сокращенная финотчетность в составе Баланса и Отчета о финрезультатах

Ф. № 1-м,

ф. № 2-м

или

Ф. № 1-мс,

ф. № 2-мс

Не позднее 1 марта 2019 года вместе с «непри-

быльным» отчетом

Не позднее 28 февраля 2019 года

(1) Оптимальный вариант в случае с электронной подачей — сначала подается финотчетность, а декларация по налогу на прибыль лишь после получения квитанций о приеме финотчетности.

(2) Тянуть до самого последнего дня (1 марта) в случае с электронной подачей не получится. Срок для подачи в статистику заканчивается 28 февраля. А по электронке финотчетность подается через «Единое окно предоставления электронной отчетности» сразу и в статистику, и налоговикам (с идентификатором формы «S»). Поэтому придется отчитываться в предельные статсроки (28 февраля).

(3) Крупные предприятия, которые перешли на МСФО с 01.01.18 г. (дата перехода — 01.01.18 г.), за 2018 год подают отчетность по П(С)БУ. Первой отчетностью по МСФО для них будет отчетность за 2019 год.

(4) Форма № 6 согласно П(С)БУ 29 подается предприятиями:

которые обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность (см. далее);

которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг);

в отношении продукции (товаров, работ, услуг) которых до начала отчетного года принято решение о государственном регулировании цен.

(5) Для предприятий, которые составляют отчетность по МСФО, отдельная форма примечаний не установлена. Как отмечают налоговики, примечания могут подаваться в составе финотчетов как приложение к ним в самостоятельно избранном виде. При этом отметка о подаче примечаний к финотчетности в таблице «Наявність поданих до Податкової декларації з податку на прибуток підприємств додатків — форм фінансової звітності» не проставляется.

(6) При условии, что предприятие соответствует критериям микро- или малого предприятия.

Какой категории предприятие?

Напоминаем: с 01.01.18 г. мы применяем новую классификацию предприятий (их разделение на микро-, малые, средние и крупные), установленную ст. 2 Закона о бухучете. Подробнее об этом вы можете прочитать в консультации «Градация предприятий по версии Минфина» // «БН», 2019, № 1.

Категория предприятия

Критерии оценки за год, предшествующий отчетному

Балансовая стоимость активов, евро(1)

Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), евро(1)

Среднее количество работников, человек

Микропредприятия

До 350 тыс.

До 700 тыс.

До 10

Малые

До 4 млн

До 8 млн

До 50

Средние

До 20 млн

До 40 млн

До 250

Крупные

Свыше 20 млн

Свыше 40 млн

Свыше 250

(1) Применяется официальный курс гривни к иностранной валюте (средний за период), рассчитанный на основании курсов НБУ, которые устанавливались для евро в течение соответствующего года. В 2017 году среднегодовой курс составлял 30,0042 грн./евро.

При этом нужно учесть следующее:

1. Принадлежность к той или иной классификационной группе предприятий определяют, ориентируясь на следующие критерии:— балансовую стоимость активов — данные стр. 1300 гр. 4 Баланса по формам № 1, № 1-м и № 1-мс;— чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — показатель стр. 2000 гр. 3 Отчета о финансовых результатах по формам № 2, № 2-м и № 2-мс;— среднее количество работников — рассчитывают согласно требованиям Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госстата от 28.09.05 г. № 286 (ср. ).

2. Важно! При определении того, к какой категории предприятий относимся, используем показатели годовой финансовой отчетности за прошлый год («показатели на дату составления годовой финотчетности за год, предшествующий отчетному»). То есть ориентируемся на данные годовой финотчетности за 2017 год (с использованием соответственно среднего курса евро за 2017 год).

То, что при определении, к какой группе относилось предприятие в 2018 году, нужно ориентироваться на данные показателей годовой финотчетности за 2017 год, подтверждает и Минфин (информационное сообщение от 12.11.18 г. Если по показателям годовой финотчетности за 2017 год мы, например, микропредприятие, то, независимо от того, какие у нас показатели по итогам 2018 года, отчитываемся за 2018 год как микропредприятие (т. е. с подачей упрощенных форм отчетности — ф. № 1-мс и ф. № 2-мс).

3. Для перехода в другую категорию предприятий мы должны как минимум два года не соответствовать критериям предыдущей категории (последний абзац ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете). Если по показателям финотчетности за 2017 год мы, например, микропредприятие, а по данным финотчетности за 2018 год — малое, то в 2019 году мы все равно считаемся микропредприятием. И только если по показателям финотчетности за 2019 год мы снова будем соответствовать критериям малого предприятия, то с 2020 года будем считаться малыми предприятиями.

4. Важно! Чтобы пребывать в определенной категории, достаточно соответствовать не всем трем критериям, установленным для соответствующей категории предприятий, а всего лишь двум из них. К примеру, предприятие — единоналожник группы 3 по показателям дохода и балансовой стоимости активов вписалось в микропредприятие, а по численности — среднее предприятие. В этом случае оно считается микропредприятием (так как по двум показателям соответствует критериям микропредприятия). А значит, такое предприятие имеет право подавать сокращенную финотчетность по ф. № 1-мс и ф. № 2-мс.

А как быть, если предприятие по трем критериям попадает в три разные категории? Например, по количеству наемных работников является микропредприятием, по стоимости активов — малым, а по сумме дохода — средним (или крупным). В этом случае предприятие будет считаться малым (т. е. выбираем середину). Такой подход диктует Минфин.

Для кого аудит обязателен?

Статья 14 Закона о бухучете устанавливает для ряда предприятий требования по обязательному аудиту финотчетности. Аудит финотчетности-2018 обязателен для:

1) предприятий, представляющих общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг). Причем! Проводить аудит финотчетности предприятий, представляющих общественный интерес, имеют право только субъекты аудиторской деятельности, которые включены в Реестр аудиторов, имеющих право на аудит финотчетности предприятий, представляющих общественный интерес (ст. 1, 4 и 23 Закона Украины «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» от 21.12.17 г. № 2258-VIII).

Реестр таких субъектов аудиторской деятельности приведен на сайте Аудиторской палаты Украины (https://www.apu.com.ua/);

2) публичных акционерных обществ;

3) субъектов естественных монополий на общегосударственном рынке;

4) субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях.

Такие предприятия обязаны обнародовать свою отчетность вместе с аудиторским заключением не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, на собственной веб-странице.

Обязательный аудит финотчетности установлен ст. 14 Закона о бухучете также для:

1) крупных предприятий — не эмитентов ценных бумаг;

2) (!) средних предприятий;

3) прочих финучреждений, которые относятся к микро- и малым предприятиям.

Но! Поскольку норма в отношении обязательного обнародования финансовой отчетности предприятий вместе с аудиторским заключением для таких предприятий вступает в силу только с 01.01.19 г., то Минфин в письме от 07.12.18 г. № 35210-06-5/32299 пояснил, что это требование касается финотчетности за 2019 год.

То есть такие предприятия (крупные, не являющиеся эмитентами ценных бумаг, средние предприятия, прочие финучреждения) должны будут обнародовать финотчетность вместе с аудиторским отчетом только начиная с отчетности за 2019 год. Соответственно, отчетность за 2018 год таких предприятий не подлежит обязательному аудиту.

При этом Минфин рекомендует (говорит о целесообразности) обнародовать финотчетность за 2018 год вместе с аудиторским заключением предприятиям, которые перешли на МСФО с 01.01.18 г. (дата перехода на МСФО у которых — 01.01.18 г.).

Обнародование финотчетности

Раньше круг предприятий, которые обязаны обнародовать свою финотчетность, был достаточно узок.

Однако вступившие в силу в 2018 и 2019 годах изменения в Закон о бухучете этот круг значительно расширили.

Категория предприятий, которые обязаны обнародовать свою финотчетность

Сроки обнародования годовой отчетности

Порядок обнародования

С 01.01.18 г.

Предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ЦБ)

Обнародуют финотчетность за 2018 год до 30.04.19 г.

Вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме) или другим способом в случаях, определенных законодательством(1)

Публичные акционерные общества

Субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке

Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях

С 01.01.19 г.

Крупные предприятия — неэмитенты ЦБ(2)

Начиная с отчетности за 2019 год. Обнародуют до 01.06.20 г.

За 2018 год могут не обнародовать (письмо Минфина от 07.12.18 г. № 35210-06-5/32299)

Вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице

(в полном объеме)(1)

Средние предприятия

Прочие финучреждения, которые относятся к микро- и малым предприятиям

(1) Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (далее — Порядок № 419), требует обнародования вместе с финотчетностью также (1) Отчета об управлении и (2) Отчета о платежах в пользу государства (согласно Закону о бухучете эта норма касается предприятий, осуществляющих заготовку древесины и при этом представляющих общественный интерес).

(2) МСФО-новичкам с датой перехода 01.01.18 г. Минфин рекомендует (но не обязывает!) обнародовать финотчетность за 2018 год вместе с аудиторским заключением.

Все прочие предприятия, не приведенные в этой таблице, обнародовать свою финансовую отчетность не обязаны.

За нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом предусмотрен штраф в размере от 17000 до 34000 грн. (ст. 16316 КоАП — заработает с 07.02.19 г.). При повторном в течение года нарушении штраф составит уже от 34000 до 51000 грн.

Отчет об управлении

Это новый Отчет, который впервые нужно подавать вместе с финотчетностью за 2018 год. Отчет об управлении — документ, содержащий финансовую и нефинансовую информацию, которая характеризует состояние и перспективы развития предприятия и раскрывает основные риски и неопределенности его деятельности.

Кто и как его должен подавать, устанавливает ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете:

Категория предприятий

Нужно ли подавать Отчет об управлении?

Микро-

Не нужно

Малые

Не нужно

Средние

Нужно, но можно не приводить нефинансовую информацию

Крупные

Нужно

В случае предоставления предприятием консолидированной финотчетности подается консолидированный Отчет об управлении.

Теперь вкратце пройдем по ключевым моментам, связанным с этим Отчетом.

1. Форму Отчета об управлении предприятие разрабатывает самостоятельно (бланка нет). Но есть Методрекомендации Минфина по составлению этого Отчета (утверждены приказом Минфина от 07.12.18 г. № 982).

2. Подается Отчет вместе с годовой финотчетностью, причем, как предусмотрено ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете, подается в порядке и сроки, установленные для годовой отчетности. То есть формально его нужно подавать тем же пользователям, которым подается финотчетность, и в те же сроки. Но! Стоит отметить, что электронной формы этого Отчета нет. Ее нет ни в перечне форм налоговой, ни в перечне статистических форм отчетности, которые могут подаваться в электронном виде. Поэтому подать Отчет об управлении в электронном виде нельзя.

При этом налоговикам этот Отчет по большому счету не нужен. И важно учесть, что сам по себе этот Отчет не является составляющей финансовой отчетности (это отдельный Отчет, который подается вместе с финотчетностью). А раз это не финотчетность, значит, и не приложение к налоговой декларации. Соответственно, никаких проблем с приемом декларации по налогу на прибыль в связи с тем, что Отчет об управлении не будет подан налоговикам, не будет.

Что касается органов статистики — формально подавать этот Отчет им нужно. Но опять же электронной формы этого Отчета нет и в перечне статистических форм отчетов ее тоже нет. Поэтому, в принципе, подавать его нужно в статистику, если она этого потребует.

Но есть важный момент для тех предприятий, финотчетность за 2018 год которых подлежит обнародованию (см. выше). Порядок № 419 предписывает обнародовать на веб-сайте таким предприятиям не только финотчетность, но и Отчет об управлении. При этом, как мы отмечали выше, за нарушение порядка обнародования финотчетности предусмотрен существенный админштраф. Вопрос тут в том, можно ли считать нарушением порядка обнародования финотчетности обнародование ее без Отчета об управлении? Есть основание считать, что да. Поэтому предприятиям, которые обязаны обнародовать финотчетность за 2018 год, лучше не рисковать и обнародовать Отчет об управлении вместе с годовой финотчетностью на своем официальном веб-сайте.

Отчет о платежах в пользу государства

Еще один новый Отчет, который должен подаваться по итогам 2018 года, — это Отчет о платежах в пользу государства.

Согласно ст. 1 Закона о бухучете подавать этот Отчет обязаны:

(1) субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях;

(2) предприятия, которые осуществляют заготовку древесины и при этом представляют общественный интерес.

Причем первые при его предоставлении должны руководствоваться специальным Законом Украины «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях» от 18.09.18 г. № 2545-VIII (далее — Закон № 2545) — см. п. 2 ст. 11 Закона о бухучете. Согласно требованиям Закона № 2545 раскрывают свои отчеты о платежах в пользу государства субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях ежегодно не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным периодом, и обеспечивают, чтобы такие отчеты оставались публично открытыми в течение как минимум 3 лет (ч. 1 ст. 12 Закона № 2545).

Состав Отчета установлен ст. 6 Закона № 2545.

Вторые (предприятия, которые осуществляют заготовку древесины и при этом представляют общественный интерес) подают его в порядке, предусмотренном Порядком № 419. В п. 2 этого Порядка указано, что такой отчет должен подаваться вместе с годовой финотчетностью (т. е. действуют те же правила, что и в отношении Отчета об управлении). Но сама форма Отчета о платежах в пользу государства (или хотя бы требования к раскрытию информации в таком Отчете) пока не утверждена.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше