Темы статей
Выбрать темы

О Правилах пользования электрической энергией

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг
Письмо от 03.03.2018 г. № 2181/20/7-18 (извлечение)

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее — НКРЭКУ, Регулятор), рассмотрела <…> обращение <…> о Правилах пользования электрической энергией, утвержденных постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.1996 г. № 28, и в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 22 раздела XVII Заключительных и переходных положений Закона Украины «О рынке электрической энергии» (далее — Закон) нормативно-правовые акты, принятые во исполнение Закона Украины «Об электроэнергетике», действуют до вступления в силу нормативно-правовых актов, утвержденных во исполнение этого Закона.

Положениями пункта 17 раздела XVII Заключительных и переходных положений Закона определено, что в течение девяти месяцев со дня вступления в силу Закона Регулятор должен утвердить, в частности, новые правила розничного рынка.

То есть на срок действия переходного периода взаимоотношения, которые возникают в процессе продажи и покупки электрической энергии между производителями или поставщиками электрической энергии и потребителями (на розничном рынке электрической энергии), регулируются Правилами пользования электрической энергией, утвержденными постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.1996 г. № 28, зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины 02.08.1996 г. под № 417/1442 (с изменениями) (далее — ППЭЭ).

Так, положениями пункта 1.3. ППЭЭ предусмотрено, что поставка электрической энергии для обеспечения потребностей электроустановки осуществляется на основании договора о поставке электрической энергии (далее — Договор), который заключается между владельцем этой электроустановки (уполномоченным владельцем лицом) и поставщиком электрической энергии по регулируемому тарифу.

Согласно абзацу первому пункта 1.6 ППЭЭ Договор на основе типового договора (приложение 3 к ППЭЭ) заключается поставщиком электрической энергии по регулируемому тарифу со всеми потребителями и субпотребителями (кроме населения), объекты которых расположены на территории осуществления лицензированной деятельности поставщиком электрической энергии по регулируемому тарифу.

Абзацем первым пункта 5.1 ППЭЭ определено, что Договор является основным документом, регулирующим отношения между поставщиком электрической энергии по регулируемому тарифу, который осуществляет свою деятельность на закрепленной территории, и потребителем и определяет содержание правовых отношений, прав и обязанностей сторон.

Таким образом, права и обязанности сторон определены условиями Договора, который заключается на основе типового договора и требований ППЭЭ.

Следует обратить внимание, что Закон Украины «Об электроэнергетике» утратил силу частично, в частности, утратила силу статья 26 «Обязанности и ответственность потребителей энергии» (в соответствии с положениями пункта 23 раздела XVII Заключительных и переходных положений Закона).

Вместе с тем бюджетные учреждения (в том числе учебные заведения) имеют право инициировать внесение изменений в Договор согласно процедуре, определенной статьей 188 Хозяйственного кодекса Украины, в части осуществления расчетов за электрическую энергию.

Следует отметить, что спорные вопросы и расхождения относительно выполнения условий Договора решаются по взаимному согласию сторон, а в случае, если не достигнуто согласия, спорные вопросы должны решаться в порядке, установленном законодательством Украины, в частности в судебном.

При этом в случае решения спорных вопросов в судебном порядке стороны несут ответственность согласно условиям Договора и действующего законодательства.

Дополнительно сообщаем, что после утверждения проекта постановления НКРЭКУ «Об утверждении Правил розничного рынка электрической энергии», который был разработан во исполнение Закона и 28.12.2017 г. обнародован на официальном web-сайте НКРЭКУ по адресу: http://www.nerc.gov.ua для предоставления предложений и замечаний, все заключенные договоры, в частности, о поставке электрической энергии будут перезаключены согласно требованиям действующего законодательства.

Следует отметить, что положениями вышеуказанных Правил не предусмотрено требование об оплате потребителями энергопоставщикам двукратной стоимости разницы фактически употребленной и договорной величины.

Вместе с тем по состоянию на сегодняшний день пунктом 6.12 ППЭЭ определено, что величина средств, которую должен оплатить потребитель за потребленную в течение расчетного периода электрическую энергию, определяется поставщиком электрической энергии, в частности, по такой схеме: период между датами в начале и в конце расчетного периода приравнивается к периоду действия тарифа (календарного месяца), и величина средств, которые должен оплатить потребитель, определяется как произведение объема электрической энергии, потребленной (переданной) между датами снятия показаний средств учета, на тариф, который действовал на начало или конец расчетного периода в соответствии с условиями договора (кроме населенных пунктов).

Выбранная схема обязательно указывается в договоре и не может быть изменена до окончания срока действия договора или внесения в договор в установленном порядке соответствующих изменений.

Частью первой пункта 6.14 ППЭЭ определено, что превышение договорной величины потребления электрической энергии определяется при подведении итогов расчетного периода на основе подтвержденных сторонами данных расчетного учета электрической энергии или акта приема-передачи электрической энергии.

Пунктом 6.16 ППЭЭ установлено, что объем превышения договорных величин потребления электрической энергии и/или величины мощности в течение расчетного периода оплачивается потребителями поставщику электрической энергии по регулируемому тарифу в соответствии с законодательством Украины и договором.

Определенные в соответствии с законодательством Украины стоимость разницы между объемом фактически потребленной величины и объемом договорной величины электрической энергии, а также стоимость разницы между наибольшей величиной потребляемой электрической мощности, которая зафиксирована в течение расчетного периода в часы контроля максимума нагрузки, и договорной предельной величиной электрической мощности зачисляются на текущий счет со специальным режимом использования поставщика электрической энергии по регулируемому тарифу.

Следует отметить, что поставщики на закрепленной территории, которые поставляют электрическую энергию по регулируемому тарифу (который рассчитывается Регулятором согласно Порядку расчета розничных тарифов на электрическую энергию, тарифов на распределение электрической энергии (передачу электрической энергии местными (локальными) электросетями), тарифов на потребление электрической энергии по регулируемому тарифу, утвержденному постановлением Регулятора от 13.04.2017 г. № 512), не имеют оснований и права выставлять счет на оплату стоимости электрической энергии на сумму, отличающуюся от величины, определенной как произведение величины объема фактически потребленной электрической энергии на величину соответствующего тарифа.

Частью первой статьи 230 Хозяйственного кодекса Украины определено, что штрафными санкциями в этом Кодексе признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства.

Таким образом, суммы, которые дополнительно и в обязательном порядке уплачиваются потребителями электроэнергии (кроме населения) в пользу энергопоставщиков за потребление электроэнергии сверх стоимости фактически потребленной электрической энергии, относятся к категории штрафных санкций.

Учитывая указанное, структура такого платежа состоит из двух частей, одна из которых является оплатой за товар, а вторая — штрафные санкции за превышение договорных величин потребления электроэнергии.

<…>

Член НКРЭКУ В. Морозова

Комментарий редакции

Превышение лимитов потребления электроэнергии: разъясняет НКРЭКУ

Вопрос оплаты за превышение лимитов потребления электроэнергии мы рассматривали не так давно в консультации «Превышены лимиты электроэнергии: что за это будет»? (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 48). И вот опять возвращаемся к нему.

В этот раз НКРЭКУ в своем письме предоставила определенные разъяснения по этому поводу.

Сначала напомним: в настоящее время действует Закон Украины «О рынке электрической энергии» от 13.04.2017 г. № 2019-III (далее — Закон № 2019). В соответствии с положениями п. 23 разд. XVII «Заключительных и переходных положений» этого Закона утратил силу частично Закон Украины «Об электроэнергетике» от 16.10.97 г. № 575/97-ВР, в частности его ст. 26. Именно в этой статье было указано, что потребители (кроме населения и учебных заведений) в случае потребления электрической энергии сверх договорной величины за расчетный период уплачивают энергопоставщикам двукратную стоимость разницы фактически потребленной и договорной величины.

Закон № 2019, которым отменена эта норма, вступил в силу 11.06.2017 г. Но при этом никто не отменял Правила пользования электрической энергией, утвержденные постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.96 г. № 28 (далее — Правила № 28), и Типовой договор о техническом обеспечении электроснабжения потребителя (далее — Типовой договор), который является приложением 1 к этим Правилам.

Действие этих Правил на сегодняшний день подтверждает и сама НКРЭКУ в комментируемом письме.

Как раз в п.п. 4.2.2 Типового договора определено, что за превышение договорных величин потребления электрической энергии и мощности потребитель уплачивает поставщику двукратную стоимость разницы фактически потребленной и договорной величин.

Новый примерный договор поставки электрической энергии потребителю должна утвердить НКРЭКУ в соответствии с требованиями ч. 11 ст. 56 Закона № 2019. Но пока что такой договор не утвержден.

Договор является основным документом, который регулирует отношения между поставщиком и потребителем электроэнергии и определяет содержание правовых отношений, прав и обязанностей сторон.

В то же время НКРЭКУ отмечает, что бюджетные учреждения имеют право инициировать внесение изменений в договор согласно процедуре, определенной ст. 188 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ) в части осуществления расчетов за электроэнергию.

Поэтому не нужно ожидать утверждения новой формы типового договора, которая учтет изменения законодательства, а можно уже сейчас самостоятельно инициировать такие изменения к действующему договору между бюджетным учреждением и электропоставщиком.

Проект постановления НКРЭКУ «Об утверждении Правил розничного рынка электрической энергии» уже обнародован на официальном сайте НКРЭКУ (www.nerc.gov.ua). Эти Правила не предусматривают требования об оплате потребителями двукратной стоимости разницы фактически потребленной и договорной величин.

Также НКРЭКУ в комментируемом письме обращает внимание на то, что суммы, которые дополнительно и в обязательном порядке уплачиваются потребителями электроэнергии в пользу электропоставщиков за потребление сверх стоимости фактически потребленной электроэнергии, относятся к категории штрафных санкций. Это обусловлено ч. 1 ст. 230 ХКУ, в которой определено, что штрафными санкциями признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства.

Итак, сделаем выводы: если в вашем договоре поставки электрической энергии указано требование относительно двойной уплаты в случае превышения лимитов потребления, то вы не имеете права нарушать договорные отношения.

Для исключения этого требования вы должны инициировать внесение изменений в договор. В любом случае пока такое условие является в договоре действующим, его следует выполнять, несмотря на то, что новый Закон № 2019 его не содержит.

Что касается уплаты за превышение лимита потребления электрической энергии, то мы неоднократно на страницах нашего издания обращали внимание на то, что такая уплата за бюджетные средства является незаконной. Кстати, этого мнения придерживается и Госаудитслужба при проверке вопроса правильности проведения расчетов за электрическую энергию. Более подробно по этому поводу читайте в вышеуказанном материале нашего издания.

Татьяна СТАНКУС, заместитель главного редактора

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше