Сельского голову не избрали на новый срок: выплачивать ли среднюю зарплату 6 месяцев

В избранном В избранное
Печать
Людмила БЕЛЕВЦОВА, эксперт по вопросам оплаты труда
Бюджетная бухгалтерия Ноябрь, 2015/№ 41
Полномочия сельского головы закончились, так как его не переизбрали на новый срок. До избрания на выборную должность он работал бухгалтером в учреждении, которое в настоящее время уже ликвидировано. Может ли такое лицо претендовать на сохранение за ним средней зарплаты в течение 6 месяцев? Если да, как реализуется такое право? (Одесская обл.)

Действительно, на законодательном уровне за сельскими экс-головами закреплены определенные «преференции». Сейчас к ним особо пристальное внимание — ведь уже известны результаты местных выборов и не все сельские головы остались «у дел». На какие гарантии может рассчитывать бывший сельский голова и в каких случаях их реализация — реальность? Это мы и выясним.

Обратимся к правовой базе. Так, в ч. 5 ст. 12 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР сказано: «На сельских, поселковых, городских голов распространяются полномочия и гарантии депутатов советов, предусмотренные законом о статусе депутатов советов, если иное не установлено законом». Отсюда дорога ведет к Закону Украины «О статусе депутатов местных советов» от 11.07.2002 г. № 93-IV (далее — Закон № 93), а именно к ч. 2 ст. 33 этого Закона.

Кого касается эта норма? Лиц, повторно не избранных на выборную должность (в нашем случае — сельского головы, о нем и будем говорить) и которые до назначения на выборную должность были трудоустроены.

Грубо говоря, речь пойдет о лицах, которые прошли путь в такой хронологии:

работал по трудовому договору у работодателя (какое-то время до избрания на выборную должность)* → уволен с этого места работы по п. 5 ст. 36 КЗоТ (переход на выборную должность), о чем сделана соответствующая запись в трудовой книжке → избран сельским головой → исполнял полномочия сельского головы (один срок или несколько сроков подряд) → не избран сельским головой еще раз.

* Если до избрания на выборную должность лицо не было трудоустроено, то гарантии ч. 2 ст. 33 Закона № 93 на него не распространяются. Об этом сказано в письме Минсоцполитики от 16.05.2014 г. № 746/13/74-14 // «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 25, с. 18 (далее — письмо № 746).ср. 025069200

Внимание! Трудовой договор должен быть прекращен именно на основании, предусмотренном п. 5 ст. 36 КЗоТ. Если увольнение будет оформлено по другому основанию (к примеру, согласно п. 1 ст. 36 или ст. 38 КЗоТ), то лицо не может претендовать на гарантии, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона № 93.

Back to место работы до выборной должности

Сельский голова после прекращения своих полномочий имеет право вернуться на предыдущую работу/должность (абз. 1 ч. 2 ст. 33 Закона № 93, ст. 118 КЗоТ). То есть он возвращается на место работы, где трудился до избрания на выборную должность (к работодателю в точке отсчета на нашей схеме).

Однако на практике лицо может исполнять полномочия сельского головы достаточно долго. Не исключено, что когда он обратится к работодателю, у которого был трудоустроен до избрания на выборную должность, его прежняя должность уже может и не существовать.

Законодательством предусмотрен и такой поворот событий. В этом случае работодатель, к которому обратился бывший сельский голова, обязан предложить ему другую равноценную работу (должность)** в этом или, с согласия работника, другом учреждении (в организации, на предприятии).

** Под равноценной работой (должностью) следует понимать работу (должность) не ниже по квалификации, или должности, где лицо работало до избрания на выборную должность.

Работодатель ничего предложить не может, а возможно, его и вовсе уже не существует? Не отчаивайтесь — в правовой базе есть еще один «туз в рукаве» (читаем далее).

Сохранение средней зарплаты: претенденты и сроки

О такой гарантии сказано в абз. 2 ч. 2 ст. 33 Закона № 93. Прежде чем в полной мере раскрыть ее размер, соединим воедино все характеристики для претендентов на ее получения (см. схему ниже).

Если все условия выполняются, то за бывшим сельским головой сохраняют среднюю зарплату, которую он получал на выборной должности. Такую выплату осуществляют за счет местного бюджета в период поиска места для трудоустройства указанным лицом, но не более 6 месяцев. По сути на этот период (но не более 6 месяце) сельскому экс-голове дается материальная поддержка в виде выплаты среднего заработка.

Внимание! Шестимесячный срок отсчитывается со следующего дня после прекращения полномочий сельского головы (см. письмо № 746).

Сохранение средней зарплаты: пакет документов

Для того чтобы реализовать право на получение среднего заработка на период трудоустройства, бывший сельский голова подает в сельский совет, который ранее возглавлял:

справку (в произвольной форме) о невозможности его трудоустройства учреждением (организацией, предприятием), где он работал до избрания на выборную должность, на прежней работе (должности) или на равноценной работе (должности). Если такое учреждение (организация, предприятие) ликвидировано, то тогда подается соответствующее извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

трудовую книжку. Бывший сельский голова подает ее оригинал сельскому совету для ознакомления. А к пакету документов он прилагает копию трудовой книжки. Кстати, наличие трудовой книжки на руках у экс-головы свидетельствует о том, что он на данный момент нигде не трудоустроен. Также на основании записей в трудовой книжке можно удостовериться, что ему не назначена пенсия.

Именно такой перечень документов для реализации нормы абз. 2 ч. 2 ст. 33 Закона № 93 приведен в письме № 746. Рекомендуем от бывшего сельского головы также получить заявление (в произвольной форме) о его намерении реализовать гарантию, предусмотренную указанной нормой.

На основании перечисленных документов сельский совет издает распоряжение о выплате сельскому экс-голове среднего заработка на период поиска места для трудоустройства (но не более 6 месяцев). На таком распоряжении (или на заявлении) желательно получить подпись от бывшего сельского головы о том, что он проинформирован о своей обязанности поставить в известность совет в случае своего трудоустройства.

При этом бухгалтеру, чтобы обезопасить себя от неправомерной выплаты такой средней зарплаты, мы рекомендуем: ежемесячно перед начислением такого заработка просить экс-главу предъявить оригинал трудовой книжки (если она на руках — лицо не состоит в трудовых отношениях) или справку из Центра занятости о том, что он стоит на учете как безработный в этом Центре (следовательно, не трудоустроен).

Сохранение средней зарплаты: прекращение выплаты

Выплату средней зарплаты согласно абз. 2 ч. 2 ст. 33 Закона № 93 прекращают в случаях, если:

— бывший сельский голова трудоустроится в период гарантированного 6-месячного строка;

— у сельского экс-головы возникнет право на пенсионное обеспечение;

закончится 6-месячный срок для поиска места трудоустройства.

К этим основаниям Минсоцполитики (см. письмо № 746) также добавляет еще одно: регистрация бывшего сельского головы безработным в Центре занятости. Мы с таким подходом не согласны. Регистрация безработным не лишает экс-главу сельского совета права на получение среднего заработка в течение 6-месячного периода. Ведь именно на этот срок и отсрочена выплата ему пособия по безработице ( п. 2 разд. IV Порядка предоставления пособия по безработице, в том числе одноразовой его выплаты для организации безработными предпринимательской деятельности, утвержденного приказом Минсоцполитики от 15.06.2015 г. № 613).

Так что тут все по справедливости: бывший сельский голова регистрируется безработным, и в этот период ему подыскивают подходящую работу. При этом до фактического трудоустройства (но не более 6 месяцев) он получает выплаты от сельского совета, но ему не выплачивают пособие по безработице. Благо, такого мнения и Государственный центр занятости (см. письмо от 03.10.2014 г. № ДЦ-04-6709/0/6-14).

Исчисляем средний заработок

В хитросплетениях предоставления среднего заработка, предусмотренного абз. 2 ч. 2 ст. 33 Закона № 93, разобрались. Теперь поговорим о расчетных моментах, которые интересует каждого бухгалтера, ведь именно ему исчислять этот заработок. Самое время обратиться к старому знакомому — Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Важно! Расчетный период для исчисления средней зарплаты, выплачиваемой на основании абз. 2 ч. 2 ст. 33 Закона № 93, — 2 календарных месяца, предшествующих месяцу прекращения полномочий по выборной должности.

Например, полномочия сельского головы закончились в октябре 2015 года. В таком случае расчетным периодом для исчисления средней зарплаты будет август — сентябрь 2015 года.

Отметим про ЕСВ. На момент начисления средней зарплаты сельский голова не состоит в трудовых отношениях с сельским советом. Следовательно, средняя зарплата, выплата которой предусмотрена абз. 2 ч. 2 ст. 33 Закона № 93, не является объектом для начисления и удержания ЕСВ. Это подтверждает и ПФУ в разъяснении от 11.03.2011 г. (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 11, с. 16).

Облагать ли такую среднюю зарплату НДФЛ и ВС? Ниже узнайте ответ специалиста ГФСУ.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить