Темы статей
Выбрать темы

Учетный «микс» от Минфина

Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Неcмотря на то, что общий порядок ведения бухучета определен на законодательном уровне и отдельные его нюансы детализированы и описаны в рекомендациях и официальных разъяснениях, на практике у бухгалтеров постоянно возникают вопросы по этому поводу. И хотя для новогодних подарков еще рановато, но этой осенью Минфин проявил особенную щедрость. В своем письме от 14.09.2016 г. № 31-11420-07-10/26261, опубликованном на с. 14 этого номера, Минфин коснулся сразу нескольких разноплановых вопросов по поводу организации и ведения бухгалтерского учета. Вследствие имеем некий «микс» из разъяснений, касающихся бухучета. А что из этого получилось, рассмотрим далее в статье.

Действительно, в своем письме Минфин прояснил некоторые особенности учета материальных ценностей и нематериальных активов, рассказал о начислении амортизации и правильности оформления первичных документов. Давайте вместе разбираться, что к чему, на что следует обратить внимание в первую очередь. И для этого переходим непосредственно к рассмотрению конкретных вопросов.

1. Что следует понимать под понятием «мягкий инвентарь»? Целесообразно ли покупать и учитывать мягкий инвентарь комплектами (например, наволочку, пододеяльник и простыню одним комплектом)? Как провести разукомплектование таких комплектов в случае непригодности одной из его составляющих для дальнейшего использования?

Именно такой вопрос был направлен в Минфин для получения разъяснений. Однако четкого ответа на него в рассматриваемом письме мы не нашли. В этом нет ничего удивительного, ведь нормы действующего законодательства не содержат определения термина «мягкий инвентарь». Фактически, под ним следует понимать все вещи, которые позволяют сделать нашу жизнь комфортнее и обеспечить каждому человеку максимальный уют в местах его пребывания. Как правило, к мягкому инвентарю относят нательное и постельное белье, постельные принадлежности (матрасы, одеяла, подушки и т. п.), одежду и обувь (в том числе и специальные), ковры, шторы, скатерти и др.

Для учета предметов мягкого инвентаря учреждения, осуществляющие их приобретение на систематической основе и в значительных объемах, применяют субсчет 114 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь». При этом такие активы распределяют по отдельным группам, в частности:

1) белье (сорочки, халаты);

2) постельные принадлежности (матрасы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т. п.);

3) одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, тулупы, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т. п.);

4) обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т. п.);

5) спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т. п.).

Указанный выше субсчет применяют, в первую очередь, заведения здравоохранения, социального обеспечения, образования и другие учреждения. В то же время учреждения, для которых поступление мягкого инвентаря (белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви и т. п.) является несистематическим, а их объемы незначительными, ведут учет таких активов на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы». На этом субсчете также целесообразно учитывать портьеры, шторы, занавески и ковры, стоимость которых за единицу не превышает 6000 грн. (без НДС). Тогда как ковры и портьеры стоимостью свыше 6000 грн. необходимо зачислять в состав основных средств. В частности, для их учета Планом счетов предназначен субсчет 106 «Инструменты, приборы и инвентарь».

Что касается применения КЭКР, то расходы на приобретение мягкого инвентаря, по большей части, планируют и проводят по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». В частности, по этому коду согласно п. 14 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333 предусмотрено осуществление расходов на такие цели, как:

1) приобретение и изготовление белья (в том числе постельного) и полотенец;

2) приобретение и изготовление независимо от стоимости (даже в случае, если их стоимость превышает 6000 грн. за единицу):

— спецодежды, всех видов обмундирования, спортивной формы (в том числе спортивной обуви), защитной одежды, защитной и специальной обуви и т. п.;

— одежды и мягкого инвентаря детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки;

3) выплата компенсаций за одежду, обувь, обмундирование и т. п. согласно законодательству;

4) приобретение тканей, фурнитуры для отделки форменной одежды (пуговиц, пряжек, кокард, нарукавных знаков и т. п.);

5) приобретение чехлов на спортинвентарь, штор и занавесок, ковров и ковровых дорожек, матрасов.

В то же время расходы на приобретение ковров, штор, сервизов, которые согласно законодательству относятся к основным средствам (стоимостью свыше 6000 грн. за единицу), следует планировать и проводить по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования». Этого требует п. 7 п.п. 3.1.1 Инструкции № 333.

Также напомним, что каждому предмету белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви и малоценных необоротных материальных активов должен быть присвоен номенклатурный номер. При этом для предметов одного наименования, качества и цены устанавливают один номенклатурный номер. Указание на это содержит п. 3 разд. ІІ Методрекомендаций по учету ОС.

Первые три знака номенклатурного номера указывают на номер субсчета, четвертый — на подгруппу, а остальные знаки — это порядковый номер предмета в подгруппе. Для тех групп необоротных активов, для которых не выделены подгруппы, четвертый знак может обозначаться нулем.

Маркировку мягкого инвентаря осуществляют несмываемой краской, как правило, путем нанесения отпечатка специального штампа.

Внимание! Номенклатурные номера, присвоенные соответствующим объектам, сохраняются за ними на весь период нахождения их в учреждении. После выбытия или ликвидации предметов мягкого инвентаря их номера можно присвоить другим (новым) объектам не ранее чем через три года.

Несколько слов о порядке начисления амортизации на предметы мягкого инвентаря. В частности, амортизация на такие объекты начисляется по методу «50/50». То есть в месяце передачи предмета мягкого инвентаря в эксплуатацию необходимо начислить первую половину (50 % его первоначальной стоимости). А вот вторую половину (оставшиеся 50 % первоначальной стоимости) следует начислять в месяце выбытия (списания с баланса) соответствующего объекта.

Следует заметить, что единых сроков эксплуатации предметов мягкого инвентаря для всех бюджетных учреждений законодательством не предусмотрено. Наряду с этим существуют внутриведомственные нормативные документы, которыми установлены сроки службы отдельных видов мягкого инвентаря. Например, заведения здравоохранения при определении срока полезного использования таких материальных ценностей должны руководствоваться Табелями оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, роддомов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий, согласно приложениям 1, 2 к приказу Минздрава от 21.12.92 г. № 187. А вот срок эксплуатации, скажем, предметов обмундирования (в том числе нательного белья), экипировки, а также постельных принадлежностей военнослужащих установлен Нормами обеспечения вещевым имуществом военнослужащих Вооруженных Сил Украины в мирное время и особый период, утвержденными приказом Минобороны от 29.04.2016 г. № 232.

В любом случае окончание срока полезного использования мягкого инвентаря не является достаточным основанием для списания таких объектов с баланса учреждения. Списанию подлежат лишь объекты необоротных активов, которые не могут быть в установленном порядке отчуждены, безвозмездно переданы, если такие объекты являются морально или физически изношенными и непригодными для дальнейшего использования. Также не предусмотрено законодательством списание необоротных активов (в том числе и мягкого инвентаря) с целью разукомплектования. Именно это отметил Минфин в комментируемом письме.

Таким образом, если одна из составных частей комплекта мягкого инвентаря (например, комплекта постельного белья) станет не пригодной для дальнейшего использования, то это не повод для списания с баланса всего комплекта. В то же время существует возможность проведения частичной ликвидации такого объекта. Это следует из разъяснений, предоставленных Минфином в письме «О сроках проведения инвентаризации и списания (частичной ликвидации) объектов основных средств» от 11.04.2016 г. № 31-11420-07-10/10433. Подробнее об этом вы можете прочитать в майском выпуске нашей газеты за этот год (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 19).

В случае выхода из строя одной из составляющих комплекта мягкого инвентаря (при условии, что остальные составляющие пригодны для дальнейшего использования) действительно можно провести частичную ликвидацию соответствующего объекта. Но такая возможность является скорее формальной, тогда как применение ее на практике затруднительно. Ведь для этого сначала придется определить стоимость такой составной части на уровне ее справедливой (рыночной) стоимости. Потом необходимо уменьшить на эту сумму первоначальную стоимость комплекта, а также пропорционально (до уменьшения первоначальной стоимости) уменьшить сумму начисленной амортизации на этот комплект. Но это еще не все. После этого первоначальную стоимость такого комплекта нужно увеличить на сумму расходов, связанных с приобретением (изготовлением) новой составной части. А теперь представьте, что все эти манипуляции придется проводить каждый раз, когда из комплекта постельного белья порвется простыня, пододеяльник или даже наволочка. На наш взгляд, это абсолютно нерационально и нелогично. Таким образом, чтобы избежать лишних хлопот, мы советуем приобретать и учитывать каждую единицу мягкого инвентаря отдельно. Иначе говоря, лучше купить отдельно 100 наволочек, 100 простыней и сотню пододеяльников, чем 100 комплектов постельного белья.

2. Как правильно учитывать расходы на создание веб-сайта, его техническую поддержку, продвижение и т. п.?

Не секрет, что постоянное развитие информационных технологий дает практически неограниченные возможности для размещения самых разнообразных информационных ресурсов и услуг на просторах Интернета. Безусловно, это открывает новые горизонты для развития здравоохранения, образования, науки, культуры и других сфер общественной жизни. Поэтому наличие у бюджетного учреждения собственной интернет-странички стало необходимым условием для наилучшей реализации его задач.

Более того, с целью повышения эффективности и прозрачности деятельности органов исполнительной власти на законодательном уровне предусмотрено министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти размещать и постоянно обновлять информацию на официальных веб-сайтах. Прямое указание на это содержит п. 2 Порядка обнародования в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти, утвержденного постановлением КМУ от 04.01.2002 г. № 3.

Таким образом, создание собственного веб-сайта для бюджетного учреждения — дело действительно нужное. К тому же проблем с поиском разработчиков сайтов сегодня нет. Конкуренция на рынке этих услуг дает возможность найти исполнителя на любой кошелек. А вот по поводу отражения таких операций в бухгалтерском учете возникают определенные вопросы. Но прежде чем ответить на них, предлагаем вспомнить, с чем конкретно имеем дело.

Так, по своей сути веб-сайт является разновидностью специализированного программного обеспечения. На это указывает толкование, приведенное в п. 1.3 Порядка информационного наполнения и технического обеспечения Единого веб-портала органов исполнительной власти, утвержденного совместным приказом Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины и Госкомитета связи и информатизации Украины от 25.11.2002 г. № 327/225.

В свою очередь, компьютерные программы в соответствии со ст. 433 ГКУ являются объектом авторского права и охраняются как литературные произведения согласно Закону Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 11.07.2001 г. № 2627-III и другим нормативно-правовым актам. Поэтому для правомерного использования в своей деятельности компьютерной программы или веб-сайта как ее разновидности учреждению необходимо заключить договор с ее разработчиком или распространителем. В частности, основанием для распоряжения имущественными правами интеллектуальной собственности является заключение таких договоров, как ( ч. 1 ст. 1107 ГКУ):

1) лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности;

2) лицензионный договор;

3) договор о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности;

4) договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности;

5) другой договор о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности.

Существенно, что обязательным условием заключения договоров о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности является соблюдение письменной формы. Нарушение этого требования приводит к ничтожности договора и, как следствие, последний не порождает каких-либо гражданских прав и обязанностей.

Для целей бухгалтерского учета авторское и смежные с ним права включаются в состав нематериальных активов. Однако следует помнить, что нематериальный актив признается активом при соблюдении таких условий:

— его можно идентифицировать (может быть выделен или отделен от других активов);

— существует вероятность получения будущих экономических выгод от его использования;

— он имеет потенциал полезности;

— его стоимость может быть достоверно определена.

Такие требования установлены п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ 122.

Основанием для зачисления объектов нематериальных активов на баланс учреждения является соответствующий первичный документ. А конкретно, для оформления оприходования таких объектов составляется Акт введения в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-1). Типовые формы первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов утверждены приказом Минфина от 22.11.2004 г. № 732. В таком акте обязательно указывают наименование и номер документа, подтверждающего имущественные права на объект права интеллектуальной собственности. Это может быть патент, свидетельство, лицензионный договор, договор о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности, договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности и т. п.

Внимание! В составе нематериальных активов учитываются приобретенные права на владение, пользование и распоряжение объектами нематериальных активов после их (прав) отчуждения от бывших собственников и определения стоимости таких объектов.

Однако заказчики веб-сайта или любой другой компьютерной программы далеко не всегда получают от разработчика вместе с соответствующим объектом и имущественные права на него. То есть такое программное обеспечение часто передается на правах пользования без передачи права владения и распоряжения такими объектами. В таком случае расходы, связанные с его приобретением (созданием), признаются расходами отчетного периода, в течение которого они были осуществлены. Причем в дальнейшем признание таких расходов нематериальным активом не происходит. Это подчеркнул и Минфин в своем письме.

Полученный в пользование объект нематериальных активов согласно абз. 2 п. 16 разд. ІІ Методрекомендаций по учету НА следует учитывать на забалансовом счете. Однако какой конкретно счет для этого целесообразно применять, нормативными документами не определено. Наиболее подходящим для учета таких объектов, по нашему мнению, является забалансовый счет 01 «Арендованные необоротные активы». Ведь Планом счетов именно этот счет предназначен для учета необоротных активов, принятых от сторонних организаций в аренду или в пользование. При зачислении на забалансовый учет нематериального актива, полученного в пользование, комиссия учреждения должна оценить его исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.

А теперь о применении КЭКР. Так, оплату услуг по созданию web-страниц/сайтов/порталов (при условии получения имущественных прав собственности) следует планировать и осуществлять по КЭКР 3160 «Приобретение земли и нематериальных активов». Об этом указано в п. 7 п.п. 3.1.6 Инструкции № 333. Кстати, по этому же коду осуществляется и приобретение программного обеспечения для компьютерной техники с передачей исключительных имущественных прав заказчику.

Между тем приобретение программного обеспечения, на которое имущественные права не передаются пользователю, а остаются у разработчика, следует осуществлять по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» ( п. 12 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333).

Но приобретение (создание) веб-сайта — это лишь половина дела. Необходимо еще позаботиться о хостинге сайта, регистрации домена и технической поддержке (оптимизация, продвижение). В то же время на сегодняшний день все большую популярность приобретает услуга «сайт под ключ». Такая услуга предусматривает выполнение полного спектра работ по созданию дизайна, верстке, программированию, наполнению и размещению сайта в Интернете. То есть заказчик получает полностью готовый к использованию сайт. В таком случае оплата производится сразу и за разработку сайта, и за его обслуживание. Однако заказ услуг по техподдержке сайта отдельно до сих пор не утратил своей актуальности. И расходы на оплату таких услуг следует планировать также по КЭКР 2240.

Еще один важный момент в отношении учета веб-сайтов — начисление амортизации. Понятно, что это касается только веб-сайтов, на которые учреждение получило исключительные имущественные права. И по общему правилу амортизацию на нематериальный актив начисляют исходя из срока полезного использования, определенного в соответствующих охранных документах. Если же срок эксплуатации такого объекта не определен, то и начислять амортизацию на него не нужно ( п. 2 разд. IV НП(С)БУ 122).

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по созданию веб-сайта, его техническому обслуживанию и продвижению предлагаем рассмотреть на условном примере.

Пример. По заказу бюджетного учреждения был разработан веб-сайт. Согласно договору исключительные имущественные права на сайт остаются у разработчика. Заказчик получает лишь право пользования веб-сайтом без права передачи его и/или полномочий на его пользование третьим лицам. Стоимость услуг по разработке веб-сайта согласно условиям договора составляет 8500 грн. Расходы произведены за счет средств общего фонда.

Для организации работы веб-сайта, его хостинга и регистрации доменного имени учреждение заключило договор на обслуживание. Стоимость таких услуг по предоставлению хостинга составляет 840 грн. в месяц, а регистрация домена на год стоит 286 грн.

Также бюджетное учреждение заключило договор на продвижение веб-сайта в сети Интернет на сумму 3500 грн. Факт предоставления таких услуг подтвержден актом.

Для отражения этих операций в учетных регистрах необходимо произвести следующие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Разработка веб-сайта

1

Проведены работы по разработке веб-сайта учреждения

801 (802)

675

8500

2

Перечислены средства за проведенные работы

675

321

8500

3

Отражено получение прав на пользование веб-сайтом

01

8500

Услуги хостинга, регистрации домена и технической поддержки

4

Перечислены средства за предоставление услуг хостинга, регистрацию домена, техническую поддержку веб-сайта (840 грн. + 286 грн.)

364

321

1126

5

Получены услуги (согласно акту предоставленных услуг)

801 (802)

364

1126

Продвижение (реклама) веб-сайта

6

Перечислены средства за предоставление услуг по продвижению веб-сайта

364

321

3500

7

Получены услуги (согласно акту предоставленных услуг)

801 (802)

364

3500

3. Бюджетное учреждение заключило договор о реконструкции админздания. На время выполнения работ учреждение работало по обычному графику в том же здании. Впоследствии оказалось, что исполнитель работ не запланировал в сметной документации на реконструкцию расходы на водо- и электроснабжение для осуществления строительных работ. Кто в такой ситуации должен платить за потребленные коммунальные услуги?

Минфин предлагает для ответа на этот вопрос в первую очередь обратиться к нормам гл. 61 ГКУ. Так, ч. 1 ст. 877 ГКУ предусмотрено, что подрядчик выполняет строительные работы согласно проектной документации. Последняя определяет объем, содержание работ и другие требования, установленные к работам, а также сметой, которая определяет цену работ. Указанные документы обязательны и являются неотъемлемой частью договора строительного подряда.

Работа по договору строительного подряда производится согласно смете, составленной подрядчиком. Смета вступает в силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения его заказчиком.

Смета на выполнение работ может быть:

1) приблизительной (динамическая договорная цена) — предусматривает ее уточнение в процессе выполнения работ в зависимости от реальных условий строительства. Уточнение приблизительной договорной сметы осуществляется в порядке, предусмотренном договором;

2) твердой (твердая договорная цена) — не предусматривает ее изменения после согласования сторонами. В случае же превышения твердой сметы все связанные с этим расходы несет подрядчик, если иное не установлено законом. Подрядчик не имеет права требовать увеличения твердой сметы, а заказчик — ее уменьшения в случае, если на момент заключения договора нельзя было предусмотреть полный объем работы или необходимые для этого расходы.

В то же время в случае выявления во время строительства не учтенных проектной документацией работ согласно ч. 3 ст. 877 ГКУ подрядчик обязан сообщить об этом заказчику. Если же подрядчик этого не сделал, он лишается права требовать от заказчика оплаты за выполнение им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков. Подрядчик может требовать оплаты дополнительно произведенных работ, только если докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика. Например, в связи с тем, что остановка работы могла привести к уничтожению или повреждению объекта строительства.

Следует отметить, что по общему правилу материально-техническое обеспечение строительства возлагается на подрядчика. При этом под материально-техническим обеспечением следует понимать предоставление всех необходимых материалов, конструкций, деталей и оборудования. Однако обязанность по предоставлению материально-технического обеспечения полностью или в какой-то части может возлагаться и на заказчика, если это обусловлено в договоре. Кроме того, условиями договора может быть закреплена за заказчиком обязанность содействовать подрядчику в обеспечении строительства водоснабжением, электроэнергией и т. п., а также в предоставлении других услуг ( ч. 1 ст. 878 ГКУ).

Более категоричным является утверждение, приведенное в п. 60 Общих условий заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденных постановлением КМУ от 01.08.2005 г. № 668. А конкретно, этой нормой предусмотрено, что заказчик предоставляет подрядчику необходимые для выполнения работ и определенные договором подряда услуги (бытовые, транспортные и пр.), складские и другие помещения, источники водо-, электро-, газоснабжения и т. п. Условия и порядок их предоставления определяются договором подряда или отдельным договором.

Таким образом, в договоре подряда следует определить общую стоимость выполненных работ с учетом стоимости использованных ресурсов учреждения-заказчика, а также прописать возможность уменьшения суммы окончательных расчетов на стоимость таких ресурсов. Возможен и другой вариант. В частности, в договоре подряда можно предусмотреть порядок возмещения подрядчиком стоимости использованных при осуществлении работ воды, электроэнергии и других ресурсов.

Что же касается оплаты за использование при выполнении строительных работ воды и электроэнергии, то этот груз ляжет на плечи учреждения-заказчика. Поскольку независимо от того, кто является фактическим потребителем коммунальных услуг, ответственность за своевременную их оплату несет лицо, с которым был непосредственно заключен договор на водо- и электроснабжение. Разумеется, бюджетное учреждение может обратиться к подрядчику с просьбой заключить отдельный договор о возмещении стоимости использованной им воды и электроэнергии. Однако ввиду того, что порядок такого возмещения не был заранее предусмотрен договором подряда, а строительные работы завершены, приняты и оплачены, то это маловероятно. Поэтому, если подрядчик откажется возместить стоимость использованных воды и электроэнергии, учреждению-заказчику остается лишь обратиться с иском в суд. Но следует иметь в виду, что без надлежащего обоснования и подтверждающих расчетов стоимости потребленных ресурсов вам не обойтись.

Более того, такая ситуация может быть расценена контролирующими органами как нарушение бюджетного законодательства — взятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований. Ведь фактически обязательство по проведению расчета за потребленные коммунальные услуги бюджетное учреждение взяло на себя с момента подписания договора о водо- и электроснабжении. Очевидно, что ассигнования для покрытия расходов на оплату за потребленные воду и электроэнергию с целью осуществления реконструкции здания сметой не предусмотрены. При этом руководство учреждения не позаботилось о получении возмещения своих расходов на оплату таких услуг.

В свою очередь, взятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований согласно п. 2 и 3 ч. 1 ст. 117 БКУ влекут за собой применение таких мер воздействия, как:

во-первых, прекращение операций с бюджетными средствами;

во-вторых, приостановление бюджетных ассигнований.

Такое наказание предусматривает прекращение полномочий по взятию бюджетного обязательства на соответствующую сумму на срок от одного до трех месяцев в пределах текущего бюджетного периода. При этом вносятся изменения в роспись бюджета (смету) согласно требованиям Порядка приостановления бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина от 15.05.2002 г. № 319.

Также должны вас предупредить, что должностные лица, по вине которых допущено нарушение бюджетного законодательства, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность согласно закону. Это определено ч. 1 ст. 121 БКУ. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 1 ГКУ гражданское законодательство к бюджетным отношениям не применяется. Следовательно, лицам, виновным в нарушении бюджетного законодательства, фактически угрожает дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность.

И если с дисциплинарной ответственность все более-менее понятно, то привлечение к административной или уголовной ответственности будет зависеть от размера предмета правонарушения. Конкретно: взятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований либо с превышением полномочий, установленных БКУ или законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 50 до 70 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — НМДГ). Такое наказание предусмотрено за правонарушение, предметом которого являются бюджетные средства в размере до тысячи НМДГ (в сумме до 17000 грн.). Тогда как противоправные деяния, предметом которых стали бюджетные средства в крупных и особо крупных размерах (это более 1000 НМДГ и более 3000 НМДГ, соответственно), наказываются согласно требованиям ч. 1 и 2 ст. 210 УКУ. В частности, должностным лицам, которые умышленно взяли обязательство в сумме от 17000 до 51000 грн. без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, грозит:

либо штраф от 100 до 300 НМДГ;

либо исправительные работы на срок до 2 лет;

либо ограничение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового.

Те же деяния, предметом которых были бюджетные средства уже в особо крупных размерах (51000 грн. и более) либо совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, наказываются:

либо ограничением свободы на срок от 2 до 5 лет;

либо лишением свободы на срок от 2 до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Несомненно, вопрос о привлечении к ответственности и применении конкретных мер влияния может быть разрешен только в судебном порядке судами соответствующей юрисдикции.

4. Нужно ли приостанавливать начисление амортизации на объекты основных средств на период выполнения работ по их капитальному ремонту?

Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств при его признании активом (при зачислении на баланс). Но на период реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации такого объекта начисление амортизации на него приостанавливается. Четкое указание на это содержит п. 3 разд. IV НП(С)БУ 121.

В то же время п. 3.7 ДБНА.2.2-3-2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденных приказом Минрегиона от 04.06.2014 г. № 163, определено, что под капитальным ремонтом здания следует понимать совокупность работ на объекте строительства, введенном в эксплуатацию, без изменения его геометрических размеров и функционального назначения. Такие работы предусматривают вмешательство в несущие и ограждающие системы, при замене или восстановлении конструкций или инженерных систем, в связи с их физической изношенностью и разрушением. Результатом проведения таких работ может стать улучшение эксплуатационных показателей, а также благоустройство территории. Важно, что капитальный ремонт предусматривает приостановление на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).

Такое утверждение наводит на размышления. Действительно, если при проведении работ по капремонту необходимо временно выводить объект из эксплуатации, то логично в течение соответствующего периода не начислять на него амортизацию. Однако прямого указания на это в законодательстве нет.

Не дает конкретного ответа на этот вопрос и Минфин в своем письме, а лишь напоминает, каким первичным документом следует оформлять приемку-сдачу объекта основных средств после капремонта. Так, при приемке основных средств после ремонта (в том числе и капитального), реконструкции и модернизации необходимо составлять Акт приемки отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств. Типовая форма этого документа была недавно утверждена приказом Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818. Все новые типовые формы первичных документов для учета основных средств уже действуют с 4 ноября 2016 года.

Такой акт оформляется в двух экземплярах, первый из которых необходимо передать в бухгалтерскую службу учреждения для возобновления начисления амортизации. Также работник бухгалтерии должен осуществить соответствующие записи в Инвентарной карточке учета объекта основных средств. А вот второй экземпляр следует передать предприятию (организации) или в структурное подразделение учреждения, производившего ремонт.

Также в комментируемом письме Минфин указал на возможность учета составных частей объекта основных средств, имеющих разный срок эксплуатации, как отдельных объектов. Поэтому, если речь идет о капитальном ремонте обособленной части здания (учитываемой как отдельный объект), выводить из эксплуатации все здание не нужно. Достаточно приостановить использование только соответствующей части здания, а значит, и начисление на нее амортизации. В случае же если выполняется капремонт всего здания, а не отдельной его части, и характер осуществляемых работ не позволяет эксплуатировать здание, то необходимо временно прекратить эксплуатацию такого здания. В связи с этим на этот период будет приостановлено и начисление амортизации на соответствующий объект. Такое решение обязательно должно быть зафиксировано в приказе руководителя учреждения.

Выше описаны довольно «рафинированные» ситуации. Но как быть, когда здание учитывается как единый объект (без выделения отдельных частей), а капремонт проводится лишь в одном или нескольких помещениях (т. е. не охватывает полностью все здание)? Ответить однозначно на этот вопрос невозможно. Если ремонтные работы, осуществляемые в отдельном помещении, не мешают использованию всего здания, тогда выводить такой объект из эксплуатации нет никаких оснований. Однако возможна ситуация, когда проведение работ по капремонту определенной части здания в значительной степени усложняет его эксплуатацию в целом (например, пребывание в помещениях работников угрожает их жизни и/или здоровью). В таком случае целесообразно принять решение о выведении такого объекта из эксплуатации на период осуществления ремонта, а следовательно, и о приостановлении начисления амортизации на это время. Итак, как всегда, решающее слово — за руководителем учреждения.

5. Кто должен подписывать документы (в том числе договоры и платежные документы) во время отпуска руководителя учреждения или главного бухгалтера?

Подпись (личная или электронная) лица, которое участвовало в осуществлении хозяйственной операции, является обязательным реквизитом любого первичного документа. Такое требование закреплено в ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV. И хотя типовые формы некоторых первичных документов не предусматривают их подписания, например, главным бухгалтером, однако большинство из них требует утверждения руководителем учреждения. Более того, никакие расчетные документы не принимаются к исполнению банковскими учреждениями и органами Госказначейской службы без подписи руководителя и главного бухгалтера. Это следует из норм п. 2.7 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22, а также п. 11.7 Порядка казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденного приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407.

Также договоры в письменной форме считаются заключенными после подписания их сторонами. При этом от имени юридического лица подписывать договор должно лицо, уполномоченное на это учредительными документами, доверенностью, законом или другими актами гражданского законодательства ( ч. 2 ст. 207 ГКУ). Поэтому без «автографа» руководителя учреждения невозможно заключить ни одного соглашения, требующего соблюдения письменной формы.

Наряду с этим Минфин в комментируемом письме отметил возможность предприятия (учреждения) самостоятельно определять права работников на подписание бухгалтерских документов. В частности, п. 2.13 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, предусмотрено, что руководитель учреждения должен утвердить перечень лиц, имеющих право подписывать первичные документы на отпуск денежных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов и другого имущества.

Таким образом, в уставе бюджетного учреждения должно быть четко прописано, кто имеет право первой и второй подписей (как правило, это руководитель и главный бухгалтер). Кроме того, приказом руководителя учреждения обязательно должен быть утвержден перечень работников, которые могут подписывать первичные документы в случае его отсутствия и отсутствия главного бухгалтера. Как правило, такое право предоставляется первому заместителю руководителя и заместителю главного бухгалтера учреждения. То есть, если руководитель учреждения или главный бухгалтер ушли в отпуск, первичные документы будут подписывать их заместители или другие уполномоченные на это работники.

На период отпуска (либо отсутствия по другим причинам) руководителя или главного бухгалтера приказом по учреждению исполнение их обязанностей возлагается на других лиц. Однако на практике бывает так, что главный бухгалтер, находясь в отпуске, приходит на работу на несколько минут, чтобы подписать все необходимые документы. Если инициатором таких действий является сам работник, тогда это будет нарушением трудовой дисциплины. Ведь на период отпуска работники освобождаются от исполнения своих трудовых обязанностей. Если же этого требовал руководитель учреждения, то такие действия следует расценивать как отзыв из отпуска. А это допускается только в исключительных случаях, например: для предотвращения стихийного бедствия, производственной аварии или немедленного устранения их последствий, для предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи имущества учреждения. На это указывает ст. 79 КЗоТ. К тому же, отзыв из отпуска возможен лишь с согласия работника и должен быть оформлен распоряжением руководителя.

И несколько слов об оформлении платежных документов. Имейте в виду, что поданные распорядителями бюджетных средств платежные поручения обязательно проверяются органами Госказначейской службы на предмет соответствия подписей и оттиска печати учреждения их образцам. Поэтому, дабы не иметь проблем с проведением платежей на период отпуска руководителя или главбуха, следует заблаговременно подать в органы Госказначейской службы временную карточку с образцом подписи временно уполномоченного лица и указанием срока ее действия. Такая карточка подается в двух экземплярах и удостоверяется подписями первого руководителя, главного бухгалтера и оттиском печати учреждения. Потребности в ее дополнительном удостоверении нотариусом нет. Так прописано в п. 6.4 Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758.

И еще один приятный момент. По крайней мере, для лиц, которые временно будут исполнять обязанности главного бухгалтера или руководителя, пока те будут отдыхать. Так, на основании ч. 1 ст. 105 КЗоТ работникам, исполняющим, наряду со своей основной работой, обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, предусмотрена доплата за совмещение профессий (должностей). Условия и размеры таких доплат устанавливаются в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством ( ч. 2 ст. 97 КЗоТ).

Нормативные документы

ГКУ Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-ІІІ.

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

НП(С)БУ 122 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 122 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

План счетов План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Инструкция № 333 Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Методрекомендации по учету ОС Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Методрекомендации по учету НА — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету нематериальных активов субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше