Темы статей
Выбрать темы

Об оплате природного газа бюджетными учреждениями

Министерство финансов Украины
Письмо от 30.03.2016 г. № 31-06310-06-10/9183

Министерство финансов <…> об оплате с соблюдением требований бюджетного законодательства бюджетными учреждениями природного газа, услуг по его поставке, транспортировке и распределению сообщает.

Статьей 4 Хозяйственного кодекса Украины определено, что не являются предметом регулирования этого Кодекса финансовые отношения при участии субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля выполнения бюджетов всех уровней.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса Украины распорядитель бюджетных средств после получения товаров, работ и услуг согласно условиям взятого бюджетного обязательства принимает решение об их оплате и выдает поручение на осуществление платежа органу Казначейства, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.

Порядок взятия бюджетных обязательств, их учет и регистрация в органах Казначейства регулируется бюджетным законодательством, в том числе приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309 «Об утверждении Порядка регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины».

Исключительные случаи и сроки проведения предварительной оплаты при закупке за бюджетные средства в соответствии с надлежащим образом оформленным решением главного распорядителя бюджетных средств определены постановлением Кабинета Министров от 23.04.2014 г. № 117 «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства», которым установлено, что распорядители бюджетных средств и получатели бюджетных средств в договорах о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства могут предусматривать согласно надлежащим образом оформленному решению главного распорядителя бюджетных средств предварительную оплату только в случае закупки, в частности, на срок не более одного месяца других работ и услуг, если размер такой оплаты не превышает 30 % их стоимости.

НКРЭКУ 30.09.2013 г. было принято постановление № 2497 «Об утверждении Типового договора транспортировки природного газа», в соответствии с которым оплата стоимости услуг осуществляется заказчиком, в том числе бюджетными учреждениями, на счет оператора на условиях 100 % предварительной оплаты за пять рабочих дней с начала газового месяца.

Таким образом, размер предварительной оплаты при оплате бюджетными учреждениями, определенный постановлением НКРЭКУ от 30.09.2015 г. № 2497, не отвечает нормам постановления Кабинета Министров Украины от 23.04.2014 г. № 117.

Также Типовым договором распределения природного газа, утвержденным постановлением НКРЭКУ от 30.09.2015 г. № 2498, предусмотрено, что оплата стоимости услуги по распределению природного газа осуществляется потребителем, который не является бытовым, на условиях предварительной оплаты до начала расчетного периода, при этом размер предварительной оплаты не определен.

Кроме того, постановлением НКРЭКУ от 30.09.2015 г. № 2496 «Об утверждении Правил поставки природного газа» предусмотрено, что поставка природного газа потребителю осуществляется на основании договора поставки природного газа между поставщиком и потребителем, который заключается в соответствии с требованиями этих Правил. Договор поставки природного газа между другими потребителями (не являющимися бытовыми) и их поставщиками заключается в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины, при этом отдельный Типовой договор поставки природного газа для бюджетных учреждений не определен.

Заместитель Министра Р. Качур

Комментарий специалиста

Предварительная оплата за природный газ: решаем законодательные коллизии

С 01.10.2015 г. вступил в силу Закон Украины «О рынке природного газа» от 09.04.2015 г. № 329-VIII (далее — Закон № 329), который регулирует правовые основы функционирования рынка природного газа Украины. В соответствии с этим Законом рынок природного газа Украины функционирует на принципах свободной конкуренции, законодатель гарантирует всем потребителям право выбора и смены поставщика природного газа.

Как видим, Закон № 329 действует уже более полугода, однако «газовых» проблем не уменьшается: к проблемам с наличием конкуренции на рынке природного газа, отсутствием новых лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности на этом рынке добавились проблемы с предварительной оплатой потребителями-бюджетниками поставщикам за природный газ.

Напомним, что поставщик природного газа — это субъект хозяйствования, который на основании лицензии осуществляет деятельность по поставке природного газа (п. 27 ч. 1 ст. 1 Закона № 329).

Законодатель предусматривает также такие понятия, как «бытовой потребитель» и «потребитель». Так, потребитель — это физическое лицо, физическое лицо — предприниматель или юридическое лицо, которое получает природный газ на основании договора поставки природного газа с целью использования его для собственных нужд, а не для перепродажи или использования в качестве сырья.

Государственное регулирование рынка природного газа осуществляет регулятор в сфере рынка природного газа Украины, а именно Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее — НКРЭКУ).

Постановлениями НКРЭКУ от 30.09.2015 г., вступившими в силу с 01.12.2015 г., утверждены отдельные типовые договоры в сфере функционирования рынка природного газа Украины:

Правила поставки природного газа № 2496 (далее — Правила);

Типовой договор транспортировки природного газа № 2497 (далее — Типовой договор транспортировки);

Типовой договор распределения природного газа № 2498 (далее — Типовой договор распределения).

Заметим, что Типового договора поставки природного газа небытовым потребителям (в частности, бюджетным учреждениям, организациям) нет.

При этом поставка природного газа небытовым потребителям, например, бюджетным учреждениям, организациям, осуществляется на основании договоров о поставках природного газа, которые должны быть заключены в соответствии с Гражданским кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ) и Хозяйственным кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ).

Согласно договору поставки природного газа поставщик обязуется поставить потребителю природный газ надлежащего качества в количестве и порядке, предусмотренных договором, а потребитель обязуется оплатить стоимость принятого природного газа в размере, сроки и порядке, предусмотренных договором.

При этом цены на поставку природного газа свободно устанавливаются между поставщиком и потребителем, кроме предусмотренных Законом № 329 случаев.

В то же время, как предусмотрено ч. 3 ст. 12 Закона № 329, права и обязанности поставщиков и потребителей определяются этим Законом, ГКУ и ХКУ, Правилами, а также другими нормативно-правовыми актами. В то же время права и обязанности поставщика и потребителя определяют в договоре поставки природного газа, который составляется в произвольной форме, однако должен содержать существенные условия, предусмотренные ч. 5 ст. 12 Закона № 329, а именно:

1) обязанность поставщика обеспечить потребителя всей необходимой информацией об общих условиях поставки (в том числе цене), правах и обязанностях поставщика и потребителя, указание актов законодательства, которыми регулируются отношения между поставщиком и потребителем, имеющихся способах досудебного решения споров с таким поставщиком путем ее размещения на официальном веб-сайте поставщика;

2) обязанность поставщика обеспечить потребителя информацией об объемах и других показателях потребления природного газа таким потребителем на бесплатной основе;

3) обязанность поставщика уведомить потребителя о намерении внесения изменений в договор поставки природного газа в части условий поставки до начала действия таких изменений и гарантирования права потребителя на досрочное расторжение договора поставки, если новые условия поставки являются для него неприемлемыми;

4) обязанность поставщика обеспечить потребителю выбор способа оплаты с целью избежания дискриминации;

5) обязанность поставщика обеспечить потребителя прозрачными, простыми и доступными способами досудебного решения споров с таким поставщиком;

6) порядок возмещения и определения размера убытков, нанесенных в результате нарушения договора поставки.

Заметим также, что согласно требованиям ч. 3 ст. 180 ХКУ при заключении хозяйственного договора стороны обязаны в любом случае согласовать такие существенные условия хозяйственного договора, как предмет, цена и срок действия договора.

Таким образом, бюджетные учреждения, организации как потребители природного газа заключают договор о поставке природного газа с газоснабжающей организацией, руководствуясь требованиями Закона № 329, Правилами и нормами ГКУ и ХКУ.

При этом в договоре о поставке природного газа стороны договора (бюджетное учреждение, организация как потребитель и газоснабжающая организация как поставщик) сами определяют способ оплаты услуг по поставке.

При этом, если бюджетник является стороной договора транспортировки природного газа или же стороной договора распределения природного газа, то ситуация со способом оплаты совсем другая, поскольку НКРЭКУ утверждены Типовые договоры транспортировки и распределения.

Так, п. 8.3 разд. VIII «Определение стоимости и порядок расчетов за договорную мощность» Типового договора транспортировки предусмотрено, что оплата стоимости договорной мощности заказчиком осуществляется на основании счета-фактуры путем перечисления денежных средств в сумме стоимости заказанной мощности на период газового месяца на счет оператора на условиях 100 % предварительной оплаты за 5 рабочих дней до начала газового месяца, в котором будет обеспечиваться доступ к мощностям.

Вместе с тем согласно п. 6.4 разд. VІ «Порядок расчетов» Типового договора распределения оплата стоимости услуги по распределению природного газа по этому договору осуществляется потребителем, не являющимся бытовым, на условиях предварительной оплаты до начала расчетного периода на основании счета оператора ГРМ.

Как видим, условиями обоих указанных типовых договоров предусмотрена предварительная оплата услуг. При этом если Типовым договором распределения не установлен конкретный размер предварительной оплаты, то условиями Типового договора транспортировки предусмотрена 100 % предварительная оплата.

Учитывая нормы ч. 3 ст. 184 ХКУ, заключение хозяйственных договоров на основе примерных и типовых договоров должно осуществляться с соблюдением условий, предусмотренных ст. 179 этого Кодекса, не иначе как путем изложения договора в виде единого документа, оформленного согласно требованиям ст. 181 этого Кодекса и в соответствии с правилами, установленными нормативно-правовыми актами по применению примерного или типового договора.

Так, ч. 2 ст. 179 ХКУ предусмотрено, что КМУ, уполномоченные им или законом органы исполнительной власти могут рекомендовать субъектам хозяйствования ориентировочные условия хозяйственных договоров (примерные договоры), а в определенных законом случаях — утверждать типовые договоры.

При этом согласно ч. 4 ст. 179 ХКУ при заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание договора на основании:

— свободного волеизъявления, когда стороны имеют право согласовывать по своему усмотрению любые условия договора, не противоречащие законодательству;

— примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию изменять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание;

типового договора, утвержденного Кабмином, или в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия.

Вместе с тем вопрос осуществления предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства, урегулирован постановлением КМУ от 23.04.2014 г. № 117 (далее — постановление № 117).

Согласно п.п. 1 п. 1 этого постановления распорядители бюджетных средств и получатели бюджетных средств в договорах о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства могут предусматривать в соответствии с надлежащим образом оформленным решением главного распорядителя бюджетных средств предварительную оплату только на срок не более одного месяца в случае закупки других услуг (т. е. тех, которые не предусмотрены в п.п. 1 п. 1 этого постановления), если размер такой оплаты не превышает 30 % их стоимости.

Как видим, вышеупомянутые типовые договоры, зарегистрированные в Минюсте, не согласуются с постановлением № 117.

Заметим, что, учитывая иерархию нормативно-правовых актов, постановления Правительства имеют более высокую юридическую силу, чем постановления НКРЭКУ.

Так, Минюст в письме «О практике применения норм права в случае коллизии» от 26.12.2008 г. № 758-0-2-08-19 отметил, что если существуют противоречия между актами, принятыми разными по месту в иерархической структуре органами — вышестоящим и нижестоящим, применяется акт, принятый вышестоящим органом, как имеющий большую юридическую силу.

Учитывая указанное, бюджетные учреждения и организации как потребители природного газа должны заключать договоры транспортировки и распределения природного газа на основе утвержденных НКРЭКУ типовых договоров, не отступая от содержания таких договоров. Вместе с тем с целью соблюдения бюджетного законодательства и с учетом требований постановления № 117 бюджетники должны конкретизировать условия указанных договоров в части 30 % предварительной оплаты.

В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 649 ГКУ расхождения, возникшие между сторонами при заключении договора на основании правового акта органа государственной власти, органа власти АР Крым, органа местного самоуправления и в иных случаях, установленных законом, решаются судом.

Поэтому в случае недостижения сторонами согласия относительно размера предварительной оплаты при заключении договоров транспортировки и распределения природного газа предлагаем передать такой спор на решение судебной инстанции.

Ярослава ДУБРОВА, начальник отдела Департамента безопасности ПАО «АК «Киевводоканал»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше