(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
7/9
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Август , 2016/№ 30

Передача в аренду объекта водоснабжения

http://tinyurl.com/y38vytva
Сельский совет передает в аренду целостный имущественный комплекс: водяную скважину, сети, башни. Какими документами руководствоваться при передаче такого комплекса в аренду? В Законе Украины «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в коммунальной собственности» (ст. 11) определено, что договор аренды может предусматривать предоставление арендатору льгот по арендной плате. Имеем ли мы право предоставить арендатору льготу по уплате арендной платы за пользование целостным имущественным комплексом или освободить его от арендной платы? Кто должен уплачивать рентную плату за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и рентную плату за специальное использование воды после передачи объекта в аренду (при этом арендатор получил разрешение на спецводопользование)?

Основным документом, регулирующим организационные отношения, связанные с передачей в аренду имущества учреждений и организаций, находящегося в государственной и коммунальной собственности, а также имущественные отношения между арендодателями и арендаторами по хозяйственному использованию государственного имущества и имущества, находящегося в коммунальной собственности, является Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII (далее — Закон № 2269).

При этом, как указано в ч. 6 ст. 1 этого Закона, отношения по аренде объектов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в коммунальной собственности, регулируются данным Законом с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в коммунальной собственности» от 21.10. 2010 г. № 2624-VI (далее — Закон № 2624).

Следовательно, законы № 2269 и № 2624 — это основные документы, которыми должен руководствоваться сельский совет при передаче в аренду коммунального имущества, в том числе и объектов водоснабжения.

Кроме того, организационные отношения, связанные с передачей в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности той или иной территориальной громады, и механизм взимания (расчета) арендной платы определяют органы местного самоуправления. Для этого соответствующими решениями утверждают Положение о порядке передачи в аренду объектов коммунальной собственности территориальной громады и Методику расчета и порядок использования платы за аренду объектов коммунальной собственности территориальной громады.

Давайте выясним, должен ли орган местного самоуправления установить для арендатора коммунального имущества определенные льготы по арендной плате (или вообще освободить от такой платы).

В соответствии со ст. 2 Закона № 2269 аренда — это основанное на договоре срочное платное пользование имуществом, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности. Как видим, в любом случае аренда предусматривает получение определенной платы.

Вместе с тем в ч. 10 ст. 11 Закона № 2624 указано, что договор аренды может предусматривать предоставление арендатору льгот по арендной плате. При этом, как видим, освобождение от арендной платы действующим законодательством не предусмотрено.

Какие же условия получения льгот по арендной плате арендодателями имущества, находящегося в коммунальной собственности?

Порядок определения таких объектов, а также условия предоставления льгот по арендной плате устанавливают органы местного самоуправления. Для этого утверждают Положение о предоставлении льгот по плате за аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности территориальной громады.

В частности, в таком Положении определяют арендаторов, которым предоставляются такие льготы, порядок и условия предоставления льгот по арендной плате арендаторам, перечень документов, которые необходимо предоставить арендатору для получения льготы, а также размер льготы по арендной плате. При этом размер льготы конкретному арендатору устанавливают в процентном отношении к арендной плате и определяют решением органа местного самоуправления в каждом случае отдельно.

Теперь разберемся с тем, кто должен уплачивать рентную плату за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и рентную плату за специальное использование воды в связи с передачей объекта в аренду.

Начнем с рентной платы за пользование недрами.

В соответствии с п.п. 252.1.4 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются землевладельцы и землепользователи, кроме субъектов предпринимательства, которые в соответствии с законодательством относятся к фермерским хозяйствам, осуществляющим хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование.

В то же время к объекту обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых не относятся не включенные в государственный баланс запасов полезных ископаемых полезные ископаемые местного значения и торф, добытые землевладельцами и землепользователями для собственного потребления, если их использование не предусматривает получения экономической выгоды с передачей либо без передачи права собственности на них, общей глубиной разработки до двух метров, и пресные подземные воды до 20 метров ( п.п. 252.4.1 НКУ).

Таким образом, субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу подземных вод (из скважины, колодца и т. п.), являются плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, в том числе в случае использования воды для собственных хозяйственных нужд или передачи ее для нужд населения, за исключением тех субъектов хозяйствования, которые на основании разрешений на специальное водопользование, без получения разрешений на пользование недрами (законодательно не предусмотрено), добывают пресные подземные воды общей глубиной разработки до 20 метров, использование которых не предусматривает получения экономической выгоды.

Учитывая это, не арендодатель (сельский совет), а арендатор должен уплачивать рентную плату за пользование недрами для добычи полезных ископаемых.

Также добавим, что ГФС в письмах от 21.01.2016 г. № 1502/10/28-10-06-11 и от 05.01.2016 г. № 93/10-28-10-06-11 пришла к следующему заключению: субъект хозяйствования, осуществляющий добычу подземных вод, является плательщиком рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых независимо от направления использования воды и экономической выгоды от ее использования.

Теперь что касается рентной платы за специальное использование воды.

Как предусмотрено п. 255.1 НКУ, плательщиками рентной платы за специальное использование воды являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных либо других водопользователей (вторичные водопользователи), и используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Поскольку договором аренды объекта водоснабжения предусмотрена передача такого объекта на определенный срок, то арендатор получает право пользования указанным объектом водоснабжения начиная со срока, обусловленного в договоре аренды, и является первичным водопользователем.

Таким образом, арендатор объекта водоснабжения является плательщиком рентной платы за специальное использование воды и уплачивает сбор за весь фактически использованный объем воды.

Кстати, с позицией ГФС по поводу необходимости уплаты бюджетным учреждением рентной платы за специальное использование воды в случае предоставления помещения в аренду можно ознакомиться в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 15, с. 19.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
водоснабжение, аренда добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье