Вначале напомним: с подробным материалом, касающимся разнообразных запросов, которыми фискалы регулярно забрасывают плательщиков, вы можете ознакомиться в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 19. С тех пор в этой части в законодательстве изменилось не так уж много, и большинство из изложенного в той статье актуально по сей день. Потому тех читателей, кто желает познать «все тонкости» работы с указанными запросами, отсылаем к этой публикации.
А перед нами сегодня стоит более узкая задача.
Оцениваем ситуацию
Получен запрос от фискалов, суть которого в том, чтобы вы пояснили нестыковку показателей декларации по налогу на прибыль с декларациями по НДС.
Понятно, что ситуация эта не очень «адекватная» — о причинах см. далее в статье.
Итак, сначала вы «тестируете» полученный запрос на его соответствие всем нормативным требованиям, к таким запросам предъявляемым.
Обратите внимание, что требования к подобного рода запросам содержатся в п. 73.3 НКУ, а также в Порядке № 1245. Кроме того, полезным может быть разъяснение на эту тему в письме ГФСУ от 11.11.2015 г. № 24065/6/99-99-22-04-02-15.
Запрос должен быть оформлен только в письменной форме (на бланке соответствующего органа ГФС) либо в электронной форме при условии наложения налоговиками ЭЦП (п. 9 Порядка № 1245). Если от фискалов поступит устный запрос (в том числе по телефону), его можно попросту проигнорировать.
Запрос должен быть подписан руководителем или заместителем соответствующего органа ГФС и скреплен печатью.
Кроме этих условий, есть определенные требования и к содержанию запроса.
В запросе должны быть указаны основания для его направления и информация, которая их подтверждает
То есть, во-первых, там должна быть ссылка на упомянутый п. 73.3 НКУ с указанием конкретного или нескольких из приведенных там законодателями оснований для запроса.
Из перечисленных в п. 73.3 НКУ шести видов таких оснований к нашей ситуации (да и то — с натяжкой) может подойти только основание из п.п. 1 или 3.
Первое из них — это выявление контролирующим органом фактов нарушения налогового законодательства, а второе — выявление недостоверных данных, содержащихся в представленных плательщиком налоговых декларациях.
Ну а во-вторых, и та и другая причина требуют предоставления в запросе конкретной информации, которая подтверждает осуществление фискалами таких выявлений (нарушений и/или недостоверных данных в налоговых декларациях). Потому одного подозрения фискалов («а вдруг что-то у вас там не так!») для формирования запроса не достаточно.
Заметим, что начиная с 01.01.2015 г. (после внесения изменений Законом № 71 в п. 73.3 НКУ) фискалы должны фиксировать в запросе конкретные нарушения, т. е. с этой даты они уже не могут формально ссылаться в запросе на возможные нарушения. Это подтверждается и в письме ГФСУ от 28.01.2015 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-14. В нем сказано, что в запросе должны указываться факты нарушений с приведением нарушенных норм законодательства и/или сведения, являющиеся источником информации о конкретных фактах нарушений законодательства и подтверждающие основания для направления запроса (например, данные ЕРНН, деклараций и приложений к ним, другая информация, содержащаяся в информационных базах контролирующего органа).
В то же время налоговиков это никогда особо не останавливало. В некоторых случаях они, чтобы «вписаться в 73.3», просто без каких-либо конкретных фактов указывают в запросе, что декларации плательщика содержат искаженные данные, а потому, мол, требуем пояснения расхождений.
Иногда налоговики просто ссылаются на п.п. 72.1.1.3 НКУ. По мнению некоторых из них, названный подпункт дает право на получение любой информации о финансово-хозяйственной деятельности (разумеется, это не так). А например, в подобном запросе, оформленном письмом Запорожской ОГНИ ГУ ГФС в Запорожской обл. от 06.04.2016 г. № 974/10/08-29-12-02-12, налоговики вообще ссылаются на ст. 21 НКУ (?!..).
Кстати, в этом запросе фискалы требуют от плательщика представить пояснения НДСно-прибыльных расхождений «в кратчайший срок», да еще и «с расшифровкой сумм и контрагентов (!), по операциям, с которыми возникло существующее расхождение и которые не были включены в задекларированный объем дохода в декларации по налогу на прибыль за 2015 год»…
Помимо информации/расшифровок/пояснений, фискалы могут в запросе затребовать от вас также и определенные документы (а точнее, удостоверенные копии документов, а не оригиналы — см. п.п. 20.1.2 НКУ), подтверждающие требуемую от вас информацию. При этом заметим, что согласно п. 10 Порядка № 1245 документы должны востребоваться только «в случае необходимости».
В п. 73.3 НКУ содержится специальная оговорка:
если запрос составлен с нарушением, плательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос
Ему вторит и п. 16 Порядка № 1245.
Теперь перейдем к вариантам реагирования плательщика при получении им от фискалов так называемых запросов.
Варианты поведения плательщика
После тестирования полученного запроса на соответствие НКУ, в зависимости от своего к нему отношения, определитесь с поведением. Тут возможны варианты.
Игнорирование. Просто не отвечаете на запрос.
«Расстыковка». Отсылаете отказ на запрос налоговиков, ссылаясь в нем на то, что запрос составлен с нарушением требований, изложенных в п. 73.3 НКУ, при этом четко указывайте, какие требования нарушены.
Как правило, запросы «о нестыковке» «прибыльных» и «НДСных» показателей не соответствуют требованиям, предъявляемым этой нормой к запросам. Если фискалы не выявили каких-то явных «косяков» в декларациях, то такой запрос «шит белыми нитками». Ведь основные принципы исчисления налога на прибыль и НДС (в том числе моменты отражения дохода в бухучете и возникновения НО по НДС) настолько различны, что вести речь о сопоставимости показателей деклараций по этим налогам можно лишь в очень редких случаях, которые являются исключением из правила. А потому такой запрос, как правило, не сможет вписаться в требования п. 73.3 НКУ.
Кроме того, в вашем отказе, которым будет «свинчиваться» запрос, необходимо сослаться на соответствующий абзац того же п. 73.3 НКУ и на п. 16 Порядка № 1245, которые предусматривают такое поведение плательщика (пример части текста такого отказа см. в упомянутой публикации из «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 19).
Формальная отписка. Первые два варианта поведения в отношении запроса могут привести к тому, что придется бодаться с фискалами «по-взрослому». Если вы не сторонник портить отношения с ними и не желаете увидеть в скором времени у себя их с внеплановой проверкой, то лучше отправить на такой запрос хотя бы формальную отписку, примерный текст которой приводим ниже.
На ваш запрос (исх. № ___ от __. __.2016 г.) о предоставлении разъяснения причин расхождений между объемами реализации согласно налоговым декларациям по налогу на добавленную стоимость и декларации(ям) по налогу на прибыль за 2015 год поясняем, что показатели этих деклараций не являются сопоставимыми в силу разных методологий, применяемых в НКУ для исчисления этих налогов.Отражаемый по стр. 01 декларации по налогу на прибыль показатель дохода (за вычетом косвенных налогов) определяется по правилам бухгалтерского учета, предусматривающим отражение доходов по методу начисления ( п. 8 П(С)БУ 15 «Доход»). В то же время налоговое обязательство по НДС возникает по правилу первого события: при отгрузке товаров (предоставлении услуг) или при получении денежных средств/другой компенсации ( п. 187.1 НКУ). Поэтому показатель дохода и другие показатели декларации по налогу на прибыль и не должны быть сопоставимы с объемами поставки и остальными показателями, отражаемыми в декларациях по НДС.
Вследствие изложенных причин предоставить информацию по вашему запросу не представляется возможным.
Кроме того, можете там же добавить, что база обложения НДС при различных операциях поставки, отражаемая в декларациях по НДС, зачастую может отличаться от суммы дохода, отражаемого по таким операциям в бухгалтерском учете и, соответственно — в декларации(ях) по налогу на прибыль. Поэтому даже при условии, что продажа товаров/услуг происходит только с последующей оплатой, совпадение «доходного» («прибыльного») показателя с «объемными» («НДСными») на практике — отнюдь не частое явление.
Неформальная отписка. Это вариант для самых осторожных. Можете попытаться предоставить в ответ на такой запрос реальные расчеты и пояснения расхождений. Для этого придется выявить все «налоговые», а точнее, «прибыльно-НДСные» разницы, если таковое вообще будет технически возможно в ваших условиях. Придется проанализировать всю дебиторку-кредиторку, все несовпадения НДСной базы с суммой бухучетных доходов и другие возможные отклонения (например, облагаемые НДС «чужие» обороты у посредников, не отражаемые в декларации по НДС доходы, не являющиеся объектом обложения НДС, курсовые разницы и ряд других).
Кроме того, недостаточно будет анализировать операции в рамках только одного года, придется «перелопачивать» и переходящие операции не только с отчетного в следующий год, но и с предшествующего (предшествующих) в отчетный. И если у вас не две хозоперации в год, то вряд ли из этого что-то приличное выйдет, поэтому лучше — см. выше. Тем более, что не стоит потакать фискалам и подпрягаться под никому не нужные «заморочки», лучше — постепенно отучать их от «дурных привычек».
Срок для ответа
В какой же срок плательщик должен предоставить ответ фискалам на такой запрос? В зависимости от основания, по которому составлен запрос, ответ должен предоставляться в разные сроки.
Для двух упомянутых выше оснований* для запроса, которые возможны в нашем случае, срок для ответа составляет 10 рабочих дней (п. 14 Порядка № 1245)
* Приведенных в пп. 1 и 3 п. 73.3 НКУ.
Считаем, что 30-дневный срок для ответа, предусмотренный для всех остальных видов запросов, на нашу ситуацию не распространяется.
По нашему мнению, эти 10 рабочих дней должны отсчитываться начиная с первого рабочего дня, следующего за днем получения запроса. Но мы все же — во избежание проблем с фискалами — советуем начинать отсчет, стартуя с даты получения запроса (подробнее — см. в той же публикации из «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 19).
Возможные последствия
В случае непредставления ответа на запрос плательщик может неожиданно накликать гостей, желающих провести у него внеплановую документальную проверку. Потому в таких ситуациях, пожалуй, будет лучше поиграться с налоговиками «в бумажки»…
Фискалы для целей такой проверки обычно опираются на п.п. 78.1.4 НКУ (см. на эту тему также письмо ГФСУ от 15.03.2016 г. № 5614/6/99-99-22-04-02-15).
Впрочем, чтобы были реальные основания для такой проверки (собственно, как и для запроса), фискалы должны иметь четкие доказательства того, что данные деклараций действительно недостоверны. Потому при отсутствии доказательств вы можете попытаться не допустить налоговиков к проведению проверки, опираясь на п. 81.1 НКУ (утверждая, что направление на проверку выписано без наличия на то оснований). Стоит ли затевать такую «игру», решайте сами.
В то же время напомним, что до конца 2016 года проверки хозсубъектов с объемом дохода до 20 млн грн. могут проводиться только с разрешения Кабмина, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, или по просьбе плательщика ( п. 3 разд. ІІ Закона № 71).
Кроме того, на практике все еще бывают случаи, когда фискалы при игнорировании их запросов совершенно незаконно отключают плательщикам «электронку» ☹…
В общем, желаем вам поменьше всяких запросов и проблем.
выводы
- При получении запроса от фискалов вначале оценивайте его на соответствие нормативам, а затем определяйтесь с вариантами своего поведения. Запросы насчет общей нестыковки НДСных и «прибыльных» показателей изначально выглядят весьма сомнительно.
- С вариантом (не)реагирования на такой запрос определяйтесь сами (ориентируясь на свои «налоговые расклады»). Это может быть как его игнорирование/формальная отписка, так и попытка исполнить требования фискалов. По нашему мнению, наилучший вариант «поведения» плательщика— это формальная отписка, отправленная в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса.
Документы статтьи
- НКУ— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
- Закон № 71 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII.
- Порядок № 1245 — Порядок периодического предоставления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1245.