Вопросы составления, утверждения смет бюджетных учреждений и штатных расписаний, а также внесения изменений в них урегулированы Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228).
Этим Порядком, в частности, предусмотрено следующее:
1) учреждения имеют право брать бюджетные обязательства тратить бюджетные средства на цели и в пределах, установленных утвержденными сметами, планами специального фонда (п. 5);
2) объемы поступлений в специальный фонд проекта сметы определяются на основании расчетов, которые составляются по каждому источнику доходов и/или финансирования бюджета или возврата кредитов в бюджет, планируемых на следующий год (п. 17);
3) сметы, планы специального фонда и штатные расписания утверждаются руководителем соответствующего вышестоящего учреждения (п. 32);
4) сметы, планы специального фонда и штатных расписаний учреждений, не имеющих вышестоящего учреждения (центральные районные, центральные городские больницы и т. п.), утверждаются РГА или исполнительными органами соответствующих местных советов (п. 35);
5) такие документы, а также расчеты, обосновывающие показатели расходов бюджета, подписываются руководителем учреждения (централизованной бухгалтерии) и руководителем ее финансового подразделения или бухгалтерской службы (п. 37).
В соответствии с п. 37 Порядка № 228 одновременно со сметой утверждаются план специального фонда и штатное расписание учреждения, включая структурные подразделения, содержащиеся за счет собственных поступлений;
6) распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства по специальному фонду бюджета исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений в такой фонд (с соблюдением требований ч. 2 ст. 57 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ)), если иное не предусмотрено законодательством (п. 46);
7) при сокращении бюджетных ассигнований распорядители должны принимать меры по ликвидации или сокращению объема бюджетных обязательств, которые превышают уточненные планы специального фонда, планы использования бюджетных средств. Это определено в п. 46 Порядка № 228;
8) изменения в штатные расписания вносятся в порядке и по форме, установленным для их утверждения (п. 47);
9) расходы бюджета специального фонда бюджета осуществляются исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в этот фонд на основании смет с учетом внесенных в них изменений (п. 49 Порядка № 228). Этим пунктом также определены особенности внесения изменений по специальному фонду.
В соответствии с БКУ:
1) расходы специального фонда бюджета имеют постоянное бюджетное назначение, которое дает право проводить их исключительно в пределах и за счет фактических поступлений специального фонда бюджета (ч. 4 ст. 23 БКУ);
2) если фактический объем собственных поступлений по специальному фонду сметы бюджетного учреждения меньше плановых показателей, учтенных в специальном фонде ее сметы, распорядитель бюджетных средств обязан до окончания бюджетного периода внести изменения в специальный фонд сметы по уменьшению собственных поступлений и расходов с учетом ожидаемого исполнения специального фонда сметы в соответствующем бюджетном периоде. Распорядители бюджетных средств упорядочивают бюджетные обязательства с учетом внесенных изменений в специальный фонд сметы (ч. 8 ст. 51).
Поэтому, учитывая нормы бюджетного законодательства, смета, план специального фонда и штатное расписание (а также изменения к этим документам) районной стоматологической поликлиники составляются и подписываются ее руководителем и главным бухгалтером.
Эти документы утверждаются районным отделом здравоохранения как вышестоящей организацией.
В случае невыполнения запланированных показателей собственных поступлений распорядитель бюджетных средств обязан внести изменения в специальный фонд сметы в части уменьшения поступлений и расходов с учетом ожидаемого выполнения в соответствующем бюджетном периоде и привести бюджетные обязательства в соответствие с внесенными изменениями.
Если поступлений не хватает на содержание численности, предусмотренной штатным расписанием, необходимо внести изменения в него, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 51 БКУ руководители бюджетных учреждений содержат численность работников и осуществляют фактические расходы на заработную плату лишь в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах.
Также отметим, что в соответствии с п. 2 приказа Минздрава «О примерных штатных нормативах заведений здравоохранения» от 23.02.2000 г. № 33 руководитель заведения здравоохранения при производственной необходимости имеет право в пределах общей штатной численности и фонда оплаты труда заведения, доведенного лимитными справками на соответствующий период, изменять штаты отдельных структурных подразделений или вводить должности, не предусмотренные примерными штатными нормативами для данного заведения.