Темы статей
Выбрать темы

Финансовое обеспечение заведений образования под призмой нового Закона об образовании

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Как отметило Минобразования на своем официальном сайте: «Принятый документ — это шанс для нашей системы образования к изменениям, ведь без новых возможностей, заложенных в Закон, развитие было бы невозможно. Однако впереди много кропотливой работы». Новый Закон об образовании принес много изменений для работников этой сферы. Некоторые из них коснулись и вопросов финансирования образовательных заведений. Именно таким вопросам и посвящена эта статья.

ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Начнем с государственного обеспечения финансирования заведений образования.

Если по предыдущему Закону № 1060 государство обеспечивало бюджетные ассигнования на образование в размере не меньше 10 % национального дохода, а также валютные ассигнования на основную деятельность, то по новому Закону № 2145 государство обеспечивает ассигнование на образование в размере не меньше чем 7 % валового внутреннего продукта.

Как видим, процент уменьшился, но делать выводы об уменьшении государственного обеспечения бюджетных ассигнований на образование не следует.

Национальный доход отличается от валового внутреннего продукта на сальдо (разницу между денежными поступлениями и расходами) внешнеэкономических операций, включая сальдо экспорта и импорта товаров и услуг, сальдо оплаты труда иностранных работников и сальдо перевода прибылей от вывезенного за границу капитала.

При этом национальный доход может быть меньше или больше валового внутреннего продукта в зависимости от знака сальдо.

Как и раньше, финансирование осуществляется за счет средств государственного, местных бюджетов и прочих источников финансирования, не запрещенных законодательством.

Привлечение средств от предоставления платных услуг

Важным и интересным является п. 3 ст. 78 Закона № 2145. В этом пункте указано, что государственные и коммунальные заведения образования имеют право предоставлять платные образовательные и прочие услуги, перечень которых утверждает Кабмин. Но при этом учредители соответствующих заведений образования имеют право утверждать перечни платных образовательных и прочих услуг, которые не вошли в перечень, определенный Кабмином.

То есть что мы имеем? Основным нормативным документом для определения видов платных услуг на сегодня является Перечень № 796 (ср. ). Но в то же время учредители заведений образования имеют право разрешить предоставлять и другие виды платных услуг, не предусмотренные этим Перечнем. Это очень важно, ведь раньше отходить от требований этого Перечня было невозможно. «Шаг вправо, шаг влево — расстрел», а точнее — все средства, полученные учебными заведениями за виды платных услуг, которые не предусмотрены Перечнем № 796, подлежали перечислению в бюджет. Теперь же, например, городской совет как учредитель может расширить перечень видов платных услуг, которые могут предоставлять школы, созданные таким советом.

Финансирование образования из разных бюджетов и предоставление образовательной субвенции

Как известно, Конституция закрепляет право граждан Украины на получение бесплатного дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях. Эта норма прописана в ст. 53 Конституции.

Финансирование дошкольного и внешкольного образования осуществляется за счет средств государственного и/или местных бюджетов, а также за счет других источников, не запрещенных законодательством. Государство может содействовать развитию дошкольного и внешкольного образования путем предоставления соответствующих образовательных субвенций (п. 5 ст. 78 Закона № 2145).

Пока что субвенции на дошкольное и внешкольное образование в госбюджете не предусматривались. И, как свидетельствует проект Закона о госбюджете на 2018 год, который доступен на момент написания этой статьи на сайте www.rada.gov.ua, в следующем году такие субвенции также не запланированы.

Финансирование получения полного общего среднего образования осуществляется за счет средств государственного бюджета, в том числе путем предоставления образовательных субвенций местным бюджетам, средств местного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством.

Полное общее среднее образование является обязательным. Это предусмотрено ст. 53 Конституции.

Именно на получение общего среднего образования выделяется субвенция из государственного бюджета местным бюджетам. Условия предоставления и использования такой субвенции предусмотрены Порядком № 6.

В соответствии с условиями этого Порядка образовательная субвенция направляется на оплату труда с начислениями педагогических работников следующих типов учебных заведений:

1) общеобразовательные учебные заведения всех ступеней;

2) школьные отделения учебно-воспитательных комплексов «дошкольное учебное заведение — общеобразовательное учебное заведение», «общеобразовательное учебное заведение — дошкольное учебное заведение»;

3) специализированные школы (школы-интернаты), включая школы-интернаты с углубленным изучением отдельных предметов и курсов для углубленной подготовки детей в области науки и искусств, физической культуры и спорта, других отраслях, лицеи с усиленной военно-физической подготовкой; лицеи (лицеи-интернаты); гимназии (гимназии-интернаты); коллегиумы (коллегиумы-интернаты);

4) вечерние (сменные) школы;

5) общеобразовательные учебные заведения для граждан, которые нуждаются в социальной помощи и реабилитации: общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные санаторные школы-интернаты; специальные общеобразовательные школы-интернаты; общеобразовательные учебные заведения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, детские дома (кроме детских домов семейного типа, приемных семей и семей патронатных воспитателей);

6) специальные общеобразовательные учебные заведения для детей, которые нуждаются в коррекции физического и/или умственного развития, учебно-реабилитационные центры;

7) профессионально-технические учебные заведения государственной и коммунальной собственности в части обеспечения расходов на получение полного общего среднего образования, а именно на оплату труда с начислениями преподавателей, которые преподают предметы согласно Государственному стандарту базового и полного общего среднего образования, утвержденному постановлением № 1392.

Поэтому на сегодняшний день образовательная субвенция направляется лишь на финансирование общего среднего образования и только на расходы на заработную плату педагогических работников.

Напомним: до 2017 года образовательная субвенция направлялась на оплату текущих расходов. С 2017 года согласно Закону № 1789 образовательная субвенция направляется не на оплату всех текущих расходов перечисленных в ст. 1032 БКУ типов учебных заведений, а только на оплату труда с начислениями педагогических работников в таких типах учебных заведений.

В составе указанной субвенции предусматривается резерв средств, объем которого не может превышать 1 % общего объема субвенции.

Кабмин по согласованию с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета осуществляет распределение резерва образовательной субвенции и может определять направления использования таких средств.

Как определено в п. 6 ст. 78 Закона № 2145, порядок распределения образовательной субвенции между местными бюджетами определяется согласно формуле, в основе которой лежит количество получателей образования, обучающихся на соответствующей территории, с учетом таких факторов:

— уровень образования;

— категория территории, на которой расположено заведение образования;

— наличие получателей образования с особыми образовательными потребностями;

— особенности обучения получателей образования из национальных меньшинств;

— необходимость подвоза получателей образования к заведению образования и в обратном направлении;

— прочих факторов.

Поэтому ждем того, что в соответствии с вышеупомянутыми нормами Закона № 2145 подход к предоставлению образовательной субвенции изменится.

Тем более что п. 2 ст. 79 этого Закона определено, что финансирование образовательной деятельности из государственного бюджета может осуществляться путем предоставления образовательных субвенций, которые в соответствии с БКУ и Законом о Госбюджете на соответствующий год могут направляться на:

— получение полного общего среднего образования;

— получение профессионального (профессионально-технического) образования;

— получение образования на других уровнях образования;

— получение специализированного образования;

— получение внешкольного образования;

— получение образования лицами с особыми образовательными потребностями;

— повышение квалификации педагогических работников;

— иные цели.

Финансирование профессионального (профессионально-технического) и профессионального предвысшего образования осуществляется за счет средств госбюджета, в том числе путем предоставления соответствующих образовательных субвенций, местных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством. Расходы, которые покрываются за счет соответствующих образовательных субвенций, определяются специальным законом.

На сегодня, как мы уже отмечали выше, образовательная субвенция направляется на финансирование профессионально-технического образования лишь в части обеспечения расходов на получение полного общего среднего образования.

Теперь о финансировании высшего и последипломного образования. Как указано в п. 8 ст. 78 Закона № 2145, финансирование высшего и последипломного образования осуществляется за счет средств государственного, местного бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством.

Особое внимание уделено Законом № 2145 повышению квалификации педработников. Поэтому давайте рассмотрим, как оно должно финансироваться.

Повышение квалификации педагогических и научно-педагогических работников в объеме, определенном законодательством, осуществляется за средства государственного и местных бюджетов.

Объем средств, которые дополнительно выделяются из государственного бюджета на повышение квалификации педагогических и научно-педагогических работников государственных заведений образования, не может быть меньше 2 % фонда заработной платы этих работников.

Объем средств, которые дополнительно выделяются из государственного бюджета на повышение квалификации педагогических работников, заработная плата которых выплачивается за счет образовательной субвенции, не может быть меньше 2 % соответствующей образовательной субвенции.

Объем средств, которые дополнительно выделяются из местных бюджетов на повышение квалификации других педагогических и научно-педагогических работников коммунальных заведений образования, не может быть меньше 2 % фонда заработной платы этих работников.

Теперь давайте подытожим и четко определим, какие расходы на образование и из каких бюджетов осуществляются согласно БКУ.

Для удобства приведем эту информацию в таблице.

Вид бюджета

Основание

Вид расходов

Государственный бюджет

ч. 7 п. 1 ст. 87 БКУ

а) общее среднее образование:

— общеобразовательные специализированные школы (школы-интернаты), лицей (гимназия) — интернат) государственной собственности согласно перечню, определенному КМУ;

— общеобразовательные школы социальной реабилитации;

б) профессионально-техническое образование (на оплату услуг по подготовке квалифицированных рабочих на условиях государственного заказа в профессионально-технических учебных заведениях социальной реабилитации и адаптации государственной собственности, а также по профессиям общегосударственного значения, перечень которых утверждается КМУ);

в) высшее образование (на оплату услуг по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров на условиях государственного заказа в высших учебных заведениях государственной собственности)*;

г) последипломное образование (на оплату услуг по повышению квалификации и переподготовке кадров на условиях государственного заказа в учебных заведениях государственной собственности);

ґ) внешкольные учебные заведения и мероприятия по внешкольной работе с детьми согласно перечню, утвержденному КМУ;

д) другие заведения и мероприятия в отрасли образования, которые обеспечивают выполнение общегосударственных функций, согласно перечню, утвержденному КМУ

Бюджеты городов республиканского АР Крым и областного значения, районные бюджеты, бюджеты объединенных территориальных громад, которые создаются согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад

ч. 2 п. 1 ст. 89 БКУ

а) дошкольное образование;

б) общее среднее образование: общеобразовательные учебные заведения (в том числе: общеобразовательные учебные заведения всех степеней, специализированные школы (школы-интернаты) (кроме школ, определенных п.п. «а» п. 7 ч. 1 ст. 87 и в п.п. «а1» п. 2 ч. 1 ст. 90 БКУ), лицеи (лицеи-интернаты), гимназии (гимназии-интернаты), коллегиумы (коллегиумы-интернаты) (кроме общеобразовательных учебных заведений, определенных п.п. «а1» п. 2 ч. 1 ст. 90 БКУ), вечерние (сменные) школы); учебно-воспитательные комплексы «дошкольное учебное заведение — общеобразовательное учебное заведение», «общеобразовательное учебное заведение — дошкольное учебное заведение»; ст. 88 БКУ;

в) учебные заведения для граждан, которые нуждаются в социальной помощи и реабилитации: общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные учебные заведения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, детские дома, учебно-реабилитационные центры (если не менее 70 % количества учеников общеобразовательных школ-интернатов, общеобразовательных учебных заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, детских домов, учебно-реабилитационных центров приходится на территорию соответствующего города или района), детские дома семейного типа, приемные семьи и семьи патронатных воспитателей;

г) другие государственные образовательные программы;

ґ) высшее образование (на оплату услуг по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров в высших учебных заведениях I — IV уровней аккредитации государственной и коммунальной собственности в соответствии с программами социально-экономического развития регионов);

д) внешкольное образование;

е) профессионально-техническое образование из бюджетов городов областного значения — областных центров (на оплату услуг по подготовке квалифицированных рабочих на условиях регионального заказа в профессионально-технических и других учебных заведениях государственной и/или коммунальной собственности, которые расположены на территории указанных городов)

Областные бюджеты

ч. 2 п. 1 ст. 90 БКУ

а) общее среднее образование для граждан, которые нуждаются в социальной помощи и реабилитации: специальные общеобразовательные учебные заведения для детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, общеобразовательные санаторные школы-интернаты; общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные

учебные заведения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, детские дома, учебно-реабилитационные центры (кроме общеобразовательных школ-интернатов, общеобразовательных учебных заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, детских домов, учебно-реабилитационных центров, определенных п.п. «в» п. 2 ч. 1 ст. 89 БКУ, и детских домов семейного типа, приемных семей и семей патронатных воспитателей);

а1) общее среднее образование: специализированные школы (школы-интернаты) государственной собственности (кроме школ, определенных в п.п. «а» п. 7 ч. 1 ст. 87 БКУ), а также общеобразовательные учебные заведения: специализированные школы-интернаты, лицеи-интернаты, гимназии-интернаты, коллегиумы-интернаты, если не менее 70 % количества учеников, которые получают образование в соответствующем общеобразовательном учебном заведении, являются жителями населенных пунктов, расположенных на территории области (кроме населенного пункта, где расположено такое заведение);

б) профессионально-техническое образование (на оплату услуг по подготовке квалифицированных рабочих на условиях регионального заказа в профессионально-технических и других учебных заведениях государственной и/или коммунальной собственности (кроме заведений, определенных в п.п. «е» п. 2 ч. 1 ст. 89 БКУ);

в) высшее образование (на оплату услуг по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров на условиях регионального заказа в высших учебных заведениях коммунальной собственности, а также на условиях государственного заказа в высших учебных заведениях государственной собственности согласно перечню, определенному КМУ)**;

г) последипломное образование (на оплату услуг по повышению квалификации и переподготовке кадров на условиях регионального заказа);

ґ) внешкольное образование (мероприятия и заведения национального, государственного и областного значения по внешкольной работе с детьми);

д) другие государственные образовательные программы

* С 01.01.2018 г. эти расходы будут звучать так: «на высшее образование (на оплату услуг по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров на условиях государственного заказа в высших учебных заведениях III — IV уровней аккредитации (университетах, академиях, институтах) государственной собственности)» согласно изменениям, внесенным Законом № 79 и Законом № 1789.

** С 01.01.2018 г. эти расходы будут звучать так: «на высшее образование (на оплату услуг по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров на условиях государственного и/или регионального заказа в высших учебных заведениях государственной и/или коммунальной собственности» согласно изменениям, внесенным Законом № 79 и Законом № 1789.

Кроме указанных расходов, государство осуществляет финансирование образования лиц с особыми образовательными потребностями за счет средств государственного и местных бюджетов путем передачи определенного для таких лиц объема средств заведению образования, которое избрало лицо с особыми образовательными потребностями и его родители (п. 9 ст. 78 Закона № 2145).

При этом финансирование в установленном Кабмином порядке дополнительных психолого-педагогических и коррекционно-развивающих услуг, а также приобретение специальных средств коррекции психофизического развития, определенных индивидуальной программой развития лица с особыми образовательными потребностями, осуществляется за счет средств субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями, средств местных бюджетов, других источников, не запрещенных законодательством.

Также отметим, что государственные и коммунальные заведения образования имеют право размещать собственные поступления на текущих счетах, временно свободные средства — на депозитах в банках государственного сектора, а также самостоятельно распоряжаться поступлениями от указанных средств с целью осуществления деятельности, предусмотренной учредительными документами (п. 12 ст. 78 Закона № 2145).

Финансирование частных школ

Также обратим внимание на следующую новую интересную норму, прописанную в п. 10 ст. 78 Закона № 2145: государство осуществляет финансирование получения лицом общего среднего образования в частном или корпоративном заведении образования, которое имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности в сфере общего среднего образования, за счет средств государственного и местных бюджетов путем передачи такому заведению образования целевого объема средств в размере финансового норматива (с учетом соответствующих корректирующих коэффициентов) бюджетной обеспеченности одного ученика, который получает полное общее среднее образование, и в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Другими словами частным общеобразовательным школам будет предоставляться финансирование на содержание учеников из расчета норматива на одного ученика, исходя из норм, установленных для бюджетных школ.

Так, например, если финансовый норматив бюджетной обеспеченности одного ученика на 2017 год составляет 9981,609 грн., то в месяц на одного ученика приходится 1109,07 грн. (9981,609 грн. : 9 мес.). Поэтому частным общеобразовательным заведениям на одного ученика в месяц будут предоставляться бюджетные средства в размере 1109,07 грн. Так, если обучение в частной общеобразовательной школе стоит 4500 грн. в месяц, то родители ученика заплатят 3390,93 грн., а 1109,07 грн. будет покрыто бюджетными средствами.

Обратите внимание: идет речь лишь о частных школах, которые имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности в сфере общего среднего образования.

В соответствии с п. 1 разд. XII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2145 такое финансирование частных школ начнется с 1 января 2019 года.

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАВЕДЕНИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Закон № 2145 определяет следующие источники для осуществления финансово-хозяйственной деятельности заведений и учреждений образования:

— государственный бюджет;

— местные бюджеты;

— плата за предоставление образовательных и других услуг в соответствии с заключенными договорами;

— плата за научно-исследовательские работы (услуги) и другие работы, выполненные на заказ предприятий, учреждений, организаций, других юридических и физических лиц;

— доходы от реализации продукции учебно-производственных мастерских, предприятий, цехов и хозяйств, от предоставления в аренду помещений, сооружений, оборудования;

— гранты отечественных и международных организаций;

— дивиденды от ценных бумаг, проценты от депозитов и размещения средств специального фонда на текущих счетах банков государственного сектора;

— добровольные взносы в виде средств, материальных ценностей, нематериальных активов, полученных от предприятий, учреждений, организаций, физических лиц;

— другие источники, не запрещенные законодательством.

Плата за обучение

Как указано в ст. 79 Закона № 2145 плата за обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации получателей образования, за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливается учебными заведениями в гривне.

При этом для получателей образования — нерезидентов Украины плата может устанавливаться в иностранной валюте.

Размер и условия платы за обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации, за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливаются договором.

Кстати, раньше существовала форма Типового договора об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями, которая была утверждена приказом № 183. Но с 23.02.2016 г. эта форма была отменена.

На сегодня существует лишь типовая форма договора для высших учебных заведений. Так, Типовой договор о предоставлении образовательных услуг между высшим учебным заведением и физическим (юридическим) лицом утвержден постановлением № 634.

Плата может вноситься за весь срок обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации, предоставления дополнительных образовательных услуг полностью одноразово или частями — ежемесячно, каждый семестр, ежегодно.

Заведение образования имеет право изменять плату за обучение (в части остатка неуплаченной суммы) в порядке, предусмотренном договором, не более одного раза в год и не более чем на официально определенный уровень инфляции за предыдущий календарный год.

Договор заключается между заведением образования и получателем образования (его законными представителями) и/или юридическим или физическим лицом, которое осуществляет оплату.

Распоряжение средствами учебных заведений

В соответствии со ст. 79 Закона № 2145 бюджетные ассигнования на образование, включая средства образовательных субвенций, небюджетные средства и средства, полученные заведением образования как плата за обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров, за предоставление дополнительных образовательных услуг, не могут быть изъяты в доход государства или местных бюджетов. Такие средства направляются на деятельность, определенную учредительными документами заведения образования.

Относительно средств, полученных как плата за услуги, напомним: плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно законодательству, относится к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (п. 4 ст. 13 БКУ).

Тратить средства этой подгруппы учебные заведения имеют право на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, которые они оказывают согласно основной деятельности.

Также важным моментом является то, что средства, материальные и нематериальные активы, которые поступают заведениям и учреждениям образования и науки в виде безвозвратной финансовой помощи, других поступлений, добровольных пожертвований юридических и физических лиц, в том числе нерезидентов, для осуществления образовательной, научной, оздоровительной, спортивной, культурной деятельности, не считаются прибылью.

В случае получения средств из других источников бюджетные и отраслевые ассигнования заведений образования, предприятий, учреждений, организаций системы образования не уменьшаются.

То есть независимо от того, сколько средств учебные заведения получат от предоставления платных услуг, они продолжат получать ассигнования на свою деятельность из бюджетов.

Заведения образования самостоятельно распоряжаются поступлениями от осуществления хозяйственной и другой деятельности, предусмотренной их учредительными документами.

ИМУЩЕСТВО УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

К имуществу учебных заведений относятся:

— недвижимое и движимое имущество, включая здания, сооружения, земельные участки, коммуникации, оборудование, транспортные средства, служебное жилье и т. п.;

— имущественные права, включая имущественные права интеллектуальной собственности на объекты права интеллектуальной собственности, в частности информационные системы, объекты авторского права и/или смежные права;

— прочие активы, предусмотренные законодательством.

Порядок, условия и формы приобретения заведениями образования прав на землю определяются ЗКУ.

Напомним: для того, чтобы оприходовать земельный участок, бухгалтер должен иметь документы, которые удостоверяют право собственности или пользования земельным участком, а также отчет об экспертной денежной оценке земельного участка. Более подробно по этому поводу читайте в материале «По какой стоимости зачислить земельный участок на баланс» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 38, с. 12).

Основные фонды, оборотные средства и прочее имущество государственных и коммунальных заведений образования не подлежат изъятию, кроме случаев, установленных законом.

Заметим, что объекты и имущество государственных и коммунальных заведений образования не подлежат приватизации или использованию не по образовательному назначению.

Средства, полученные от использования высвобожденных помещений ликвидированных государственных и коммунальных заведений образования, используются исключительно на образовательные потребности.

Заведения образования всех форм собственности, зарегистрированные в установленном законом порядке, имеют равные условия пользования недвижимым имуществом государственной или коммунальной собственности, которое передается в аренду.

Здесь не будет лишним напомнить: в соответствии с п. 3.19 ГСанПиН 5.5.2.008-01 сдача в аренду территории, зданий, помещений, оборудования предприятиям, учреждениям, организациям, другим юридическим и физическим лицам для использования, которое не связано с учебно-воспитательным процессом, не разрешается.

Все средства, полученные от аренды недвижимого имущества государственного или коммунального заведения образования, используются исключительно на потребности этого заведения образования.

Такие средства в соответствии с п. 4 ст. 13 БКУ относятся к третьей подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений. Средства этой подгруппы можно расходовать на содержание, обустройство, ремонт и приобретение имущества бюджетных учреждений.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Это достаточно новая форма сотрудничества, которая ранее Законом № 1060 не была предусмотрена.

Давайте сначала разберемся, что вообще такое государственно-частное партнерство. Для этого обратимся к нормам Закона № 2404.

Государственно-частное партнерство — это сотрудничество между государством Украина, АР Крым, территориальными громадами в лице соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления (государственными партнерами) и юридическими лицами, кроме государственных и коммунальных предприятий, или физическими лицами — предпринимателями (частными партнерами), которое осуществляется на основе договора.

К признакам государственно-частного партнерства относятся:

1) предоставление прав управления (пользования, эксплуатации) объектом партнерства или приобретение, создание (строительство, реконструкция, модернизация) объекта государственно-частного партнерства с дальнейшим управлением (пользованием, эксплуатацией), при условии принятия и выполнения частным партнером инвестиционных обязательств в соответствии с договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства;

2) продолжительность отношений (от 5 до 50 лет);

3) передача частному партнеру части рисков в процессе осуществления государственно-частного партнерства;

4) вложение частным партнером инвестиций в объекты партнерства из источников, не запрещенных законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 2404 определение частного партнера для заключения договора (договоров) в рамках государственно-частного партнерства осуществляется исключительно на конкурсных принципах, кроме случаев, предусмотренных законом.

Если говорить о сфере образования, то государственно-частное партнерство в сфере образования и науки может предусматривать:

— общее финансирование заведений образования, а также юридических и физических лиц, которые осуществляют образовательную деятельность;

— образование и/или общее финансирование и развитие баз практической подготовки;

— образование и/или общее финансирование и эксплуатацию инновационных предприятий (инновационный центр, технопарк, технополис, инновационный бизнес-инкубатор и т. п.) на базе существующих заведений образования;

— разработку и развитие современных технологий образования, обучения;

— профессионально-практическую подготовку;

— внедрение общих программ финансирования подготовки специалистов и т. п.;

— осуществление мероприятий относительно социальной защиты и улучшения жилищных условий работников системы образования и получателей образования.

За чей же счет осуществляется государственно-частное партнерство? Так, согласно ст. 81 Закона № 2145 финансирование такого партнерства в сфере образования может осуществляться за счет:

— финансовых ресурсов частного партнера;

— финансовых ресурсов, заимствованных в установленном порядке;

— средств государственного и местных бюджетов;

— иных источников, не запрещенных законодательством.

Кстати, имущество заведений образования, которое не используется в образовательном процессе, может быть вкладом в совместную деятельность или использовано в соответствии со ст. 81 Закона № 2145, то есть использовано в рамках государственно-частного партнерства.

При этом движимое и/или недвижимое государственное и/или коммунальное имущество, в том числе земельные участки, переданные частному партнеру в управление, не может быть предметом залога, взыскания.

Также такое имущество не может быть источником погашения долга, и относительно него не могут совершаться никакие действия, следствием которых может быть прекращение государственной или коммунальной собственности на соответствующие объекты.

Нормативные документы

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254/К-96-ВР.

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Закон № 1060 — Закон Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII.

Закон № 2145 — Закон Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII.

Закон № 1789 — Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» от 20.12.2016 г. № 1789-VIII.

Закон № 79 — Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы межбюджетных отношений» от 28.12.2014 г. № 79-VIII.

Закон № 2404 — Закон Украины «О государственно-частном партнерстве» от 01.07.2010 г. № 2404-VI.

Постановление № 1392 — постановление КМУ «Об утверждении Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования» от 23.11.2011 г. № 1392.

Постановление № 634 — постановление КМУ «Об утверждении Типового договора о предоставлении образовательных услуг между высшим учебным заведением и физическим (юридическим) лицом» от 19.08.2015 г. № 634.

Перечень № 796 — Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, которые относятся к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796.

Порядок № 6 — Порядок и условия предоставления образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, утвержденный постановлением КМУ от 14.01.2015 г. № 6.

Приказ № 183 — приказ МОН «Об утверждении Типового договора об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями» от 11.03.2002 г. № 183.

ГСанПиН 5.5.2.008-01 — Государственные санитарные правила и нормы обустройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса (ГСанПиН 5.5.2.008-01), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 14.08.2001 г. № 63.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше