Темы статей
Выбрать темы

Индексируем зарплату за июль-2016

Гуль Татьяна, эксперт по вопросам оплаты труда
Инфляция, как качели: то ее уровень скачет вверх, то опускается вниз. Так, после апрельского взлета (коэффициент инфляции — 103,5 %) уровень инфляции снова упал (коэффициент инфляции за май — 100,1 %). Такие скачки влияют на коэффициенты индексации зарплаты. Но сказалось ли это на индексации зарплаты работников бюджетных учреждений? Как индексировать их зарплату в июле 2016 года? Об этом расскажем в нашей консультации.

Индексировать ли зарплату в июле 2016 года?

У большинства работников бюджетных учреждений июльская зарплата индексации не подлежит. Объясним, в чем причина.

Во-первых. В декабре 2015 года во исполнение нормы п. 3 постановления КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 09.12.2015 г. № 1013 (далее — постановление № 1013) индексацию зарплаты «обнулили» всем работникам госорганов, бюджетных учреждений и заведений*. То есть для дальнейшей индексации декабрь-2015 стал новой точкой отсчета.

* См. также консультацию специалиста Минсоцполитики «Индексация бюджетных зарплат за январь 2016 года: для всех работников — «с чистого листа» // «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 4, с. 26.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) нарастающим итогом для определения права на индексацию начали исчислять с января 2016 года ( абз. 2 п. 3 постановления № 1013). По «индексационным» правилам право на новую индексацию (после декабрьского «обнуления») возникает тогда, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит порог индексации (в 2016 году — 103 %).

Учитывая низкий уровень инфляции, право на индексацию бюджетной зарплаты в январе — мае 2016 года не появилось**.

** См. также разъяснение специалиста Минсоцполитики в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 11, с. 28.

Во-вторых. В мае 2016 года повысились должностные оклады у большинства работников бюджетной сферы. Напомним, кого коснулось такое повышение. Это прежде всего работники с оплатой по Единой тарифной сетке (ЕТС). С 1 мая 2016 года постановлением КМУ «О повышении оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы и внесении изменений в некоторые постановления КМУ» от 06.04.2016 г. № 288 им были повышены должностные оклады. Кроме того, с 1 мая 2016 года повышение коснулось госслужащих и работников, выполняющих функции по обслуживанию (новые должностные оклады установлены приложением 1 к постановлению КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» от 06.04.2016 г. № 292 и приложением к постановлению КМУ «Об условиях оплаты труда работников, государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию, в 2016 году» от 06.04.2016 г. № 268). Увеличился размер должностного оклада и у рабочих, занятых обслуживанием органов государственной власти и органов местного самоуправления (с 1 мая 2016 года повышены «схемные» должностные оклады, указанные в приложениях 1 – 3 приказа Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77).

Согласно нормам Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — постановление № 1078) в случае, если увеличивается должностной оклад (тарифная ставка), значение ИПЦ в месяце, в котором происходит повышение, принимается за 1 или 100 %, а для проведения дальнейшей индексации осуществляют заново исчисление ИПЦ с месяца, следующего за месяцем повышения указанных денежных доходов населения ( п. 5 Порядка № 1078). При этом сумма индексации в месяце повышения тарифных ставок (окладов) не начисляется, если размер повышения зарплаты превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения. Обратите внимание: при определении размера повышения зарплаты учитывают все ее постоянные составляющие (доплаты, надбавки, премии и т. п.).

Таким образом, в мае 2016 года для тех работников, у кого повысился должностной оклад, следовало пересмотреть «базовый» месяц для индексации зарплаты (поменять «базовый» месяц декабрь-2015 на месяц повышения должностных окладов — май-2016), а также провести сравнительные расчеты и определить право работников на дальнейшую индексацию.

Поскольку прирост ИПЦ за январь — март 2016 года также не превысил порог индексации (103 %), то и в мае 2016 года (месяце, следующем за месяцем, в котором обнародован индекс инфляции за март 2016 года) право на индексацию зарплаты не наступило (сумма индексации равна нулю). В мае произошло повышение должностных окладов, а поскольку в период между повышениями (декабрь 2015 года — май 2016 года) не настало право на индексацию, месяц очередного повышения (май-2016) становится базовым.

Все это означает, что для работников бюджетных учреждений, госслужащих и других работников, у которых с 1 мая 2016 года произошло повышение должностных окладов, май-2016 стал месяцем повышения должностных окладов. Индексация в этом месяце не начисляется. Начиная с июня-2016 заново исчисляют прирост ИПЦ для проведения дальнейшей индексации.

В-третьих. Для новой текущей индексации прирост ИПЦ рассчитывают с июня 2016 года. Индекс инфляции за июнь будет опубликован только в первой декаде июля 2016 года. А согласно абз. 1 п. 11 Порядка № 1078 повышение дохода в связи с индексацией осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликован ИПЦ. Все это означает, что в июле 2016 года (для «базового» месяца — май 2016 года) зарплату не индексируют.

Повышения окладов не было. Что с индексацией?

Как мы сказали выше, зарплату большинства работников в июле не индексируют. Но все же некоторые работники бюджетной сферы в июле 2016 года остались с индексацией. Кто это? Те, у кого в мае 2016 года не повысились должностные оклады. Так, например, должностные оклады работников органов местного самоуправления последний раз повышались в декабре 2015 года*. То есть для таких работников «базовым» остается декабрь 2015 года. Для них прирост ИПЦ нарастающим итогом исчисляют с января 2016 года до превышения порога индексации (103 %).

* См. также газету «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 22, с. 29.

Впервые превышение произошло в апреле 2016 года путем перемножения ИПЦ января, февраля, марта и апреля (1,009 х 0,996 х 1,01 х 1,035 = 1,051). Следовательно, в июне 2016 года (месяце, следующем после месяца, в котором обнародован индекс инфляции за апрель 2016 года) возникло право на индексацию зарплаты на коэффициент индексации 5,1 % (1,051 х 100 - 100). Сумма индексации за полностью отработанный месяц составила 73,95 грн. (1450 грн. х 5,1 %).

После апрельского превышения порога начинаем заново считать прирост ИПЦ. ИПЦ за май 2016 года (с которого начинаем новый расчет) не превысил порог индексации (100,1 < 103 %). Это означает, что в июле 2016 года (месяце, следующем за месяцем, в котором обнародован ИПЦ за май) у работников сохраняется предыдущий (июньский) коэффициент индексации (5,1 %).

Таким образом, коэффициент и сумма текущей индексации за июль 2016 года остаются на уровне июня 2016 года (5,1 % и 73,95 грн. соответственно).

Внимание! В случае неполного рабочего времени сумму индексации определяют в расчете за полный месяц работы, но выплачивают пропорционально фактически отработанному месяцу.

Это следует из абз. 7 п. 4 Порядка № 1078. При этом применяют эту норму не только при установлении работнику неполного рабочего времени, но и к другим ситуациям, когда месяц отработан не полностью (пребывание работника в отпуске, на больничном, прием/увольнение в середине месяца, прогул и пр.).

Аргументом в пользу такого подхода выступают следующие нормы:

— во-первых, индексации подлежит оплата труда в денежном выражении, которая включает оплату труда за выполненную работу в соответствии с тарифными ставками (окладами) и сдельными расценками, постоянными надбавками, доплатами, премиями и т. д. ( абз. 4 п. 2 Порядка № 1078);

— во-вторых, выплаты, которые рассчитывают из средней зарплаты, не являются объектами индексации ( абз. 3 п. 3 Порядка № 1078). При этом заметим: суммы индексации в расчете среднего заработка уже учтены.

Радует, что такая позиция теперь нашла и официальное подтверждение (см. письмо Минсоцполитики от 25.02.2016 г. № 75/10/136-16 на с. 4 этого номера).

Пример. Специалисту органа местного самоуправления предоставлен ежегодный отпуск продолжительностью 14 календарных дней с 4 по 17 июля 2016 года. Фактически работник отработал 11 рабочих дней.

Величина прироста ИПЦ для проведения индексации в июле 2016 года (базовый месяц — декабрь 2015 года) — 5,1 %. Сумма индексации за полный месяц составляет 73,95 грн. (1450 грн. х 5,1 %).

Определим сумму текущей индексации в июле 2016 года в связи с пребыванием работника в ежегодном отпуске:

73,95 грн. : 21 раб. дн. х 11 раб. дн. = 38,74 грн.,

где 21 — количество рабочих дней в июле 2016 года по графику работы;

11 — количество отработанных дней в июле.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше