Темы статей
Выбрать темы

Отрицательный результат — тоже результат, или О расходах на маркетинг

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
В результате проведенного маркетингового исследования предприятие вообще отказывается от вывода на данный рынок новой продукции. Причем расходы на такое маркетинговое исследование уже понесены. Что в таком случае делать? Что в учете? Будет ли хоздеятельность?

Вполне может статься так, что проведенные маркетинговые мероприятия (анализ и исследование рынка) показали отрицательный результат — к примеру, вы выяснили, что выводить на рынок новые товары (услуги) нецелесообразно. Естественно, исполнитель работы выполнил, и вы их оплатили. А как поступать в таком случае с понесенными расходами?

Считаем, что такие расходы, без сомнения, должны быть признаны связанными с хоздеятельностью предприятия (как деятельностью, направленной на получение дохода). Но обо всем по порядку. И отвечая на вопрос, вначале разберемся с тем, что представляют собой маркетинговые исследования рынка.

Исследование рынка

Маркетинговое исследование рынка — это комплекс мероприятий, предполагающий сбор и анализ информации в целях исследования рынка и сбыта продукции и выявления факторов спроса потребителя с целью минимизирования риска при принятии стратегических решений в ходе хозяйственной деятельности предприятия.

По сути,

цель данного комплекса мероприятий — правильно оценить свои шансы на данном рынке и избежать неоправданных рисков и потерь

То есть, любой субъект хозяйствования, как правило, вначале оценивает перспективность того или иного рынка для ведения своего бизнеса/хозяйственной деятельности (соответственно получения дохода) и только по результатам такого исследования приступает к его освоению.

Очевидно, если в результате исследования сделан вывод, что на данном рынке с конкретным товаром «высовываться» не стоит, можно сказать, что вы оградили свою хозяйственную деятельность (свой бизнес) от возможных потерь и убытков (сохранили свой капитал). А доказательством этого, безусловно, будет отчет о проведенном маркетинговом исследовании. Ведь, забегая вперед, скажем, что в таком отчете должны быть даны соответствующие конкретные рекомендации заказчику.

Связь с хоздеятельностью

Несмотря на то, что для учета маркетинговых услуг в составе расходов плательщика связь с хозяйственной деятельностью, по большому счету, уже не требуется, то для права на налоговый кредит по НДС такая «опция» продолжает работать.

Поэтому для безопасности вашего налогового кредита по расходам на маркетинг по-прежнему имеет огромное значение

документальное подтверждение того, что услуги исследования рынка (услуги маркетинга) были фактически приобретены, использованы для ведения хозяйственной деятельности

и, как отмечают суды (см. определения ВАСУ от 19.06.2014 г. № К/9991/16043/12, от 03.12.2014 г. № К/800/32565/13), при этом положительно повлияли на ее результаты.

В свою очередь, хозяйственная деятельность — это деятельность направленная, прежде всего, на получение дохода, а не прибыли.

Как видите, маркетинговые исследования совсем не противоречат направлению хозяйственной деятельности и также нацелены на фактическое получение в будущем дохода от планируемой деятельности, а в худшем случае (т. е. при отрицательном результате исследований) — на сохранение своего капитала. Подчеркнем:

для связи с хозяйственной деятельностью важна именно (!) цель использования приобретенных услуг, а не конкретный результат

Подтверждением связи расходов на маркетинговые услуги с хоздеятельностью предприятия могут быть (см. постановление Харьковского апелляционного админсуда от 09.03.2017 г. по делу № 816/2815/14), в частности:

приказ по предприятию с обоснованием необходимости проведения таких маркетинговых исследований (например, в связи с выходом на рынок нового вида продукции);

договор на проведение маркетинговых исследований с указанием вида маркетинговых исследований, цели их проведения и т. д.

В то же время вместе с приказом можно разработать план мероприятий по распространению такого вида продукции, в котором предусмотреть заключение договора на проведение таких маркетинговых исследований.

Но и это еще не все. Как мы сказали выше, в подтверждении связи расходов на маркетинг с хоздеятельностью предприятия играет немалую роль положительный эффект их использования (определения ВАСУ от 19.06.2014 г. № К/9991/16043/12, от 03.12.2014 г. № К/800/32565/13, постановление Харьковского апелляционного административного суда от 14.05.2014 г. по делу № 820/12816/13-а). И хотя в нашем случае расходы на исследование рынка не приведут непосредственно к приросту дохода, это еще не свидетельствует об отсутствии их связи с хоздеятельностью предприятия. Смотрите сами.

Экономический эффект

Согласно сложившейся судебной практике, цель получения дохода как квалифицирующий признак хоздеятельности корреспондирует с требованием наличия разумной экономической причины (деловой цели).

То есть разумная экономическая причина должна присутствовать в каждой хозяйственной операции. Только в таком случае та или иная операция может считаться совершенной в пределах хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Причем нормы НКУ (см. п.п. 14.1.231) определяют разумную экономическую причину (деловую цель) как причину, которая может быть доступна только при условии, что налогоплательщик намерен получить экономический эффект в результате хозяйственной деятельности.

Таким образом, содержание понятия разумной экономической причины (деловой цели) предусматривает обязательную направленность любой операции налогоплательщика на получение положительного экономического эффекта.

Из общего понимания характера экономической деятельности можно сделать вывод, что экономический эффект — это прирост (сохранение) активов налогоплательщика и/или их стоимости, а также создание условий для такого прироста (сохранения) в будущем (см. письмо ГФСУ от 21.11.2016 г. № 20011/5/99-99-10-01-16).

На этом основании операция, которая связана с хоздеятельностью предприятия, должна предусматривать возможность прироста или сохранения активов или их стоимости. Эти выводы подтверждает судебная практика (см. определение Харьковского апелляционного админсуда от 10.05.2017 г. по делу № 816/140/17).

Как видим, собственно сам факт прироста дохода не имеет принципиального значения при определении «хозяйственности» маркетинговых услуг.

Кстати, радует позиция фискалов относительно того, что

экономический эффект необязательно должен наблюдаться немедленно после совершения операции, и не исключено, что в результате объективных причин он может вообще не наступить

Как они отмечают, хозяйственная операция, по крайней мере теоретически (при условии достижения поставленных задач), должна предусматривать возможность прироста или сохранения активов или их стоимости. И такой вариант развития ситуации налоговики считают нормальным ходом событий при осуществлении хозяйственной деятельности (см. письмо ГФСУ от 21.11.2016 г. № 20011/5/99-99-10-01-16). Несмотря на то, что в этом письме речь идет об убыточных операциях, его выводы вполне вписываются в нашу ситуацию.

Таким образом, поскольку исследование рынка в нашем случае только предотвратило возможные финансовые потери, можно сказать, что его результаты были использованы для сохранения активов предприятия. Полагаем, в таком случае связь расходов с хозяйственной деятельностью очевидна.

Вместе с тем, внимательно отнеситесь к оформлению соответствующих первичных документов.

Подтверждаем первичкой

Для того чтобы в налоговом учете доказать, что расходы на маркетинг связаны с хозяйственной деятельностью, необходимо позаботиться о соответствующих документах, подтверждающих проведенную работу, а именно: акте об оказанных услугах с информацией о товарах, имеющихся на рынке, и отчете о проведенных работах и т. д. И помните:

любые документы (в том числе договоры, накладные, счета и т. п.) имеют силу первичных документов только в случае фактического осуществления хозяйственной операции

Перечень рекомендуемых первичных документов вы найдете на с. 5 этого номера. Здесь же отметим основные моменты документального оформления маркетинговых услуг с отрицательным результатом.

Прежде всего, отчет об исследовании рынка не должен носить общий информационный характер. В нем четко должна прослеживаться цель освоения новых рынков сбыта, расширения финансово-экономической деятельности конкретного предприятия. Отчет должен содержать результаты и рекомендации, которые отвечали бы поставленным целям и позволяли бы предприятию использовать их в своей хозяйственной деятельности.

То есть, имейте в виду:

формально составленные первичные документы не могут служить надлежащим (!) основанием для формирования данных налогового учета

Необходимо также запастись документами, которые пояснят и обоснуют экономический смысл осуществления маркетинговых исследований конкретного рынка в определенный период времени.

К тому же, учитывая, что в нашем случае в результате проведенного исследования предприятию придется фактически отказаться от осуществления предполагаемой деятельности, то думаем, не будет лишним на основании результатов маркетинга письменно оформить причину такого отказа.

Отражаем в бухучете

В бухгалтерском учете вознаграждение за профессиональные услуги по маркетинговому исследованию, предоставленные сторонней организацией, относятся в состав расходов на сбыт в общем порядке (п. 19 П(С)БУ 16).

Учет расходов, связанных со сбытом (реализацией, продажей) продукции, товаров, работ и услуг, ведется на счете 93 «Расходы на сбыт». По дебету счета при этом отражается сумма признанных расходов на сбыт, а по кредиту — их списание на счет 79 «Финансовые результаты» (Инструкция № 291).

выводы

  • Цель исследования рынка — правильно оценить свои шансы на данном рынке и избежать неоправданных рисков и потерь, а значит, такая деятельность должна признаваться хозяйственной деятельностью предприятия.
  • Квалифицирующий признак хоздеятельности — это наличие разумной экономической причины (деловой цели).
  • Расходы на маркетинговые исследования должны подтверждаться первичными документами. При этом любые документы имеют силу первичных документов только в случае фактического осуществления хозяйственной операции
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше