Заполняем инвентаризационные формы правильно

В избранном В избранное
Печать
Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бюджетная бухгалтерия Декабрь, 2015/№ 46
При заполнении типовых форм для отражения результатов инвентаризации возник ряд вопросов:
1. Кто должен утверждать своей подписью проверку внесения данных в инвентаризационные описи?
2. Если инвентаризационная опись состоит из нескольких страниц, должны ли члены инвентаризационной комиссии в таком случае ставить свои подписи на каждой странице описи?
3. В типовой форме инвентаризационной описи материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, отсутствует графа для отражения названия материальных ценностей. Где следует указывать эту информацию?
4. В каком документе следует отражать результаты инвентаризации арендованных необоротных активов, ведь действующим законодательством не предусмотрена отдельная форма инвентаризационной описи таких активов?
5. Как правильно заполнять графу 15 инвентаризационной описи необоротных активов: откуда брать данные о сроке полезного использования соответствующих объектов и в каком измерителе указывать такой срок (в месяцах, годах)?
6. Каков порядок составления инвентаризационной описи на мобилизованные транспортные средства? Должен ли подписывать такую опись военком?

Инвентаризационные формы, заполнение которых вызвало такие вопросы, были утверждены приказом Минфина «Об утверждении типовых форм для отражения бюджетными учреждениями результатов инвентаризации» от 17.06.2015 г. № 572 (далее — приказ № 572). Непосредственно с этими формами, а также с требованиями по их заполнению вы можете ознакомиться на страницах нашего издания (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 31).

И если на первый взгляд формы этих документов почти ничем не отличаются от их предшественников, то на практике при проведении инвентаризации возникает немало вопросов. Поэтому не будем тратить попусту ваше драгоценное время и перейдем к конкретным ответам на конкретные вопросы.

1. Инструкций по заполнению инвентаризационных форм приказ № 572 не содержит. Общие требования к составлению материалов инвентаризации прописаны в разд. ІІ Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879 (далее — Положение № 879). К сожалению, нормами этого Положения четко не определено, кто должен ставить свой автограф в строке «Указанные в этой описи данные проверил:». В то же время, очевидно, что это должна быть подпись лица, которое может проверить правильность записей в инвентарных описях. Иными словами, это должно быть осведомленное лицо. Учитывая это, подписывать инвентаризационные описи должен работник бухгалтерской службы. Например, это может сделать руководитель определенного участка учета, заместитель главного бухгалтера или сам главбух (в небольших учреждениях, где весь объем учетных работ возложен на одного человека).

2. На каждой странице инвентаризационной описи следует указывать число порядковых номеров активов и их общее количество словами. Все активы, записанные на соответствующей странице, суммируем независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, метрах, килограммах и т. п.) они отражены. При этом в п. 18 разд. ІІ Положения № 879 предусмотрено, что инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Однако требование относительно визирования каждой страницы описи действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, этого делать не нужно.

3. Действительно, в типовой форме инвентаризационной описи материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, отдельная графа для наименования материальных ценностей не предусмотрена. Однако ничего не мешает в графе 2 одновременно указывать и название таких ценностей, и наименование их поставщика.

И хотя в соответствии с абз. 2 п. 14 разд. ІІ Положения № 879 бюджетные учреждения должны применять формы, определенные законодательством, вы вполне правомерно можете форму инвентаризационной описи материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, дополнить с учетом ваших потребностей. Такая возможность предусмотрена в п. 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88. А вот за основу такой описи целесообразно взять типовую форму, утвержденную приказом № 572.

4. Активы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его распоряжении, следует отражать в отдельных описях с распределением на: арендованные, принятые на ответственное хранение, комиссию, переработку и т. п. Этого требует п. 11 разд. ІІ Положения № 879. Однако типовая форма инвентаризационной описи необоротных активов, полученных в аренду (временное пользование), действующим законодательством не предусмотрена. Следовательно, форму такого документа, в отличие от предыдущего случая (относительно материальных ценностей, принятых на ответственное хранение), придется разработать самостоятельно. В качестве образца можно взять форму той же инвентаризационной описи материальных ценностей, принятых на ответственное хранение.

5. В графе 15 инвентаризационной описи нужно указывать срок полезного использования объекта согласно данным его инвентарной карточки. Этот срок исчисляется в годах. К тому же по своей сути основные средства — это активы, ожидаемый срок службы которых превышает один год ( абз. 15 п. 4 разд. І Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 121 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202). К тому же типовые сроки эксплуатации основных средств, приведенные в приложении 1 к Методическим рекомендациям по учетной политике субъекта государственного сектора, утвержденным приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11, определены именно в годах.

6. Проводить инвентаризацию мобилизованных транспортных средств перед составлением годовой финансовой отчетности нужно обязательно. Ведь право собственности на такой транспорт остается за бюджетным учреждением и он продолжает учитываться на балансе учреждения. А сплошная инвентаризация, в свою очередь, должна охватывать все виды обязательств и все активы учреждения независимо от их местонахождения. Прямое указание на это содержит п. 5 разд. І Положения № 879.

О порядке оформления передачи транспортных средств для военных нужд и об их дальнейшем учете читайте в материале «Мобилизовано транспортное средство: как оформить его передачу и вести дальнейший учет» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 27).

Инвентаризацию мобилизованного транспорта следует осуществлять согласно требованиям, предусмотренным для проведения инвентаризации имущества, переданного на ответственное хранение. На эти активы необходимо составлять отдельные инвентаризационные описи. Это предусмотрено в п. 10 разд. ІІ Положения № 879.

Инвентаризационная комиссия учреждения составляет такие описи на основании актов приемки-передачи, подтверждающих факт передачи такого имущества, и сведений, полученных от хранителя транспорта (при наличии). На это указал Минфин в письме от 11.06.2015 г. № 31-11420-07-10/19544 (ср. 025069200). Это объясняется тем, что проверить наличие и фактических состояние мобилизованных транспортных средств практически невозможно.

Оформлять инвентаризационные описи на мобилизованный транспорт следует в общем порядке, установленном Положением № 879 для оформления материалов инвентаризации. Таким образом, описи должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии учреждения. Разница только в том, что подписи материально ответственного лица в этом случае не будет. Обусловлено это тем, что с момента передачи транспортное средство уже не является подконтрольным вашему учреждению, а следовательно, и материально ответственному лицу. Вместе с тем утверждение инвентаризационных описей представителями военкомата или воинской части, в которую был передан соответствующий «железный конь», действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому военком не обязан подписывать инвентаризационные описи мобилизованного транспорта. Главное, чтобы его подписью был удостоверен акт приемки-передачи такой техники.

Также имейте в виду: до 20 декабря текущего года руководитель учреждения должен проинформировать местный военкомат о наличии транспортных средств, их техническом состоянии, а также о гражданах, которые работают в учреждении на них. Такие сведения предоставляются по форме, приведенной в приложении 1 к Положению о военно-транспортной обязанности, утвержденному постановлением КМУ от 28.12.2000 г. № 1921. Причем в соответствии с разъяснениями, предоставленными Минобороны в письме от 22.07.2015 г. № 322/2/6598, такую информацию следует подавать в военкомат даже при отсутствии каких-либо изменений в составе транспорта и водителей учреждения.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить