Во исполнение пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины от 12 декабря 2011 года № 1271 «Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться заведениями культуры, учрежденными на государственной и коммунальной форме собственности» (с изменениями) приказываем:
1. Утвердить Порядок определения стоимости и предоставления платных услуг заведениями культуры, учрежденными на государственной и коммунальной форме собственности (прилагается).
2. Министерству культуры Украины обеспечить:
1) подачу настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины в установленном порядке;
2) размещение приказа на официальном веб-сайте Министерства культуры Украины.
3. Руководителям государственных и коммунальных заведений культуры установить перечень платных услуг, предоставляемых заведениями культуры, с указанием времени, места, способа и порядка предоставления каждой из услуг, расчета их стоимости и лица, ответственного за их предоставление.
4. Признать утратившим силу приказ Министерства культуры и искусств Украины, Министерства финансов Украины, Министерства экономики Украины от 21 декабря 1999 года № 732/306/152 «Об утверждении Порядка предоставления платных услуг заведениями культуры и искусств», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 30 декабря 1999 года под № 923/4216.
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей министров в соответствии с распределением обязанностей.
Вице-премьер-министр Украины — Министр культуры Украины В. Кириленко
Министр финансов Украины Н. Яресько
Министр экономического развития и торговли Украины А. Абромавичус
СОГЛАСОВАН:
Председатель Государственной регуляторной службы Украины К. Ляпина
Утвержден приказом Министерства культуры Украины, Министерства финансов Украины, Министерства экономического развития и торговли Украины от 01.12.2015 г. № 1004/1113/1556
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 18.12.2015 г. под № 1590/28035
Порядок определения стоимости и предоставления платных услуг заведениями культуры, учрежденными на государственной и коммунальной форме собственности
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 12 декабря 2011 года № 1271 «Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться заведениями культуры, учрежденными на государственной и коммунальной форме собственности».
2. Настоящий Порядок устанавливает механизм определения стоимости и предоставления платных услуг заведениями культуры, учрежденными на государственной и коммунальной форме собственности (далее — заведения культуры), юридическим и физическим лицам (далее — заказчик) согласно перечню платных услуг, которые могут предоставляться заведениями культуры, учрежденными на государственной и коммунальной форме собственности, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 12 декабря 2011 года № 1271 (далее — Перечень).
При предоставлении платных услуг в сфере культуры применяются нормативно-правовые акты, регулирующие культурную деятельность.
3. В настоящем Порядке термины употребляются в таких значениях:
заказчик — физическое или юридическое лицо, которое на основании договора (письменного заявления, обращение и т. п.), расчетного документа (кассовый чек, товарный чек, билет, талон, квитанция и т. п.), удостоверяющего стоимость понесенных в связи с предоставлением платной услуги расходов, заказывает платную услугу в заведении культуры для себя или другого лица, принимая на себя финансовые обязательства по ее оплате;
индекс инфляции — определенный в установленном законодательством порядке официальный индекс инфляции;
услуга — термин употребляется в значении, определенном Законом Украины «О защите прав потребителей».
4. Заведение культуры обязано:
бесплатно предоставлять заказчику полную, доступную и достоверную информацию о порядке и условиях предоставления конкретной платной услуги, ее стоимости, порядке и сроке оплаты;
обнародовать информацию о стоимости услуг, действующей на дату предоставления услуги, с применением информационных средств (реклама, информационная доска, веб-сайт заведения и т. п.).
5. Платные услуги предоставляются заведениями культуры:
по письменному заявлению заказчика, в котором указываются срок предоставления платной услуги, вид платной услуги согласно Перечню, а также: для физических лиц — фамилия, имя и отчество, место проживания; для юридических лиц — наименование юридического лица и его местонахождение;
в соответствии с договором, расчетным документом (кассовый чек, товарный чек, билет, талон, квитанция и т. п.), удостоверяющем стоимость понесенных в связи с предоставлением платной услуги расходов;
по факту оплаты предоставления платной услуги в порядке, определенном законодательством.
В случае, если в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами заказчик имеет право осуществлять оплату услуги частями, в соответствующем договоре указываются все суммы и сроки уплаты.
Оплата услуг может осуществляться в безналичной форме путем предварительной оплаты через банк или отделение почтовой связи. Подтверждением оплаты услуг является платежный документ (квитанция, платежное поручение) с отметкой банка или отделения почтовой связи о перечислении средств.
Заведения культуры ведут учет предоставленных платных услуг.
Возврат средств за непредоставленные платные услуги осуществляется заведением культуры по письменному заявлению заказчика на основании предъявленного им платежного документа (квитанция, платежное поручение и т. п.).
6. Средства, поступившие от предоставления платных услуг, зачисляются на:
специальные регистрационные счета, предназначенные для зачисления в специальный фонд государственного бюджета собственных поступлений бюджетных учреждений, открытые в органах Государственной казначейской службы Украины (далее — органы Казначейства) заведениям культуры, которые являются распорядителями средств государственного бюджета, и используются в соответствии с бюджетным законодательством;
специальные регистрационные счета, предназначенные для зачисления в специальный фонд соответствующих бюджетов собственных поступлений бюджетных учреждений, открытые в органах Казначейства заведениям культуры, которые являются распорядителями средств местного бюджета, и используются в соответствии с бюджетным законодательством;
счета, открытые в учреждениях банков и/или в органах Казначейства, и используются для выполнения целей, предусмотренных уставами (положениями) заведений культуры, которые не являются бюджетными учреждениями.
7. Материальные ценности, имущество заведения культуры, приобретенное или созданное за счет средств, полученных от платных услуг, принадлежат заведению культуры на правах, определенных действующим законодательством, и используются им для выполнения своих целей и задач, определенных уставами (положениями).
II. Определение стоимости платных услуг
1. Установление стоимости платной услуги осуществляется на базе экономически обоснованных расходов, связанных с ее предоставлением.
Размер платы за предоставление конкретной услуги определяется на основании ее стоимости, которая рассчитывается на весь срок ее предоставления и в полном объеме.
Себестоимость платной услуги рассчитывается на основании нормы времени для предоставления такой услуги и стоимости расчетной калькуляционной единицы времени.
Заведения культуры самостоятельно определяют калькуляционную единицу по каждой платной услуге, по которой осуществляется расчет стоимости.
Изменение стоимости платной услуги может осуществляться в связи с изменением условий ее предоставления, не зависящим от хозяйственной деятельности заведения.
Заведения культуры могут предоставлять платные услуги на льготных условиях, предусмотренных законодательством (детям дошкольного возраста, учащимся, студентам, пенсионерам, инвалидам).
Стоимость платных услуг определяется отдельно по каждому виду услуг, предоставляемых заведениями культуры, и состоит из расходов, непосредственно связанных с их предоставлением.
2. Составляющими стоимости платной услуги являются:
расходы на оплату труда работников, непосредственно предоставляющих услуги;
начисления на оплату труда в соответствии с законодательством;
непосредственные расходы и оплата услуг других организаций, товары или услуги которых используются при предоставлении платных услуг;
капитальные расходы;
индексация заработной платы, другие расходы в соответствии с действующим законодательством.
Стоимость платной услуги рассчитывается на основании экономически обоснованных расходов, включительно с уплатой налогов, сборов (обязательных платежей), в соответствии с Налоговым кодексом Украины и с учетом положений (стандартов) бухгалтерского учета и должна быть не меньше размера понесенных расходов.
Перечень статей калькуляции и состав расходов, входящих в такие калькуляционные статьи, каждое заведение культуры устанавливает самостоятельно и определяет их в приказе об учетной политике заведения культуры.
Размер платы за тот или иной вид платной услуги определяется исходя из расчета расходов, связанных с ее предоставлением.
3. Расходы на оплату труда рассчитываются за фактически отработанное время (выполненный объем работы) в соответствии с утвержденными в установленном законодательством порядке условиями оплаты труда работников заведений культуры.
В расходы на оплату труда работников, привлеченных к предоставлению платной услуги, включаются размеры должностных окладов, ставок заработной платы (в том числе почасовой оплаты), повышения, доплаты, надбавки и другие выплаты обязательного характера, определенные соответствующими нормативно-правовыми актами.
При формировании расходов на оплату труда могут учитываться выплаты, имеющие поощрительный характер, в порядке, установленном законодательством и коллективными договорами.
При формировании расходов на оплату труда учитываются размеры расходов на оплату труда работников, которые не находятся в штате, но привлечены к предоставлению платной услуги.
Оплата труда работников, которые привлечены к предоставлению платной услуги и не находятся в штате, осуществляется на основании договоров гражданско-правового характера в тех же размерах и по тем же условиям оплаты труда, по которым осуществляется оплата труда соответствующих штатных работников.
В случае привлечения к предоставлению платных услуг выдающихся отечественных и иностранных специалистов оплата их труда осуществляется на основании отдельно заключенных договоров гражданско-правового характера.
Оплата труда работников, привлеченных в соответствии с гражданско-правовыми договорами к выполнению платных услуг, проводится за фактически выполненный объем работ и период их выполнения, определенный в акте выполненных работ, согласно действующему законодательству.
Количество работников соответствующей квалификации, привлеченных к предоставлению платных услуг, с соответствующими размерами должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы), а также количество часов их работы определяется исходя из необходимости учета всего объема выполняемых работ, в соответствии с утвержденными нормами нагрузки или времени, необходимого для выполнения тех или иных видов работ.
При отсутствии утвержденных норм указанные показатели определяются расчетно. Эти показатели утверждаются приказом руководителя заведения культуры.
Количество работников, привлекаемых к предоставлению платной услуги, определяется исходя из необходимости учета всех функций и видов работ, непосредственно связанных с организацией предоставления каждой конкретной платной услуги заказчикам, в том числе функций по обеспечению деятельности заведения культуры в целом, выполняемых работниками автотранспортных подразделений, плановых и бухгалтерских служб и т. п. Для этого могут использоваться утвержденные в установленном порядке штатные нормативы, установленные для учреждений и заведений, функционирующих в сфере соответствующей деятельности (общественное питание, бытовое обслуживание, туризм, строительство, транспорт и т. п.), или штатные расписания заведений культуры, утвержденные учреждением вышестоящего уровня в установленном законодательством порядке.
4. Начисление на оплату труда единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование осуществляется в размерах, предусмотренных действующим законодательством.
5. К непосредственным расходам и оплате услуг других организаций, товары или услуги которых используются при предоставлении платных услуг, относятся: материальные расходы, осуществляемые при предоставлении платных услуг заказчикам, в том числе на приобретение сырья, материалов, инвентаря, инструментов, запасных частей, медикаментов, расходных материалов к компьютерной и оргтехнике, канцелярских товаров, бланков и другой документации, используемых при предоставлении платной услуги, горюче-смазочных материалов, химикатов, белья, коммунальных услуг и энергоносителей, защитных устройств; спецодежды, обмундирования и фурнитуры к нему, питание в случаях, предусмотренных законодательством, проведение текущего ремонта, технического осмотра и технического обслуживания необоротных материальных активов, используемых для предоставления услуг; расходы на служебные командировки, связанные с предоставлением платных услуг; оплата услуг связи, средств сигнализации.
Расходы на горюче-смазочные материалы, используемые при предоставлении услуг, рассчитываются исходя из допустимых норм потребления топлива в определенных условиях эксплуатации автомобилей, их технических характеристик, продолжительности их работы, и в соответствии с Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Министерства транспорта Украины от 10 февраля 1998 года № 43.
Расходы на оплату услуг сторонних юридических и физических лиц, привлекаемых заведениями культуры для предоставления заказчикам услуг на надлежащем уровне, включают оплату выполнения обязательных услуг (работ), которые не могут быть предоставлены (выполнены) работниками заведений культуры и которые могут быть предоставлены (выполнены) специалистами других субъектов хозяйствования.
Это, в частности, оплата банковских услуг (в том числе за наличное обслуживание), ветеринарных услуг, услуг по охране, установке пожарной и охранной сигнализации, юридических и информационных услуг, услуг по аренде, установке счетчиков и специального оборудования и их поверке (проверке), гарантийному и послегарантийному обслуживанию, текущему ремонту, осуществляемых привлеченными юридическими лицами, установке и дальнейшему сопровождению программного обеспечения, услуг связи (в том числе мобильной), услуг интернет-провайдеров и других видов услуг, которые предоставляются сторонними лицами для обеспечения выполнения уставных задач.
В расходы также включаются отчисления, которые исчисляются от общего размера расходов на оплату труда и которые не включаются в начисления на оплату труда (в частности отчисления профсоюзным организациям), плата за получение лицензий, разрешений, получение которых является необходимым условием для предоставления заказчикам того или иного вида платных услуг, расходы на обязательный медицинский осмотр работников (в случаях, предусмотренных законодательством), мероприятия по охране труда и безопасности, охране окружающей природной среды, обязательное страхование транспортных средств, которые осуществляются при предоставлении платных услуг.
Стоимость расходов и оплата услуг других организаций исчисляются на основе установленных действующими нормативно-правовыми актами ставок арендной платы, срока предоставления той или иной платной услуги, площадей, используемых для ее предоставления; других расходов, необходимых для предоставления заказанных услуг, норм расходов и тарифов в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами, порядком расчета за коммунальные услуги и потребленные энергоносители (за отопительный сезон или равномерно в течение года).
В тех случаях, когда прямой расчет стоимости непосредственных расходов и оплаты услуг других организаций осуществить невозможно, их стоимость определяется исходя из фактических расходов на единицу предоставленной аналогичной услуги, сложившихся в заведении культуры за прошлый отчетный период, с учетом индекса инфляции.
6. В капитальные расходы на приобретение (создание) необоротных активов включаются расходы на обеспечение предоставления заведениями культуры платных услуг, а именно:
приобретение или создание основных средств, в частности производственного оборудования, приборов, механизмов, сооружений, приобретение литературы, обновление библиотечных фондов;
ремонт, реконструкция и реставрация помещений, зданий, сооружений, используемых в заведениях культуры (в том числе приобретение строительных материалов, изготовление проектно-сметной документации);
приобретение программного обеспечения (в том числе с передачей прав на пользование), авторских и смежных прав.
Капитальные расходы учитываются в размере до 10 процентов в пределах стоимости платной услуги, установленной в соответствии с настоящим Порядком, с учетом положений данного раздела.
III. Планирование и использование доходов от предоставления платных услуг
1. Планирование расходов заведения культуры за счет доходов, полученных от предоставления платных услуг, осуществляется отдельно по каждому виду услуг согласно Перечню, Бюджетному кодексу Украины, соответствующим постановлениям Кабинета Министров Украины по вопросам составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, нормативно-правовым актам по вопросам составления, утверждения и выполнения финансовых планов.
2. Распорядителями средств государственного бюджета после направления доходов, полученных от предоставления платных услуг, на возмещение расходов, связанных с организацией и предоставлением этих услуг, на уплату налогов, сборов (обязательных платежей) доход, остающийся в распоряжении заведения культуры, направляется на покрытие необеспеченных защищенных расходов бюджета согласно утвержденным плановым назначениям и в первую очередь на погашение кредиторской задолженности по оплате труда, начислениям на заработную плату, оплате коммунальных услуг и энергоносителей, расходы на охрану, другие социальные выплаты.
IV. Осуществление учета и контроля
Получение, распределение, контроль за использованием средств и отражение доходов, поступивших от платных услуг, осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Руководители заведений культуры, предоставляющие платные услуги юридическим и физическим лицам, обеспечивают правильность применения цен, размеров платы за предоставление услуг согласно действующему законодательству.
Контроль за предоставлением услуг на платной основе, целевым использованием средств осуществляют в пределах своей компетенции Министерство культуры Украины и органы, на которое согласно действующему законодательству возложены такие функции.
Учет средств, полученных за предоставленные платные услуги, осуществляется в разрезе видов предоставленных услуг, выполненных работ в соответствии с законодательством.
Отчетность о поступлении и использовании средств, полученных за предоставление платных услуг, заведения культуры составляют и подают в соответствии с действующим законодательством.
Директор Департамента финансово-ресурсного обеспечения Министерства культуры Украины В. Жук
Директор Департамента финансов образования, науки, культуры и средств массовой информации Министерства финансов Украины Г. Вашека
Заместитель директора Департамента развития бизнес-климата Министерства экономического развития и торговли Украины Л. Буравлев
Комментарий редакции
«Культурные» услуги предоставляем по новым правилам
Утверждение нового Порядка определения стоимости и предоставления платных услуг заведениями культуры, учрежденными на государственной и коммунальной форме собственности (далее — Порядок), не является неожиданностью, поскольку законодатели уделили немало внимания предоставлению платных услуг заведениями и учреждениями культуры в 2016 году (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 3, с. 12).
Логично, что старый Порядок, а именно Порядок предоставления платных услуг заведениями культуры и искусств, утвержденный совместным приказом Минкультуры, Минфина и Минэкономики от 21.12.99 г. № 732/306/152 (далее — Порядок № 732), утрачивает силу.
Давайте вместе рассмотрим, какие новости принес заведениям культуры новый Порядок и какие существуют принципиально новые требования к предоставлению платных услуг и определению их стоимости по сравнению со старым Порядком № 732.
В первую очередь отметим, что руководители государственных и коммунальных заведений культуры должны установить перечень платных услуг, предоставляемых заведениями культуры, с указанием времени, места, способа и порядка предоставления каждой из услуг, расчета их стоимости и лица, ответственного за их предоставление.
Думаем, что большинство руководителей учреждений и заведений культуры, которые уже предоставляют платные услуги, такие перечни утвердили еще перед началом их предоставления.
Общие положения Порядка значительно расширены и существует много уточнений, на которые хотелось бы обратить ваше внимание.
Информация о платных услугах
Так, в Порядке прописано, что все заведения культуры обязаны бесплатно предоставлять заказчикам полную, доступную и достоверную информацию о порядке и условиях предоставления платных услуг, их стоимости и сроке оплаты.
Также придется обнародовать информацию о стоимости услуг, действующей на дату предоставления услуги, с применением информационных средств (реклама, информационная доска, веб-сайт заведения и т. п.). Конечно, это предусматривает и дополнительные расходы.
Основания предоставления платных услуг
Четко определены основания, по которым могут предоставляться платные услуги заведениями культуры. Так, платные услуги предоставляются заведениями культуры:
— по письменному заявлению заказчика, в котором указываются срок предоставления платной услуги, вид платной услуги, а также: для физических лиц — фамилия, имя и отчество, место проживания; для юридических лиц — наименование юридического лица и его местонахождение;
— в соответствии с договором, расчетным документом (кассовый чек, товарный чек, билет, талон, квитанция и т. п.), удостоверяющим стоимость понесенных в связи с предоставлением платной услуги расходов;
— по факту оплаты предоставления платной услуги в порядке, определенном законодательством.
Оплата услуг
Оплата за «культурные» услуги может осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме.
Напомним, что при оплате в наличной форме обязательным является применение РРО. Если кто-то еще не в совершенстве владеет правилами применения РРО, то советуем обратиться к материалу «Шпаргалка по РРО для начинающих» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 22, с. 5).
Что касается безналичной формы оплаты, то такая оплата осуществляется путем предварительной оплаты через банк или отделение почтовой связи.
При этом подтверждением оплаты услуг является платежный документ (квитанция, платежное поручение) с отметкой банка или отделения почтовой связи о перечислении средств.
Также обратим внимание на то, что средства, проступившие от предоставления платных услуг, зачисляются на:
— специальные регистрационные счета, предназначенные для зачисления в специальный фонд госбюджета собственных поступлений бюджетных учреждений, открытые в органах Казначейства заведениям культуры, являющимся распорядителями средств государственного бюджета, и используются в соответствии с бюджетным законодательством;
— специальные регистрационные счета, предназначенные для зачисления в специальный фонд соответствующих бюджетов собственных поступлений бюджетных учреждений, открытые в органах Казначейства заведениям культуры, являющимсяся распорядителями средств местного бюджета, и используются в соответствии с бюджетным законодательством;
— счета, открытые в учреждениях банков и/или в органах Казначейства, и используются для выполнения целей, предусмотренных уставами (положениями) заведений культуры, которые не являются бюджетными учреждениями*.
* Здесь, судя по всему, идет речь о получателях бюджетных средств.
Учет платных услуг
В Порядке определено только, что заведения культуры ведут учет предоставленных платных услуг (п. 5 разд. I Порядка). И все. Что ж, остановимся на этом вопросе подробнее.
В первую очередь отметим, что в бюджетных учреждениях, организациях и заведениях, предоставляющих платные услуги, целесообразно вести не только бухгалтерский, но и оперативный учет. Что здесь имеется в виду? А то, что следует вести оборотные ведомости по начислению и поступлению платы в разрезе каждого получателя услуг. Это значительно облегчает дальнейшее ведение бухгалтерского учета. Такие оборотные ведомости могут вестись в отдельных журналах или книгах учета.
Заметим: не допускается ведение бухгалтерского учета расчетов за предоставленные платные услуги «кассовым методом», т. е. по мере поступления таких средств. Обязательно следует проводить начисление платы за услуги и отражать задолженность в бухгалтерском учете, если она возникает.
Обратим внимание на то, что Порядком допускается вариант, когда заказчик имеет право осуществлять оплату услуги частями (в соответствующем договоре о предоставлении услуги указываются все суммы и сроки уплаты).
Также напомним, что операции, осуществляемые за счет специального фонда, по расчетам с дебиторами ведутся в отдельном мемориальном ордере по форме мемориального ордера № 4 «Накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами» (форма № 408), по расчетам с кредиторами — в отдельном мемориальном ордере по форме мемориального ордера № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с прочими кредиторами» (форма № 409).
Определяем стоимость платных «культурных» услуг
В отличие от Порядка-предшественника, в новом Порядке более подробно описано, каким образом расходы включаются в стоимость платных услуг.
Отметим, что составляющими стоимости платной услуги являются:
— расходы на оплату труда работников, непосредственно предоставляющих услуги;
— начисления на заработную плату в соответствии с законодательством;
— непосредственные расходы и оплата услуг других организаций, товары или услуги которых используются при предоставлении платных услуг;
— капитальные расходы;
— индексация заработной платы, другие расходы в соответствии с действующим законодательством.
Конечно, все расходы, включаемые в стоимость платных услуг, должны быть экономически обоснованы.
Стоимость платной услуги не может быть меньше размера понесенных расходов.
Перечень статей калькуляции и состав расходов, входящих в такие калькуляционные статьи, каждое заведение культуры устанавливает самостоятельно и определяет их в приказе об учетной политике заведения культуры.
Кстати, наши читатели имеют возможность ознакомиться с примером составления приказа об учетной политике в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 16, с. 20.
Включение отдельных видов расходов в стоимость платных услуг особо не отличается от составления калькуляций в других бюджетных сферах, но все же на некоторые моменты обратим ваше внимание.
Количество работников соответствующей квалификации, привлеченных к предоставлению платных услуг, с соответствующими размерами должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы), а также количество часов их работы определяются исходя из необходимости учета всего объема выполняемых работ, в соответствии с утвержденными нормами нагрузки или времени, необходимого для выполнения тех или иных видов работ. При отсутствии же утвержденных норм указанные показатели определяются расчетно. Эти показатели утверждаются приказом руководителя заведения культуры.
В случае привлечения к предоставлению платных услуг выдающихся отечественных и иностранных специалистов оплата их труда осуществляется на основании отдельно заключенных договоров гражданско-правового характера.
Начисление на оплату труда единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование осуществляется в размерах, предусмотренных действующим законодательством. Напомним: если раньше для бюджетников ставка ЕСВ в части начислений составляла 36,3 %, то с 1 января 2016 года она составляет 22 %. Поэтому, если стоимость платных услуг была исчислена с учетом ЕСВ на уровне 36,3 %, то ее придется пересчитать.
Интересным является момент, касающийся включения расходов на горюче-смазочные материалы.
Так, п. 5 Порядка определено, что расходы на горюче-смазочные материалы, используемые во время предоставления услуг, рассчитываются, исходя из допустимых норм потребления топлива в определенных условиях эксплуатации автомобилей, их технических характеристик, продолжительности их работы, и в соответствии с Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43).
Напомним: применение этих Норм не является обязательным. На это обращало внимание ГлавКРУ (в настоящее время — Госфининспекция) в своем письме от 11.08.2010 г. № 02-14/1232. Так, ГлавКРУ отметило следующее: «Приказ Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43 не прошел государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины, в связи с чем считаем, что он является обязательным для выполнения только для предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу управления Минтранса. Другими центральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями должны быть разработаны собственные нормативные документы по нормированию расхода топлива и смазочных материалов в соответствии с законодательством.»
Поэтому учреждения и заведения культуры, как и другие бюджетные учреждения, при списании горюче-смазочных материалов могут использовать Нормы № 43, однако это не является обязательным. Если же руководитель заведения культуры примет решение об использовании Норм № 43, то это следует зафиксировать в приказе об учетной политике или же издать отдельный приказ, которым установить, что во время списания горюче-смазочных материалов надо использовать Нормы № 43.
Дальше отметим, что капитальные расходы учитываются в размере до 10 % в пределах стоимости платной услуги.
При этом в капитальные расходы на приобретение (создание) необоротных активов включаются расходы на обеспечение предоставления заведениями культуры платных услуг, а именно:
— приобретение или создание основных средств, в частности производственного оборудования, приборов, механизмов, сооружений, приобретение литературы, обновление библиотечных фондов;
— ремонт, реконструкцию и реставрацию помещений, зданий, сооружений, используемых в заведениях культуры (в том числе приобретение строительных материалов, изготовление проектно-сметной документации);
— приобретение программного обеспечения (в том числе с передачей прав на пользование), авторских и смежных прав.
Также отметим, что, в отличие от предыдущего Порядка № 732, в новом Порядке не предусмотрено включение в цену услуги рентабельности (прибыли).
То есть теперь прямо не указано, что можно планировать прибыль, как это было в п.п. 2.3 п. 2 Порядка № 732. Но и о запрете это делать нигде не написано…
Планирование и использование доходов от предоставления платных услуг
В соответствии с п. 2 разд. ІІІ Порядка распорядителями средств государственного бюджета после направления доходов, полученных от предоставления платных услуг, на возмещение расходов, связанных с организацией и предоставлением этих услуг, на уплату налогов, сборов (обязательных платежей) доход, остающийся в распоряжении заведения культуры, направляется на покрытие необеспеченных защищенных расходов бюджета согласно утвержденным плановым назначениям и в первую очередь на погашение кредиторской задолженности по оплате труда, начислений на заработную плату, оплату коммунальных услуг и энергоносителей, расходы на охрану, другие социальные выплаты.
Но здесь возникает вопрос: откуда возьмется остаток, если заведение в цену услуги заложит только возмещение расходов, связанных с организацией и предоставлением платных услуг, без учета рентабельности (прибыли)? И снова лезет в голову мысль о том, что в новом Порядке нет запрета относительно включения в цену услуги рентабельности (прибыли)…
Если все же после возмещения расходов на предоставление услуг свободные средства останутся, то стоит помнить про очередность расходования средств специального фонда.
Так, согласно пп. 23 и 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, расходы специального фонда сметы за счет собственных поступлений планируются и расходуются в такой последовательности:
1) по установленным направлениям использования;
2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фонду сметы;
3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций, которые не обеспечены (или частично обеспечены) расходами общего фонда.
Вот такие новинки для учреждений и заведений культуры подготовлены в этом году. А для того чтобы это не было только теорией, мы в ближайшее время подготовим пример расчета стоимости платной «культурной» услуги.
Татьяна СТАНКУС,заместитель главного редактора
газеты «Бюджетная бухгалтерия»