Начнем с самого начала — вы получили запрос из налоговой. Что дальше? Первое, что следует уяснить: относиться серьезно нужно лишь к запросам, которые оформлены в письменной форме*. Если же налоговики обратились к вам устно (к примеру, по телефону), вы вправе их игнорировать — причем независимо от того, что они запрашивают. Пойти в таком случае навстречу проверяющим или нет — вопрос ваших с ними отношений.
* Такой запрос вам могут направить по почте или же вручить под расписку должностному лицу ( п. 73.3 НКУ).
Следующий шаг — определим, что это за запрос. От этого будут зависеть ваши дальнейшие действия. Тут возможны следующие варианты.
1. Запрос направлен на основании п. 73.3 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). Если он составлен верно, вам придется отреагировать.
Тем более, что на такие запросы «проверочный» мораторий (см. дальше) не распространяется, ведь они не являются проверками
При этом учтите:
— число запросов, которые могут направить вам налоговики, не ограничено (см. письмо ГФСУ от 19.12.2014 г. № 9081/6/99-99-10-03-02-16). Так что будь их хоть сто — придется отвечать и заваливать налоговиков пачками бумаги ☹
— вам могут направить запрос из органа ГФС, в котором вы не находитесь на учете. По крайней мере, налоговики так считают (см. подкатегорию 136.16 БЗ). Выпадают из этого правила разве что запросы в связи со встречными сверками: по общему правилу их должен направлять орган ГФС, на учете в котором находится плательщик (или если они как минимум находятся в одном населенном пункте).
2. Запрос связан с проведением документальной невыездной проверки** (в нем, кроме прочего, ссылаются на п. 85.2 НКУ и/или на основания для такой проверки). Помните, что в 2015 — 2016 гг. такие проверки могут проводиться лишь с разрешения Кабмина, по вашему желанию, по решению суда или на основании уголовно-процессуального законодательства. Не касается этот запрет лишь нескольких случаев: проверок высокодоходных плательщиков, проверок по вопросам полноты начисления/уплаты НДФЛ, ЕСВ, бюджетного возмещения по НДС и т. п. Таким образом, если предмет проверки охватывается мораторием, вы вправе направить налоговикам мотивированный отказ (лучше при этом не молчать, иначе есть риск присвоения «9-го стана», о чем читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 46, с. 4).
** К вам в этом случае должны также поступить уведомление и копия приказа.
Кроме того, налоговики могут прислать вам и уведомление с приглашением явиться в налоговую — согласно п.п. 20.1.1 НКУ (по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 06.02.2014 г. № 120). Запомните: подобное уведомление не обладает статусом запроса, поэтому, если налоговикам отказать, ничего страшного не случится (читайте об этом «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 30, с. 37).
Предположим, запрос получен на основании п. 73.3 НКУ. Разберемся с вашими следующими шагами.
Какие есть требования к запросу?
Как мы уже говорили, на запрос нужно отвечать только в том случае, если он составлен правильно. Требования к нему прописаны в том же п. 73.3 НКУ и Порядке периодического предоставления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу, утвержденном постановлением Кабмина от 27.12.2010 г. № 1245 (далее — Порядок № 1245). Давайте рассмотрим их. Прежде всего запрос должен быть:
— оформлен в письменной форме (на бланке органа ГФС). Кроме того, п. 9 Порядка № 1245 допускает и электронную форму* (при условии наложения налоговиками ЭЦП);
— подписан руководителем органа ГФС/его заместителем;
— скреплен печатью.
* Хотя, признаемся, это противоречит п. 73.3 НКУ. Кроме того, согласно Порядку запрос в электронной форме могут направить лишь в отдельных случаях. Но в каких именно, он не уточняет.
Эти условия являются обязательными (см. определение ВАСУ от 11.09.2013 г. по делу № К/9991/11422/12), но не единственными. Ведь требования выставляются и к содержанию запроса. В нем налоговики должны привести:
1) основания для запроса и сведения, которые их подтверждают. На этом пункте остановимся подробнее. Налоговики должны обязательно сослаться на нормы НКУ, дающие им право получить соответствующую информацию (п. 10 Порядка № 1245). Это, в частности, п. 73.3 НКУ с указанием конкретного основания. В свою очередь, «общих» норм из ст. 20 НКУ будет недостаточно. В запросе также должны присутствовать сведения и данные, которые позволили налоговикам сделать вывод о наличии оснований для такого запроса и которые, в свою очередь, дают возможность плательщику оценить правомерность его направления (см. определение Севастопольского апелляционного административного суда от 16.04.2013 г. по делу № 2а-12090/12/0170/6);
2) перечень запрашиваемых информации и документов**. В числе последних могут быть договоры, доверенности, акты приемки-передачи и т. п. Как указывает п. 10 Порядка № 1245, документы приводят в запросе лишь при необходимости. То есть тогда, когда налоговики требуют их предоставить. При этом запомните важный нюанс: требовать они могут лишь копии таких документов (удостоверенные подписью должностного лица и, при наличии, печатью), но никак не оригиналы. К сожалению, прямо об этом ст. 73 НКУ не упоминает. Данный вывод подтверждает лишь п.п. 20.1.2 НКУ (он указывает на право налоговиков получать именно копии документов), а также п.п. 20.1.38 НКУ (указывает на то, что изъятие оригиналов документов происходит лишь по решению суда).
** В п. 73.3 НКУ также указано, что перечень запрашиваемых сведений и основания для их предоставления должны устанавливаться законом. Что это за закон, при этом не уточняется, так что речь может идти в первую очередь об НКУ, а также потенциально о любом другом законе.
Учтите: это не пустые слова! Указанные требования контролеры нередко нарушают, что, в свою очередь,
дает вам право отказать им в предоставлении соответствующих данных ( п. 73.3 НКУ, п. 16 Порядка № 1245)
С перечнем нарушений, которые встречаются на практике, вы ознакомитесь немного дальше. Сейчас же уделим внимание основаниям для запроса.
Перечень оснований для направления запроса приведен в самом п. 73.3 НКУ. При этом сразу предупреждаем: конкретные формулировки запросов (даже по одним и тем же основаниям) могут отличаться, в том числе от НКУ. Вместе с тем это не является самостоятельным основанием для отказа налоговикам. Например, если проверяющие запросят у вас пояснения, а не информацию — как это предусматривает НКУ — отказать им лишь на этом основании нельзя (см. определение ВАСУ от 04.09.2014 г. по делу № К/9991/32260/12).
1. Налоговики выявили факты, свидетельствующие о нарушении плательщиком подконтрольного им законодательства. Данное основание является самым распространенным. При этом подобные факты проверяющие могут выявить лишь по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке. Норма, конечно, недвусмысленная, но помогает это не особо (проверить законность получения налоговиками этих сведений у вас вряд ли получится).
Другое дело, что с 1 января 2015 года проверяющие должны фиксировать в запросе конкретные нарушения законодательства, допущенные плательщиком
До этой даты они формально могли ссылаться на возможные нарушения*. По этому поводу сами налоговики сообщили, что в запросе теперь нужно раскрывать, в частности (см. письмо ГФСУ от 28.01.2015 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-17):
— факты, свидетельствующие о нарушениях, с приведением конкретных норм нарушенного законодательства;
— сведения, которые являются источником информации конкретных фактов нарушения и подтверждают основания для направления запроса. Например, материалы встречных сверок, проверок, прочая налоговая информация (данные ЕРНН, деклараций, сведения информационных баз налоговиков и т. п.).
* К примеру, раньше это могло выглядеть так. При проверке вашего контрагента налоговики выявляют нарушения, допущенные им, и на этом основании делают вывод, что, возможно, вы, в свою очередь, тоже допустили нарушения. И на этом основании высылали запрос (см. определение ВАСУ от 24.03.2015 г. по делу № К/800/68006/14).
2. Проведение встречной сверки. Напомним, такие сверки проводятся на основании Порядка проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденного постановлением Кабмина от 27.12.2010 г. № 1232, и оформляются справкой (форма утверждена приказом ГНАУ от 22.04.2011 г. № 236). При этом учтите: они не являются налоговыми проверками, а потому «проверочный» мораторий на них не распространяется.
3. Выявлены недостоверные данные в декларации плательщика. Данный факт налоговики могут выявить, в частности, на этапе камеральной проверки. Причем заметьте: направить подобный запрос они могут лишь после проверки именно вашей декларации. Деклараций ваших контрагентов, например, анализа приложений Д5 к НДС-декларации, контролерам для этого будет недостаточно (хотя в таком случае им ничто не запрещает направить запрос по другому основанию).
4. На вас подали жалобу Д8. Это древнее и в прошлом популярное основание для направления запроса. На вас такую жалобу могут подать, если вы выдали контрагенту НН с ошибкой, не зарегистрировали ее или же вовсе не выдали НН. Только вот с 1 января 2015 года смысл в подобных жалобах отпал, ведь с этой даты их подача не является основанием для отражения налогового кредита.
5. Для определения обычных цен и в прочих случаях, предусмотренных ст. 39 НКУ. Такие запросы связаны с трансфертным ценообразованием и контролируемыми операциями, поэтому с ними сталкиваются далеко не все. Направить их могут, в частности, в таких случаях:
— согласно п.п. 39.4.4 НКУ. Такой запрос налоговики могут направить не раньше 1 мая года, следующего за годом осуществления контролируемой операции. В ответ на него нужно направить документацию по трансфертному ценообразованию (в виде совокупности документов или единого документа, составленного в произвольной форме). Состав такой документации раскрыт в п.п. 39.4.6 НКУ: это сведения о связанных лицах, общее описание деятельности группы, описание операции и товаров/работ/услуг и т. п. Кстати, этот перечень работает для всех плательщиков (независимо от их «крупности»), даже если запрос касается периода до 01.01.2015 г. (см. письмо ГФСУ от 23.03.2015 г. № 9853/7/99-99-22-01-02-17). При этом, если налоговики посчитают, что информация не отвечает требованиям упомянутого п.п. 39.4.6 НКУ или не содержит достаточного обоснования соответствия условий операции принципу «вытянутой руки», то направят запрос с требованием предоставить дополнительную информацию;
— на основании п.п. 39.5.2.3 НКУ. Такой запрос налоговики могут направить, если им не хватит данных для проверки контролируемых операций;
— согласно п.п. 39.5.2.13 НКУ. Запрос по этому основанию налоговики могут направить сторонам контролируемой операции, в отношении которой они проводят проверку (в нем налоговики просят предоставить соответствующие документы/информацию).
6. В прочих случаях, установленных НКУ. Как видите, формально перечень оснований для направления запросов не исчерпывающий. Единственное ограничение — они должны фиксироваться на уровне НКУ (другие законы или подзаконные нормативно-правовые акты для этого не годятся).
Другое дело, что с иными основаниями (кроме тех, с которыми вы ознакомились выше) из НКУ «обычные» плательщики в общем-то не сталкиваются.
Если запрос составлен с нарушениями…
С требованиями к запросам вы ознакомились. При этом, как мы уже говорили, их нарушение налоговиками дает вам право отказать им в предоставлении запрашиваемых сведений. Сейчас предлагаем посмотреть на ряд распространенных нарушений, допускаемых налоговиками в этой части:
— на запросе отсутствует печать налоговиков (см. определение ВАСУ от 14.11.2013 г. по делу № К/9991/86913/11);
— налоговики вообще не указали основания для направления запроса (см. определения ВАСУ от 23.06.2014 г. по делу № К/800/2175/13, от 19.02.2014 г. по делу № К/800/62225/13);
— в качестве основания для запроса указано выполнение требований тех или иных приказов ГФС, а также заданий ГФС (см. определение ВАСУ от 30.03.2015 г. по делу № К/800/38623/13);
— запрос, направленный в связи с выявлением нарушений подконтрольного налоговикам законодательства, не содержит конкретных фактов, подтверждающих наличие таких нарушений (см. определение ВАСУ от 05.09.2013 г. по делу № К/800/2812/13). То есть повторим еще раз: просто ссылки на п. 73.3 НКУ с цитатой из него недостаточно.
Это лишь часть нарушений — вы же можете столкнуться и с массой других. Как быть в таком случае? Мы уже говорили, что НКУ и Порядок № 1245 (ср. ) позволяют игнорировать такие запросы. То есть считается, что у плательщика соответствующая обязанность не возникает. Формально все верно — это подтверждает и судебная практика. Но на самом деле это не лучший вариант.
Если налоговики не получат ответ на запрос (пусть он и был составлен с нарушениями), они начнут действовать так, как предписывает НКУ на случай неправомерного отказа. Они, в частности, могут инициировать документальную проверку (правда, только в том случае, если проверки в отношении вас не подпадают под «проверочный» мораторий). Вам после этого придется или допустить их к проверке, или — если не допустить — обжаловать приказ об ее назначении (причем в суде, поскольку на админобжалование надежды мало). А эта процедура может затянуться надолго, и плюс ко всему, связана с административным арестом активов (напомним, налоговики налагают его, в частности, если не допустить их к документальной проверке, — п.п. 94.2.3 НКУ). Как видите, все это хлопотно и затратно… и это при том, что ваши действия вписывались в рамки закона!
Поэтому есть вариант получше. Получив запрос, который составлен с нарушениями, лучше не ставить налоговиков «в игнор», а направить им мотивированный отказ (с приведением оснований для этого). Формулировка отказа является свободной и может выглядеть, к примеру, так:
Фрагмент отказа на запрос налоговиков
ТОВ «Торговий дім» 16.06.2015 р. отримало запит ДПІ у Київському районі м. Харкова від 12.06.2015 р. № 333/22.
Між тим цей запит складено з порушенням п. 73.3 Податкового кодексу України від 02.12.2010 р. № 2755-VI (далі — ПКУ), а саме у ньому відсутня печатка органу ДФС.
У зв’язку з цим відповідно до п. 73.3 ПКУ та п. 16 Порядку періодичного подання інформації органам державної податкової служби та отримання інформації зазначеними органами за письмовим запитом, затвердженого постановою КМУ від 27.12.2010 р. № 1245, вимушені відмовити в задоволенні зазначеного запиту.
Конечно, указанные выше риски в таком случае не исчезают (ведь налоговики могут не согласиться с таким отказом), но все же они заметно снижаются.
И в завершение этого вопроса еще один момент. Практика показывает, что кое-кто пытается обжаловать в суде действия налоговиков по направлению запросов. В то же время суды такие иски, как правило, не признают ☹ (см. определение ВАСУ от 08.12.2014 г. по делу № К/800/44432/14). Причина, судя по всему, в том, что неправильно составленные запросы не влияют на права/обязанности плательщиков, а потому на этом этапе защищать, в общем-то, еще нечего.
Если запрос составлен правильно…
В этом случае не остается ничего другого, как ответить налоговикам и предоставить им информацию/документы, которые они затребовали. При выполнении этой обязанности вам стоит учесть несколько моментов.
В какой срок нужно ответить налоговикам? Он зависит от основания, по которому составлен запрос (см. рисунок).
Как видите, в целом срок для ответа колеблется от 10 рабочих дней до 1 месяца. При этом здесь возникает несколько вопросов.
С какой даты его отсчитывать — с даты получения запроса или со следующего дня после его получения? В идеале его нужно отсчитывать со следующего дня (календарного или рабочего — в зависимости от того, в каких днях рассчитывается срок) после получения запроса. В части:
— «общего» месячного срока этот подход подтверждается непосредственно п. 73.3 НКУ*;
— остальных сроков — аргументы можно найти в Гражданском кодексе Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV. Ведь именно он устанавливает общие правила расчета сроков (в то время как в НКУ они вообще не предусмотрены). Тем более, что налоговики в упомянутой консультации в БЗ тоже ссылались на него. Да и суды по большому счету поддерживают данную позицию (см. определение ВАСУ от 15.08.2013 г. по делу № К/9991/5593/12).
* Хотя налоговики в свое время в части этого срока привязывались ко дню получения запроса (см. подкатегорию 135.05 БЗ — эта консультация уже отменена).
Но предупреждаем: на практике такой подход почти всегда создает проблемы с налоговиками
Поэтому лучше не рисковать и во избежание конфликтов рассчитывать срок уже с даты получения запроса. Например, получили 15.06.2015 г. запрос, по которому должны ответить в течение 10 рабочих дней — ответить на него стоит не позднее 26.06.2015 г.
А как быть в случае, если предельный срок выпадает на нерабочий/выходной день? Указаний на этот счет ни НКУ, ни Порядок № 1245 не содержат. Поэтому в данной ситуации предельный срок для ответа налоговикам закончится в предыдущий рабочий день (на упомянутые правила из ГКУ в этом случае тоже лучше не уповать).
Как направить налоговикам ответ? Ни НКУ, ни Порядок № 1245 на этот вопрос не отвечают. При этом типичный способ ответа — направить налоговикам письмо (лучше всего, с уведомлением о вручении). Тем более, что именно на письмо ссылается и п. 15 Порядка № 1245*. Вместе с тем, как показывает практика, ответ на запрос налоговиков можно принести и непосредственно в канцелярию ГНИ.
* Но с какого момента ваша обязанность будет считаться выполненной — с даты получения письма почтовым отделением или с даты его получения налоговиками? Увы, ответа на этот вопрос в НКУ/Порядке № 1245 нет. Учитывая это, первый вариант является более безопасным, а потому при направлении письма лучше учитывать среднюю длительность его доставки адресату.
Какие требования выставляются к ответу налоговикам? К нему есть два главных требования. Он должен содержать (п. 15 Порядка № 1245):
1) номер и дату запроса органа ГНС, на который направляется ответ;
2) информацию, которую запрашивали налоговики. В том числе это касается и документов, запрашиваемых налоговиками. Если они посчитают, что вы их предоставили не в полном объеме, то, вероятнее всего, без лишних церемоний посчитают, что их запрос не удовлетворен (о последствиях читайте дальше).
При этом сам ответ во избежание неприятностей стоит изложить на украинском языке. Больше никаких особых требований нет. Так что в остальном сформулировать свой ответ вы можете в свободной форме.
Что будет, если не ответить?
Это зависит от ряда условий — главным образом, оснований для запроса и плательщика, которому он адресован.
№ п/п | Основание для запроса | Последствия |
1 | 2 | 3 |
Общие последствия | ||
1 | Если проигнорировать запрос налоговиков (независимо от оснований) или, другими словами, вообще не ответить на него, то есть риск присвоения 9-го «стана». К чему это приводит, вы могли узнать из «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 46, с. 4 | |
Специальные последствия | ||
2 | — выявлены факты, свидетельствующие о нарушении плательщиком подконтрольного налоговикам законодательства; — выявлены недостоверные данные в декларации плательщика; — на плательщика подана жалоба Д8 | Если не удовлетворить налоговиков в этом случае, то вам грозит документальная внеплановая проверка*. |
3 | Для определения обычных цен и в прочих случаях, предусмотренных ст. 39 НКУ | Как мы уже говорили, налоговики могут направить запрос о предоставлении документации по трансфертному ценообразованию. Если на него не ответить, они могут инициировать документальную внеплановую проверку ( пп. 78.1.2, 78.1.15 НКУ). При этом, судя по письму ГФСУ от 23.03.2015 г. № 9853/7/99-99-22-01-02-17, ее главная цель — привлечение плательщика к ответственности по п. 120.3 НКУ. Напомним, за неподачу указанной документации он предусматривает немалый штраф: 3 % от суммы контролируемых операций, в отношении которых она не подана, но не больше 200 размеров минзарплаты за все незадекларированные операции**. При этом учтите: НУР о наложении такого штрафа налоговики, судя по всему, могут составить лишь по итогам проверки. Вместе с тем на нее тоже распространяется указанный выше мораторий. А это значит, что тем, кто под него подпадает, штраф за неподачу документации о трансфертном ценообразовании пока не грозит |
4 | Прочие основания | В этом случае каких-то специальных негативных последствий для плательщика не предусмотрено |
* Случается, что при выходе на проверку налоговики ссылаются в приказе/направлении на неправильные основания (к примеру, основанием для проверки должен был быть п.п. 78.1.1 НКУ, а налоговики ссылаются на п.п. 78.1.4 НКУ). Строго говоря, это является достаточным основанием для их недопуска к проверке ( п. 81.1 НКУ). |
Все указанное выше работает, если вы действительно получили запрос и не ответили на него. Но практике известны случаи, когда налоговики инициировали проверку по указанным основаниям, хотя запроса от них плательщики не получали. К счастью, в подобных случаях суды, как правило, признают такие проверки незаконными (см. определения ВАСУ от 14.05.2015 г. по делу № К/800/9890/14, от 08.01.2013 г. по делу № К/9991/76189/11).
выводы
-
Налоговики вправе направлять запросы лишь в оговоренных п. 73.3 НКУ случаях и в пре дусмотренном им порядке.
-
Если запрос составлен неправильно, вы вправе отказать налоговикам в предоставлении запрашиваемых ими сведений.
-
Срок для ответа на запрос колеблется от 10 рабочих дней до 1 месяца — в зависимости от основания для его направления.
- Если не ответить на запрос, главным негативным последствием является внеплановая документальная проверка. Правда, в 2015 — 2016 гг. они подпадают под мораторий.