Темы статей
Выбрать темы

Вопросы земельные: кто выделяет землю под застройку

Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
В нашем городе с недавних пор отсутствует система централизованного теплоснабжения. Следовательно больница, как и остальные бюджетные учреждения города, должна самостоятельно обеспечить отопление помещений в холодное время года. Однако средств для строительства и оборудования собственной котельной больница не имеет.
В то же время частное предприятие намерено построить на территории нашего учреждения современную газовую блочно-модульную котельную, которая обеспечит в дальнейшем теплом в том числе и больницу. Представители этого предприятия обратились в администрацию больницы с просьбой выделить земельный участок для застройки.
Может ли руководство заведения здравоохранения (или вышестоящее учреждение) предоставить (например, по договору аренды) земельный участок в пределах территории больницы для строительства котельной?

Если отвечать на поставленный вопрос кратко и по существу, то нет, ни одно бюджетное учреждение не имеет права выделять земельные участки для застройки. А теперь разберемся с нюансами.

Основополагающим нормативным документом в сфере земельного законодательства является Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-ІІІ (далее — ЗКУ). Поэтому прежде всего обратимся к нормам этого законодательного акта.

Так, согласно ч. 1 ст. 24 ЗКУ государственным и коммунальным учреждениям и организациям предоставляются земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности в постоянное пользование. В свою очередь, право постоянного пользования земельным участком предусматривает право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока. На это указывает ч. 1 ст. 92 ЗКУ. Как видим, содержание права постоянного пользования проявляется в правомочиях права владения и права пользования. При этом первое означает юридически закрепленную возможность иметь имущество в своем непосредственном физическом или юридическом ведении, в сфере своего фактического хозяйственного или другого влияния. Тогда как право пользования предусматривает возможность хозяйственного, предпринимательского, культурно-бытового использования имущества и извлечения из него полезных свойств собственником или уполномоченными лицами.

В то же время стоит обратить внимание на такой важный момент: бюджетные учреждения являются пользователями земельных участков, а не собственниками. Следовательно, они не имеют права распоряжения земельными участками. Это следует из норм ч. 1 ст. 317 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (ср. ). Иначе говоря, бюджетные учреждения не могут самостоятельно решать юридическую и фактическую судьбу имущества путем его отчуждения другим лицам, изменения его состояния или назначения и т. п. (например, продать, предоставить в аренду).

Таким образом, выделить земельный участок для застройки не имеет права ни руководство заведения здравоохранения, ни руководство вышестоящего учреждения. Это не относится к их компетенции. Закономерно возникает вопрос: кто же в таком случае может это сделать?

Согласно Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР регулирование земельных отношений относится к полномочиям исполнительных органов местных советов. В частности, согласно п. 5 ч. 1 ст. 31 этого Закона определение в установленном законодательством порядке согласно решениям совета территории, выбор, исключение (выкуп) и предоставление земли для градостроительных нужд относится к собственным (самоуправляющимся) полномочиям указанных исполнительных органов.

А вот выдача разрешений на выполнение строительных работ осуществляется органами государственного архитектурно-строительного контроля согласно нормам ст. 37 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Таким образом, чтобы получить земельный участок для застройки, предприятие, которое намеревается построить котельную, должно обратиться в исполнительный орган соответствующего городского совета. И единственное, чем администрация больницы может посодействовать положительному решению этого вопроса, это направить ходатайство о выделении земельного участка для застройки в городской совет, обосновав собственную заинтересованность.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше