Темы статей
Выбрать темы

Возврат НДС-переплаты из бюджета: как не потерять лимит?

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Предприятие случайно уплатило НДС по декларации прямиком в бюджет (мимо электронного НДС-счета). Пришлось еще раз бросить деньги на НДС-счет. Теперь хотим вернуть переплату из бюджета. Налоговики советуют вернуть ее на НДС-счет. Переживаем, что тогда не добавится лимит. Как быть?

Сомнения предприятия небеспочвенны. И прежде чем разобраться почему, напомним, что уплачивать налог, т. е. НДС-обязательства, согласованные по декларациям или уточняющим расчетам (УР), нужно исключительно через электронный НДС-счет, открытый в Казначействе (п. 20 Порядка № 569*, п.п. «б» п. 2001.4 НКУ)**. Поэтому ошибочно уплаченные прямиком в бюджет денежные средства не засчитают как уплаченный налог. А в счет погашения неуплаченных согласованных НО будут автоматом направляться (списываться) любые суммы, поступающие на электронный НДС-счет, до полного погашения такой задолженности (п. 22 Порядка № 569).

* Порядок электронного администрирования НДС, утвержденный постановлением КМУ от 16.10.2014 г. № 569.

** А вот налоговые обязательства (НО), доначисленные согласно п. 54.3 НКУ налоговыми органами, а также штрафы и пеню (в том числе при самоисправлениях по УР) уплачивают с текущего счета прямиком в бюджет (п. 25 Порядка № 569).

В итоге предприятию для погашения согласованных НО по декларации пришлось забросить деньги и на НДС-счет. А из-за ошибочного платежа прямиком в бюджет в интегрированной карточке плательщика (ИКП) образовалась переплата. Возник вопрос: как ее вернуть?

Способ уплаты = способ возврата

Налоговики, как отмечалось, такую переплату (образовавшуюся из-за ошибочного платежа прямиком в бюджет) советовали предприятию вернуть на НДС-счет. Однако насколько законны советы контролеров? Посмотрим, что о возврате НДС-переплаты говорится в НКУ.

В действительности способ возврата переплаты по НДС урегулирован в ст. 43 НКУ довольно четко (после того как с 01.01.2017 г. был подкорректирован п. 43.4, а также добавлен новый п. 43.41 НКУ). В них предусмотрено, что способ возврата переплаты зависит от способа ее образования. То есть

важно, каким путем лишние суммы пробрались в бюджет: через электронный НДС-счет или прямиком (мимо НДС-счета)

Иначе говоря, какой оказалась переплата — «электронной» или «неэлектронной». Поскольку ее возврат осуществляют тем же способом и:

— переплату («электронную»), попавшую в бюджет через НДС-счет, возвращают исключительно (!) на электронный НДС-счет (п. 43.41 НКУ). А дальше, если соблюдаются условия из п. 2001.5 НКУ, излишек средств с электронного НДС-счета даже можно вернуть на текущий счет плательщика;

— суммы, уплаченные с текущего счета прямиком в бюджет (не через НДС-счет), возвращают сразу на текущий счет (в общем порядке по п. 43.4 НКУ).

Причем на это обращалось внимание еще в письме ГФСУ от 13.02.2017 г. № 3576/7/99-99-07-02-03-17. Поэтому здесь, в общем-то, даже нет особых вариантов, поскольку

способ образования переплаты определяет способ ее возврата

Хотя если плательщик захочет поступить иначе и НДС-переплату, уплаченную прямиком в бюджет, к примеру, возвращать на НДС-счет (рассчитывая, что так она быстрее зачтется в счет текущих платежей — уплаты согласованных НО), налоговики будут только рады. И даже больше! Именно этим способом (на НДС-счет) находчивые фискалы чаще всего и предлагают возвращать суммы переплат. Однако почему же контролеры, закрыв глаза на нормы НКУ, так горячо высказываются за возврат переплаты на НДС-счет? Давайте разберемся, в чем же фокус.

Но прежде освежим в памяти главные моменты, связанные с возвратом переплаты каждым способом.

О способах возврата

Возврат на текущий счет. В таком случае для возврата НДС-переплаты (если нет НДС-долга) плательщик подает органу ГФС по месту администрирования (учета) переплаты (п. 5 Порядка № 1146***, БЗ 135.04) заявление в произвольной форме, в котором указывает:

*** Порядок взаимодействия территориальных органов ГФСУ… в процессе возврата плательщикам налогов по ошибке и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени, утвержденный приказом Минфина от 15.12.2015 г. № 1146.

— название ошибочно (излишне) уплаченного налога/сбора/платежа:

— cумму, дату уплаты и реквизиты платежного документа, по которому средства были перечислены в бюджет, а также

— способ возврата переплаты, т. е. направление перечисления возвращаемых средств: «на поточний рахунок платника податків в установі банку» (п. 43.4 НКУ, п. 6 Порядка № 1146).

Учтите, что заявление на возврат нужно подать не позднее 1095 дней со дня образования переплаты (п. 43.3 НКУ). Иначе по окончании 1095-дневного срока оставшиеся без движения незатребованные суммы спишут с ИКП (п. 4 п.п. 2 разд. III Порядка № 422****).

**** Порядок ведения органами ГФСУ оперативного учета налогов и сборов…, утвержденный приказом Минфина от 07.04.2016 г. № 422.

При этом подавать заявление на возврат переплаты можно в электронной форме через Электронный кабинет, используя меню «Листування з ДФС» (БЗ 140.03, подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 77, с. 10).

Тогда в течение 20 календарных дней со дня подачи заявления плательщику должны вернуть деньги на текущий счет (п. 43.5 НКУ, п. 8 Порядка № 1146), т. е.:

орган ГФС не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания 20-дневного срока со дня подачи заявления плательщиком готовит заключение о возврате средств («висновок» по форме приложения 1 к Порядку № 1146) и передает его для выполнения соответствующему органу Казначейства либо направляет плательщику письменный отказ, если сумма, указанная в заявлении в полном объеме, по данным органа ГФС не значится как переплата (п. 15 Порядка № 1146). Хотя если налоговики не видят переплату, плательщика, предоставившего подтверждающие ее платежные документы, поддержит суд (см. постановление Верховного Суда от 19.03.2019 г. по делу № 808/661/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/80580321), а

орган Казначейства на основании полученного заключения («висновку») при наличии текущих поступлений в течение 5 рабочих дней возвращает деньги плательщику на текущий счет (п. 12 разд. I Порядка № 787*****).

***** Порядок возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты, утвержденный приказом Минфина от 03.09.2013 г. № 787.

Причем с 1 ноября 2019 года на смену Порядку № 1146 придет новый Порядок, утвержденный приказом Минфина от 11.02.2019 г. № 60, допускающий возможность подачи электронных заявлений, а также формирования электронных «висновків» (по форме приложения 1 к Порядку № 60).

Возврат на НДС-счет. Чтобы вернуть на электронный НДС-счет средства, зашедшие c него в бюджет, плательщик действует похожим образом — подает заявление произвольной формы, в котором, в частности, указывает направление перечисления возвращаемых средств: «на ПДВ-рахунок платника податків». Сроки возврата на электронный НДС-счет те же — в течение 20 календарных дней.

И кстати, также на НДС-счет можно вернуть «электронную» переплату, возникшую в ИКП после подачи уменьшающего УР (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 34-35, с. 9).

Учтите: возвращенные на НДС-счет средства будут сразу же направлены (использованы) на погашение неуплаченных согласованных НО по НДС (если есть задолженность) или на уплату НО по текущей декларации или увеличивающему УР.

Но если и после этого денег на электронном НДС-счете остается с головой, то излишек средств (в рамках реглимита и условий п. 2001.5 НКУ) можно вернуть с НДС-счета живыми деньгами на текущий счет, подав вместе с декларацией по НДС заявление на возврат — приложение Д4 (подробнее о заполнении Д4 см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 30, с. 31; 2018, № 85, с. 13 и № 39, с. 8).

Тогда в течение 5 рабочих дней после предельного срока уплаты текущих НО по декларации, плательщику вернут деньги с НДС-счета на текущий счет (п. 21 Порядка № 569).

Теперь о самом интересном: как возврат переплаты влияет на лимит?

Как уплата/возврат влияют на лимит

Особенности возврата переплаты каждым способом (соответственно через НДС-счет и прямиком из бюджета на текущий счет) и их влияние/невлияние на лимит для наглядности покажем на рисунке:

img 1

Влияние способов возврата НДС-переплаты на лимит

Заметьте: возврат переплаты из бюджета (не важно — прямо на текущий счет или на электронный НДС-счет) не влияет на лимит.

Поэтому если предприятие, последовав совету контролеров, решит вернуть деньги, скажем, на НДС-счет (в надежде, что тогда добавится лимит), увы, на самом деле сумму лимита это не прибавит. То есть

лимит регистрации на сумму, возвращенную из бюджета на НДС-счет, не увеличится

Кстати, прекрасно знают это и сами контролеры, подчеркивая в БЗ 101.17, что переплата, возвращенная из бюджета на НДС-счет, не изменяет значение ∑ПопРах и не увеличивает лимит для регистрации НН. Так как по правилам п. 2001.3 НКУ значение ∑ПопРах увеличивается только на сумму пополнений, перечисляемых на электронный НДС-счет плательщиком с собственного текущего счета.

А дальше — и того печальнее. Если после воз- врата переплаты, скажем, на НДС-счет плательщик пожелает вернуть излишек средств с НДС-счета на текущий счет (при соблюдении условий п. 2001.5 НКУ, подав приложение Д4), лимит регистрации вообще уменьшится (п. 2001.6 НКУ)! Причем учтите: лимит (∑ПопРах) уменьшат сразу (!) после заявки на возврат, т. е. на дату подачи вместе с декларацией заявления-приложения Д4 (п. 2001.6 НКУ, п. 21 Порядка № 569), а не по факту возврата денег на текущий счет.

Хотя если в течение 5 рабочих дней после положенного срока деньги на текущий счет плательщику так и не вернут, лимит должны восстановить и его уменьшение отсторнировать (п. 21 Порядка № 569).

Таким образом, заметьте: изменение лимита возможно при платежах/возвратах через НДС-счет (причем на этапе «текущий счет — НДС-счет», т. е. когда уплачиваются/возвращаются живые деньги):

— при пополнении с текущего счета НДС-счета — лимит увеличивается,

— при заявке на возврат денег с НДС-счета на текущий счет (по приложению Д4) — лимит зеркально уменьшается (см. рисунок).

Если вернуть на НДС-счет

Вот и выходит, что ничего хорошего не светит, если «неэлектронную» переплату возвращать на электронный НДС-счет. Так как:

во-первых, вернув деньги на НДС-счет, вы никакой прибавки к лимиту не получите (сумма лимита не изменится);

во-вторых, если понадобятся живые деньги и вы потом решите возвращать излишек средств с НДС-счета на текущий счет, у вас вообще уменьшится (!) лимит. Так что такой возврат обойдется дорого: ценой уменьшения лимита (при том, что изначально сами переплатообразующие суммы на НДС-счет не заходили и лимит не увеличивали). В общем, таким возвратом вы только навредите сами себе: на ровном месте уменьшите лимит, причем безвозвратно ☹. Не говоря уже о том, что

в-третьих, сам путь возврата денег на текущий счет (через НДС-спецсчет) куда длиннее.

Поэтому советы контролеров оборачиваются потерей времени и самое ужасное — лимита! ☹.

Сравните! Другое дело, если «неэлектронную» переплату возвращать, как полагается, сразу на текущий счет. Тогда сам ее возврат не повлияет на лимит. Однако если после этого полученные средства пустить с текущего счета на пополнение НДС-счета, то (через ∑ПопРах) увеличится лимит (сумма для регистрации НН)! То есть возвращенные средства помогут с увеличением лимита! Тогда как при возврате переплаты на электронный НДС-счет увеличения лимита, как мы выяснили, не произойдет, а при последующем возврате с НДС-счета на текущий счет лимит вообще уменьшится. И даже если дальше за счет возвращенных средств и пополнять НДС-счет, тем самым только вернемся в ту же точку: «отменим» уменьшение лимита (вернем его к величине до уменьшения). Так что напрашивается вывод:

возврат «неэлектронной» переплаты на электронный НДС-счет (т. е. не тем путем) крайне невыгоден плательщику

Суды — на стороне плательщиков

Приятно, что за плательщиков, не согласившихся с советами фискалов, вступаются суды. Так, например, в похожей ситуации (когда налоговики предложили предприятию в поданном заявлении о возврате переплаты на текущий счет изменить направление возврата «на НДС-счет») служители Фемиды справедливо рассудили, что необходимость возврата НДС-переплаты на электронный НДС-счет возникает исключительно в том случае, когда такие средства были зачислены в бюджет с электронного НДС-счета (что прямо предусмотрено п. 43.41 НКУ)! Поэтому суды первой/второй инстанций выступили на стороне плательщика (постановление Киевского апелляционного админсуда от 23.01.2018 г. по делу № 826/7354/17 // reyestr.court.gov.ua/Review/71910518). Причем в дальнейшем их поддержал и Верховный Суд (постановление ВС от 21.03.2019 г. по делу № 826/7354/17 // reyestr.court.gov.ua/Review/80633255).

Ну а еще плательщики успешно обжалуют в судах бездействие фискалов (выражающееся в неподготовке и неподаче Казначейству «висновків» о возврате плательщику переплаты на текущий счет) и через суд возвращают переплату: обязывают контролеров подготовить и направить Казначейству «висновки» (см. reyestr.court.gov.ua/Review/80893159, reyestr.court.gov.ua/Review/81282879).

выводы

  • Способ возврата НДС-переплаты из бюджета зависит от способа ее образования.
  • Переплату, попавшую в бюджет через НДС-счет, возвращают исключительно на электронный НДС-счет, а переплату, зашедшую прямиком в бюджет, — сразу на текущий счет.
  • При возврате переплаты на НДС-счет лимит не увеличится, а при последующем возврате с НДС-счета на текущий счет — вообще уменьшится. Поэтому если «неэлектронную» переплату возвращать на НДС-счет, а не на текущий, то теряется лимит.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше