Индексируем зарплату за июль 2017 года

В избранном В избранное
Печать
Гуль Татьяна, эксперт по вопросам оплаты труда
Бюджетная бухгалтерия Июль, 2017/№ 25
Напомним, что с 1 декабря 2015 года по обновленным правилам индексации только лишь в месяце повышения должностных окладов работников необходимо провести сравнительные расчеты и определить право работника на дальнейшую индексацию. Нормы Порядка № 1078 предписывают: в случае если увеличивается должностной оклад (тарифная ставка), значение ИПЦ в месяце, в котором происходит повышение, принимается за 1 или 100 %, а для проведения дальнейшей индексации осуществляют заново исчисление ИПЦ с месяца, следующего за месяцем повышения указанных денежных доходов населения ( п. 5 Порядка № 1078).

При этом сумма индексации в месяце повышения тарифных ставок (окладов) не начисляется, если размер повышения зарплаты превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения. Если сумма зарплатного повышения не превышает сумму возможной индексации в месяце повышения, сумма индексации в таком месяце определяется как разница между суммой индексации и размером зарплатного повышения ( абз. 4 и 5 п. 5 Порядка № 1078). То есть определяется так называемая индексация-разница, которая выплачивается работнику до очередного повышения окладов.

Какая ситуация складывается с индексацией зарплаты в июле 2017 года для работников бюджетной сферы? Проанализируем наиболее распространенные группы/категории.

Работники с оплатой труда по ЕТС

С 1 января 2017 года были повышены должностные оклады работникам с оплатой по ЕТС. При этом повышение окладов согласно постановлению № 1037 с 1 января 2017 года произошло для работников 2 — 25-го тарифного разряда.

Обратите внимание: с 1 января 2017 года повышения оклада не произошло у работников 1-го тарифного разряда. У них размер должностного оклада остался на уровне декабря 2016 года (1600 грн.). Однако, по мнению Минсоцполитики (см. письмо от 03.05.2017 г. № 38/0/66-17 // «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 20), «базовым» месяцем для работников 1-го тарифного разряда, так же как и для работников 2 — 25-го тарифных разрядов, будет январь 2017 года. Специалисты трудооплатного ведомства объясняют это тем, что c 1 января 2017 года в штатных расписаниях бюджетных учреждений с оплатой по ЕТС должны быть установлены новые размеры окладов, рассчитанных исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, который установлен в размере ПМТЛ на 1 января календарного года. Такое требование касается всех без исключений работников, в том числе и 1-го тарифного разряда. Кроме этого, с 1 января 2017 года был внедрен новый механизм определения МЗП и ее размер равен 3200 грн.

Поэтому для того чтобы обеспечить единый подход (! подчеркнем: по мнению Минсоцполитики) при расчете сумм индексации, для всех работников 1 — 25-го разрядов с оплатой по ЕТС ИПЦ рассчитывается с февраля 2017 года. То есть «базовым» месяцем будет январь 2017 года.

Что ж, таково официальное мнение трудооплатного ведомства. От себя можем только сказать, что Порядком № 1078 предусмотрено, что «базовым» месяцем для индексации зарплаты является месяц повышения должностного оклада. Никаких дополнительных условий для изменения «базового» месяца нет.

Напомним, что право на индексацию зарплаты возникает, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит порог индексации (103 %).

Впервые право на текущую индексацию зарплаты для «базового» января 2017 года возникло в июне 2017 года. Коэффициент индексации составил 3,7 % (1,01февраль х 1,018март х 1,009апрель х 100 - 100). Сумма индексации за полностью отработанный месяц составила 62,31 грн. (1684 грн. х 3,7 %).

После апрельского превышения порога начинаем заново считать прирост ИПЦ.

ИПЦ за май 2017 года (с которого начинаем новый расчет) не превысил порог индексации (101,3 % < 103 %). Это означает, что в июле 2017 года (месяце, следующем за месяцем, в котором обнародован ИПЦ за май) у работников с оплатой по ЕТС сохраняется предыдущий (июньский) коэффициент индексации (3,7 %).

Таким образом, коэффициент и сумма текущей индексации за июль 2017 года остаются на уровне июня 2017 года (3,7 % и 62,31 грн. соответственно).

Госслужащие + работники с функциями по обслуживанию госорганов

С 1 января 2017 года согласно постановлению № 15 повышены должностные оклады госслужащим и работникам, выполняющим функции по обслуживанию госорганов. С февраля 2017 года для таких работников начали заново рассчитывать прирост ИПЦ до превышения порога индексации (103 %).

Прирост ИПЦ нарастающим итогом в апреле 2017 года превысил порог индексации (1,010февраль х 1,018март х 1,009апрель х 100 = 103,7 % > 103 %). Поэтому в июне 2017 года (месяце, следующем за месяцем, в котором опубликовали индекс инфляции за апрель 2017 года) наступило право на индексацию на коэффициент индексации 3,7 % (103,7 - 100). Сумма текущей индексации в июне составляла 62,31 грн. (1684 грн. х 3,7 %).

После апрельского превышения порога начинаем заново считать прирост ИПЦ.

ИПЦ за май 2017 года (с которого начинаем новый расчет) не превысил порог индексации (101,3 % < 103 %). Это означает, что в июле 2017 года (месяце, следующем за месяцем, в котором обнародован ИПЦ за май) у госслужащих и работников с функциями по обслуживанию сохраняется предыдущий (июньский) коэффициент индексации (3,7 %).

Таким образом, коэффициент и сумма текущей индексации за июль 2017 года остаются на уровне июня 2017 года (3,7 % и 62,31 грн. соответственно).

Рабочие, обслуживающие госорганы и ОМС

С 1 января 2017 года были повышены должностные оклады рабочим, обслуживающим органы госвласти и ОМС.

Так, с 1 января 2017 года новые размеры «схемных» должностных окладов, указанные в приложениях 1 — 3 к приказу № 77, определены с учетом пропорционального повышения должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, так называемого базового тарифа по ЕТС, размер которого повышен в соответствии с постановлением № 1037.

То есть январь 2017 года (месяц увеличения оклада) стал новым «базовым» месяцем. Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начался с февраля 2017 года. Право на индексацию зарплаты возникает, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит порог индексации (103 %).

Впервые право на текущую индексацию зарплаты для «базового» января 2017 года возникло в июне 2017 года. Коэффициент индексации составил 3,7 % (1,01февраль х 1,018март х 1,009апрель х 100 - 100). Сумма индексации за полностью отработанный месяц составила 62,31 грн. (1684 грн. х 3,7 %).

После апрельского превышения порога начинаем заново считать прирост ИПЦ.

ИПЦ за май 2017 года (с которого начинаем новый расчет) не превысил порог индексации (101,3 % < 103 %). Это означает, что в июле 2017 года (месяце, следующем за месяцем, в котором обнародован ИПЦ за май) у рабочих, обслуживающих госорганы и ОМС, сохраняется предыдущий (июньский) коэффициент индексации (3,7 %).

Таким образом, коэффициент и сумма текущей индексации за июль 2017 года остаются на уровне июня 2017 года (3,7 % и 62,31 грн. соответственно).

Должностные лица и служащие ОМС

В мае 2017 года состоялось повышение должностных окладов для работников ОМС (как должностных лиц, так и служащих). Так, Кабмин постановлением № 353 внес изменения в приложения 48 — 55 к постановлению № 268 (ср. 025069200). Согласно этим изменениям должностным лицам и служащим установлены новые размеры должностных окладов. Теперь наименьший оклад для должностного лица ОМС составляет 2000 грн., для служащего ОМС — 1895 грн. Напомним, что до этого последний раз должностные оклады работникам ОМС повышались в декабре 2015 года согласно постановлению № 1013, и наименьший должностной оклад составлял 1723 грн.

Поскольку должностные оклады для должностных лиц и служащих ОМС были повышены в мае 2017 года, то этот месяц стал месяцем повышения должностных окладов, то есть «базовым», и поэтому с июня 2017 года начинается отсчет прироста ИПЦ. Напомним, что индекс инфляции за июнь должен быть обнародован Госстатом до 10 июля, при этом он влияет на индексацию зарплаты за август 2017 года. Это означает, что в июле 2017 года право на текущую индексацию не наступило.

Вместе с тем учтите, что для некоторых служащих ОМС после повышения окладов с 26 мая 2017 года могла образоваться индексация-разница. Так, для определения судьбы индексации после повышения окладов нужно сравнить сумму повышения зарплаты с суммой возможной индексации. В сравнительных расчетах участвуют все составляющие зарплаты, не имеющие разового характера. Причем выплаты, размер которых может меняться из месяца в месяц (например, надбавки за высокие достижения в труде или же ежемесячные премии), учитывают исходя из размера, установленного в месяце повышения должностного oклaдa. А вот доплата до М3П при проведении сравнительных расчетов не учитывается. При этом сумма индексации в месяце повышения тарифных ставок (окладов) не начисляется, если размер повышения зарплаты превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения. Если размер повышения денежного дохода не превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения дохода, сумма индексации в этом месяце определяется с учетом размера повышения дохода и рассчитывается как разница между суммой индексации и размером повышения дохода ( абз. 3 и 4 п. 7 Порядка № 1078).

Отметим, что для должностных лиц и большинства служащих ОМС индексации-разницы не будет. Дело в том, что наименьшая сумма повышения должностного оклада составляет для должностных лиц ОМС 277 грн. (2000 - 1723). Поскольку сумма повышения оклада должностных лиц ОМС с наименьшим окладом превышает возможную индексацию (277 > 229,02), должностные лица ОМС утрачивают право на индексацию по новым окладам. Май 2017 года становится «базовым» месяцем и в июне — июле 2017 года право на индексацию зарплаты не будет.

Такая же ситуация будет и у большинства служащих, должностные оклады которых по-новому составляют 2049 грн. (оператор компьютерного набора) и выше, например, секретарь руководителя (оклад 2089 грн.); кассир или заведующий военно-учетного бюро (оклад 2118 грн.) и т. д.

А вот у служащих с наименьшим новым окладом 1895 грн. и без других постоянных составляющих зарплаты (надбавок, доплат и премий) в июне — июле 2017 года и последующих месяцах до очередного повышения должностных окладов возможно начисление индексации-разницы. Наименьшая сумма повышения должностного оклада для них составляет 172 грн. (1895 - 1723). А поскольку сумма повышения оклада таких работников с наименьшим окладом не превышает возможную индексацию (229,02 > 172), то в июне за полностью отработанный месяц таким работникам надо начислить индексацию-разницу в сумму 57,02 грн. (229,02 - 172). При этом май 2017 года для них также становится новым «базовым» месяцем.

Таким образом, если такая индексация-разница у работников есть, то ее вы выплачиваете каждый месяц до очередного повышения окладов.

Пример. Деловоду ОМС с 26.05.2017 г. установлен должностной оклад в размере 1895 грн. (до повышения размер оклада составлял 1723 грн.). Ему также установлена надбавка за выслугу лет в размере 20 %. Ежемесячные премии не выплачивались ни в мае, ни в июне 2017 года. Вместе с тем зарплата такого работника меньше минимальной и ему начисляют доплату до МЗП. Общий размер зарплаты работника до и после повышения составляет 3200 грн.

Как индексировать зарплату такого работника после повышения окладов? Учитывать ли при проведении сравнительных расчетов доплату до МЗП?

Чтобы определить судьбу индексации после повышения окладов, нужно сравнить сумму зарплатного повышения с суммой возможной индексации в месяце повышения оклада. Рассчитаем сумму зарплаты деловода за полностью отработанный месяц до и после повышения с учетом всех постоянных составляющих зарплаты.

Важно! Доплата до МЗП при проведении сравнительных расчетов не учитывается.

Поэтому несмотря на то, что в приведенном примере общий доход (зарплата) работника за месяц до и после повышения оклада не изменился и составляет 3200 грн., в сравнении будет участвовать не вся сумма зарплаты работника, а оклад и надбавка за выслугу лет.

Данные о зарплате служащего ОМС до и после повышения в мае 2017 года представим в таблице.

Элементы зарплаты

Зарплата до повышения, грн.

Зарплата после повышения, грн.

Сумма повышения, грн.

Оклад

1723,00

1895,00

172,00

Надбавка за выслугу лет, 20 %

344,60 (1723,00 х 20 %)

379,00 (1895,00 х 20 %)

34,40

Итого

2067,60

2274,00

206,40

Далее определим сумму возможной индексации за май 2017 года. Она составляет 229,02 грн. (1684,00 грн. х 13,6 %).

Как видно из расчетов, сумма повышения зарплаты за полный месяц 206,40 грн. (2274,00 - 2067,60) не превысила сумму возможной индексации 229,02 грн. Поэтому сумму индексации с учетом повышения (индексацию-разницу) за полный месяц определяем так:

229,02 - 206,40 = 22,62 (грн.).

Поскольку повышение должностного оклада произошло с 26.05.2017 г., то сумму индексации за период с 26.05.2017 г. по 31.05.2017 г. нужно рассчитать пропорционально рабочим дням, приходящимся на этот период:

22,62 грн. : 20 р. дн. x 4 р. дн. = 4,52 грн.

Кроме того, необходимо начислить индексацию за период до повышения окладов. Ее сумму определяем пропорционально отработанным дням до повышения:

229,02 грн. : 20 р. дн. х 16 р. дн. = 183,22 грн.

Рассчитаем общую сумму зарплаты работника за май 2017 года:

1378,40 + 275,68 + 183,22 + 379 + 75,80 + 4,52 + 903,38 = 3200 (грн.),

где 1378,40 — сумма оплаты по окладу до повышения (1723 грн. : 20 р. дн. x 16 р. дн.);

275,68 — сумма надбавки за выслугу лет до повышения (1378,40 грн. х 20 %);

183,22 — сумма индексации за период с 1 по 26 мая (229,02 грн. : 20 р. дн. х 16 р. дн.);

379 — сумма оплаты по окладу после повышения (1895 грн. : 20 р. дн. x 4 р. дн.);

75,80 — сумма надбавки за выслугу лет после повышения (379 грн. х 20 %);

4,52 — сумма индексации-разницы после повышения (22,62 грн. : 20 р. дн. х 4 р. дн.);

903,38 — доплата до МЗП.

Май 2017 года стал «базовым» месяцем. Для последующей индексации с июня 2017 года начинают расчет ИПЦ нарастающим итогом. При этом в следующих месяцах, до очередного повышения оклада, у работника сохранится рассчитанная сумма индексации (индексация-разница) в размере 22,62 грн.

В июле 2017 года зарплата деловода за полностью отработанный месяц составит:

1895оклад + 379надбавка за выслугу лет + 22,62индексация + 903,38доплата до МЗП = 3200 (грн.).

Нормативные документы и сокращения

Порядок № 1078 — Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Постановление № 1037постановление КМУ «Об оплате труда работников учреждений, заведения и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 28.12.2016 г. № 1037.

Постановление № 15постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 г. № 15.

Постановление № 1013постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 09.12.2015 г. № 1013.

Постановление № 353постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268 и признания такими, что утратили силу, некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» от 24.05.2017 г. № 353.

Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты руда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

ИПЦ — индекс потребительских цен.

ЕТС — Единая тарифная сетка.

ПМТЛ — прожиточный минимум для трудоспособного лица.

МЗП — минимальная заработная плата.

ОМС — органы местного самоуправления.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить