Принимая решение о приеме на работу тех или иных кандидатов на вакансию, нужно помнить о «бонусных» категориях. О ком речь? О лицах, которые не только помогут предприятию в осуществлении деятельности, но и, став частью коллектива, закроют ему «трудовую» квоту, установленную ч. 2 ст. 14 Закона о занятости. Что она из себя представляет и кто ее должен соблюдать? Сейчас расскажем.
Милости просим, дорогие «квотники»
Начнем с хорошего. «Трудовая» квота установлена не для всех работодателей, а только для «предприятий, учреждений и организаций с численностью штатных работников более 20 человек».
Именно поэтому, на наш взгляд, не должны рассчитывать «трудовую» квоту работодатели-предприниматели, независимо от количества трудоустроенных ими лиц. Ведь они не указаны среди тех, кто должен ☺ ( ч. 2 ст. 14 Закона о занятости). И хотя из разъяснений Минсоцполитики (см. письмо от 23.09.2013 г. № 733/021/106-13) следует обратное, мы с этим категорически не согласны.
Но вернемся к «20 человекам». Как же определить численность для квоты? Очень просто, по хорошо вам знакомому показателю среднеучетного количества штатных работников (далее — СКШР) за отчетный (2015) год. Если это значение более 20, то вы «квотник», 20 и менее — вы счастливчик, но можете ознакомиться с нашей статьей на будущее ☺.
Чему равна квота и кого включаем
Размер «трудовой» квоты на 2016 год равен 5 % СКШР за 2015 календарный год ( ст. 14 Закона о занятости). Его рассчитывайте самостоятельно!
Кого включать в счет выполнения «трудовой» квоты? Тех работников, которые:
во-первых, трудоустроены на вашем предприятии на условиях полной занятости по основному месту работы. А значит, работников с неполным рабочим временем, в том числе и совместителей, в расчет не берем;
во-вторых, имеют дополнительные гарантии по трудоустройству (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона № 1058). Перечислим этих «завидных женихов и невест» в табл. 1 (с. 11).
Таблица 1. Кто имеет дополнительные гарантии по трудоустройству
№ п/п | Категории лиц | Документы, подтверждающие статус работника |
1 | 2 | 3 |
1 | Один из родителей или лицо, которое их заменяет, и: | |
1.1 | — содержит ребенка (детей) в возрасте до шести лет | 1. Копия свидетельства о рождении ребенка. 2. Копия решения местного органа исполнительной власти и органа местного самоуправления об установлении опеки или попечительства над таким ребенком или решения суда — для лиц, заменяющих родителей |
Важно! Для того, чтобы учесть своего работника в счет выполнения «трудовой» квоты, необходимо получить от работодателя второго родителя ребенка письменное подтверждение об условиях трудоустройства такого второго родителя, т. е. о том, что он не трудоустроен в счет выполнения «трудовой» квоты (см. письмо Минсоцполитики от 29.08.2013 г. № 682/021/106-13). | ||
1.2 | — воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида | 1. Копия пенсионного удостоверения* с записью об инвалидности — для лиц, воспитывающих ребенка-инвалида. 2. Справка о получении (неполучении) помощи по форме, приведенной в приложении 11 к Инструкции № 345, — для одинокой матери (отца). 3. Документы, указанные в п. 1.1 |
Засчитываем в счет выполнения квоты до достижения ребенком 14 лет или ребенком-инвалидом 18 лет. | ||
1.3 | — содержит без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности) | 1. Копия пенсионного удостоверения*, содержащего запись об инвалидности. 2. Справка о получении (неполучении) помощи по форме, приведенной в приложении 11 к Инструкции № 345, — для одинокой матери (отца). 3. Документы, указанные в п. 1.1 |
Засчитываем до достижения родителями пенсионного возраста согласно ст. 26 Закона № 1058. | ||
2 | Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки | Копия выписки из электронной учетно-статистической карточки ребенка по форме, утвержденной приказом Минмолодежьспорта от 18.11.2008 г. № 4580 |
Засчитываем до достижения ими 18 лет. | ||
3 | Лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения | Копия справки об освобождении по форме, приведенной в приложении 9 к Инструкции, утвержденной приказом Минюста от 08.06.2012 г. № 847/5 |
Засчитываем до момента прекращения трудовых отношений с работодателем, который принял их на работу. | ||
4 | Молодежь в возрасте до 35 лет, которая: | |
4.1 | — закончила или прекратила обучение в общеобразовательных учебных заведениях, ПТУЗах и вузах (в течение 6 месяцев после окончания или прекращения обучения) и впервые принимается на работу | Копия диплома или другого документа об образовании |
Засчитываем в течение 3 лет со дня приема на работу. | ||
4.2 | — уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы (в течение 6 месяцев после окончания или прекращения службы) и впервые принимается на работу | Копия военного билета |
Засчитываем в течение 3 лет со дня заключения первого трудового договора после увольнения со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы. | ||
5 | Лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона № 1058 осталось 10 и менее лет | Копия паспорта |
Засчитываем до наступления пенсионного возраста. | ||
6 | Лица, которым исполнилось 15 лет и которые при согласии одного из родителей или лица, их заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу | Копия свидетельства о рождении ребенка |
Засчитываем на протяжении 3 лет со дня приема их на работу. | ||
* Пенсионное удостоверение отсутствует? Вместо него можно предоставить: — копию удостоверения лица, получающего государственную социальную помощь в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам» от 16.11.2000 г. № 2109-III (см. приказ Минтруда от 16.11.2007 г. № 612); — копию формы № 080/о, утвержденную приказом Минздрава от 04.12.2001 г. № 482; — копию формы № 157-1/о, утвержденную приказом Минздрава от 30.07.2012 г. № 577. |
А если по квоте недобор? Тут два варианта: либо ищите самостоятельно, кого трудоустроить в счет выполнения «трудовой» квоты, либо обращайтесь за помощью в центр занятости (ЦЗ).
Для наглядности приведенную информацию обобщим на рис. 1.
Рис. 1. Как определить необходимость трудоустройства льготников
Отчетность: форма, правила заполнения и подачи, сроки
По «трудовой» квоте подают в ЦЗ Информацию о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству за 2015 год (далее — отчет). Ее форма приведена в приложении к Порядку № 271.
Способы подачи отчета Порядок № 271 «засекретил». Но из устных разъяснений специалистов ЦЗ следует, что ее нужно подавать на бумажных носителях лично. Вас огорчает мысль о том, что придется тратить время на поездку в свой ЦЗ? Отбросьте ее. К счастью, подать отчет можно в любой ближайший ЦЗ независимо от местонахождения предприятия.
Срок предоставления отчета — не позднее 1 февраля. Причем «празднично-выходной» перенос для ее подачи не предусмотрен.
Отчет за 2015 год нужно будет подать не позднее 01.02.2016 г.
С организационными моментами разобрались. Переходим к заполнению строк отчета. Поскольку Порядок № 271 и в этом вопросе оказался очень скуп, будем руководствоваться разъяснениями, приведенными в письме ГЦЗ от 05.03.2014 г. № ДЦ-01-1433/0/6-14 (см. табл. 2).
Таблица 2. Заполняем строки отчета
Код строки | Пояснение |
01 | Проставляйте СКШР за 2015 год (в целых единицах). Как мы уже указывали выше, его рассчитывайте согласно п. 3.2 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286 |
02 | Указывайте СКШР за 2015 год, которые имели дополнительные гарантии в содействии в трудоустройстве (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона № 1058) и при этом были трудоустроены на условиях полной занятости |
03 | Указывайте количество штатных работников, которые должны работать на рабочих местах, созданных работодателем, в соответствии с «трудовой» квотой. Это ваш плановый «трудовой» норматив на 2016 год. Он равен 5 % от показателя, проставленного в строке 01 отчета. Полученный результат округляем до целых по общеарифметическим правилам (п. 3.3 Порядка № 271) |
04 | Указывайте численность граждан, которых ваше предприятие планирует трудоустроить в счет квоты в 2016 году. Величина показателя этой строки должна быть не менее разницы значений строки 03 и строки 02. Заполняете, если квота не выполнена или если хотите трудоустроить неконкурентоспособных граждан сверх квоты |
Пример. СКШР в ООО «Смайл» за 2015 год — 36 человек. В числе работников предприятия есть те, которые относятся к лицам, имеющим допгарантии в трудоустройстве (работали в течение всего 2015 года):
— 2 сотрудника — выпускники вуза 2014 года (засчитываются в течение трех лет с момента приема на работу, в том числе в 2016 году), проработали весь 2015 год;
— 1 мужчина, воспитывающий ребенка до шести лет, также проработал весь 2015 год (жена не трудоустроена в счет выполнения «трудовой» квоты).
СКШР льготников за 2015 год — 3 человека.
Рассчитаем 5 % квоту: 36 чел. х 5 % = 1,8 чел. Полученное число округлим до двух согласно правилам п. 3.3 Порядка № 271 и поставим в строку 03.
Фактическое годовое СКШР льготников — 3 чел. — превышает установленную квоту по предприятию. Это означает, что ООО «Смайл» в 2016 году не нужно дополнительно принимать на работу лиц, относящихся к категории социально незащищенных. Поэтому в строке 04 проставим прочерк.
Пример заполнения отчета смотрите на рис. 2 на с. 14.
<…>
Інформація про зайнятість і працевлаштування громадян, що мають додаткові гарантії у сприянні працевлаштуванню за 2015 рік
<…>
Назва показників | Код рядка | Кількість, осіб |
А | Б | 1 |
Середньооблікова чисельність штатних працівників за попередній календарний рік — усього | 01 | 36 |
у тому числі чисельність працівників, що мають додаткові гарантії у сприянні працевлаштуванню, які працювали на умовах повної зайнятості у звітному періоді | 02 | 3 |
Квота у розмірі 5 % середньооблікової чисельності штатних працівників | 03 | 2 |
Чисельність громадян, яких планується працевлаштувати в поточному році у рахунок квоти | 04 | — |
<…>
Рис. 2. Фрагмент заполнения отчета о «квотных» работниках
Что грозит за невыполнение квоты и/или неподачу отчета
За неподачу или несвоевременную подачу отчета, как и за невыполнение квоты, ответственность не предусмотрена.
Но! Вас могут наказать за необоснованные отказы в трудоустройстве неконкурентоспособным гражданам, которых нужно было трудоустроить в счет «трудовой» квоты, в частности, если их прислал ЦЗ. Штраф составляет 2 МЗП, установленные на момент выявления нарушения, за каждый такой отказ ( ст. 53 Закона о занятости).
выводы
- Для предприятий, учреждений и организаций с численностью штатных работников более 20 человек установлена «трудовая» квота.
- Такие предприятия должны подать отчет по квоте в ЦЗ. Размер «трудовой» квоты на текущий год — 5 % СКШР за предыдущий календарный год.
- Предельный срок подачи отчета по квоте за 2015 год — 1 февраля 2016 года.
Документы статьи
- Закон о занятости — Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.
- Закон № 1058 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.09.2003 г. № 1058-IV.
- Инструкция № 345 — Инструкция о порядке оформления и ведения личных дел получателей всех видов социальной помощи, утвержденная приказом Минтруда от 19.09.2006 г. № 345.
- Порядок № 271 — Порядок предоставления работодателями территориальным органам Государственной службы занятости информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, утвержденный приказом Минсоцполитики от 16.05.2013 г. № 271.