Темы статей
Выбрать темы

О штатных нормативах ЦПМСП и материальном обеспечении руководителей интернатуры

Министерство здравоохранения Украины
Письмо от 21.05.2015 г. № 10.03.68/15937

Министерство здравоохранения Украины рассмотрело обращение <…> по поводу некоторых вопросов штатных нормативов центров первичной медико-санитарной помощи и материального обеспечения руководителей интернатуры базовых лечебно-профилактических заведений для подготовки врачей-интернов и в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 14 Закона Украины «О внесении изменений в Основы законодательства Украины о здравоохранении относительно усовершенствования оказания медицинской помощи», который вступил в силу с 1 января 2015 года, первичная медицинская помощь — медицинская помощь, которая оказывается в амбулаторных условиях или по месту проживания (пребывания) пациента врачом общей практики — семейным врачом и предусматривает предоставление консультации, проведение диагностики и лечения наиболее распространенных болезней, травм, отравлений, патологических, физиологических (во время беременности) состояний, осуществление профилактических мер. Оказание первичной медицинской помощи обеспечивают центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи (далее — ЦПМСП), являющиеся заведениями здравоохранения, а также врачи общей практики — семейные врачи, которые осуществляют хозяйственную деятельность по медицинской практике как физические лица — предприниматели и могут находиться с этими заведениями здравоохранения в гражданско-правовых отношениях.

До 31.12.2019 г. первичную медицинскую помощь оказывают врачи общей практики — семейные врачи и другие медицинские работники, работающие под руководством таких врачей, а также врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые и другие медицинские работники, работающие под руководством врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых.

Примерные штатные нормативы центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи и его структурных подразделений утверждены приказом Минздрава Украины от 21.08.2014 г. № 585 (далее — приказ № 585) и имеют рекомендательный характер.

Что касается должности провизора клинического / фармацевта, то в соответствии с квалификационными характеристиками (Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 78 «Здравоохранение») он обеспечивает больных высококвалифицированной медицинской помощью путем предоставления рекомендаций врачам и больным о наиболее эффективных лекарственных препаратах, вместе с врачом осуществляет подбор лекарств и определяет их индивидуальные дозы для больных в зависимости от возраста, пола, основного заболевания и сопутствующей патологии, определяет режим введения лекарственных препаратов конкретным больным и т. п.

То есть функция обеспечения качественной информативно-консультационной помощью пациента при отпуске безрецептурных и, особенно, при назначении рецептурных лекарств в ЦПМСП возлагается на клинического провизора.

Нормы рабочего времени для работников заведений и учреждений здравоохранения утверждены приказом Минздрава Украины от 25.05.2006 г. № 319 «Об утверждении норм рабочего времени для работников заведений и учреждений здравоохранения», пунктом 1.3 которого, в частности, для работников установлена норма продолжительности рабочей недели в размере 40 часов.

В соответствии со статьей 52 Кодекса законов о труде Украины для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, который утверждает собственник или уполномоченный им орган по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) учреждения, организации с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели.

В случае производственной необходимости для обеспечения выполнения задач и функций, возложенных на ЦПМСП, руководители, по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, могут изменять штаты отдельных структурных подразделений или вводить не предусмотренные этим приказом должности (работники диагностических кабинетов, оператор газовой котельной, истопник, оператор компьютерного набора, инженер метрологии, другие должности) в пределах фонда оплаты труда, доведенного лимитными справками на соответствующий период.

При этом не допускается введение должностей таких наименований, которые не предусмотрены действующими штатными нормативами лечебно-профилактических заведений, а для врачебного персонала, кроме того, действующей номенклатурой врачебных должностей, утвержденной приказом Минздрава Украины от 28.10.2002 г. № 385, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 12.11.2002 г. под № 892/7180. Не допускается также использование не по назначению должностей, которые вводятся в зависимости от объема работ.

В случае организации заведений (структурных подразделений), для которых не предусмотрены штатные нормативы приказом № 585, штаты для них утверждаются с разрешения Министерства здравоохранения Украины.

Одним из главных требований является то, что штатная численность работников, подлежащая утверждению по штатному расписанию, должна быть приведена в соответствие с определенным фондом оплаты труда, доведенным в бюджетных назначениях на оплату труда, в порядке, установленном пунктом 28 постановления Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228 «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требованиях к выполнению смет бюджетных учреждений», с изменениями.

Статьей 32 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» вопросы организации материально-технического и финансового обеспечения заведений здравоохранения, принадлежащих территориальным громадам, отнесены к полномочиям соответствующих советов.

Поэтому приказ № 585 не ограничивает ни руководителя заведения здравоохранения, ни его собственника (местный орган исполнительной власти) в осуществлении мероприятий по оптимизации и упорядочению штатной численности работников в зависимости от объема оказания медицинской помощи и функциональных полномочий заведения.

Относительно организационных вопросов и финансово-материального обеспечения интернатуры отмечаем, что они урегулированы Положением о специализации (интернатуре) выпускников высших медицинских и фармацевтических заведений образования III — IV уровней аккредитации, медицинских факультетов университетов, утвержденным приказом Минздрава Украины от 19.09.96 г. № 291 (далее — Положение № 291).

Во время стажировки в базовом заведении здравоохранения врач-интерн работает под руководством врача, назначенного его непосредственным руководителем (пункт 4.2 Положения № 291).

Руководитель врачей-интернов на базе стажировки назначается приказом управления здравоохранения по согласованию с деканатом (отделом) интернатуры вуза из числа специалистов высшей или первой квалификационной категории (преимущественно заведующий профильным отделением) в расчете на одного руководителя не больше 7 врачей-интернов (подпункт 3.8.1 Положения № 291).

В соответствии с пунктом 7.7 Положения № 291 оплата за руководство подготовкой врачей-интернов осуществляется их руководителям за время работы на базах стажировки согласно Положению о проведении практики студентов высших учебных заведений Украины, утвержденному приказом Министерства образования и науки Украины от 08.04.93 г. № 93 (далее — Положение № 93).

Оплату труда непосредственных руководителей практики (в том числе интернатуры) проводят согласно действующим ставкам почасовой оплаты труда работников, занятых во всех отраслях народного хозяйства, за проведение учебных занятий из расчета 1 час на одного студента в неделю (пункт 5.3 Положения № 93, с учетом приказа Министерства образования и науки Украины от 20.12.94 г. № 351).

Размеры почасовых ставок работников всех отраслей экономики за проведение учебных занятий приведены в приложении 16 к приказу Министерства образования и науки Украины от 26.09.2005 г. № 557 «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» (далее — приказ № 557). Они установлены в процентах к окладу (ставке) работника I тарифного разряда, размер которого на сегодняшний день составляет 852,00 гривень.

Поскольку руководители специализации врачей-интернов на базах стажировки находятся в трудовых отношениях с заведением здравоохранения — базой стажировки, оплата труда этих руководителей осуществляется базой стажировки в соответствии с приказом № 557.

Финансирование подготовки врачей-специалистов (контрактников) в интернатуре для заведений здравоохранения других министерств, ведомств, организаций, предприятий, других заведений, независимо от формы собственности, производится за счет их средств на договорных условиях.

Прохождение интернатуры врачами (провизорами) проводится на условиях договоров, заключаемых между Министерством здравоохранения Украины, структурными подразделениями по вопросам здравоохранения областных и Киевской городской госадминистраций, высшим заведением образования и юридическими и физическими лицами, которые будут финансировать обучение в интернатуре, если эти врачи (провизоры):

окончили негосударственные высшие медицинские (фармацевтические) заведения образования III — IV уровней аккредитации, медицинские факультеты университетов,

или окончили государственные высшие медицинские (фармацевтические) заведения образования III — IV уровней аккредитации, медицинские факультеты университетов, обучаясь в них за средства юридических и физических лиц,

или приняты на работу в негосударственные заведения здравоохранения (негосударственные фармацевтические учреждения, предприятия),

или имеют сертификат врача (провизора) — специалиста и желают получить другую специальность при отсутствии необходимости в таком специалисте со стороны заведения (учреждения) здравоохранения.

Заместитель Министра И. Перегинец

Комментарий редакции

Штатные нормативы Центров ПМСП и оплата труда руководителя интернов: Минздрав уполномочен разъяснить

В комментируемом письме Минздрав дал ответ на два разноплановых вопроса, поэтому давайте рассмотрим их отдельно.

Штатные нормативы Центров ПМСП: нюансы введения должностей

Первая часть комментируемого письма посвящена применению норм Примерных штатных нормативов центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи и его структурных подразделений, утвержденных приказом Минздрава от 21.08.2014 г. № 585 (далее — Примерные штаты № 585), которые вступили в силу 01.01.2015 г. (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 35).

В частности, этот документ предусматривает наличие в штатном расписании Центра ПМСП должности провизора клинического (фармацевта). И поскольку такая должность является для центров новой, Минздрав попросили разъяснить моменты, связанные с перечнем обязанностей работника, занимающего должность провизора клинического (фармацевта), а также продолжительностью его рабочей недели.

1. Что касается перечня задач и обязанностей, то в этом вопросе нужно исходить из Справочника квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 78 «Здравоохранение», утвержденного приказом Минздрава от 29.03.2002 г. № 117. В комментируемом письме Минздрав перечислил часть из них, при этом сделав вывод: на клинического фармацевта возлагают функцию по обеспечению качественной информативно-консультационной помощью пациента при отпуске безрецептурных и особенно при назначении рецептурных лекарств.

Кроме того, вышеуказанным документом установлены квалификационные требования к занятию рассматриваемой должности, которые предусматривают наличие у претендента на занятие должности «провизор клинический (фармацевт)» полного высшего образования (специалист, магистр) по направлению подготовки «Фармация», специальности «Клиническая фармация», а также наличие сертификата провизора-специалиста.

2. Определяя продолжительность рабочей недели медицинских работников заведений здравоохранения, руководствуются приказом Минздрава «Об утверждении норм рабочего времени для работников заведений и учреждений здравоохранения» от 25.05.2006 г. № 319. В комментируемом письме Минздрав указал: согласно п. 1.3 этого приказа клиническому провизору должна быть установлена 40-часовая рабочая неделя.

3. Что касается установления должностного оклада такому работнику, то этому вопросу посвящено другое письмо Минздрава от 02.03.2015 г. № 19.1-07-159/6330. В нем специалисты этого Министерства разъяснили следующее.

Должностной оклад провизорам клиническим определяют по п. 1 п.п. 2.2.17 Условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных совместным приказом Минздрава и Минтруда от 05.10.2005 г. № 308/519, а именно: устанавливают 10 — 13-й тарифный разряд в зависимости от квалификационной категории.

Также в комментируемом письме специалисты Минздрава отметили, что Примерные штаты № 585 носят рекомендательный характер. Поэтому при необходимости для обеспечения выполнения задач и функций, возложенных на Центры ПМСП, руководители, по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, могут в пределах фонда оплаты труда, доведенного лимитными справками на соответствующий период:

— изменять штаты отдельных структурных подразделений;

— вводить не предусмотренные Типовыми штатами № 585 должности (работники диагностических кабинетов, оператор газовой котельной, истопник, оператор компьютерного набора, инженер метрологии, другие должности).

Однако при этом численность административно-управленческого и вспомогательного персонала не должна превышать 20 % от общей штатной численности работников Центра ПМСП (такая норма предусмотрена Примерными штатами № 585). Кроме того, как подчеркивает Минздрав, не допускается:

— введение должностей таких наименований, которые не предусмотрены штатными нормативами лечебно-профилактических заведений, т. е. приказом Минздрава «О штатных нормативах и типовых штатах заведений здравоохранения» от 23.02.2000 г. № 33, а для врачебного персонала, кроме того, действующей номенклатурой врачебных должностей, утвержденной приказом Минздрава от 28.10.2002 г. № 385;

— использование не по назначению должностей, которые вводятся в зависимости от объема работ.

Как оплачивать руководство интернатурой

Нормативный документ, определяющий порядок прохождения интернатуры, — это Положение о специализации (интернатуре) выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений III — IV уровня аккредитации медицинских факультетов университетов, утвержденное приказом Минздрава от 19.09.96 г. № 291.

Согласно п. 7.7 этого Положения оплата за руководство подготовкой интернов осуществляется их руководителям согласно действующему законодательству. Таким документом является Положение о проведении практики студентов высших учебных заведений Украины, утвержденное приказом Минобразования от 08.04.93 г. № 93 (далее — Положение № 93).

Итак, в п. 5.3 этого Положения сказано: оплата труда непосредственных руководителей практики от базы практики осуществляется учебным заведением на условиях почасовой оплаты из расчета 1 час на одного студента в неделю. Однако подчеркнем: относительно правомерности применения этого норматива есть большие сомнения. Дело в том, что в таком виде норма п. 5.3 Положения № 93, на наш взгляд, недействительна.

Норматив из расчета «1 час на одного студента в неделю» появился в п. 5.3 Положения № 93 благодаря приказу «О внесении изменений в Положение о проведении практики студентов высших учебных заведений Украины» от 20.12.94 г. № 351 (далее — приказ № 351). Ранее эта норма предусматривала оплату руководителям интернов из расчета 0,5 часа на одного студента в неделю.

Важно! Приказ № 351 не был зарегистрирован в Минюсте, следовательно, он не имеет силы нормативно-правового документа.

Поэтому считаем, что оплачивать труд руководителей интернов нужно на условиях почасовой оплаты из расчета 0,5 часа на одного студента в неделю. Но, как вы заметили, в комментируемом письме Минздрав настаивает на применении именно приказа № 351. И такая позиция нам непонятна, поэтому на сегодняшний день вопрос с оплатой труда за руководство интернатурой остается открытым.

Кроме того, есть еще один спорный момент. В комментируемом письме Минздрав говорит о том, что соответствующие расходы по оплате труда руководителей интернов несет база стажировки (заведение здравоохранения, где врачи-интерны проходят стажировку). Свое мнение специалисты этого министерства обосновывают тем, что руководители интернов находятся в трудовых отношениях с базой стажировки. Но дело в том, что в п. 5.3 Положения № 93 черным по белому написано: оплата труда непосредственных руководителей практики от базы практики осуществляется учебным заведением (если речь идет об интерне, который обучается за бюджетные средства). Так что имеем еще один неурегулированный вопрос. Надеемся, что законодатели вскоре обратят внимание на рассматриваемые проблемы и решат вопрос с оплатой труда руководителей интернатуры.

Если же речь идет об интерне, который обучается на контрактной основе на договорных условиях, то оплачивать труд руководителя интернов также необходимо за счет соответствующих средств.

Надежда РОМАНЕНКО, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше