О предоставлении разъяснений в сфере аренды имущества

В избранном В избранное
Печать
Государственная казначейская служба Украины
Бюджетная бухгалтерия Ноябрь, 2015/№ 44
Письмо от 14.07.2015 г. № 14-09/547-18891

Во исполнение поручения Министра финансов Украины <…> Государственная казначейская служба Украины рассмотрела письмо <…> о предоставлении разъяснений и в пределах компетенции сообщает.

Государственную политику в сфере аренды осуществляют органы местного самоуправления — относительно имущества, находящегося в коммунальной собственности ( статья 2 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества»).

Заключенный сторонами договор аренды в части существенных условий должен соответствовать типовому договору аренды соответствующего имущества. Типовые договоры аренды государственного имущества разрабатывает и утверждает Фонд государственного имущества Украины, типовые договоры аренды имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым или находящегося в коммунальной собственности, утверждают соответственно Верховная Рада Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления.

Частью третьей статьи 51 Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс) предусмотрено, что распорядители бюджетных средств обеспечивают в полном объеме проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями, и заключают договоры по каждому виду энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, обоснованных лимитов потребления.

Если распорядитель бюджетных средств (арендодатель) сдает в аренду помещение коммунальной собственности другому учреждению (арендатор), то арендодатель заключает с арендатором договор аренды в соответствии с типовым договором аренды.

Арендатор обязан осуществлять расходы, связанные с содержанием арендованного имущества. Если помещениями пользуется и арендатор, и арендодатель (как это преимущественно и бывает), то арендатор участвует в содержании соответствующих помещений (в соответствующей пропорции). Между арендатором и арендодателем заключается договор о возмещении расходов арендодателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору.

Арендодатель распределяет между арендаторами расходы на содержание помещений в зависимости от наличия, количества, мощности, времени работы электроприборов, системы тепло- и водоснабжения, канализации по специальным счетам, а в неделимой части — пропорционально размеру арендованной организациями площади.

Согласно договору аренды арендодатель имущества, находящегося в коммунальной собственности, имеет право поручить арендатору уплачивать стоимость услуг, связанных с содержанием арендованного имущества, непосредственно коммунальным или жилищно-коммунальным предприятиям, или предоставляет арендаторам счета для возмещения стоимости коммунальных услуг и других услуг, связанных с содержанием помещений, которые оплачивают их в соответствии с экономической сутью платежа.

Если арендодатель имеет право на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, то плата за эти услуги должна зачисляться как собственные поступления — плата за услуги, предоставляемые бюджетным учреждением, на счета, предназначенные для зачисления в специальный фонд государственного бюджета собственных поступлений распорядителей бюджетных средств. При этом предоставление таких услуг должно быть предусмотрено законодательством ( абз. 3 ч. 4 ст. 13 Кодекса).

Собственные поступления бюджетных учреждений, полученные за счет поступлений от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно законодательству, используются с учетом требований статьи 13 Кодекса.

Если арендодатель не имеет права на предоставление вышеупомянутых услуг, то арендатор может возместить только расходы на содержания помещений, понесенные арендодателем.

И. о. Председателя В. Дуда

Комментарий редакции

Арендатор оплачивает коммуналку: возмещение расходов или плата за платные услуги?

Арендные отношения между бюджетным учреждением, являющимся арендодателем, и сторонним юридическим или физическим лицом — арендатором обязательно должны быть оформлены договором аренды.

Договор аренды заключается согласно требованиям, приведенным в Типовом договоре аренды индивидуально определенного (недвижимого или другого) имущества, относящегося к государственной собственности, утвержденном приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774 (далее — приказ № 1774).

При этом, как отметила Госказначейская служба в комментируемом письме, типовые договоры аренды имущества, которое принадлежит АР Крым или находится в коммунальной собственности, утверждают соответственно ВР АР Крым и органы местного самоуправления.

Заметим: стороны договора аренды не могут установить такой размер арендной платы, который бы покрывал расходы арендодателя на оплату коммунальных услуг. Как определено в п. 3 Методики расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786, в плату за аренду индивидуально определенного имущества не включаются расходы на содержание арендованного имущества.

В связи с этим порядок расчетов за потребленные коммунальные услуги арендатор и арендодатель в обязательном порядке закрепляют в отдельном договоре. Форма Примерного договора о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору утверждена приказом № 1774.

Арендатор может возмещать потребленные им коммунальные и эксплуатационные услуги непосредственно арендодателю. При этом арендодатель распределяет между арендаторами расходы на содержание помещений в зависимости от наличия, количества, мощности, времени работы электроприборов, систем тепло- и водоснабжения, канализации по специальным счетам, а в неделимой части — пропорционально размеру арендованной площади. При этом арендодатель предоставляет арендаторам счета для возмещения стоимости коммунальных услуг и других услуг, связанных с содержанием помещений.

Обратим внимание: в случае, когда в счете, предоставленном арендодателем, четко не определено, за что именно должен уплатить арендатор, а указана только общая сумма, арендатор имеет полное право обратиться к арендодателю с просьбой расшифровать общую сумму и указать, какие именно услуги он должен оплатить.

Кроме того, как указано в письме, арендодатель может поручить арендатору уплатить стоимость услуг, связанных с содержанием арендованного имущества, непосредственно коммунальным или жилищно-коммунальным предприятиям. В этом случае арендатор должен заключить отдельные договоры с коммунальными службами.

Однако самый интересный момент, на который обратили внимание специалисты Госказначейской службы, касается оплаты арендаторами коммунальных услуг в случаях, когда арендодатель самостоятельно имеет право предоставлять платные коммунальные услуги.

Напомним: на это обращало внимание Госказначейство и раньше, а именно: в письмах от 07.05.2013 г. № 1708/936-10335 и от 25.07.2014 г. № 17-09/708-17228 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 35, с. 23).

Процитируем специалистов Госказначейства: «Если арендодатель имеет право на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, то плата за эти услуги должна зачисляться как собственные поступления плата за услуги, предоставляемые бюджетным учреждением, на счета, которые предназначены для зачисления в специальный фонд государственного бюджета собственных поступлений распорядителей бюджетных средств. При этом предоставление таких услуг должно быть предусмотрено законодательством.»

Это означает, что если согласно перечню платных услуг арендодатель имеет право на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг арендаторам, то плата за эти услуги должна зачисляться им как собственные поступления.

То есть, если арендодатель имеет законодательное право предоставлять платные коммунальные услуги и фактически это делает в соответствии с договором о предоставлении платных услуг, то арендатор оплачивает их как платные услуги, а не как возмещение стоимости потребленных им коммунальных услуг. Арендодатель в этом случае должен зачислять стоимость таких услуг в специальный фонд сметы как собственные поступления.

Мы проанализировали все перечни платных услуг, разрешенных к предоставлению в различных бюджетных сферах (образование, медицина, культура, спорт и т. п.), и пришли к выводу: никакая бюджетная организация не имеет права предоставлять платные коммунальные услуги арендаторам.

Вообще-то предоставление платных коммунальных и эксплуатационных услуг предусмотрено только для научных учреждений и учреждений образования в соответствии с Перечнем платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными научными учреждениями, утвержденным постановлением КМУ от 28.07.2003 г. № 1180, и Перечнем платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденным постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796, соответственно. При этом коммунальные и эксплуатационные услуги такие учреждения могут предоставлять лишь гражданам, проживающим в домах и помещениях, которые находятся на балансе учреждения, а также пользователям помещений и зданий, не находящихся на балансе учреждения.

Таким образом, предоставление бюджетными учреждениями платных коммунальных и эксплуатационных услуг арендаторам действующим законодательством не предусмотрено.

Татьяна СТАНКУС, заместитель главного редактора

Теги аренда
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить