Темы статей
Выбрать темы

ПО вместе с ПК от благотворителя: как учитывать

Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бюджетное учреждение получило от благотворителя компьютерную технику. Согласно документам, предоставленным вместе с компьютерами, на них уже инсталлирована операционная система Microsoft Windows. Однако нигде отдельно не указана стоимость этого программного обеспечения, известна лишь общая стоимость персональных компьютеров. Нужно ли оприходовать такое программное обеспечение в состав нематериальных активов? Как в таком случае правильно его оценить? Как правильно отразить такую операцию на счетах бухучета?

Предлагаем сначала разобраться, с чем мы имеем дело. А уже потом перейдем к вопросам учетным.

Любая операционная система — это комплекс программ, который обеспечивает управление вычислительным процессом и организует взаимодействие с пользователем. Иначе говоря, это некий базовый набор программ, который дает возможность управлять компьютером как единым целым. Следовательно, операционную систему можно смело отнести к программному обеспечению (далее — ПО). В свою очередь, компьютерные программы, действительно, относятся к объектам авторского права. Об этом четко сказано в п. 2 ч. 1 ст. 433 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV. Кроме того, указывает на это и п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 11.07.2001 г. № 2627-III.

В то же время для целей бухучета авторское и смежные с ним права (в том числе и компьютерные программы) относят к нематериальным активам. Это предусмотрено абз. 4 п. 2 разд. ІІ Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 122 «Нематериальные активы», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202. Учитывая это, зачисление операционной системы в состав нематериальных активов кажется полностью логичным. Но есть ли для этого законные основания? Вот в чем вопрос.

И здесь стоит вспомнить требование п. 4 разд. ІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету нематериальных активов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11 (далее — Методрекомендации по учету НА). Так, на учет в составе нематериальных активов берут приобретенные права на владение, пользование и распоряжение объектом нематериальных активов. Важное значение при этом имеет факт отчуждения этих прав от бывших владельцев и определения стоимости таких объектов.

Также следует иметь в виду: основанием для зачисления нематериального актива (в том числе и ПО) на баланс является первичный документ, согласно которому этот объект вводится в хозяйственный оборот. Таким документом может быть патент, свидетельство, лицензионный договор, договор о создании на заказ и использовании объекта права интеллектуальной собственности, договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности и т. п.

При установке операционной системы на компьютер пользователь автоматически «подписывает» лицензионный договор с фирмой — разработчиком такого ПО. По условиям такого договора мы получаем лишь право временного пользования соответствующей программой. Тогда как публиковать, распространять, продавать или другим способом отчуждать такое ПО мы не имеем права.

То есть купив (получив безвозмездно) лицензионное ПО мы не получаем права владения и распоряжения им. Они остаются за его разработчиком. Поэтому и зачислять такое ПО на баланс учреждения в состав нематериальных активов нет оснований.

Важно! Если актив не соответствует критериям признания нематериальным активом, то расходы на его приобретение (создание) следует признавать расходами соответствующего отчетного периода (п. 11 разд. ІІ Методрекомендаций по учету НА).

Зато в соответствии с п. 16 разд. ІІ Методрекомендаций по учету НА объект нематериальных активов, предоставленный бюджетному учреждению в пользование, остается на балансе правособственника (лицензиара). Вместе с этим пользователь (лицензиат) должен показать такой объект на забалансовом счете. Для учета и обобщения информации о полученных в пользование авторском праве и смежных с ним правах Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219, предназначен субсчет 013 «Арендованные нематериальные активы распорядителей бюджетных средств». Оценивают такие объекты исходя из размера вознаграждения, определенного условиями договора.

Таким является общий порядок учета программ, приобретенных бюджетными учреждениями на правах пользования. Это касается операционных систем, «офисного пакета», всех бухгалтерских программ и т. п. Аналогичным образом следует учитывать и веб-сайты бюджетных учреждений, исключительные имущественные права на которые остаются у разработчика.

Кстати, расходы на приобретение ПО без получения имущественных прав на него проводят по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (п. 12 п.п. 2.2.4 Инструкции о применении экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333).

А вот приобретение компьютерной техники (в том числе приобретение ПО, которое предусмотрено вместе с приобретением компьютерной техники) следует осуществлять по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования». Это предусмотрено п. 9 п.п. 3.1.1 упомянутой Инструкции.

Напомним также: расходы, непосредственно связанные с доведением необоротных активов до пригодного для использования состояния, включаются в первоначальную стоимость таких объектов. Такое требование содержит п. 5 разд. ІІ Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202. Тогда как использование компьютера без операционной системы практически невозможно, по крайней мере по его прямому назначению. Поэтому расходы на приобретение такого ПО необходимо включать в первоначальную стоимость соответствующего ПК, для которого оно было приобретено.

Из вопроса читателя понятно, что стоимость операционной системы входит в общую стоимость компьютерной техники. Конечно, с учетом абз. 4 п. 5 разд. ІІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11, бюджетное учреждение — получатель благотворительной помощи может самостоятельно определить стоимость такого ПО. Однако есть ли в этом смысл, если в дальнейшем нам опять придется включить эту сумму в первоначальную стоимость ПК? Безусловно, отдельно отражать в бухучете поступление такого ПО от благотворителя, а потом относить его стоимость в состав капитальных инвестиций, не имеет смысла. Однако определить стоимость операционной системы комиссии учреждения все-таки придется. Ведь требование законодательства относительно забалансового учета ПО, полученного в пользование, никуда не делось. А значит, его нужно выполнять. После окончания срока действия лицензионного договора следует уменьшить остаток забалансового субсчета на стоимость такого ПО.

Чтобы окончательно расставить все точки над «і» в этом вопросе, рассмотрим условный пример.

Пример. Учебное заведение получило от благотворителя компьютерную технику для кабинета информатики. В частности, поступило 15 персональных компьютеров стоимостью 13200 грн. каждый, на общую сумму 198000 грн. Согласно первичным документам, полученным вместе с компьютерами, в состав каждого из них входит моноблок, клавиатура и мышь. Кроме того, на каждый компьютер установлена операционная система Microsoft Windows 10 Home. Стоимость ПО и составных частей полученных компьютеров в документах не указана.

Комиссия учебного заведения провела оценку ПО, полученного вместе с компьютерной техникой, на уровне рыночных цен. Согласно акту оценки, составленному в произвольной форме, стоимость операционной системы 4000 грн. на одно рабочее место. То есть всего было получено ПО на правах пользования на сумму 60000 грн. ПО зачислено на забалансовый учет.

В бухгалтерском учете эти операции следует отражать таким образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1*

Оприходована безвозмездно полученная компьютерная техника

1014

2117

198000

4

Одновременно отражены:

— доход от безвозмездно полученной компьютерной техники

2313

7511

198000

3

— увеличение внесенного капитала на сумму безвозмездно полученной компьютерной техники

7511

5111

198000

14

— кассовые расходы на сумму благотворительной помощи

2117

2313

198000

4

2

Отражено получение прав на пользование программным обеспечением

013

60000

16

* Не позже последнего дня отчетного месяца на сумму полученной благотворительной помощи необходимо подать в Госказначейскую службу Справку о поступлении в натуральной форме.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше