Нужно ли подавать уведомление в АМКУ о госпомощи?

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетная бухгалтерия Февраль, 2018/№ 8
В избранном В избранное
Печать
Сельский совет согласно программе развития коммунального предприятия в 2017 году профинансировал предприятие на сумму 764,1 тыс. грн. В бюджете на 2018 год запланировано еще 367,6 тыс. грн. Нужно ли подавать в Антимонопольный комитет уведомление о государственной помощи?

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» от 01.07.2014 г. № 1555-VII (далее — Закон о госпомощи) государственная помощь субъектам хозяйствования — это поддержка в любой форме субъектов хозяйствования за счет ресурсов государства или местных ресурсов, которая искажает или угрожает искажением экономической конкуренции, создавая преимущества для производства отдельных видов товаров или осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности.

При этом, как определено в п. 1 ст. 4 Закона о госпомощи, государственная помощь может реализовываться, в частности, в таких формах:

1) предоставление субсидий и грантов;

2) предоставление дотаций;

3) предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки уплаты налогов, сборов или других обязательных платежей;

4) списание долгов, включая задолженности за предоставленные госуслуги, списание штрафных санкций, компенсация убытков субъектам хозяйствования;

5) предоставление гарантий, кредитов на льготных условиях, обслуживание кредитов по льготным тарифам;

6) уменьшение финансовых обязательств субъектов хозяйствования перед фондами общеобязательного государственного социального страхования;

7) предоставление, прямо или косвенно, субъектам хозяйствования товаров или услуг по ценам ниже рыночных или приобретение товаров или услуг субъектов хозяйствования по ценам выше рыночных;

8) продажа госимущества по ценам ниже рыночных;

9) увеличение государственной доли в уставном капитале субъектов хозяйствования или увеличение стоимости государственной доли на условиях, неприемлемых для частных инвесторов.

Кстати, этот перечень не является исчерпывающим.

Более детально и понятно, по нашему мнению, о видах госпомощи идет речь в п. 1 Разъяснения Антимонопольного комитета Украины «О применении законодательства в сфере государственной помощи» от 05.10.2017 г. № 35-рр/дд (далее — Разъяснение № 35-рр/дд).

Так, государственной помощью является:

— предоставление коммунального имущества субъектам хозяйствования в безвозмездное пользование;

— списание безнадежной задолженности по арендной плате, неустойки, пени и невозмещенных расходов на совершение исполнительных надписей нотариуса за аренду объектов коммунальной собственности;

— увеличение уставного капитала коммунальных/государственных предприятий;

— предоставление соответствующей субвенции между местными бюджетами коммунальному предприятию;

— освобождение от уплаты арендной платы субъектов хозяйствования, в том числе на период летних каникул тех субъектов хозяйствования, которые арендуют коммунальное имущество в учебных заведениях и предоставляют услуги, связанные с учебно-воспитательным процессом;

— финансовая поддержка общественным объединениям лиц с инвалидностью;

— финансовая поддержка на выполнение уставной деятельности (заработная плата, оплата услуг за печать газет и прочие расходы);

— предоставление финансовой поддержки общественным организациям в пределах утвержденных программ соцзащиты отдельных категорий населения.

Как видим, те формы финансовой помощи, которые вы предоставляете коммунальному предприятию, являются видами государственной помощи.

Что касается механизма предоставления в Антимонопольный комитет Украины (далее — АМКУ) и оформления уведомлений о новой госпомощи и о внесении изменений в условия действующей госпомощи, сроках и порядке рассмотрения этих уведомлений, то тут следует обратиться к Порядку предоставления и оформления уведомлений о новой государственной помощи и о внесении изменений в условия действующей государственной помощи, утвержденному Распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 04.03.2016 г. № 2-рп (далее — Порядок № 2-рп).

При этом Порядок № 2-рп применяется в случае предоставления уведомлений о новой госпомощи субъектам хозяйствования или о внесении изменений в условия действующей госпомощи, кроме предоставления уведомлений о:

— категориях госпомощи, предоставители которой освобождены от обязанности уведомления на основании ст. 7 Закона о госпомощи;

— незначительной госпомощи, если она не касается непосредственно поддержки экспортных операций или подавляющего использования продукции отечественного производства по сравнению с импортированной продукцией;

— внесении в действующие программы госпомощи изменений, которые предусматривают увеличение финансирования менее чем на 20 % бюджета соответствующей программы.

Незначительной государственной помощью является помощь одному субъекту хозяйствования, совокупный размер которой независимо от ее формы и источников не превышает за любой трехлетний период сумму, эквивалентную 200 тысячам евро, определенную по официальному валютному курсу, установленному НБУ, который действовал на последний день финансового года (ст. 1 Закона о госпомощи).

Поэтому если за трехлетний период сумма госпомощи, которую вы предоставляете коммунальному предприятию в любой форме, меньше, чем эквивалент 200 тыс. евро, то вы можете не подавать уведомление в АМКУ.

Также хотелось бы обратить ваше внимание на следующее.

Часто нас спрашивают, нужно ли согласовывать бюджетные запросы с АМКУ.

Действительно, такое требование существует и оно определено в ч. 4 ст. 35 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).

Так, если бюджетный запрос предусматривает предоставление госпомощи субъектам хозяйствования за счет государственного бюджета в любой форме, главные распорядители бюджетных средств прилагают к бюджетному запросу копию решения АМКУ, принятого по результатам рассмотрения уведомления о новой госпомощи или дела о госпомощи в соответствии с Законом о госпомощи, или в письменном виде сообщают об их освобождении от обязанности уведомления о новой госпомощи со ссылкой на положение указанного Закона и нормативно-правовые акты, которыми установлены соответствующие условия для освобождения.

При этом п. 30 разд. VI Заключительных и переходных положений БКУ установлено, что положение о решениях АМКУ по вопросам госпомощи, определенное ч. 4 ст. 35 БКУ, применяется начиная с формирования проекта Госбюджета на 2019 год.

Что же касается предоставления госпомощи за счет средств местных бюджетов, то в соответствии с п. 15 Разъяснения № 35-рр/дд планирование предоставления госпомощи субъектам хозяйствования за счет средств местного бюджета при формировании проекта местного бюджета на 2018 год не требует от предоставителей приложения к бюджетному запросу копии решения АМКУ по вопросам государственной помощи (в случае, если не осуществляется планирование на трехлетний период).

Из этого следует, что прилагать копию решения АМКУ к бюджетным запросам по средствам местных бюджетов будет нужно также с 2019 года, но прямо (как в случае со средствами госбюджета) в нормативных документах такое требование относительно запросов по средствам местных бюджетов не зафиксировано.

Возможно, такое требование будет прописано в местных инструкциях о составлении бюджетных запросов. Но в любом случае пока что прилагать копию решения АМКУ к бюджетным запросам как по средствам госбюджета, так и по средствам местных бюджетов не нужно.

Также отметим, что на сегодня существует Законопроект от 06.09.2017 г. под № 7073 «О государственной помощи субъектам хозяйствования (относительно соблюдения принципов местного самоуправления)» (http://w 1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=62464), предусматривающий исключение из-под действия Закона о госпомощи любой помощи, которая предоставляется за счет местных бюджетов.

И это вполне логично, ведь ст. 7 БКУ предусмотрен принцип самостоятельности местных бюджетов, который обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов бюджета, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти АР Крым и органов местного самоуправления определять направления использования бюджетных средств в соответствии с законодательством Украины, правом ВР АР Крым и соответствующих местных советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие местные бюджеты.

Кроме того, согласно ст. 61 Закона № 280 органы местного самоуправления в селах, поселках, городах, районах в городах (в случае их создания) самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют соответствующие местные бюджеты согласно БКУ.

Вмешательство государственных органов в процесс составления, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных этим и другими законами.

Но пока что это на стадии законопроекта, будет ли он принят — увидим со временем.

Подробнее о вопросах предоставления госпомощи читайте в материале «Госпомощь: кому, на что и зачем» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 46).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно