Темы статей
Выбрать темы

Новации Бюджетного кодекса — 2016

Маркович Галина, заместитель директора Департамента местных бюджетов — начальник управления планирования местных бюджетов Министерства финансов Украины, заслуженный экономист Украины, кандидат экономических наук
В конце 2015 года двумя законами, а именно Законом № 914 и Законом № 918, были внесены изменения в БКУ. В связи с этим возникло множество вопросов, на которые мы и дадим ответы в данном материале.

Почему на нормативно-правовые акты и решения, принятые на основании и во исполнение требований БКУ, не распространяется действие законодательства по осуществлению государственной регуляторной политики и регуляторной деятельности?

Сначала отметим, что Закон № 1160 определяет правовые и организационные основы реализации государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности. Статьей 1 этого Закона определено, что государственная регуляторная политика в сфере хозяйственной деятельности — это ветвь государственной политики, направленная на совершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования. Тогда как БКУ определяются правовые основы функционирования бюджетной системы Украины, ее принципы, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Частью 2 ст. 4 БКУ предусмотрено, что бюджетная система Украины и Государственный бюджет Украины устанавливаются исключительно этим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины. Если другим нормативно-правовым актом бюджетные отношения определяются иначе, чем в БКУ, применяются соответствующие нормы этого Кодекса.

Следовательно, распространение действия законодательства по осуществлению государственной регуляторной политики и регуляторной деятельности на нормативно-правовые акты и решения, принятые на основании и во исполнение требований БКУ, является неправомерным.

Поэтому именно с целью согласования норм законов Верховной Радой Украины внесены соответствующие изменения в БКУ.

Относятся ли к собственным поступлениям средства, которые получают высшие и профессионально-технические учебные заведения от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг?

Да, относятся.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 БКУ средства, которые получают высшие и профессионально-технические учебные заведения от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право; средства, которые получают государственные и коммунальные высшие учебные заведения, научные учреждения и заведения культуры как проценты, начисленные на остаток средств на текущих счетах, открытых в банках государственного сектора для размещения собственных поступлений, полученных как плата за услуги, которые предоставляются ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты относятся к третьей подгруппе второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

Кстати, расходовать средства этой подгруппы согласно ч. 4 ст. 13 БКУ можно на организацию основной деятельности бюджетных учреждений.

Будут ли в 2016 году предоставляться из государственного бюджета субвенция на подготовку рабочих кадров и субвенция на обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера?

Нет, такие субвенции предоставляться не будут.

Внесенными изменениями они исключены из перечня трансфертов, предоставляемых из Государственного бюджета Украины местным бюджетам ( ст. 97 БКУ).

Такие виды субвенций также исключены и из ч. 5 ст. 41 и ч. 2 ст. 77 БКУ, которые регулируют вопросы утверждения государственного и местных бюджетов.

Подготовка рабочих кадров с 2016 года должна проводиться за счет средств местных бюджетов.

Отметим, что обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера будет осуществляться за счет средств государственного бюджета в рамках реализации Министерством здравоохранения соответствующей бюджетной программы.

Кстати, на эту цель в бюджете на 2016 год предусмотрено 3,2 млрд грн. Их распределение в разрезе областей и г. Киева утверждено приложением 5 к Закону о Госбюджете-2016.

Кто обеспечивает выполнение местных бюджетов?

В соответствии с ч. 1 ст. 78 БКУ Совет министров АР Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих местных советов или сельские, поселковые, городские (городов районного значения) головы обеспечивают выполнение соответствующих местных бюджетов.

При этом местные финансовые органы осуществляют общую организацию и управление выполнением соответствующего местного бюджета, координируют деятельность участников бюджетного процесса по вопросам выполнения бюджета.

Следует отметить, что в сельских, поселковых, городских (городов районного значения) советах, в которых не созданы исполнительные органы, выполнение функции местного финансового органа обеспечивает председатель совета ( п. 36 ч. 1 ст. 2 БКУ).

Почему исключены все расходы, которые могут осуществляться из бюджетов сел, поселков, городов районного значения, даже на содержание органов местного самоуправления?

Изменениями, внесенными в БКУ Законом № 914, исключена ст. 88 этого Кодекса, поскольку в рамках реализации реформы межбюджетных отношений из бюджетов сел, поселков и городов районного значения не финансируются расходы, которые определены функциями государства и переданы на выполнение органам местного самоуправления.

Расходы же на содержание органов местного самоуправления осуществляются из всех местных бюджетов. Это предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 91 БКУ.

Из каких бюджетов осуществлять расходы на профессионально-техническое образование в 2016 году?

С 2016 года изменен механизм финансирования расходов на подготовку рабочих кадров в профессионально-технических и других учебных заведениях.

Во-первых, источником финансирования таких расходов являются средства местных бюджетов, а не субвенция из государственного бюджета.

Во-вторых, в соответствии с п.п. «е» ч. 2 ст. 89 БКУ расходы на оплату услуг по подготовке квалифицированных рабочих на условиях государственного и/или регионального заказа в профессионально-технических и других учебных заведениях государственной и/или коммунальной собственности, которые расположены на территории городов областного значения, осуществляются из бюджетов городов областного значения, расположенных на территории других населенных пунктов, — из соответствующих областных бюджетов ( п.п. «б» п. 2 ст. 90 БКУ) и бюджета г. Киева.

При этом отметим: ст. 27 Закона о Госбюджете-2016 определено, что Кабмин должен обеспечить:

— передачу таких заведений из государственной собственности в коммунальную;

— принятие мер по модернизации сети таких заведений, не допуская при этом их закрытие или перепрофилирование в течение 2016 — 2018 гг.;

— по итогам первого квартала 2016 года проведение мониторинга финансового обеспечения этих заведений и в случае необходимости — внесение предложения по изменениям к бюджетному законодательству.

На какие расходы можно направлять медицинскую субвенцию?

В соответствии с ч. 1 ст. 1034 БКУ медицинская субвенция направляется на расходы местных бюджетов, предусмотренные в п. 3 ч. 1 ст. 89 и п. 3 ч. 1 ст. 90 этого Кодекса, и используется заведениями здравоохранения на оплату текущих расходов.

Отметим, что в п. 3 ч. 1 ст. 89 БКУ предусмотрены расходы на здравоохранение, а именно:

а) первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (больницы широкого профиля, специализированные медико-санитарные части, родильные дома, поликлиники и амбулатории, общие стоматологические поликлиники, а также участковые больницы, медицинские амбулатории, фельдшерско-акушерские и фельдшерские пункты, центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи);

б) программы медико-санитарного образования (городские и районные центры здоровья и мероприятия по санитарному образованию);

в) другие государственные программы медицинской и санитарной помощи (территориальные медицинские объединения, центры медицинской статистики, автопредприятия санитарного транспорта, другие программы и мероприятия).

В п. 3 ч. 1 ст. 90 БКУ предусмотрены расходы на здравоохранение, а именно:

а) консультативную амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (больницы республиканского АР Крым и областного значения, центры экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, станции экстренной (скорой) медицинской помощи);

б) специализированную амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (специализированные больницы, поликлиники, включая стоматологические, центры, диспансеры, госпитали для ветеранов войны, дома ребенка, станции переливания крови);

в) санаторно-курортную помощь (санатории для больных туберкулезом, санатории для детей и подростков, санатории медицинской реабилитации);

г) другие государственные программы медицинской и санитарной помощи (медико-социальные экспертные комиссии, бюро судмедэкспертизы, центры медицинской статистики, территориальные медицинские объединения, автопредприятия санитарного транспорта, базы спецмедпоставки, центры здоровья и мероприятия санитарного образования, региональные мероприятия по реализации государственных программ, другие программы и мероприятия).

Следует отметить, что с учетом внесенных в БКУ изменений в случае обеспечения в полном объеме потребности в текущих расходах на бюджетный период за счет указанной субвенции и при условии отсутствия просроченной бюджетной задолженности по защищенным расходам заведений здравоохранения эту субвенцию разрешено направлять и на капитальные расходы.

Также отмеченная субвенция может направляться на осуществление мероприятий по оптимизации сети заведений здравоохранения.

В какой бюджет зачисляется экологический налог?

Изменениями, внесенными в БКУ Законом № 918, экологический налог определен одним из источников формирования специального фонда местных бюджетов (в 2015 году этот налог зачислялся в общий фонд местных бюджетов). При этом нормативы его зачисления в соответствующие местные бюджеты не изменены.

Так, согласно п. 41 ч. 1 ст. 691 БКУ к поступлениям специального фонда местных бюджетов относится 80 % экологического налога (кроме экологического налога, определенного п. 161 ч. 2 ст. 29 БКУ), в том числе:

— в сельские, поселковые, городские бюджеты, бюджеты объединенных территориальных громад, которые создаются согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, — 25 %;

— в областные бюджеты и бюджет АР Крым — 55 %;

— в бюджеты городов Киева и Севастополя — 80 %.

Также отметим, что такие средства имеют целевое назначение и согласно ч. 6 ст. 47 Закона № 1264 средства местных, АР Крым и Государственный фондов охраны окружающей природной среды могут использоваться только для финансового обеспечения осуществления природоохранных мероприятий, включая защиту от вредного воздействия вод сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий, ресурсосберегающих мероприятий, в том числе научных исследований по этим вопросам, ведение государственного кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также мероприятий для снижения загрязнения окружающей природной среды и соблюдения экологических нормативов и нормативов экологической безопасности, для снижения воздействия загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения.

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 1160 — Закон Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. № 1160.

Закон № 914 — Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» от 24.12.2015 г. № 914-VIII.

Закон № 918 — Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно целевого направления экологического налога» от 24.12.2015 г. № 918-VIII.

Закон о Госбюджете-2016 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» от 25.12.2015 г. № 928-VIII.

Закон № 1264 — Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XII.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше