Темы статей
Выбрать темы

Вопросы деятельности районной стоматологической поликлиники

Маркович Галина, заместитель директора Департамента местных бюджетов — начальник управления планирования местных бюджетов Министерства финансов Украины, заслуженный экономист Украины, кандидат экономических наук
Районная стоматполиклиника включена в сеть главного распорядителя средств отдела здравоохранения райгосадминистрации (РГА) и подчиняется ему как вышестоящей организации. Стоматполиклиника является самостоятельным юридическим лицом, имеет собственную смету, самостоятельно ведет бухучет, имеет счета в органе казначейства.
В начале нового календарного года главным распорядителем средств — отделом здравоохранения РГА доводится контрольная цифра бюджета на содержание стоматполиклиники. Потом поликлиника подает смету и штатное расписание на утверждение руководителю отдела здравоохранения РГА.
В структуре стоматполиклиники есть два отделения — бюджетное, финансируемое за счет средств местного бюджета, и хозрасчетное, содержащееся исключительно за средства, поступающие за предоставление платных услуг по зубопротезированию.
По спецфонду в начале года разработана смета хозрасчетного отделения на основе предусмотренных поступлений от предоставления платных услуг и штатное расписание, которые поданы на утверждение в отдел здравоохранения РГА. Оплата труда работников хозрасчетного отделения является сдельно-премиальной (размер заработка работников полностью зависит от объема предоставленных услуг и результатов труда). К сожалению, сложилась такая ситуация, что финансовый план за 5 месяцев 2015 года выполнен поликлиникой лишь на 52,8 %, а за весь 2015 год — на 70,8 %.
Учитывая этот факт и то, что расходы по спецфонду проводятся в пределах и за счет фактических поступлений в этот фонд, а также в связи с невыполнением плана поступлений по доходам, руководитель учреждения обязан провести оптимизацию штатной численности работников по хозрасчетному отделению.
Причины принятия решения о сокращении штата по хозрасчетному отделению: невыполнение производственного плана зубными техниками и врачами-стоматологами-ортопедами, необеспечение выплаты минимальной заработной платы, дополнительная нагрузка на ФОТ в части уплаты ЕСВ.
Учитывая приведенное выше, администрацией стоматполиклиники было принято решение о сокращении штата хозрасчетного отделения, разработано новое штатное расписание, которое было утверждено руководителем отдела здравоохранения РГА.
Далее администрацией поликлиники была начата процедура сокращения численности работников. Через два месяца и. о. главы РГА издал распоряжение (не известно, на каких основаниях) об отмене утвержденного штатного расписания хозрасчетного отделения начальником отдела здравоохранения РГА.
Разъясните: действовал ли и. о. главы РГА в рамках своих полномочий, вмешиваясь в финансово-хозяйственную деятельность хозрасчетного отделения стоматполиклиники, издавая такое распоряжение? Это распоряжение привело к ряду жалоб со стороны уволенных работников и разного рода проверкам.
Имеет ли право главный врач стоматполиклиники самостоятельно решать вопрос о внесении изменений в штатное расписание хозрасчетного отделения по итогам определенного периода (квартал, полугодие, год), учитывая выполнение производственного плана?

Вопросы составления, утверждения смет бюджетных учреждений и штатных расписаний, а также внесения изменений в них урегулированы Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228).

Этим Порядком, в частности, предусмотрено следующее:

1) учреждения имеют право брать бюджетные обязательства тратить бюджетные средства на цели и в пределах, установленных утвержденными сметами, планами специального фонда (п. 5);

2) объемы поступлений в специальный фонд проекта сметы определяются на основании расчетов, которые составляются по каждому источнику доходов и/или финансирования бюджета или возврата кредитов в бюджет, планируемых на следующий год (п. 17);

3) сметы, планы специального фонда и штатные расписания утверждаются руководителем соответствующего вышестоящего учреждения (п. 32);

4) сметы, планы специального фонда и штатных расписаний учреждений, не имеющих вышестоящего учреждения (центральные районные, центральные городские больницы и т. п.), утверждаются РГА или исполнительными органами соответствующих местных советов (п. 35);

5) такие документы, а также расчеты, обосновывающие показатели расходов бюджета, подписываются руководителем учреждения (централизованной бухгалтерии) и руководителем ее финансового подразделения или бухгалтерской службы (п. 37).

В соответствии с п. 37 Порядка № 228 одновременно со сметой утверждаются план специального фонда и штатное расписание учреждения, включая структурные подразделения, содержащиеся за счет собственных поступлений;

6) распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства по специальному фонду бюджета исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений в такой фонд (с соблюдением требований ч. 2 ст. 57 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ)), если иное не предусмотрено законодательством (п. 46);

7) при сокращении бюджетных ассигнований распорядители должны принимать меры по ликвидации или сокращению объема бюджетных обязательств, которые превышают уточненные планы специального фонда, планы использования бюджетных средств. Это определено в п. 46 Порядка № 228;

8) изменения в штатные расписания вносятся в порядке и по форме, установленным для их утверждения (п. 47);

9) расходы бюджета специального фонда бюджета осуществляются исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в этот фонд на основании смет с учетом внесенных в них изменений (п. 49 Порядка № 228). Этим пунктом также определены особенности внесения изменений по специальному фонду.

В соответствии с БКУ:

1) расходы специального фонда бюджета имеют постоянное бюджетное назначение, которое дает право проводить их исключительно в пределах и за счет фактических поступлений специального фонда бюджета (ч. 4 ст. 23 БКУ);

2) если фактический объем собственных поступлений по специальному фонду сметы бюджетного учреждения меньше плановых показателей, учтенных в специальном фонде ее сметы, распорядитель бюджетных средств обязан до окончания бюджетного периода внести изменения в специальный фонд сметы по уменьшению собственных поступлений и расходов с учетом ожидаемого исполнения специального фонда сметы в соответствующем бюджетном периоде. Распорядители бюджетных средств упорядочивают бюджетные обязательства с учетом внесенных изменений в специальный фонд сметы (ч. 8 ст. 51).

Поэтому, учитывая нормы бюджетного законодательства, смета, план специального фонда и штатное расписание (а также изменения к этим документам) районной стоматологической поликлиники составляются и подписываются ее руководителем и главным бухгалтером.

Эти документы утверждаются районным отделом здравоохранения как вышестоящей организацией.

В случае невыполнения запланированных показателей собственных поступлений распорядитель бюджетных средств обязан внести изменения в специальный фонд сметы в части уменьшения поступлений и расходов с учетом ожидаемого выполнения в соответствующем бюджетном периоде и привести бюджетные обязательства в соответствие с внесенными изменениями.

Если поступлений не хватает на содержание численности, предусмотренной штатным расписанием, необходимо внести изменения в него, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 51 БКУ руководители бюджетных учреждений содержат численность работников и осуществляют фактические расходы на заработную плату лишь в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах.

Также отметим, что в соответствии с п. 2 приказа Минздрава «О примерных штатных нормативах заведений здравоохранения» от 23.02.2000 г. № 33 руководитель заведения здравоохранения при производственной необходимости имеет право в пределах общей штатной численности и фонда оплаты труда заведения, доведенного лимитными справками на соответствующий период, изменять штаты отдельных структурных подразделений или вводить должности, не предусмотренные примерными штатными нормативами для данного заведения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше