Темы статей
Выбрать темы

Ответственность за нарушения в сфере применения РРО и ЭПС

редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Чернышова Наталья, Алешкина Наталья
Каждому субъекту хозяйствования, который использует в расчетных операциях РРО и ЭПС, необходимо знать о потенциальной опасности штрафных санкций за нарушения в этой сфере. Ведь суммы штрафов могут быть внушительными. За какие нарушения, в каком размере и кому грозит ответственность? Давайте разбираться вместе.

8.1. Санкции за нарушения в сфере применения РРО

Прежде всего скажем о том, кого могут привлекать к ответственности за нарушения в сфере РРО, какие органы налагают штрафы, каков порядок применения штрафных санкций и, что немаловажно, о сроках давности по ним (см. табл. 8.1).

Таблица 8.1. Штрафы за нарушения в сфере применения РРО: вводная информация

Вопросы применения санкций

Пояснения

Кого могут привлечь к ответственности

К ответственности могут привлечь:

1) субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции за товары (услуги);

2) уполномоченные банки, осуществляющие операции по купле-продаже иностранной валюты;

3) субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по купле-продаже иностранной валюты на основании агентских соглашений с уполномоченными банками;

4) центры сервисного обслуживания РРО;

5) субъектов хозяйствования, реализующих РРО;

6) производителей РРО;

7) должностных лиц* и лиц, осуществляющих расчетные операции

* Как следует из писем Департамента государственной службы борьбы с экономической преступностью при МВД Украины от 25.05.2011 г. № 5/3614 и Гоструда от 15.06.2011 г. № 216/0/6/46-11, ФЛП может быть признано служебным (должностным) лицом только тогда, когда у него реально возникает возможность исполнения организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. В этих случаях предприниматель может нести административную ответственность. Такое же мнение высказывал Минюст в письме от 03.11.2006 г. № 22-48-548.

Кто осуществляет контроль в сфере применения РРО

1) органы ГФСУ — в общем случае (в процессе документальных и фактических проверок);

2) НБУ и органы ГФСУ — в части осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты

Каков порядок применения штрафных санкций к субъектам хозяйствования

Орган ГФСУ выписывает на сумму штрафа налоговое уведомление-решение по форме «С» ( разд. ІІ Порядка № 1204), которое направляется (вручается) субъекту хозяйствования ( ст. 58 и п. 116.1 НКУ). Получив указанное уведомление-решение, субъект хозяйствования должен в 10-дневный срок либо уплатить указанную сумму, либо обжаловать уведомление-решение в административном или судебном порядке.

Если в течение 10 календарных дней с даты получения уведомления-решения (или со дня согласования денежного обязательства, если проводилась процедура обжалования) сумма не уплачена, она получает статус налогового долга и на нее начинает начисляться пеня

Какие сроки давности применяют к штрафным санкциям, налагаемым на субъектов хозяйствования

За нарушения в сфере РРО следует применять общий срок давности, предусмотренный НКУ, в 1095 дней, в то время как 6-месячный срок согласно ст. 250 ХКУ в данном случае не применяется (см. письмо НБУ от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354)

Как привлекают к ответственности должностных лиц и лиц, осуществляющих расчетные операции

Указанные лица могут привлекаться к административной ответственности по ст. 1551 КУоАП.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, рассматривают районные, районные в городе, городские или горрайонные суды на основании протоколов, составленных должностными лицами органов ГФСУ ( ст. 221 КУоАП)

Каковы сроки давности для применения админштрафов

3 месяца со дня совершения правонарушения, а если правонарушение длящееся — 3 месяца со дня его выявления (т. е. составления акта проверки, в котором такое нарушение зафиксировано).

До истечения указанного срока орган ГФСУ должен успеть составить и передать в суд протокол об административном правонарушении, а суд — рассмотреть дело и вынести постановление о наложении штрафа ( ст. 38 КУоАП)

С общими вопросами разобрались. А теперь рассмотрим, какие же штрафные санкции предусмотрены за нарушение порядка проведения расчетных операций (см. табл. 8.2 на с. 81).

При этом сосредоточимся на обычных субъектах хозяйствования, оставив «за кадром» ЦСО, торговцев валютой, а также производителей и продавцов РРО.

Таблица 8.2. Штрафы, налагаемые на субъектов хозяйствования и должностных лиц

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативный акт

Штрафы, налагаемые на субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции за товары (услуги)

1

Проведение расчетных операций с использованием РРО или РК на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг)

Если нарушение совершено впервые* — штраф в размере 1 грн.

За каждое следующее нарушение — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг)**

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

* Под совершением нарушения впервые законодатель подразумевал «впервые в течение календарного года», а не впервые за весь период деятельности субъекта хозяйствования. При этом фискалы считают вторым (и следующими) совершение любого из приведенных в п. 1 ст. 17 Закона об РРО видов нарушений (см. пп. 1 — 4 этой таблицы), а не только того же самого. Если при проверке выявляют сразу несколько видов нарушений, то одно из них налоговики считают первым и штрафуют «одной гривней», а ко второму (и к остальным) применяют 100-процентный штраф. Такой подход изложен в письме ГФСУ от 31.07.2014 г. № 862/7/99-99-22-06-03-17/34 и консультации из категории 109.20 БЗ.

** Штраф определяют исходя из суммы превышения фактической стоимости продажи над суммой проведенной расчетной операции.

2

Непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы*

Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 1 грн.

За каждое следующее нарушение — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг)

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

* Имейте в виду: если используется РРО, срок эксплуатации которого закончился, все расчетные операции, проведенные через такой РРО, будут расценены налоговиками как непроведенные через РРО. Такую консультацию можно найти в категории 109.20 БЗ. И несмотря на то, что она переведена в состав недействующих, полагаем, мнение фискалов по этому вопросу не изменилось. А вот использование РРО в период, когда у субъекта хозяйствования нет действующего договора на его обслуживание с ЦСО, к применению штрафных санкций не приведет. Дело в том, что законодательство ответственности за такие действия не предусматривает. Это признают и налоговики (см. консультацию в категории 109.20 БЗ).

3

Несоответствие у юридических лиц* суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете**, более чем на 10 % минимальной заработной платы (далее — МЗП) на 1 января отчетного года (в 2017 году — 320,00 грн.),

а в случае использования РК — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня***

Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 1 грн.

За каждое следующее нарушение — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг)

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

* Штрафовать за такое расхождение могут исключительно юридических лиц. Физлицам-предпринимателям ответственность за это не грозит.

** Помните: наличная выручка с предыдущего дня, которая хранится на месте проведения расчетов на момент регистрации первой расчетной операции, должна быть зарегистрирована (внесена) через РРО с использованием операции «Служебное внесение». В противном случае сумма средств, указанная в дневном отчете РРО, не будет соответствовать сумме наличных на месте проведения расчетов, а следовательно, к предприятию применят штраф на основании п. 1 ст. 17 Закона об РРО.

*** Если читать текст нормы буквально, то выходит, что 10-процентное отклонение не может применяться в случае использования РК. В то же время, если подходить системно, то нештрафуемый «люфт» должен был бы распространяться и на случаи с использованием РК. К сожалению, до настоящего времени фискалы на этот счет не высказались.

4

Нераспечатка соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетных операций*, или проведение расчетной операции без использования РК на отдельном хозяйственном объекте

Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 1 грн.

За каждое следующее нарушение — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг)

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

* Отсутствие в чеке РРО хотя бы одного из обязательных реквизитов (адрес, название хозяйственной единицы, индивидуальный налоговый номер плательщика НДС и др.) приравнивается к нераспечатке расчетного документа ( п. 3 разд. I Положения № 13). Об этом напоминают налоговики в консультации из категории 109.20 БЗ.

5

Неиспользование РК при осуществлении расчетных операций в случаях, предусмотренных Законом об РРО

Штраф в размере 20 ннмдг* (340 грн.)

П. 3 ст. 17 Закона об РРО

6

Использование незарегистрированной надлежащим образом РК или нарушение установленного порядка ее использования

7

Необеспечение хранения РК в течение установленного срока**

* Здесь и далее — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

** Хранение использованных КУРО и РК предусмотрено в течение 3 лет после их окончания ( п. 6 ст. 3 Закона об РРО).

8

Невыполнение печати контрольной ленты или несоздание ее в электронной форме на РРО

Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.)

П. 5 ст. 17 Закона об РРО

9

Искажение данных о проведенных расчетных операциях, информация о которых содержится на контрольной ленте, созданной в электронной форме

Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.)

П. 5 ст. 17 Закона об РРО

10

Проведение расчетной операции через РРО без использования режима предварительного программирования наименования (для топлива с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД), цен товаров (услуг) и учета их количества

Штраф в размере 5 ннмдг (85 грн.)

П. 6 ст. 17 Закона об РРО

11

Нарушение установленного в п. 1 ст. 9 Закона об РРО порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью (при ее наличии) в установленном порядке

Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.)

П. 7 ст. 17 Закона об РРО

12

Нарушение порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте

13

Применение при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя при условии отсутствия или повреждения пломбы ЦСО

Штраф в размере 100 ннмдг (1700 грн.)

П. 8 ст. 17 Закона об РРО

14

Непредоставление в органы ГФСУ отчетности, связанной с применением РРО, РК и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с РРО по проводным или беспроводным каналам связи в случае обязательности их подачи

Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.)

П. 9 ст. 17 Закона об РРО

15

Реализация товаров, которые не учтены в установленном порядке*

Штраф в размере двойной стоимости неоприходованных товаров, которые не учтены по месту реализации и хранения, по ценам реализации, но не менее 10 ннмдг (170 грн.)

Ст. 20 Закона об РРО

* Эти требования не распространяются на физических лиц — предпринимателей, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированы плательщиками НДС.

Штрафы, налагаемые на должностных лиц и лиц, осуществляющих расчетные операции

16

Нарушение установленного порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг

Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн.)

Ч. 1 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц субъектов хозяйствования в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.)

17

Действия, указанные в п. 16 этой таблицы, совершенные лицом, к которому в течение года применялось административное взыскание

за такое же нарушение

Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.)

Ч. 2 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц субъектов хозяйствования в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.)

Обратим внимание еще на одно негативное последствие, хоть и не являющееся штрафной санкцией. Отсутствие зарегистрированных в установленном законодательством порядке РРО (за исключением случаев, позволяющих не использовать РРО) может стать основанием для применения админареста имущества субъекта хозяйствования ( п.п. 94.2.4 НКУ).

8.2. Ответственность за нарушение порядка проведения расчетов с использованием ЭПС

Контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований в отношении расчетов с использованием ЭПС возложен на органы ГФСУ, а за обеспечением защиты прав держателей ЭПС на осуществление указанных расчетов — на органы Госпотребинспекции ( абзац третий п. 14.19 Закона № 2346, п.п. 191.1.4 НКУ).

Какая ответственность грозит за допущенные в этой сфере нарушения?

В соответствии со ст. 2342 КУоАП органы ГФСУ рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных, в частности, с нарушением порядка проведения наличных расчетов и расчетов с использованием ЭПС за товары (услуги). Санкции за несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием ЭПС устанавливает ст. 16315 КУоАП.

Так, к должностным лицам юридического лица, а также к физическим лицам — предпринимателям применяется админштраф в размере от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.). Еще выше штраф за повторное нарушение лицом, к которому в течение года применялось административное взыскание за те же действия, — от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.).

Кроме того, ч. 2 ст. 17 Закона № 1023 запрещает любым способом ограничивать использование потребителем ЭПС, если в соответствии с законодательством продавец (исполнитель) обязан принимать их к уплате. За нарушение указанной нормы в п. 12 ч. 1 ст. 23 этого Закона для субъекта хозяйствования предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 500 ннмдг (8500 грн.).

Но и это еще не все. На практике контролирующие органы факты необеспечения возможности использования ЭПС могут квалифицировать как нарушение правил осуществления торговой деятельности. Основанием для этого служат пп. 21 и 22 Порядка № 833. Эти пункты устанавливают, что расчеты за проданные товары и предоставленные услуги могут осуществляться наличными средствами и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.). При этом субъект хозяйствования обязан обеспечить возможность использования специальных платежных средств во время осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) в соответствии с законодательством. К такому законодательству вполне может быть отнесен Закон № 2346, в п. 14.19 которого как раз прописано условие об обязанности субъектов хозяйствования обеспечивать возможность использования платежных карточек.

Чем чревато нарушение правил осуществления торговой деятельности? Наложением админштрафа на должностных лиц субъекта хозяйствования либо на физлицо-предпринимателя в размере от 1 до 10 ннмдг (от 17 до 170 грн.) по ст. 155 КУоАП. Привлечь к админответственности на основании этой статьи могут территориальные органы Госпотребинспекции.

Одновременно с наложением этого штрафа проверяющими может быть вынесено предписание о необходимости устранения выявленных нарушений. В случае его невыполнения в установленный в предписании срок на должностных лиц предприятия либо на физлицо-предпринимателя будет наложен админштраф по ст. 1882 КУоАП в размере от 1 до 18 ннмдг (от 17 до 306 грн.).

Итак, мы рассмотрели, какая ответственность предусмотрена за нарушения в сфере применения РРО и ЭПС. А чтобы эти санкции вас не коснулись, выполняйте установленные законодательством требования. Кроме того, помните: субъектам хозяйствования, использующим РРО и РК, необходимо также соблюдать правила наличного обращения*.

* О них вы можете узнать из спецвыпуска «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 40.

выводы

  • Если субъект хозяйствования получил налоговое уведомление-решение о наложении штрафных санкций за нарушение законодательства в сфере РРО, то в 10-дневный срок необходимо уплатить штраф либо начать процедуру обжалования уведомления-решения в административном или судебном порядке.
  • К нарушениям в сфере РРО применяют общий срок давности, предусмотренный НКУ, в 1095 дней.
  • Сроки давности для применения админштрафов по РРО — 3 месяца со дня совершения правонарушения, а если правонарушение длящееся — 3 месяца со дня его выявления.
  • За необеспечение возможности расчетов с использованием ЭПС к ответственности может привлекаться как субъект хозяйствования, так и его должностные лица.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше