Темы статей
Выбрать темы

О получении райгосадминистрацией благотворительной помощи от юридических и физических лиц

Министерство юстиции Украины
Письмо от 15.02.2018 г. № 5512/100-2-18/7.3.1 (извлечение)

<…> в Министерстве юстиции рассмотрено письмо <…> о предоставлении разъяснения законодательства по вопросам получения районной государственной администрацией благотворительной помощи от юридических и физических лиц и, в рамках компетенции, сообщается следующее.

<…>

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с частью первой статьи 54 Закона Украины «О предотвращении коррупции» государственным органам, органам власти Автономной Республики Крым, органам местного самоуправления запрещается получать от физических, юридических лиц безвозмездно денежные средства или другое имущество, нематериальные активы, имущественные преимущества, льготы или услуги, кроме случаев, предусмотренных законами или действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Частью первой статьи 2 Закона Украины «Об источниках финансирования органов государственной власти» предусмотрено, что органы государственной власти осуществляют свою деятельность исключительно за счет бюджетного финансирования (кроме случаев, определенных этим Законом) в пределах, предусмотренных Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

В соответствии со статьей 3 этого Закона органам государственной власти запрещается создавать внебюджетные фонды, иметь внебюджетные специальные счета и использовать средства, полученные за осуществление функций государства, которые предусматривают выдачу разрешений (лицензий), сертификатов, удостоверений, проведение регистраций и других действий на платной основе (кроме услуг охраны, предоставляемых на договорных принципах), любым другим способом, кроме зачисления таких средств в Государственный бюджет Украины.

Согласно части первой статьи 47 Закона Украины «О местных государственных администрациях» финансовое обеспечение местных государственных администраций осуществляется за счет Государственного бюджета Украины.

При этом согласно части первой статьи 13 Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс) бюджет может состоять из общего и специального фондов.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Кодекса органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета, являются бюджетными учреждениями. Бюджетные учреждения являются неприбыльными.

Согласно части четвертой статьи 13 Кодекса благотворительные взносы, гранты и подарки являются собственными поступлениями бюджетных учреждений, которые получаются дополнительно к средствам общего фонда и включаются в специальный фонд бюджета, и направляются на организацию основной деятельности бюджетных учреждений.

Пунктом 18 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2002 года № 228, предусмотрено, что в процессе формирования специального фонда проекта сметы планирование собственных поступлений бюджетных учреждений осуществляется по группам и подгруппам, определенным Бюджетным кодексом Украины, с учетом того, что показатели собственных поступлений формируются по первой подгруппе второй группы (благотворительные взносы, гранты и подарки) — на основании договоров, календарных планов проведения централизованных мероприятий и других документов, которыми предусмотрено получение таких взносов, грантов и подарков.

Вместе с тем частью третьей статьи 23 Закона Украины «О предотвращении коррупции» установлено, что подарки, полученные лицами, указанными в пунктах 1, 2 части первой статьи 3 этого Закона, как подарки государству, Автономной Республике Крым, территориальной громаде, государственным или коммунальным предприятиям, учреждениям или организациям, являются соответственно государственной или коммунальной собственностью и передаются органу, предприятию, учреждению или организации в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Процедуру передачи лицами, указанными в пунктах 1, 2 части первой статьи 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции», подарков, полученных ими как подарки государству, Автономной Республике Крым, территориальной громаде, государственным или коммунальным учреждениям или организациям, в которых уполномоченные лица работают или которые представляют, устанавливает Порядок передачи подарков, полученных как подарки государству, Автономной Республике Крым, территориальной громаде, государственным или коммунальным учреждениям или организациям, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 16 ноября 2011 года № 1195.

Учитывая изложенное, в случае получения благотворительной помощи, формы которой будут характеризоваться такими правовыми признаками, как бескорыстие, которое свидетельствует о предоставлении помощи на благо других без какой-либо выгоды; добровольность деятельность, осуществляемая по свободному волеизъявлению благотворителя, без какого-нибудь принуждения и вмешательства со стороны субъектов властных полномочий; целевая направленность наличие конкретной цели, в пределах направлений и порядка, установленных Законами Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О Государственном бюджете Украины на 2018 год», Бюджетным кодексом Украины, по нашему мнению, к указанным действиям не может быть применен запрет, предусмотренный статьей 54 Закона Украины «О предотвращении коррупции».

<…>

Заместитель Министра по вопросам исполнительной службы С. Шкляр

Комментарий редакции

Получение благотворительной помощи местной администрацией: возможно ли?

Может ли местная государственная администрация получать благотворительную помощь от юридических и физических лиц? Вопрос достаточно распространенный. И именно на него дает ответ Минюст в комментируемом письме.

Ключевой по этому делу является ст. 54 Закона Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII (далее — Закон № 1700). В этой статье речь идет о том, что государственным органам, органам власти АР Крым, органам местного самоуправления запрещается получать от физических, юридических лиц безвозмездно денежные средства или другое имущество, нематериальные активы, имущественные преимущества, льготы или услуги, кроме случаев, предусмотренных законами или действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Поэтому главное — выяснить, что это за случаи, предусмотренные законами.

В соответствии со ст. 47 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV финансовое обеспечение местных государственных администраций осуществляется за счет Государственного бюджета Украины.

При этом, как отметил Минюст, бюджет, будь то местный или государственный, состоит как из общего, так и из специального фонда.

В свою очередь, к средствам специального фонда относятся собственные поступления, перечень которых содержит п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (ср. ).

Благотворительные взносы относятся к первой подгруппе второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

На основании этих норм Минюст отметил, что благотворительные взносы являются собственными поступлениями бюджетных учреждений, которые получаются дополнительно к средствам общего фонда, включаются в специальный фонд бюджета и направляются на организацию основной деятельности бюджетных учреждений.

Основными критериями получения благотворительной помощи местной государственной администрацией, которые дают право считать такую помощь законной и не применять к ней запрет, предусмотренный ст. 54 Закона № 1700, являются:

1) бескорыстие;

2) добровольность;

3) целевая направленность.

Поэтому если благотворительная помощь получена на благо других без всяческой выгоды для конкретного должностного лица; благотворитель оказал такую помощь добровольно без любого принуждения к ее предоставлению; благотворительная помощь предоставлена на конкретную цель, то такая помощь, полученная местной государственной администрацией, считается законной.

Кстати, как правильно учитывать благотворительную помощь, мы рассказывали в консультациях «ПО вместе с ПК от благотворителя: как учитывать» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 4, с. 23) и «Поступления в натуральной форме: оцениваем, оформляем, учитываем» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 10-11).

Татьяна СТАНКУС, заместитель главного редактора

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше