Темы статей
Выбрать темы

Матпомощь на оздоровление: учитываем «бюджетные» тонкости

Будз Владимир, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Вот и пришло лето — любимая пора для отпусков. А о чем следует помнить руководителям и бухгалтерам бюджетных учреждений, отправляя работников на отдых? Конечно, о выплате им материальной помощи на оздоровление. В бюджетной сфере установлены свои правила предоставления такой помощи. Поэтому далее поговорим о них, а также выясним отраслевые тонкости предоставления «оздоровительных» работникам-бюджетникам.

Получение работниками бюджетной сферы всех выплат, в том числе и материальной помощи на оздоровление, четко регламентировано законами Украины, постановлениями КМУ и отраслевыми приказами. Важные нюансы (порядок, условия и круг получателей) прописывают также и в Положении о предоставлении материальной помощи, которое является приложением к коллективному договору (см. письмо Минтруда от 28.07.2010 г. № 8109/0/14-10/13).

Для отдельных категорий работников-бюджетников предоставление материальной помощи на оздоровление является обязательным. К ним относятся, в частности: госслужащие, должностные лица местного самоуправления, педагогические и научно-педагогические работники, работники музеев и библиотек, медицинские работники и т. п.

В общем случае «оздоровительные» выплачивают при предоставлении ежегодного отпуска в размере должностного оклада (ставки зарплаты), установленного на момент ухода в отпуск. Однако некоторым категориям работников бюджетных учреждений (госслужащие, рабочие, которые выполняют функции по обслуживанию госорганов, должностные лица органов местного самоуправления) оздоровительную помощь предоставляют в размере среднемесячной зарплаты.

Для тех работников бюджетной сферы, для которых выплата помощи на оздоровление не является гарантированной, ее предоставление оформляют решением руководителя и только при наличии экономии фонда оплаты труда.

Далее рассмотрим подробнее порядок предоставления материальной помощи на оздоровление и определения ее размера для отдельных категорий работников.

Госслужащие

Напомним, что Законом № 889 были существенно изменены условия оплаты труда государственных служащих. Если раньше ( ч. 1 ст. 35 Закона № 3723, п.п. 3 п. 2 постановления № 268) помощь на оздоровление такой категории работников можно было выплачивать как в размере должностного оклада, так и в размере среднемесячной зарплаты (при наличии средств в пределах утвержденного фонда оплаты труда), то с 01.05.2016 г. согласно ст. 57 Закона № 889 в случае оформления ежегодного основного отпуска госслужащим (длительность которого, как и раньше, составляет 30 календарных дней) выплачивается пособие в размере среднемесячной заработной платы.

Как видим, для госслужащих обязательно помощь предоставляют к ежегодному основному отпуску. То есть событием, в связи с которым назначается материальная помощь на оздоровление, является ежегодный основной отпуск. Это значит, что в случае ухода государственного служащего, скажем, в дополнительный отпуск в связи с обучением или в отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста такую помощь ему не выплачивают.

Заметим, что гарантированная матпомощь на оздоровление выплачивается госслужащим (и другим работникам-бюджетникам) раз в году. Поэтому в случае перевода госслужащего из одного госоргана в другой он имеет право на получение оздоровительной помощи только один раз (см. письмо Минсоцполитики от 23.12.2016 г. № 1791/0/101-16/281).

Отсюда делаем вывод: для решения вопроса о выплате матпомощи к ежегодному отпуску на новом месте работы нужно получить справку (произвольной формы) о том, получал госслужащий в течение года на предыдущем месте работы такую помощь или нет.

Рабочие, которые выполняют функции по обслуживанию госорганов

Для «обслуживающих» рабочих госорганов выплата помощи на оздоровление предусмотрена Условиями № 15. Она выплачивается в обязательном порядке при предоставлении ежегодного отпуска. Размер такой выплаты не выше среднемесячной зарплаты ( п. 4 Условий № 15).

Напомним: в 2016 году такая помощь выплачивалась в размере, не превышающем должностного оклада работника.

Должностные лица ОМС

В соответствии с ч. 5 ст. 21 Закона № 2493 должностным лицам органов местного самоуправления (далее — ОМС) предоставляется оздоровительная помощь при уходе в ежегодный отпуск в размере должностного оклада. Это значит, что такая выплата при предоставлении отпуска указанной категории работников предусмотрена законодательством, следовательно, является гарантированной (обязательной).

Кроме того, согласно п.п. 3 п. 2 постановления № 268 руководители ОМС имеют право в пределах утвержденного фонда оплаты труда предоставлять работникам материальную помощь для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы работника.

Решение о выплате матпомощи на оздоровление принимает руководитель ОМС, учитывая наличие средств для ее выплаты. Так, если средств не хватает на выплату материальной помощи в размере среднемесячной заработной платы работника, то помощь может быть выплачена в размере должностного оклада. При этом, как отмечалось выше, конкретный порядок предоставления материальной помощи должен быть установлен в Положении о предоставлении работникам материальной помощи, которое является приложением к коллективному договору.

Решение о выплате оздоровительной помощи председателям советов, их заместителям принимает соответствующий совет ( п. 6 постановления № 268).

Таким образом, размер «оздоровительной» помощи для должностных лиц ОМС ограничен минимальным и максимальным пределами, а именно: помощь на оздоровление выплачивают в размере должностного оклада, а при наличии средств — в размере, который не превышает среднемесячной зарплаты. К тому же специалисты Минтруда в письме от 16.10.2009 г. № 620/13/84-09 отметили, что помощь на оздоровление, которая гарантирована ч. 5 ст. 21 Закона № 2493 и предусмотрена п.п. 3 п. 2 постановления № 268, — это одна и та же выплата, которая обязательно предоставляется в размере должностного оклада, а при наличии средств — не больше среднемесячной зарплаты.

Если помощь на оздоровление выплачивают в размере должностного оклада, то нужно учитывать размер должностного оклада в месяце ухода работника в ежегодный отпуск.

Если же размер помощи исчисляют исходя из размера среднемесячной заработной платы, то при определении расчетного периода отталкиваются от месяца предоставления ежегодного отпуска. Расчетным периодом в таком случае будут последние два календарных месяца, которые предшествуют месяцу ухода в отпуск ( абз. 3 п. 2 Порядка № 100) (о нюансах исчисления суммы оздоровительной помощи на примере смотрите далее в этой статье).

Служащие ОМС

Для служащих ОМС оздоровительная помощь — не обязательная выплата. Если руководитель принял решение о ее выплате, то ее размер не должен превышать среднемесячной зарплаты ( п.п. 3 п. 2 постановления № 268). Если же средств, предусмотренных в смете на выплату такой помощи, недостаточно, то ее можно выплатить в меньшем размере исходя из финансовых возможностей.

«Обслуживающие» рабочие органов госвласти и ОМС

Для работников, которые обслуживают органы госвласти и ОМС, выплата матпомощи на оздоровление предусмотрена в размере среднемесячной зарплаты ( п.п. «з» п. 2 приказа № 77). Для них такая выплата является не обязательной, поэтому ее выплачивают при наличии средств по решению руководителя. В то же время вид помощи приказом № 77 не конкретизирован, то есть это может быть любая материальная помощь, в том числе и на оздоровление к ежегодному отпуску, которую может получить работник в течение календарного года. При этом если «обслуживающий» работник получит материальную помощь при уходе в отпуск, то другие виды помощи в течение текущего года он не получит (см. письмо Минсоцполитики от 15.03.2016 г. № 272/13/84-16).

Педагогические работники

Согласно ч. 1 ст. 57 Закона об образовании государство гарантирует выплату педагогическим и научно-педагогическим работникам материальной помощи на оздоровление в размере месячного должностного оклада (ставки заработной платы) при предоставлении ежегодного отпуска.

Важно! Право на выплату такой помощи имеют педагогические и научно-педагогические работники, перечень должностей которых утвержден постановлением № 963

Обратите внимание: работникам, которые ведут преподавательскую работу, но не занимают должность педагогических (научно-педагогических) работников, матпомощь на оздоровление не выплачивается.

Помощь на оздоровление в размере должностного оклада выплачивается педработникам (по основной должности) только по основному месту работы при предоставлении ежегодных отпусков согласно графику отпусков независимо от недельной (годовой) учебной нагрузки или объема выполняемой работы (см. письмо Минсоцполитики от 30.11.2011 г. № 1079/13/84-11). Эта материальная помощь является обязательной, и средства на ее выплату должны быть утверждены сметой. Во время формирования фонда оплаты труда на год для каждого работника предусматривается одна помощь на оздоровление.

Принимая во внимание то, что для отдельных педработников, которые имеют соответствующие звания (старший преподаватель, преподаватель-методист) или работают в специализированных заведениях (с особым режимом, с инвалидами и детьми, которые имеют недостатки в умственном или физическом развитии) и т. п., должностные оклады формируются с учетом повышений, начисление им оздоровительной помощи осуществляется исходя из повышенных окладов (см. письмо Минтруда от 05.11.2008 г. № 645/13/155-08).

Другим работникам учреждений и заведений образования, которые не занимают должности педагогических работников, руководители имеют право предоставлять в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах, материальную помощь в сумме не более чем один должностной оклад в год ( п. 4 постановления № 1298 и п.п. 5 п. 4 приказа № 557). При этом в матпомощь, которая может быть выделена работнику на год, включают как помощь на оздоровление, так и другие виды матпомощи (на соцбыт, лечение, кроме помощи на погребение).

Медицинские и фармацевтические работники

Абзацем 3 п. 2 постановления № 524 медицинским и фармацевтическим работникам государственных и коммунальных заведений (учреждений) предусмотрена выплата помощи на оздоровление в размере должностного оклада во время предоставления ежегодного основного отпуска.

Такая помощь для указанной категории работников является обязательной выплатой и средства на ее выплату необходимо предусматривать в смете заведения здравоохранения. При этом во время формирования фонда оплаты труда на соответствующий бюджетный год для каждого работника предусматривается одна помощь на оздоровление.

К медицинским и фармацевтическим работникам относятся лица, которые допущены к медицинской и фармацевтической деятельности, а именно:

1) профессионалы с полным высшим медицинским и фармацевтическим образованием (в том числе врачи-интерны);

2) специалисты с базовым высшим и неполным высшим медицинским и фармацевтическим образованием всех специальностей;

3) лица с полным и неполным высшим немедицинским образованием, которые допущены к медицинской деятельности на должностях врачей и среднего медицинского персонала согласно приказу № 195.

Следовательно, помощь на оздоровление согласно постановлению № 524 выплачивают тем медработникам, которые занимают должности, приведенные в Справочнике № 117 в разделах «Руководители», «Профессионалы» и «Специалисты», в том числе лицам без медобразования, которые допущены к работе согласно приказу № 195.

Так, в частности, должность статистика медицинского относится к среднему медицинскому персоналу. Поэтому работники, которые занимают эту должность, имеют право на выплату оздоровительной помощи (см. письмо Минздрава от 02.03.2017 г. № 10.1-13/Д- 1/697-17/6006 «О предоставлении матпомощи медицинским работникам»).

Внимание! Согласно абз. 4 п. 2 постановления № 524 помощь на оздоровление предоставляется медицинским и фармацевтическим работникам государственных и коммунальных заведений независимо от ведомственного подчинения.

А это значит, что указанную помощь предоставляют независимо от того, где работают такие работники (в заведениях ли здравоохранения, или учебных заведениях, или заведениях соцзащиты населения и т. п.).

Вместе с тем оздоровительную помощь в соответствии с постановлением № 524 не предоставляют работникам, которые занимают должности:

— не требующие наличия медицинского образования (за исключением тех, которые предусмотрены приказом № 195). К ним относятся, например, медицинские регистраторы, дезинфекторы, младшие медицинские сестры и т. п.;

— профессионалов с высшим немедицинским образованием, которые допущены к медицинской деятельности. Номенклатура специальностей профессионалов с высшим немедицинским образованием, которые работают в системе здравоохранения, утверждена приказом № 588. К ним относят: бактериологов, зоологов, микробиологов и т. п.

Таким работникам матпомощь на оздоровление можно выплатить на основании п. 5.11 Условий № 308/519 (при этом она не является гарантированной выплатой). Согласно указанной норме руководители имеют право предоставлять работникам материальную помощь, в том числе на оздоровление, в сумме не более чем один должностной оклад в год, кроме материальной помощи на погребение. Следовательно, этим работникам «оздоровительные» можно выплатить согласно п. 5.11 Условий № 308/519 и п. 4 постановления № 1298 по решению руководителя заведения (учреждения) в пределах фонда оплаты труда (при наличии средств).

Руководителю заведения выплата оздоровительной помощи осуществляется по решению органа высшего уровня в пределах имеющихся средств на оплату труда ( абз. 2 п. 1.6 Условий № 308/519).

Что касается выплаты «оздоровительных» совместителям, то согласно разъяснениям специалистов Минздрава и Профсоюза медицинских работников, предоставленных в письмах от 02.03.2017 г. № 10.1-13/Д- 1/697-17/6006 (см. «О предоставлении матпомощи медицинским работникам») и от 23.03.2012 г. № 10.01.67/773; № 03-93, матпомощь на оздоровление следует выплачивать только по основному месту работы. Объяснение этому Минздрав дает следующее: согласно п. 3 постановления № 245 отпуск на работе по совместительству предоставляется одновременно с отпуском по основному месту работы, то есть отдельно отпуск по совместительству не предоставляется. Поэтому профильное Министерство считает, что и помощь на оздоровление предоставляется лишь по основному месту работы.

Кроме того, во время выплаты «оздоровительных» медицинским и фармацевтическим работникам следует учитывать тот факт, что в соответствии с п. 1.4 Условий № 308/519 размеры должностных окладов (тарифных ставок) определяются по тарифным разрядам Единой тарифной сетки (далее — ЕТС), которые устанавливаются профессионалам, специалистам в зависимости от имеющейся квалификационной категории, рабочим — квалификационного разряда в пределах диапазона, определенного для этих должностей (профессий) Справочником № 117, и отражаются в тарификационном списке ( приложение 1 к Условиям № 308/519).

В графе 12 тарификационного списка отражается должностной оклад с повышениями, который, в свою очередь, утверждается в штатном расписании заведения здравоохранения в графе «Должностной оклад (грн.)» в соответствии с требованиями постановления № 228. Принимая это во внимание, материальная помощь, в том числе и помощь на оздоровление, которая предусмотрена постановлением № 524, выплачивается медицинским и фармацевтическим работникам в размере их должностного оклада, определенного в графе 12 тарификационного списка, то есть с учетом повышений. Аналогичное мнение по этому поводу разделяют и специалисты Минздрава и Профсоюза работников здравоохранения в письме от 23.03.2012 г. № 10.01.67/773, № 03-93.

А как быть, если занятость неполная? Если медицинский (фармацевтический) работник работает на условиях неполного рабочего времени (например, на 0,25; 0,5; 0,75 ставки), то размер его оздоровительной помощи определяют исходя из фактически занятого должностного оклада, то есть пропорционально рабочему времени. Это подтверждают и специалисты Минздрава в письме от 02.03.2017 г. № 10.1-13/Д-1/697-17/6006 (см. «О предоставлении матпомощи медицинским работникам»). По их разъяснениям при определении размера матпомощи на оздоровление медицинским и фармацевтическим работникам в размере должностного оклада, нужно учитывать и объем работы по занимаемой должности (0,25; 0,5; 0,75 ставки), который отражается в графе 13 тарификационного списка.

Важный нюанс: выплата медицинским и фармацевтическим работникам материальной помощи на оздоровление согласно нормам постановления № 524 не исключает возможности (при наличии средств фонда оплаты труда) выплаты также материальной помощи на оздоровление, предусмотренной п. 4 постановления № 1298 и п.п. 5.11 Условий № 308/519 (ср. ). На это обратило внимание Минсоцполитики в письме от 22.06.2012 г. № 93/06/187-12.

Отдельно хотелось бы отметить о выплате «оздоровительных» работникам противотуберкулезных заведений. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона № 2586 и постановления № 174 работникам противотуберкулезных заведений, которые предоставляют медицинскую помощь больным туберкулезом, работают с живыми возбудителями туберкулеза или материалами, которые их содержат, осуществляют присмотр за больными туберкулезом и/или уборку помещений, в которых находятся такие больные, предусмотрена выплата материальной помощи на оздоровление в размере должностного оклада (ставки заработной платы) один раз в год.

Для этой категории работников оздоровительная помощь является обязательной выплатой (кроме тех, кому ее выплачивают согласно постановлению № 524, например, медработники) и предоставляется при уходе в ежегодный отпуск. Однако во время выплаты этой помощи следует помнить о предостережении, которое сделано постановлением № 95: такая выплата осуществляется при условии обеспечения в полном объеме бюджетными средствами обязательных выплат по заработной плате работникам заведений здравоохранения.

Работники «культурных» заведений

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона о культуре работники в сфере культуры имеют право на помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска. Ее начисляют в размере должностного оклада (ставки заработной платы). Других уточнений по этому поводу нет. Поэтому работникам «культурных» заведений предоставляется помощь для оздоровления в размере должностного оклада, установленного при тарификации.

Далее рассмотрим особенности предоставления «оздоровительных» для отдельных работников заведений культуры.

Работники клубных заведений. На выплату оздоровительной помощи в размере должностного оклада имеют право исключительно те работники, которые занимают должности, указанные в приложении к постановлению № 1026, в государственных и коммунальных клубных заведениях, парках культуры и отдыха, центрах (домах) народного творчества, центрах культуры и досуга, других культурно-просветительных центрах. При этом к клубным заведениям относят клубы, дома культуры, дворцы культуры и другие заведения культуры, перечисленные в п. 17 ч. 1 ст. 1 Закона о культуре.

В приложении к постановлению № 1026 подчеркивается, что помощь для оздоровления не выплачивается начальникам и работникам подразделений по финансовому, бухгалтерскому, юридическому, хозяйственному, материально-техническому обеспечению, режимно-секретного подразделения, подразделения по охране труда и других подразделений, деятельность которых не отнесена к основным видам деятельности заведения.

Внимание! Для получения «оздоровительной» помощи работник должен не только занимать должность, которая указана в приложении к постановлению № 1026, но и работать в заведениях, определенных нормативно-правовыми актами.

Работники музеев. Для таких работников выплата «оздоровительных» в размере должностного оклада при предоставлении ежегодного отпуска предусмотрена абз. 8 ч. 2 ст. 28 Закона о музеях и п. 4 постановления № 82. Причем право на матпомощь на оздоровление имеют работники музеев, должности которых указаны в Перечне, утвержденном постановлением № 82.

Работники библиотек. Что касается библиотечных работников, то для них выплата оздоровительной помощи предусмотрена ч. 6 ст. 30 Закона о библиотеках и п. 3 постановления № 84. Она выплачивается при предоставлении ежегодного отпуска в размере должностного оклада. Право на такую помощь имеют исключительно те работники, должности которых указаны в Перечне, утвержденном постановлением № 84. Кроме того, согласно разъяснениям специалистов Минтруда, предоставленным в письме от 16.03.2010 г. № 278/13/84-10, право на выплату матпомощи на оздоровление имеют работники библиотек, которые работают по совместительству.

Все работники культуры. Работникам «культурных» заведений, которые не имеют права на помощь для оздоровления, согласно постановлениям № 82, 84 и 1026, может быть выплачена матпомощь, предусмотренная п.п. «б» п. 3 приказа № 745. То есть им допустимо начислить матпомощь, в том числе и для оздоровления, в сумме не более чем один должностной оклад в год (не участвует в подсчетах матпомощь на погребение). Такая помощь выплачивается в пределах фонда оплаты труда.

Другие работники бюджетной сферы (оплата труда по ЕТС)

Для всех других работников-бюджетников (которые выше не перечислены) материальная помощь на оздоровление — это необязательная выплата. Руководитель бюджетного учреждения имеет право предоставлять работникам матпомощь, в том числе на оздоровление, в сумме не больше одного должностного оклада в год в пределах фонда оплаты труда (матпомощь на погребение не принимает участия при подсчете), утвержденного в смете такого учреждения. Об этом идет речь в п.п. «б» п. 4 постановления № 1298.

Кстати, приказы № 557, 745 и Условия № 308/519 приняты во исполнение этого постановления.

Особенности исчисления оздоровительной помощи и отражения ее в отчетности

Если матпомощь на оздоровление предоставляют в размере среднемесячной зарплаты, то расчет осуществляют в соответствии с нормами Порядка № 100. В общем случае расчет осуществляют исходя из выплат за последние 2 календарных месяца, предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата ( абз. 3 п. 2 Порядка № 100).

Также достаточно часто наших читателей интересует следующий вопрос: что является событием для определения расчетного периода: дата начала отпуска или дата приказа (распоряжения) руководителя госоргана о выплате оздоровительной помощи?

Ответим: событием, с которым связана выплата матпомощи на оздоровление, является ежегодный основной отпуск. Это значит, что расчетным периодом для определения суммы оздоровительной помощи является 2 календарных месяца, которые предшествуют месяцу ухода в отпуск. Кстати, об этом говорили специалисты Минтруда в своем письме от 04.08.2006 г. № 771/13/84-06. Поэтому, например, если работник идет в ежегодный отпуск с 01.06.2017 г., а приказ руководителя госоргана о предоставлении такого отпуска датирован 18.05.2017 г., то расчетным периодом для определения суммы «оздоровительных» будет апрель — май 2017 года (то есть 2 месяца, которые предшествуют отпуску с 01.06.2017 г.).

В случае если работник не работал на протяжении двух последних месяцев, то среднюю зарплату рассчитывают исходя из выплат за предыдущие 2 месяца работы. Если же работник не работал последние 4 месяца, то средний заработок рассчитывается исходя из установленного в трудовом договоре должностного оклада ( абз. 4 п. 2, абз. 3 п. 4 Порядка № 100). А из-за особенностей расчета материальной помощи в размере средней зарплаты в такой ситуации (нет зарплаты в расчетном периоде) размер помощи будет равен должностному окладу.

Например, с 12 июня 2017 года работнику предоставляют ежегодный отпуск с выплатой материальной помощи в размере среднемесячной зарплаты. С 30 января и по 1 июня 2017 года работник находился на больничном. Ему установлен должностной оклад в размере 2624 грн.

В приведенном примере у работника нет заработка, среднюю зарплату в этом случае рассчитывают исходя из оклада, установленного работнику. При этом размер матпомощи определяют умножением среднедневной зарплаты на среднемесячное количество рабочих дней. Расчет будет следующим:

(2624 + 2624) : (19апрель + 20май) х ((19апрель + 20май) : 2) = 2624 грн.

Как видим, в ситуации, когда в расчетном периоде нет заработка для исчисления средней зарплаты, сумма материальной помощи будет равна должностному окладу.

Для работников, которые недавно приняты на работу и у них нет двухмесячного расчетного периода (работали менее двух календарных месяцев), средняя зарплата рассчитывается исходя из выплат за фактически отработанное время ( абз. 3 п. 2 Порядка № 100).

Выплаты, которые включаются в расчет средней зарплаты для выплаты «оздоровительных», приведены в п. 3 Порядка № 100. Отметим, что все выплаты включаются в расчет в том размере, в котором они начислены. В случае если количество рабочих дней отработано не полностью, премии, вознаграждения, прочие поощрительные выплаты учитывают пропорционально отработанному времени. Не включают в суммарный заработок при расчете «средней» выплаты, которые приведены в п. 4 Порядка № 100.

Также хотелось бы напомнить о том, что в случаях повышения должностных окладов в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения ( п. 10 Порядка № 100) (подробнее о порядке корректировки читайте в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 22, с. 24). Поэтому, например, при уходе должностного лица ОМС в отпуск в июне 2017 года, для отпускных зарплату в расчетном периоде (июнь 2016 года — май 2017 года) до 26.05.2017 г. (дата повышения оклада) следует откорректировать на «майский» коэффициент повышения окладов. Также будет подлежать корректировке и зарплата, которая учитывается для расчета матпомощи на оздоровление в размере среднего заработка. Если выплачена матпомощь в июне или предоставлена к отпуску, который начинается с 1 июня (расчетный период апрель — май 2017 года), то зарплату за апрель 2017 года — 25 мая 2017 года корректируют на коэффициент повышения окладов; с 26 по 31 мая 2017 года — не корректируют.

Относительно отражения матпомощи на оздоровление в отчетности отметим следующее.

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ отразить сумму матпомощи к отпуску будет нетрудно. Ведь вместе с зарплатой эта сумма отразится в одной строке с признаком дохода «101».

Что касается ЕСВ-отчета, то в таблице 1 оздоровительную помощь отражают в строках, предусмотренных для зарплаты, общей суммой за тот месяц, в котором она начислена. То же касается и таблицы 6 Отчета. Это значит, что если сумма матпомощи к отпуску начислена в июне 2017 года (к «июньскому» отпуску), то она отражается в одной строке с зарплатой за июнь 2017 года.

Оздоровительную помощь не включают в МЗП 3200

Сумма матпомощи на оздоровление не принимает участия в сравнении с минимальной заработной платой (далее — МЗП) в размере 3200 грн. Об этом указано в письмах Минсоцполитики от 13.02.2017 г. № 322/0/101-17/282 и от 13.02.2017 г. № 294/0/101-17/282 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 8). Следовательно, такую выплату начисляют «сверху» МЗП. Причем это касается как суммы оздоровительной помощи, которая выплачивается работникам в размере должностного оклада, так и той, которая предоставляется им в размере среднемесячной зарплаты (то есть независимо от ее размера).

«Оздоровительные» для бюджетников: 10 важных правил

Итак, как вы уже поняли, при предоставлении оздоровительной помощи работникам бюджетных учреждений следует учитывать ряд правил. Несмотря на то, что для каждой бюджетной отрасли существуют свои нормативные «изюминки», однако есть основные правила, свойственные всем видам «оздоровительных».

Мы насчитали таких правил 10 и предлагаем их рассмотреть на рисунке.

img 1

«Оздоровитрельные» для бюджетников: 10 важных правил

Нормативные документы

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон об образовании — Закон Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII.

Закон о культуре — Закон Украины «О культуре» от 14.12.2010 г. № 2778-VI.

Закон о музеях — Закон Украины «О музеях и музейном деле» от 29.06.95 г. № 249/95-ВР.

Закон о библиотеках — Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле» от 27.01.95 г. № 32/95-ВР.

Закон № 889 — Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Закон № 3723 — Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII.

Закон № 2493 — Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III.

Закон № 2586 — Закон Украины «О противодействии заболеванию туберкулезом» от 05.07.2001 г. № 2586-III.

Постановление № 1298 — постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Постановление № 245 постановление КМУ «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 03.04.1993 г. № 245.

Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и прочих органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Постановление № 524 — постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 11.05.2011 г. № 524.

Постановление № 963 — постановление КМУ «Об утверждении Перечня должностей педагогических и научно-педагогических работников» от 14.06.2000 г. № 963.

Постановление № 1026 — постановление КМУ «Вопросы выплаты работникам государственных и коммунальных клубных заведений, парков культуры и отдыха, центров (домов) народного творчества, центров культуры и досуга, прочих культурно-просветительных центров доплаты за выслугу лет, помощи для оздоровления и материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов» от 09.12.2015 г. № 1026.

Постановление № 228 Постановление КМУ «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений» от 28.02.2002 г. № 228.

Постановление № 174 постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников противотуберкулезных учреждений» от 20.03.2013 г. № 174.

Постановление № 82 постановление КМУ «О реализации отдельных положений части второй статьи 28 Закона Украины «О музеях и музейном деле» от 22.01.2005 г. № 82.

Постановление № 84 постановление КМУ «Об утверждении Порядка выплаты доплаты за выслугу лет работникам государственных и коммунальных библиотек» от 22.01.2005 г. № 84.

Постановление № 95 постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников заведений здравоохранения» от 25.03.2014 г. № 95.

Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и прочих органов» от 02.10.96 г. № 77.

Приказ № 557 — приказ МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждения схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Приказ № 195 приказ Минздрава «Об утверждении Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью» от 25.12.92 г. № 195.

Приказ № 588 приказ Минздрава «Об аттестации профессионалов с высшим немедицинским образованием, которые работают в системе здравоохранения» от 12.08.2009 г. № 588.

Приказ № 745 — приказ Минкультуры «Об упорядочении условий оплаты труда работников культуры на основе Единой тарифной сетки» от 18.10.2005 г. № 745.

Условия № 15 — Условия оплаты труда работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, и работников Управления административных домов Хозяйственно-финансового департамента Секретариата Кабинета Министров Украины, Управления административными домами Государственного управления делами, Управления административными домами Управления делами Аппарата Верховной Рады Украины, утвержденные постановлением КМУ от 18.01.2017 г. № 15.

Условия № 308/519 — Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные совместным приказом Минтруда и социальной политики и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519.

Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

Справочник № 117 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 78. Здравоохранение), утвержденный приказом Минздрава от 29.03.2002 г. № 117.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше