Темы статей
Выбрать темы

Определение результативных показателей

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Как правильно определять результативные показатели? Какие документы являются источником информации для определения результативных показателей?

Одной из основных составляющих программно-целевого метода являются результативные показатели.

В процессе разработки бюджетных программ главным распорядителям бюджетных средств необходимо четко понимать, каким образом измерять результаты реализации программ.

Именно для этого и используют результативные показатели.

Результативные показатели — это показатели, на основании которых проводятся оценка и анализ эффективности использования бюджетных средств, предусмотренных на выполнение бюджетной программы (подпрограммы), для достижения цели бюджетной программы (подпрограммы) и реализации ее заданий.

Результативные показатели обязательно должны быть измеряемыми и подлежать количественному определению, т. е. не должны быть абстрактными.

Именно результативные показатели позволяют понять, что суть расходов заключается не в самом факте их осуществления, а в результатах, которые будут получены от использования средств соответствующего местного бюджета.

Результативные показатели бюджетной программы (подпрограммы) включают количественные и качественные показатели, которые определяют результат выполнения бюджетной программы (подпрограммы), характеризуют ход ее реализации, степень достижения поставленной цели и выполнения заданий бюджетной программы (подпрограммы).

Такие показатели должны формироваться для каждого отдельного задания бюджетной программы (подпрограммы) и подтверждаться официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетностью.

Результативные показатели разделяются на группы:

— показатели затрат, которые определяют объемы и структуру ресурсов, обеспечивающих выполнение бюджетной программы (подпрограммы) и характеризуют структуру ее расходов;

показатели продукта — используются для оценки достижения поставленной цели. Показателями продукта являются, в частности, объем выработанной продукции, оказанных услуг или выполненных работ на выполнение бюджетной программы (подпрограммы), количество пользователей товарами (работами, услугами) и т. п.;

показатели эффективности, которые в зависимости от заданий, выполнение которых обеспечивает реализацию бюджетной программы (подпрограммы), могут определяться как:

1) расходы ресурсов на единицу показателя продукта (экономность);

2) отношение максимального количества изготовленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) к определенному объему финансовых ресурсов (производительность);

3) достижение определенного результата (результативность);

— показатели качества, которые являются совокупностью свойств, характеризующих достигнутые результаты качества созданного продукта, которые удовлетворяют потребителя в соответствии с его назначением, и отображающих послабление негативных или усиление позитивных тенденций в предоставлении услуг (выработке товаров, выполнении работ) потребителям за счет средств бюджетной программы (подпрограммы).

Для большего понимания рассмотрим эти показатели в таблице.

Название показателя

Характерный признак

Соотношение с фактором труда

Признак единицы измерения

показатели затрат

Кто производит услугу?

Чем производим услугу?

Средство предоставления услуги (материальные и человеческие средства труда)

Единица измерения всегда подается в абсолютном выражении — шт. ед., ед., м2, м3 и т. п.

показатели продукта

На кого (на что) мы прилагаем усилия?

На кого (на что) мы действуем в процессе предоставления услуг?

Объект предоставления услуги (предмет труда)

Единица измерения всегда подается в абсолютном выражении — лиц, учеников, койко-дней и т. п.

показатели эффективности

Сколько стоит единица продукта в денежном выражении?

Какая часть показателя затрат приходится на единицу продукта?

Производительность услуги (производительность труда)

Единица измерения, как правило, подается в относительных величинах — грн./койко-день, шт. ед. учителей / 1 ученик (нагрузка), грн. / м2 ремонта

показатели качества

Что достигнуто в результате

выполнения программы?

Результат предоставления услуги (результат труда)

Единица измерения, как правило, подается в относительных величинах — % снижения заболеваемости, темп роста показателя по сравнению с другим периодом

Следует отметить, что применение результативных показателей дает возможность:

— определить степень эффективности использования бюджетных средств, соотношение достигнутых результатов и расходов, длительность выполнения бюджетной программы, соответствие отдельных ее элементов определенной цели;

— сравнить результаты выполнения бюджетных программ в динамике по годам и в сравнении между разными главными распорядителями бюджетных средств;

— определить самые эффективные бюджетные программы при распределении бюджетных средств;

— принять решение относительно целесообразности продолжения/прекращения финансирования бюджетной программы.

Итак, применение результативных показателей обеспечивает информационную базу для качественного и количественного анализа состояния выполнения бюджетной программы в части финансового обеспечения реализации ее мероприятий и эффективности выполнения.

Давайте рассмотрим конкретный пример определения результативных показателей по бюджетной программе «Дошкольное образование».

img 1

При формировании перечня результативных показателей бюджетных программ особое внимание целесообразно уделять показателям качества, поскольку именно они иллюстрируют качественный уровень предоставления бюджетных услуг.

Во время разработки результативных показателей бюджетных программ, в зависимости от их содержания и заданий, используют следующие информационные источники:

1) финансовая отчетность;

2) статистическая отчетность;

3) данные внутрихозяйственного (управленческого) бухгалтерского учета;

4) данные первичной учетной документации;

5) экспертные оценки.

Следует отметить, что для разных отраслей бюджетной сферы специально разработаны типовые перечни бюджетных программ и результативных показателей их выполнения.

Так, для отрасли образования это Типовой перечень бюджетных программ и результативных показателей их выполнения для местных бюджетов в отрасли «Образование», утвержденный совместным приказом Минфина и Минобразования от 01.06.2010 г. № 298/519, для отрасли здравоохранения — Типовой перечень бюджетных программ и результативных показателей их выполнения для местных бюджетов в отрасли «Здравоохранение», утвержденный совместным приказом Минфина и МОЗ от 26.05.2010 г. № 283/437, для отрасли культуры — Типовой перечень бюджетных программ и результативных показателей их выполнения для местных бюджетов в отрасли «Культура», утвержденный совместным приказом Минфина и Минкультуры от 01.10.2010 г. № 1150/41, и т. п.

Однако следует иметь в виду, что эти типовые перечни не могут учесть все аспекты бюджетных программ в конкретном регионе, поэтому в случае необходимости перечень результативных показателей может быть уточнен и дополнен.

Относительно бюджетных программ, для которых в типовых перечнях не определены задания и результативные показатели, составные элементы соответствующей бюджетной программы должны формироваться с учетом стратегических целей, на достижение которых она направлена.

При этом каждый главный распорядитель бюджетных средств, который получает бюджетные ассигнования, должен сформулировать отдельную бюджетную программу, определив конкретные и четкие ее элементы, такие как:

1) название бюджетной программы;

2) цель бюджетной программы;

3) задания (одно или несколько) бюджетной программы;

4) результативные показатели выполнения бюджетной программы (затрат, продукта, эффективности, качества) для каждого задания.

Заметим, что в паспорте бюджетной программы результативные показатели отмечаются в пункте 10.

Пример составления паспорта бюджетной программы вы можете просмотреть в материале «Правила составления паспортов бюджетных программ» («Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 48, с. 5).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше