Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Определение результативных показателей

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетная бухгалтерия Март, 2017/№ 11
В избранном В избранное
Печать
Как правильно определять результативные показатели? Какие документы являются источником информации для определения результативных показателей?

Одной из основных составляющих программно-целевого метода являются результативные показатели.

В процессе разработки бюджетных программ главным распорядителям бюджетных средств необходимо четко понимать, каким образом измерять результаты реализации программ.

Именно для этого и используют результативные показатели.

Результативные показатели — это показатели, на основании которых проводятся оценка и анализ эффективности использования бюджетных средств, предусмотренных на выполнение бюджетной программы (подпрограммы), для достижения цели бюджетной программы (подпрограммы) и реализации ее заданий.

Результативные показатели обязательно должны быть измеряемыми и подлежать количественному определению, т. е. не должны быть абстрактными.

Именно результативные показатели позволяют понять, что суть расходов заключается не в самом факте их осуществления, а в результатах, которые будут получены от использования средств соответствующего местного бюджета.

Результативные показатели бюджетной программы (подпрограммы) включают количественные и качественные показатели, которые определяют результат выполнения бюджетной программы (подпрограммы), характеризуют ход ее реализации, степень достижения поставленной цели и выполнения заданий бюджетной программы (подпрограммы).

Такие показатели должны формироваться для каждого отдельного задания бюджетной программы (подпрограммы) и подтверждаться официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетностью.

Результативные показатели разделяются на группы:

— показатели затрат, которые определяют объемы и структуру ресурсов, обеспечивающих выполнение бюджетной программы (подпрограммы) и характеризуют структуру ее расходов;

показатели продукта — используются для оценки достижения поставленной цели. Показателями продукта являются, в частности, объем выработанной продукции, оказанных услуг или выполненных работ на выполнение бюджетной программы (подпрограммы), количество пользователей товарами (работами, услугами) и т. п.;

показатели эффективности, которые в зависимости от заданий, выполнение которых обеспечивает реализацию бюджетной программы (подпрограммы), могут определяться как:

1) расходы ресурсов на единицу показателя продукта (экономность);

2) отношение максимального количества изготовленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) к определенному объему финансовых ресурсов (производительность);

3) достижение определенного результата (результативность);

— показатели качества, которые являются совокупностью свойств, характеризующих достигнутые результаты качества созданного продукта, которые удовлетворяют потребителя в соответствии с его назначением, и отображающих послабление негативных или усиление позитивных тенденций в предоставлении услуг (выработке товаров, выполнении работ) потребителям за счет средств бюджетной программы (подпрограммы).

Для большего понимания рассмотрим эти показатели в таблице.

Название показателя

Характерный признак

Соотношение с фактором труда

Признак единицы измерения

показатели затрат

Кто производит услугу?

Чем производим услугу?

Средство предоставления услуги (материальные и человеческие средства труда)

Единица измерения всегда подается в абсолютном выражении — шт. ед., ед., м2, м3 и т. п.

показатели продукта

На кого (на что) мы прилагаем усилия?

На кого (на что) мы действуем в процессе предоставления услуг?

Объект предоставления услуги (предмет труда)

Единица измерения всегда подается в абсолютном выражении — лиц, учеников, койко-дней и т. п.

показатели эффективности

Сколько стоит единица продукта в денежном выражении?

Какая часть показателя затрат приходится на единицу продукта?

Производительность услуги (производительность труда)

Единица измерения, как правило, подается в относительных величинах — грн./койко-день, шт. ед. учителей / 1 ученик (нагрузка), грн. / м2 ремонта

показатели качества

Что достигнуто в результате

выполнения программы?

Результат предоставления услуги (результат труда)

Единица измерения, как правило, подается в относительных величинах — % снижения заболеваемости, темп роста показателя по сравнению с другим периодом

Следует отметить, что применение результативных показателей дает возможность:

— определить степень эффективности использования бюджетных средств, соотношение достигнутых результатов и расходов, длительность выполнения бюджетной программы, соответствие отдельных ее элементов определенной цели;

— сравнить результаты выполнения бюджетных программ в динамике по годам и в сравнении между разными главными распорядителями бюджетных средств;

— определить самые эффективные бюджетные программы при распределении бюджетных средств;

— принять решение относительно целесообразности продолжения/прекращения финансирования бюджетной программы.

Итак, применение результативных показателей обеспечивает информационную базу для качественного и количественного анализа состояния выполнения бюджетной программы в части финансового обеспечения реализации ее мероприятий и эффективности выполнения.

Давайте рассмотрим конкретный пример определения результативных показателей по бюджетной программе «Дошкольное образование».

img 1

При формировании перечня результативных показателей бюджетных программ особое внимание целесообразно уделять показателям качества, поскольку именно они иллюстрируют качественный уровень предоставления бюджетных услуг.

Во время разработки результативных показателей бюджетных программ, в зависимости от их содержания и заданий, используют следующие информационные источники:

1) финансовая отчетность;

2) статистическая отчетность;

3) данные внутрихозяйственного (управленческого) бухгалтерского учета;

4) данные первичной учетной документации;

5) экспертные оценки.

Следует отметить, что для разных отраслей бюджетной сферы специально разработаны типовые перечни бюджетных программ и результативных показателей их выполнения.

Так, для отрасли образования это Типовой перечень бюджетных программ и результативных показателей их выполнения для местных бюджетов в отрасли «Образование», утвержденный совместным приказом Минфина и Минобразования от 01.06.2010 г. № 298/519, для отрасли здравоохранения — Типовой перечень бюджетных программ и результативных показателей их выполнения для местных бюджетов в отрасли «Здравоохранение», утвержденный совместным приказом Минфина и МОЗ от 26.05.2010 г. № 283/437, для отрасли культуры — Типовой перечень бюджетных программ и результативных показателей их выполнения для местных бюджетов в отрасли «Культура», утвержденный совместным приказом Минфина и Минкультуры от 01.10.2010 г. № 1150/41, и т. п.

Однако следует иметь в виду, что эти типовые перечни не могут учесть все аспекты бюджетных программ в конкретном регионе, поэтому в случае необходимости перечень результативных показателей может быть уточнен и дополнен.

Относительно бюджетных программ, для которых в типовых перечнях не определены задания и результативные показатели, составные элементы соответствующей бюджетной программы должны формироваться с учетом стратегических целей, на достижение которых она направлена.

При этом каждый главный распорядитель бюджетных средств, который получает бюджетные ассигнования, должен сформулировать отдельную бюджетную программу, определив конкретные и четкие ее элементы, такие как:

1) название бюджетной программы;

2) цель бюджетной программы;

3) задания (одно или несколько) бюджетной программы;

4) результативные показатели выполнения бюджетной программы (затрат, продукта, эффективности, качества) для каждого задания.

Заметим, что в паспорте бюджетной программы результативные показатели отмечаются в пункте 10.

Пример составления паспорта бюджетной программы вы можете просмотреть в материале «Правила составления паспортов бюджетных программ» («Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 48, с. 5).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно