Предоставление платных услуг стоматологическими поликлиниками

В избранном В избранное
Печать
Пушкарь Лариса, экономист Коммунального заведения здравоохранения «Харьковская городская стоматологическая поликлиника № 2»
Бюджетная бухгалтерия Октябрь, 2015/№ 37
Большинство стоматологических поликлиник имеют в своем составе отдельное хозрасчетное подразделение, которое предоставляет немалое количество видов платных стоматологических услуг. Поэтому важность правильного расчета стоимости таких услуг для стоматологических поликлиник трудно переоценить. В связи с этим именно такому виду платных услуг мы решили уделить особое внимание. В этой статье рассмотрим на примерах, как сформировать стоимость платной стоматологической услуги.

Основные принципы предоставления платных услуг стоматологическими поликлиниками

В связи с тем что бюджетным учреждениям, организациям и заведениям предоставляется только минимальное финансирование из государственного или местных бюджетов (в основном на заработную плату, оплату коммунальных услуг и другие защищенные статьи расходов), все чаще возникает вопрос о привлечении дополнительных денежных средств путем предоставления платных услуг.

Как и другие заведения здравоохранения, стоматологические поликлиники могут оказывать платные услуги лишь тех видов, которые фигурируют в Перечне № 1138.

По должностям хозрасчетного отделения стоматологической поликлиники, которое будет оказывать платные услуги, составляется отдельное штатное расписание.

Для штатного расписания по специальному фонду применяются те же штатные нормативы, что и по общему. Напомним: для учреждений и заведений здравоохранения типовые штатные нормативы определены приказом № 33. Кстати, подробно вопросы составления штатного расписания стоматологической поликлиникой с примером мы рассматривали в консультации «Составление штатного расписания стоматологической поликлиники» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 43, с. 16).

При предоставлении платных услуг у руководства стоматологических поликлиник возникает вопрос: имеют ли право работники в пределах одной рабочей смены работать по основному месту работы и одновременно быть занятыми предоставлением платных услуг?

Отвечаем: нет, такой режим работы не допускается. Это обусловлено тем, что работник должен полностью отработать рабочее время, за которое он получает заработную плату за счет общего фонда сметы.

Однако решение есть. Работник может выполнять работу в две смены, например, в первую смену отрабатывать заработную плату, которую он получает за счет общего фонда сметы, во вторую — выполнять работы на платной основе.

Следует помнить, что в соответствии со ст. 52 КЗоТ при пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, который утверждает собственник или уполномоченный им орган по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) предприятия, учреждения, организации с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели.

При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов при недельной норме 40 часов, 6 часов при недельной норме 36 часов и 4 часов при недельной норме 24 часа.

Обычно в учреждениях здравоохранения имеются отдельные категории врачей, которые работают за счет средств общего фонда, и отдельные категории врачей, выполняющие работу на платной основе. Так, например, в стоматологической поликлинике врачи-стоматологи-терапевты оказывают медицинскую помощь населению бесплатно и получают заработную плату за счет средств общего фонда сметы, а врачи-стоматологи-ортопеды выполняют работы на платной основе и соответственно получают заработную плату за счет средств специального фонда сметы.

Теперь рассмотрим вопрос, касающийся установления цен на платные услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 5007 свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно с согласия сторон на все товары, кроме тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен.

Отдельного нормативного документа, который бы регулировал порядок расчета стоимости платных медицинских услуг, к сожалению, до сих пор нет. Поэтому целесообразно руководствоваться общими принципами формирования стоимости услуг.

Так, базой для определения цены услуги является расчет расходов, связанных с непосредственным предоставлением услуги.

В производственную себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

— прямые материальные расходы;

— прямые расходы на оплату труда;

— другие прямые расходы;

— переменные общепроизводственные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы.

В соответствии с п. 12 постановления № 1548 тарифы на платные услуги, предоставляемые лечебно-профилактическими государственными и коммунальными заведениями здравоохранения, регулируют (устанавливают) Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 13 Закона № 5007 государственное регулирование цен осуществляется Кабмином, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями путем установления обязательных для применения субъектами хозяйствования:

— фиксированных цен;

— предельных цен;

— предельных уровней торговой надбавки (наценки) и снабженческо-сбытовой надбавки (снабженческого вознаграждения);

предельных нормативов рентабельности;

— размера снабженческого вознаграждения;

— размера доплат, скидок (понижающих коэффициентов).

Таким образом, стоимость платных услуг определяет само лечебно-профилактическое заведение исходя из тех расходов, которые оно фактически понесет на предоставление соответствующей услуги.

Администрации, как правило, реализуют свои полномочия по регулированию цен и тарифов путем установления предельного уровня рентабельности, а также рассматривают и утверждают тарифы, установленные лечебно-профилактическими заведениями.

Кроме того, как указано в письме № 1799, если государственное регулирование тарифов на платные медицинские услуги, которые предоставляют лечебно-профилактические государственные и коммунальные заведения здравоохранения, в регионе не введено, то тарифы на такие услуги устанавливаются на рыночных основах.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со ст. 28 Закона № 280 к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся такие делегированные полномочия, как осуществление контроля за соблюдением цен и тарифов.

Изменения в тариф на платную медицинскую услугу, которые могут вноситься в связи с изменением тарифов на коммунальные услуги, с изменением уровня заработной платы, стоимости материалов и т. п., вносятся на основании приказов руководителя лечебно-профилактического заведения.

Также отметим, что деятельность стоматологических поликлиник на сегодняшний день еще осложняется и тем, что приказы № 507 и № 305 утратили силу. На смену им до настоящего времени не принят ни один документ, потому большинство стоматологических поликлиник издали внутренние приказы о том, что до принятия новых нормативных документов они будут руководствоваться приказами № 507 и № 305.

Перед тем как приступить к расчету стоимости платных услуг и непосредственному их предоставлению медицинское учреждение должно составить Положение о платных услугах.

При этом отметим, что требования по предоставлению платных услуг и составлению Положения о платных услугах для каждой сферы деятельности бюджетных учреждений (образовательная, социальная и т. п.) определены отдельно.

Однако, как мы уже отмечали, для медицинской сферы нормативных документов, которые бы регулировали порядок предоставления платных услуг, нет.

В любом случае, даже если для вашей сферы деятельности не определено нормативными документами требование о составлении Положения о платных услугах, считаем целесообразным при предоставлении учреждением платных услуг такое Положение составить и определить в нем основные аспекты предоставления платных услуг (организация их предоставления, порядок расчета за услуги и т. п.).

Подробнее общие вопросы предоставления платных услуг медицинскими учреждениями были рассмотрены в консультации «Предоставление платных услуг медицинскими учреждениями» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 36, с. 22). Поэтому не будем долго останавливаться на нюансах предоставления платных медицинских услуг и перейдем к примерам расчета стоимости платных услуг в стоматологической поликлинике.

Расчет стоимости платных стоматологических услуг

Итак, рассмотрим на примерах расчеты стоимости таких платных стоматологических услуг, как изготовление и установка штампованной коронки, облицованной пластмассой, и одиночной пластмассовой коронки.

Отметим, что возможность предоставления платных услуг по зубному протезированию предусмотрена п. 9 Перечня № 1138.

Для удобства предположим, что в стоматологической поликлинике принят приказ о применении приказов № 507 и № 305 до утверждения новых в их замену.

Для нашего примера расчета цен на зубопротезирование примем во внимание условные общие показатели Коммунального учреждения здравоохранения Харьковской стоматологической поликлиники по состоянию на 30.06.2015 г.

Так, согласно приказу № 507 врач-стоматолог-ортопед должен выполнить за месяц 126 условных единиц трудоемкости (далее — УЕТ), соответственно за год — 1386 УЕТ (126 УЕТ х 11 мес.).

На основании Перечня № 163 и Порядка № 122 продолжительность рабочей недели зубного техника составляет 33 часа.

Таким образом, среднемесячная нагрузка зубного техника в 2015 году составляет 138,05 УЕТ (1656,6 ч/год : 12 мес.), где 1656,6 — норма часов на 2015 год при 33-часовой продолжительности рабочей недели.

Вызов на дом оценивается в УЕТ по фактически израсходованному времени (прибытие и возвращение из расчета 1 ч — 4,1 УЕТ). Этот показатель входит в расчет стоимости услуг, в случае, когда работы проводятся на дому у больного.

Фонд заработной платы за 2015 год составляет 587713,00 грн. (601700,00 грн. (общий фонд) - - 13987,00 грн. (фонд заработной платы врачей-интернов)), в том числе:

— заработная плата основного персонала (врачи-стоматологи-ортопеды + зубные техники) — 227531,00 грн.;

— заработная плата вспомогательного персонала и АУП — 360182,00 грн., что отвечает 158,3 % заработной платы основного персонала.

Заработная плата вспомогательного персонала и АУП входит в состав накладных расходов.

Исходя из фактических расходов в прошлом году рассчитаем другие накладные расходы.

КЭКР

Наименования расходов

Сумма, грн.

2111

Заработная плата вспомогательного персонала и АУП

360182,00

2120

Начисления на заработную плату 36,3 %

130746,00

2200

Использование товаров и услуг

213005,00

2210

Предметы, материалы, оборудование и инвентарь

40798,00

2220

Медикаменты и перевязочные материалы (дезсредства, вата)

209,00

2230

Продукты питания

7895,00

2240

Оплата услуг (кроме коммунальных)

39615,00

2270

Оплата коммунальных услуг и энергоносителей

124488,00

2271

Оплата теплоснабжения

77145,00

2272

Оплата водоснабжения и водоотведения

21617,00

2273

Оплата электроэнергии

16786,00

2274

Оплата природного газа

7155,00

2275

Оплата других энергоносителей

1785,00

2280

Исследования и разработки, отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ

185,00

2282

Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития

185,00

Всего

704118,00

Процент накладных расходов

309,46 %

Итак, общая сумма расходов на заработную плату, начисления на заработную плату, приобретение предметов, материалов, других расходов, оплату коммунальных и других услуг составила 704118,00 грн., что составляет 309,46 % заработной платы основного персонала (227531,00 грн.). Следовательно, процент накладных расходов — 309,46 %.

Среднемесячная заработная плата врача-стоматолога-ортопеда составляет 2054,66 грн., соответственно заработная плата врача в 1 УЕТ16,31 грн. (203411,00 грн. (ФОТ 9 мес. + + мат. помощь) : 9 мес. : 11 врачей = 2054,66 грн. : : 126 УЕТ = 16,31 грн.).

Среднемесячная заработная плата зубного техника составляет 1797,00 грн., соответственно заработная плата зубного техника в 1 УЕТ— 13,02 грн. (194076 грн. (ФОТ 9 мес. + мат. помощь) : 9 мес. : : 12 техников = 1797,00 грн. : 138,05 УЕТ = 13,02 грн.).

Для того чтобы рассчитать расход материалов и инструментария на врачебную должность, необходимо знать их нормативные показатели. Приказ № 670, определявший такие нормы, признан не применяющимся на территории Украины в соответствии с приказом № 81.

Приказом № 305 нормы расходования инструментов и материалов на единицу изделия при изготовлении зубных протезов не определены.

К сожалению, на сегодняшний день такие нормы отсутствуют вообще. Поэтому при решении этого вопроса целесообразно рассчитать средние нормативы фактических расходов по каждому конкретному заведению.

Выполним расчет материалов и инструментария на врачебную должность в год в соответствии с данными сметы учреждения.

№ п/п

Наименование

Норматив на одну врачебную должность, шт.

Цена, грн.

Сумма на одну врачебную должность, грн.

1

Наконечник прямой

1

400,50

400,50

2

Наконечник турбинный

1

436,00

436,00

3

Дискодержатель

10

4,99

49,90 (10 х 4,99 грн.)

4

Зеркало

15

7,40

111,00 (15 х 7,40 грн.)

5

Ручки для зеркал

5

4,10

20,50 (5 х 4,10 грн.)

6

Зонд зубной согнутый

5

6,00

30,00 (5 х 6,00 грн.)

7

Нож для гипса

1

10,80

10,80

8

Пинцет согнутый

2

17,00

34,00 (2 х 17,00 грн.)

9

Фрезы зуботехнические

7

36,40

254,80 (7 х 36,40 грн.)

10

Шпатель для цемента

5

6,70

33,50 (5 х 6,70 грн.)

11

Щипцы клювовидные

1

53,70

53,70

12

Щипцы крампонные

1

94,68

94,68

13

Боры зубные разные

15

9,07

136,05 (15 х 9,07 грн.)

14

Головки алмазные для турбинных наконечников

50

2,40

120,00 (50 х 2,40 грн.)

15

Головки алмазные для прямых наконечников

30

2,90

87,00 (30 х 2,90 грн.)

16

Диски алмазные разные

35

23,76

831,60 (35 х 23,76 грн.)

17

Круг карборундовый

10

3,00

30,00 (10 х 3,00 грн.)

18

Лоток медицинский

2

17,00

34,00 (2 х 17,00 грн.)

19

Стекло для цемента

5

2,16

10,80 (5 х 2,16 грн.)

20

Нож-шпатель

1

14,40

14,40

21

Ложки металлические для снятия оттисков разных

30

10,80

324,00 (30 х 10,80 грн.)

22

Ножницы зуботехнические по металлу

1

81,00

81,00

23

Шпатель для смешивания гипса

1

5,10

5,10

Всего

3203,33

Таким образом, общая сумма стоимости инструментов на одну врачебную должность в год составляет 3203,33 грн.

В соответствии с нагрузкой врача-стоматолога-ортопеда расходы на материалы и инструментарий в 1 УЕТ составляют 2,31 грн. (3203,33 грн. : 126 УЕТ : : 11 мес.).

Теперь, учитывая приведенные выше исходные данные для расчета, рассчитаем стоимость штампованной коронки, облицованной пластмассой.

1. Расчет расходов на зарплату с ЕСВ

№ п/п

Должность

УЕТ

Стоимость 1 УЕТ, грн.

Сумма, грн.

Начисления 36,3 %

1

Врач

0,7*

16,31

11,42 (0,7 х 16,31 грн.)

2

Зубной техник

1,9

13,02

24,74 (1,9 х 13,02 грн.)

Всего

36,16

13,13

* УЕТ определены в соответствии с п. 3.8 приказа № 507. Кроме того, согласно этому же пункту руководители учреждений здравоохранения имеют право устанавливать нормы нагрузки врачей в зависимости от конкретных условий труда — модели конечных результатов работы.

2. Расход материалов

№ п/п

Наименование материалов

Единица измерения

Расходы на единицу

норма

цена, грн.

сумма, грн.

1

Гипс

г

180

0,0012

0,22 (180 х 0,0012 грн.)

2

Воск базисный

г

0,8

0,36

0,29 (0,8 х 0,36 грн.)

3

Воск для моделирования

г

1,2

1,31

1,57 (1,2 х 1,31 грн.)

4

Сплав легкоплавкий

г

0,6

0,92

0,55 (0,6 х 0,92 грн.)

5

Гильза

шт. (110 на 100)

1,100

1,50

1,65 (1,100 х 1,50 грн.)

6

Круг шлифовальный

шт. (1 на 200)

0,005

4,05

0,02 (0,005 х 4,05 грн.)

7

Пластмасса «Синма»

г

1,0

4,90

4,90

8

Боры ТВС

шт. (1 на 10)

0,10

16,00

1,60 (0,10 х 16,00 грн.)

9

Порошок полировочный

г

1,5

0,01

0,01 (1,5 х 0,01 грн.)

10

Щетки щетинные

шт. (1 на 150)

0,007

10,20

0,07 (0,007 х 10,20 грн.)

11

Диск спеченный алмазный

шт. (1 на 100)

0,010

49,00

0,49 (0,010 х 49,00 грн.)

12

Лак распределительный для гипса (изокол)

г

5,0

0,38

1,90 (5,0 х 0,38 грн.)

Итого

13,27

 

Материалы на врачебную должность

грн. на 1 УЕТ

1

2,31

2,31

Всего

грн.

15,58

3. Накладные расходы

Накладные расходы составляют 309,46 % от заработной платы основного персонала, т. е. 111,90 грн. (36,16 грн. х 309,46 %).

Теперь сгруппируем все расходы в калькуляции с учетом того, что рентабельность рассчитывается на уровне 25 % и стоимость полировки коронок составляет 5,00 грн.

«УТВЕРЖДАЮ»
Главный врач
Харьковской стоматологической поликлиники
Кожухов В. В.
«30» июня 2015 г.

Калькуляция стоимости № 1
«Штампованная коронка, облицованная пластмассой»

№ п/п

Статьи расходов

Показатели, грн.

1

Заработная плата основного персонала

36,16

2

Начисления (36,3 %)

13,13

3

Материалы

15,58

4

Накладные расходы

111,90

5

Итог себестоимости

176,77

6

Рентабельность (25 %)

44,19

7

Полировка

5,00

Всего

225,96

Таким образом, стоимость одной одиночной штампованной металлической коронки, облицованной пластмассой, составляет 225,96 грн.

Рассмотрим еще один пример. На этот раз рассчитаем стоимость одиночной пластмассовой коронки.

1. Расчет расходов на зарплату с ЕСВ

№ п/п

Должность

УЕТ

Стоимость 1 УЕТ, грн.

Сумма, грн.

Начисления 36,3 %

1

Врач

0,5

16,31

8,16 (0,5 х 16,31 грн.)

2

Зубной техник

1,2

13,02

15,62 (1,2 х 13,02 грн.)

Всего

23,78

8,63

2. Расход материалов

№ п/п

Наименование материалов

Единица измерения

Расходы на единицу

норма

цена, грн.

сумма, грн.

1

Гипс

г

180

0,0012

0,22 (180 х 0,0012 грн.)

2

Воск для моделирования

г

1,2

1,31

1,57 (1,2 х 1,31 грн.)

3

Диск спеченный алмазный

шт. (1 на 100)

0,010

49,00

0,49 (0,010 х 49,00 грн.)

4

Пластмасса «Синма»

г

1,0

4,90

4,90

5

Боры ТВС

шт. (1 на 20)

0,05

24,00

1,20 (0,05 х 24,00 грн.)

6

Порошок полировочный

г

1,5

0,01

0,01 (1,5 х 0,01 грн.)

7

Щетки щетинные

шт. (1 на 150)

0,007

10,20

0,07 (0,007 х 10,20 грн.)

8

Лак распределительный для гипса (изокол)

г

5,0

0,38

1,90 (5,0 х 0,38 грн.)

Итого

10,36

Материалы на врачебную должность

грн. на 1 УЕТ

0,8

2,31

1,85 (0,8 х 2,31 грн.)

Всего

грн.

12,21

3. Накладные расходы

Накладные расходы составляют 309,46 % заработной платы основного персонала, т. е. 73,59 грн. (23,78 грн. х 309,46 %).

Теперь сгруппируем все расходы в калькуляции.

«УТВЕРЖДАЮ»
Главный врач
Харьковской стоматологической поликлиники
Кожухов В. В.
«30» июня 2015 г.

Калькуляция стоимости № 2
«Одиночная пластмассовая коронка»

№ п/п

Статьи расходов

Показатели, грн.

1

Заработная плата основного персонала

23,78

2

Начисления (36,3 %)

8,63

3

Материалы

12,21

4

Накладные расходы

73,59

5

Итог себестоимости

118,21

6

Рентабельность (25 %)

29,55

Всего

147,76

Таким образом, стоимость одной одиночной пластмассовой коронки составляет 147,76 грн.

Нормативные документы

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

Закон № 5007 — Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI.

Закон № 280 — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Постановление № 1548 — постановление КМУ «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» от 25.12.96 г. № 1548.

Перечень № 1138 — Перечень платных услуг, которые могут предоставляться в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения, высших медицинских учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, утвержденный постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138.

Перечень № 163 — Перечень производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели, утвержденный постановлением КМУ от 21.02.2001 г. № 163.

Порядок № 122 — Порядок применения Перечня производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели, утвержденный приказом Минсоцполитики от 23.03.2001 г. № 122.

Приказ № 507 — приказ Минздрава «Об утверждении нормативов предоставления медицинской помощи и показателей качества медицинской помощи» от 28.12.2002 г. № 507.

Приказ № 305 — приказ Минздрава «Об утверждении Критериев медико-экономической оценки предоставления стоматологической помощи на I, II и III уровнях (амбулаторная помощь)» от 22.11.2000 г. № 305.

Приказ № 670 — приказ Минздрава СССР «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению» от 12.06.84 г. № 670.

Приказ № 33 — приказ Минздрава «О штатных нормативах и типовых штатах заведений здравоохранения» от 23.02.2000 г. № 33.

Приказ № 81 — приказ Минздрава «О признании приказов Минздрава СССР не применяющимися в Украине» от 18.04.96 г. № 81.

Письмо № 1799 — письмо Государственной инспекции по контролю за ценами от 17.05.2008 г. № 200/6-10/1799.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить