Темы статей
Выбрать темы

Год новый, а проблема старая: «перелимит» электроэнергии

Левичев Александр, заведующий сектором контроля учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
Согласно договору оплата за электроэнергию в нашем учреждении проводится ежемесячно за период с 13-го числа текущего месяца по 13-е число будущего. Лимиты потребления электроэнергии устанавливаются нами и согласовываются с электроснабжающей организацией ежегодно. Лимиты потребления электроэнергии на 2016 год по сравнению с 2015 годом у нас существенно изменились в связи с тем, что в нашем учреждении появились новые структурные подразделения. Расчет новых лимитов на 2016 год мы подали в электроснабжающую организацию в начале декабря 2015 года. Несмотря на это электроснабжающая организация их не учла и за декабрь 2015 года (с 13 декабря по 13 января) выставила счет с «перелимитом» и, соответственно, двойной оплатой за электроэнергию. Казначейство отказывается перечислять средства по такому счету. Как нам быть в этой ситуации?

Уже стало традицией то, что ежегодно в январе к нам обращаются читатели с вопросами, касающимися двойной оплаты за электроэнергию, потребленную сверх установленных годовых лимитов. Этот год не стал исключением. Что же, давайте еще раз обсудим эту тему.

Начнем с того, что взаимоотношения, возникающие между поставщиками и потребителями электрической энергии, регулируются Правилами пользования электрической энергией, утвержденными постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.96 г. № 28 (далее — Правила № 28).

Поставка электроэнергии осуществляется на основании договора о поставке электрической энергии, который заключается между потребителем и организацией-поставщиком. При этом в договоре должны быть определены все условия поставки электрической энергии и расчетов за нее.

Типовая форма такого договора приведена в приложении 3 к Правилам № 28 (далее — Типовой договор).

В соответствии с п. 5.5 Правил № 28 договор о поставке электрической энергии должен содержать, в частности, такие существенные и обязательные условия:

— договорные величины потребления электрической энергии, договорные величины потребления электрической мощности (помесячно);

— порядок согласования, установления, пересмотра и корректировки договорных величин;

— обязательства сторон в случае нарушения договорных величин.

Договорная величина потребления электрической энергии — это согласованная в договоре между поставщиком электрической энергии и потребителем величина объема электрической энергии на соответствующий расчетный период.

Обратим особое внимание на то, что согласно п. 4.2 Правил № 28 сведения об объемах ожидаемого потребления электрической энергии в будущем году с помесячным или поквартальным распределением подаются потребителями поставщику электрической энергии в срок, обусловленный договором.

При этом следует отметить, что предложения потребителя по необходимому ему объему электрической энергии являются приоритетными при оформлении договорных величин потребления. Размер ожидаемого потребления электрической энергии определяется и указывается для каждой площадки измерения.

В случае непредоставления потребителем указанных сведений в установленный договором срок, размер ожидаемого потребления электрической энергии на следующий год устанавливается поставщиком электрической энергии по фактическим объемам потребления в соответствующих истекших периодах текущего года и в соответствующих периодах прошлого года, которые соответствуют будущим периодам текущего года.

Такие данные потребитель может определить исходя из фактического потребления электроэнергии в прошлом году с обязательным учетом лимитов потребления энергоносителей.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 51 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) распорядители бюджетных средств обеспечивают в полном объеме проведение расчетов за электрическую энергию, потребляемую бюджетными учреждениями, и заключают договоры по каждому виду энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств обоснованных лимитов потребления.

При этом согласно ч. 4 ст. 77 БКУ лимиты потребления энергоносителей устанавливаются исходя из объемов соответствующих бюджетных ассигнований в натуральных показателях для каждого бюджетного учреждения.

При утверждении смет должны прилагаться детальные расчеты по КЭКР 2270 «Оплата коммунальных услуг и энергоносителей» на основании утвержденных в установленном порядке лимитов, в соответствии с п. 43 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Согласованные сторонами объемы ожидаемого потребления электрической энергии и заявленные величины потребления электрической мощности оформляются приложением к договору как договорные величины.

Порядок определения и согласования договорных величин потребления электрической энергии и мощности определяется в разд. 5 Типового договора.

Согласно п. 6.14 Правил № 28 превышение договорной величины потребления электрической энергии определяется при подведении итогов расчетного периода на основании подтвержденных сторонами данных расчетного учета электрической энергии или акта приема-передачи электрической энергии.

Объем превышения договорных величин потребления электрической энергии и/или величины мощности в течение расчетного периода оплачивается потребителями поставщику электрической энергии по регулируемому тарифу в соответствии с законодательством Украины и договором ( п. 6.16 Правил № 28).

Определенная в соответствии с законодательством Украины стоимость разницы между объемом фактически потребленной величины и объемом договорной величины электрической энергии согласно п. 6.16 Правил № 28 зачисляется на текущий счет со специальным режимом использования поставщика электрической энергии.

Как определяет п. 8.1 Правил № 28, поставщик электроэнергии имеет право на получение от потребителя повышенной оплаты за электрическую энергию за объем превышения потребителем договорных величин потребления электрической энергии за расчетный период в соответствии с актами законодательства и условиями договора.

Согласно ст. 26 Закона Украины «Об электроэнергетике» от 16.10.97 г. № 575/97-ВР потребители (кроме населения и учебных заведений) в случае потребления электрической энергии сверх договорной величины за расчетный период уплачивают энергопоставщикам двукратную стоимость разницы фактически потребленной и договорной величины.

То есть, как видим, электроснабжающая организация правомерно требует уплату двойного размера за электроэнергию, потребленную сверх установленных договорных величин.

Но здесь возникает вопрос: правомерно ли то, что бюджетная организация уплачивает двойной размер за бюджетные средства?

Давайте разбираться дальше.

Согласно п. 4.4 Правил № 28 потребитель имеет право в течение расчетного периода обратиться к поставщику электрической энергии с заявлением относительно корректировки договорной величины потребления электрической энергии.

Поставщик электрической энергии в течение 5 рабочих дней со дня получения обращения рассматривает заявление, принимает решение и не позже 6-го рабочего дня со дня получения обращения в письменном виде сообщает потребителю о результатах рассмотрения заявления.

Предложения потребителя по корректировке договорных величин являются приоритетными при условии получения поставщиком по регулируемому тарифу заявления потребителя не позже чем за 5 рабочих дней до окончания расчетного периода.

Поставщик электрической энергии по регулируемому тарифу имеет право отказать потребителю в корректировке (увеличении) договорных величин в случае невыполнения потребителем своих обязательств по оплате электрической энергии по договору о поставке электрической энергии.

По результатам рассмотрения заявления потребителю направляется уведомление об уровнях откорректированных договорных величин или обоснованный отказ в осуществлении корректировки. Уведомление об уровнях откорректированных договорных величин объема потребления и электрической мощности является неотъемлемой частью договора.

Итак, что же мы видим на самом деле?

Потребления электрической энергии сверх договорной величины можно избежать при своевременной корректировке договорных величин!

Этим должен заниматься работник бюджетного учреждения, на которого согласно должностным обязанностям возложены функции по контролю использования электрической энергии, представлению отчетов в организации поставщика электрической энергии и т. п. Такое лицо также, как правило, указывается и в договоре.

Поэтому вывод такой: уплата двойного размера за использование электрической энергии сверх установленных договорных величин является ничем иным, как уплатой бюджетных средств за фактически не полученные услуги по электроснабжению.

Внимание! Такие расходы бюджетных средств являются необоснованными и подлежат взысканию в соответствующий бюджет.

Также обратим внимание на еще один важный момент. Средства на уплату электроэнергии четко ограничены сметой. При расчете потребности в электроэнергии средства на уплату превышения договорных величин, конечно же, не предусматриваются. Поэтому такая уплата может в дальнейшем привести к тому, что бюджетных средств на оплату услуг по электроснабжению будет недостаточно даже при полном финансировании потребности.

Учитывая все указанное выше, считаем, что Казначейство право в том, что не пропускает двойную оплату за электроэнергию.

Из вашего вопроса видно, что вы подавали корректировочные размеры потребления электроэнергии в начале декабря 2015 года на 2016 год, тогда как нужно было сначала откорректировать лимиты на 2015 год в сторону их увеличения. Вы же заранее знали, что за период с 13 декабря 2015 года по 13 января 2016 года объемы потребления электроэнергии вырастут.

Таким образом, учитывая непроведение вами корректировки лимитов потребления на 2015 год в сторону их увеличения, считаем, что оплату за «перелимит», к сожалению, придется осуществить за счет работника вашего учреждения, на которого согласно должностным обязанностям возложены функции по контролю за использованием электрической энергии, по подаче отчетов в организацию поставщика электрической энергии и т. п.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше