О предоставлении информации по некоторым вопросам использования программного обеспечения бюджетными организациями

В избранном В избранное
Печать
Министерство юстиции Украины
Бюджетная бухгалтерия Май, 2015/№ 20
Письмо от 26.01.2015 г. № 15-0-2-15/8.1

Министерство юстиции рассмотрело обращение о предоставлении информации по некоторым вопросам использования программного обеспечения бюджетными организациями и сообщает.

В соответствии с п. 12 части первой статьи 2 Бюджетного кодекса Украины бюджетные учреждения — это органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, полностью содержащиеся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета.

Так, в частности, в соответствии с п. 2 постановления Кабинета Министров Украины от 10.09.2003 г. № 1433 «Об утверждении Порядка использования компьютерных программ в органах исполнительной власти» на Государственную службу интеллектуальной собственности возложены функции по организации взаимодействия органов исполнительной власти по вопросам использования компьютерных программ как объектов авторского права.

Указанным постановлением также утвержден Порядок использования компьютерных программ в органах исполнительной власти (далее — Порядок), определяющий процедуру использования в органах исполнительной власти компьютерных программ как объектов авторского права.

В соответствии с п. 6 Порядка приобретение органами исполнительной власти компьютерных программ осуществляется с учетом необходимости. При этом приобретаются исключительно лицензионные экземпляры таких программ или экземпляры программ свободного использования, которые должны быть обеспечены документацией, подтверждающей правомерность их использования согласно лицензии или принадлежность к компьютерным программам свободного использования.

Требования к компьютерным программам, используемым в органах исполнительной власти, определяются исходя из необходимости обеспечения выполнения возложенных на эти органы задач и с учетом технических параметров имеющихся компьютеров, навыков работы работников с такими программами и возможных расходов в случае перехода на другие компьютерные программы аналогичного назначения (п. 4 Порядка).

Общие требования к программным продуктам, которые закупаются или создаются по заказам государственных органов, утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 12.08.2009 г. № 869, в пункте 3 которых определено, что тендерной документацией и договором о закупке программного продукта должны быть предусмотрены: обеспечение продавцом комплектности поставки программного продукта, указанной в спецификации, прилагаемой к договору; установление в случае необходимости программного продукта продавцом на технических средствах покупателя; предоставление продавцом гарантийных обязательств; определение сроков и условий технической поддержки программного продукта.

Закупка государственным органом программного продукта как объекта права интеллектуальной собственности осуществляется с соблюдением требований законодательства.

Согласно п. 7 Порядка в случае организации тендеров на закупку компьютерных программ органы исполнительной власти отдают преимущество при прочих одинаковых объективных технических и качественных характеристиках локализованным версиям компьютерных программ; учитывают наличие у распространителей компьютерных программ статуса официального партнера (дистрибьютора, поставщика) и возможность осуществления производителями или распространителями официального сопровождения (консультационного, сервисного и технического обслуживания) этих программ.

Также следует отметить, что в органах исполнительной власти по решению их руководителей определяется в пределах общей численности работников подразделение, ответственное за соблюдение требований законодательства по вопросам правовой охраны компьютерных программ при их приобретении, установке, использовании, учете и инвентаризации (п. 3 Порядка).

Вместе с тем следует добавить, что, например, между Министерством образования и науки Украины (далее — МОН) и Представительством Microsoft в странах СНГ 9 октября 2001 года был подписан Меморандум о сотрудничестве, в котором МОН определяет программные продукты Microsoft (Microsoft Windows XP, Microsoft Office XP) как образовательные стандарты в Украине.

Во исполнение этого Меморандума и с целью обеспечения легализации и качества программного обеспечения МОН издан приказ от 03.12.2001 г. № 782 «О мерах по локализации и легализации программных продуктов Microsoft».

28 октября 2003 года в Меморандуме о взаимопонимании между Министерством образования и науки Украины и Корпорацией Microsoft стороны договорились развивать сотрудничество в сфере использования современных информационных технологий в деятельности Министерства, подчиненных ему предприятий, организаций, научно-исследовательских заведений, заведений общего среднего, профессионально-технического и высшего образования.

Также Главное управлением государственной службы Украины приказом от 31.05.2005 г. № 134 утверждило Порядок обеспечения функционирования системы срочного обмена документами с использованием электронной почты между Главгосслужбой и органами исполнительной власти, в пунктах 6.2, 6.3 которого указывается, что на компьютерах для работы в Системе должна быть установлена операционная система Windows 2000 или Windows XP и подключено устройство для сканирования. Для работы с документами используется MS Office XP.

По поводу ответственности следует отметить, что согласно ст. 431 Гражданского кодекса Украины нарушение права интеллектуальной собственности, в том числе непризнание этого права или посягательство на него, влечет за собой ответственность, установленную данным Кодексом, иным законом или договором.

Так, в частности, такая ответственность установлена Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах».

Кроме того, в соответствии со ст. 512Кодекса Украины об административных правонарушениях незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности (литературного или художественного произведения, их исполнения, фонограммы, передачи организации вещания, компьютерной программы, базы данных, научного открытия, изобретения, полезной модели, промышленного образца, знака для товаров и услуг, топографии интегральной микросхемы, рационализаторского предложения, сорта растений и т. п.), присвоение авторства на такой объект или иное умышленное нарушение прав на объект права охраняемой законом интеллектуальной собственности — влечет за собой наложение штрафа от десяти до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией незаконно изготовленной продукции и оборудования и материалов, предназначенных для ее изготовления.

Также нарушение авторского права и смежных прав влечет за собой ответственность, установленную статьей 176 Уголовного кодекса Украины. В частности, незаконное воспроизведение, распространение произведений науки, литературы и искусства, компьютерных программ и баз данных, а также незаконное воспроизведение, распространение исполнений, фонограмм, видеограмм и программ вещания, их незаконное тиражирование и распространение на аудио- и видеокассетах, дискетах, прочих носителях информации или иное умышленное нарушение авторского права и смежных прав, если это причинило материальный ущерб в значительном размере, — наказываются штрафом от двухсот до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или исправительными работами сроком до двух лет, или лишением свободы на тот же срок, с конфискацией и уничтожением всех экземпляров произведений, материальных носителей компьютерных программ, баз данных, исполнений, фонограмм, видеограмм, программ вещания и орудий и материалов, специально использовавшихся для их изготовления.

Дополнительно информируем, что главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики, в частности, в сфере интеллектуальной собственности, является Министерство экономического развития и торговли Украины, к основным задачам которого относится обеспечение формирования и реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности ( пп. 2 п. 3 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.08.2014 г. № 459).

Заместитель Министра — руководитель аппарата
О. Иванченко

Комментарий редакции

Требования к использованию компьютерных программ: разъясняет Минюст

На страницах газеты «Бюджетная бухгалтерия» мы уже рассказывали нашим читателям о том, как правильно вести учет расходов на приобретение (создание) и обслуживание компьютерных программ. Так, вопросы учета таких объектов были рассмотрены в консультации специалиста Госфининспекции «Учет программного обеспечения в бюджетных учреждениях» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 45). Также о нюансах учета таких расходов разъясняла Госказначейская служба в письмах от 06.06.2014 г. № 17-05/560-13524 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 40), от 07.05.2014 г. № 17-04/441-10983 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 28) и от 23.05.2014 г. № 17-02/498-12282.

Однако всегда за кадром оставался ключевой вопрос — правомерность использования программного обеспечения как объекта авторского права бюджетными учреждениями. И вот в комментируемом письме Минюст обратил внимание на основные требования к порядку использования программного обеспечения и вспомнил об основных документах, которыми руководствуются бюджетные учреждения при использовании таких программ.

Итак, такими документами являются:

Концепция легализации программного обеспечения и борьбы с нелегальным его использованием, утвержденная распоряжением КМУ от 15.05.2002 г. № 247-р;

Порядок использования компьютерных программ в органах исполнительной власти, утвержденный постановлением КМУ от 10.09.2003 г. № 1433;

Порядок легализации компьютерных программ в органах исполнительной власти, утвержденный постановлением КМУ от 04.03.2004 г. № 253;

Общие требования к программным продуктам, закупаемым или создаваемым по заказам государственных органов, утвержденные постановлением КМУ от 12.08.2009 г. № 869 (далее — постановление № 869).

Давайте рассмотрим, в чем заключаются основные требования по использованию программного обеспечения бюджетными учреждениями:

1. При приобретении компьютерных программ за счет государственных средств, за счет средств юридических/физических лиц или при получении компьютерных программ на бесплатной основе бюджетные учреждения должны приобретать исключительно лицензионные экземпляры компьютерных программ или экземпляры программ свободного пользования. Такие программы должны быть обеспечены документацией, подтверждающей правомерность их использования согласно лицензии или лицензионному договору либо иному договору о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности или принадлежность к компьютерным программам свободного использования.

Кстати, распоряжение имущественными правами интеллектуальной собственности может осуществляться на основании одного из следующих документов:

— лицензии на использование объекта права интеллектуальной собственности;

— лицензионного договора;

— договора о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности;

— договора о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности;

— иного договора о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности.

При этом договор о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности должен быть заключен в письменной форме. В случае несоблюдения письменной формы договора о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности такой договор является недействительным.

Если учреждение приобретает экземпляры компьютерных программ, размещенных на дисках для лазерных систем считывания (CD-дисках), то они обязательно должны быть маркированными контрольными марками.

2. При закупке компьютерных программ отдельно от компьютерной техники необходимо приобретать такие экземпляры компьютерных программ, которые по своим техническим характеристикам соответствуют конфигурации компьютерной техники, на которой они будут использоваться.

3. Закупка компьютерных программ — дело недешевое. Поэтому бюджетные учреждения в случае организации тендеров на закупку компьютерных программ должны учитывать требования к процессам их поставки, создания или технической поддержки, которые, в частности, определяются в договоре о закупке, создании или обслуживании таких программных продуктов. Отметим, что ключевые требования по оформлению документации конкурсных торгов, договора о закупке программного продукта (в том числе к спецификации на поставку программного продукта и технического задания) и договора о предоставлении технической поддержки программного продукта определены постановлением № 869.

При выборе программного обеспечения учреждениям следует отдавать преимущество при прочих равных объективных технических и качественных характеристиках локализованным версиям компьютерных программ.

Также в этом вопросе не советуем руководствоваться исключительно ценовым критерием. При выборе поставщика компьютерных программ целесообразно учитывать наличие у распространителей компьютерных программ статуса официального партнера (дистрибьютора, поставщика) и возможность осуществления производителями или распространителями официального сопровождения (консультационного, сервисного и технического обслуживания) этих программ.

Поэтому при оформлении договора о предоставлении технической поддержки программного продукта прежде всего обратите внимание на наличие в нем следующих пунктов:

— перечень услуг по технической поддержке программного продукта с обоснованием сметной стоимости предоставления каждой из таких услуг;

— сроки и порядок предоставления услуг;

— перечень случаев (обстоятельств), наступление которых является основанием для предоставления услуг по требованию государственного органа;

— перечень услуг (в случае наличия), предоставляемых бесплатно.

4. С целью осуществления контроля за состоянием соблюдения законодательства по вопросам их правовой охраны и определения потребности в новых программах учреждения должны проводить инвентаризацию используемых компьютерных программ. Учреждения подают информацию о результатах плановой инвентаризации компьютерных программ по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 14.04.2014 г. № 407.

Данные об имеющемся программного обеспечения подают систематизированно по следующим группам:

— операционные системы компьютеров общего назначения;

— операционные системы компьютерных сетей;

— прикладные компьютерные программы (офисные пакеты, системы управления базами данных, системы электронного документооборота, программы для обеспечения перевода, распознавания графики, проверки правописания, словари, издательские редакторы, редакторы векторной и растровой графики, инструментальные средства создания информационно-поисковых подсистем и программирования, бухгалтерские программы и т. п.);

— программное обеспечение собственного производства и разработанное за бюджетные средства по заказу органа исполнительной власти.

Таким образом, требования к приобретению и использованию программного обеспечения достаточно строгие. Конечно, пренебрегать ими не стоит, ведь ответственность за их нарушение предусмотрена немалая. Поэтому Минюст в комментируемом письме разъяснил этот вопрос детально.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить