Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Замена окон в учебном заведении: как учитывать расходы

Матвеева Виктория, экономист–аналитик
Бюджетная бухгалтерия Июль, 2018/№ 26
Печать
Управление образования получило средства из местного бюджета для проведения капитального ремонта (замена окон) в учебных заведениях. Расходы осуществлены по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов».
Все работы выполнены подрядной организацией. Стоимость работ подтверждена «Справкой о стоимости выполненных строительных работ и расходах» (форма № КБ-3). После выполнения работ оформлен «Акт приемки выполненных строительных работ» (форма № КБ-2в).
Помогите, пожалуйста, бухгалтерии управления образования найти ответы на такие вопросы: 1. В п. 2 разд. ІІІ НП(С)БУ 121 определено, что расходы на содержание объекта основных средств (проведение технического надзора, технического обслуживания и ремонта), осуществляемые для восстановления объекта основных средств, признаются расходами того отчетного периода, в котором они были понесены. То есть в бухгалтерском учете такие расходы необходимо отнести на субсчет 8013 «Материальные расходы»?
2. В Порядке применения Плана счетов бухучета в госсекторе предусмотрено, что на субсчете 8013 «Материальные расходы» ведется учет материальных расходов, осуществляемых субъектом государственного сектора в процессе основной деятельности и на выполнение программ, в частности, расходы на приобретение предметов, материалов, оборудования, инвентаря (кроме капитальных расходов), медикаментов и перевязочных материалов, продуктов питания, расходов на оплату услуг, полученных от сторонних предприятий, и т. п. Означает ли это, что этот субсчет учреждения не применяют для учета капитальных расходов, в частности, капитального ремонта? Поскольку расходы на капитальный ремонт осуществлены по коду капитальных расходов, то есть КЭКР 3132, то субсчет 8013 для учета указанных расходов не применяют? Правильно ли мы это понимаем? 3. В соответствии с Рекомендациями по сопоставлению субсчетов бухгалтерского учета доходов и расходов с кодами бюджетной классификации, приведенными в письме Минфина от 30.12.2016 г. № 31-11420-06-5/37851, расходы по КЭКР 3130 «Капитальный ремонт» не связаны с субсчетом 8013. Зато расходы по этому КЭКР соответствуют субсчетам 5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств» и 8431 (8441) «Прочие расходы по обменным операциям». Но согласно Порядку применения Плана счетов бухучета в госсекторе на субсчете 8431 (8441) «Прочие расходы по обменным операциям» ведут учет прочих расходов государственного (местного) бюджета по обменным операциям, которые не отражены на счетах 80 — 83.
Как понимать разбежности между указанными нормативно-правовыми актами? На каком все же субсчете учитывать расходы на капитальный ремонт зданий учебных заведений, который не является улучшением этих зданий?
(вопрос из электронной почты редакции: bb@id.factor.ua)

Действительно, с порядком учета расходов, связанных с капитальным ремонтом, бухгалтеры еще до сих пор путаются. Возможно, львиная доля такого непонимания связана именно с тем, что требования, приведенные в таких нормативно-правовых актах, как Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 (далее НП(С)БУ 121), и Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219 (далее — Порядок № 1219), написаны немного разными языками и не содержат подробного объяснения относительно применения субсчетов бухгалтерского учета, которого, наверное, жаждут многие бухгалтеры бюджетной сферы.

Поэтому попробуем заполнить этот пробел полезной информацией и расставить все точки над «і» в этом вопросе.

Прежде всего обратимся к НП(С)БУ 121, а именно к п. 2 разд. ІІІ. В соответствии с этим пунктом расходы на содержание объекта основных средств (проведение технического надзора, технического обслуживания и ремонта), которые осуществляются для возобновления или поддержания субъектом государственного сектора будущих экономических выгод или потенциала полезности на первоначально оцененном уровне производительности объекта основных средств, признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены. При этом такой порядок учета расходов, связанных с содержанием объекта ОС, касается как текущего, так и капитального ремонта независимо от его стоимости.

Также стоит знать, что аналогичные правила учета расходов на ремонт (как капитального, так и текущего) определены в п. 4 разд. VI Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Учитывая указанные требования, запомните: независимо от вида ремонта, все расходы на его осуществление относят на фактические расходы отчетного периода, в котором они были понесены. То есть такие расходы не увеличивают первоначальную стоимость объекта ремонта (в этом случае — здания).

Теперь о том, какой субсчет применять бюджетным учреждениям для учета расходов на капитальный ремонт.

При решении этого вопроса бюджетные учреждения должны руководствоваться прежде всего именно Порядком № 1219, а не Рекомендациями по сопоставлению субсчетов бухгалтерского учета доходов и расходов с кодами бюджетной классификации, приведенными в письме Минфина от 30.12.2016 г. № 31-11420-06-5/37851 (далее — Рекомендации).

Поэтому давайте вместе внимательно просмотрим характеристику субсчета 8013 «Материальные расходы». На этом субсчете бюджетные учреждения ведут учет материальных расходов, осуществляемых в процессе основной деятельности и на выполнение программ. К таким расходам, в частности, относятся расходы на приобретение предметов, материалов, оборудования, инвентаря (кроме капитальных расходов), медикаментов и перевязочных материалов, продуктов питания, расходов на оплату услуг, полученных от сторонних предприятий, и т. п.

Как в этом случае понимать выражение «кроме капитальных расходов»? Как видим из вопроса бухгалтера, именно это выражение и запутало его при применении субсчета 8013.

На самом деле, эта формулировка субсчета 8013 связана с пояснениями, приведенными в Порядке № 1219 для субсчета 7011 «Бюджетные ассигнования».

Так, на субсчете 7011 ведется учет доходов распорядителями бюджетных средств, которые получены за счет бюджетных ассигнований на выполнение субъектом государственного сектора своих полномочий, определенных законодательством (кроме ассигнований капитального характера, учитываемых в составе целевого финансирования).

То есть Минфин имел целью этой фразой закрепить в Порядке № 1219 принцип начисления и соответствия доходов и расходов, по которому для определения финансового результата отчетного периода учреждению необходимо сопоставить доходы отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов.

С учетом этого, стоит запомнить: на расходных и доходных субсчетах не должны отражаться суммы, имеющие отношение к финансированию мероприятий целевого назначения, в частности, средствам, направляемым на приобретение необоротных активов (в том числе земли, нематериальных активов и т. п.), на строительство (приобретение), модернизацию, реконструкцию и реставрацию (в том числе жилья (помещений), других объектов), на создание государственных запасов и резервов; на приобретение финансовых инвестиций, капитальных активов и т. п.

В соответствии с Порядком № 1219 такие средства бюджетные учреждения отражают с применением счетов 13 «Капитальные инвестиции» и 54 «Целевое финансирование».

Таким образом, для учета расходов на капремонт, который не является улучшением ОС, применяют субсчет 8013. Для учета таких расходов не применяют ни счет 13 «Капитальные инвестиции», ни счет 54 «Целевое финансирование», поскольку указанные счета предназначены, в частности, для учета расходов на улучшение объектов основных средств (реконструкция, реставрация, модернизация, достройка, дооборудование), то есть в тех случаях, когда увеличивается первоначальная стоимость объекта.

Далее рассмотрим еще один момент, который вызвал определенные сомнения у читателя относительно правильности своего вывода.

Действительно, в Рекомендациях предусмотрено, что расходы, осуществленные по КЭКР 3130, соответствуют субсчету 8431 «Прочие расходы по обменным операциям». Но для того, чтобы на 100 % быть уверенным в правильности такого сопоставления, следует все же пересмотреть характеристику этого субсчета в Порядке № 1219.

Так, на субсчетах 8431 (8441) «Прочие расходы по обменным операциям» ведут учет прочих расходов государственного (местного) бюджета по обменным операциям, которые не отражены на счетах 80 — 83.

Кстати, стоит знать: этот субсчет вообще не имеет отношения к бюджетным учреждениям. Поскольку согласно Плану счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденному приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203, первая цифра балансового счета определяет класс счетов, вторая — номер синтетического счета, третья — идентификатор субъекта государственного сектора (1 — распорядители бюджетных средств; 2 — государственные целевые фонды; 3 — государственный бюджет; 4 — местные бюджеты, 5 — счета органов Казначейства), четвертая цифра — номер субсчета (кроме счетов класса 9 и класса 0).

Учитывая это, бюджетные учреждения как распорядители бюджетных средств вообще не имеют права использовать субсчет 8431.

Как же быть с требованиями Рекомендаций? Этот документ целесообразно использовать бюджетным учреждениям исключительно в качестве ориентира в своей работе, а не как четкое указание для отражения в бухгалтерском учете тех или иных расходов, осуществляемых по соответствующим КЭКР.

Кстати, в начале 2018 года об отражении расходов по капремонту Минфин предоставил ответ в Методологических разъяснениях проблемных вопросов составления и представления финансовой отчетности распорядителями бюджетных средств в соответствии с НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности» и перспективы представления клиентами Казначейства отчетности в электронном виде. Этот документ размещен на официальном веб-портале ГКСУ (www.treasury.gov.ua) в рубрике «Бухгалтерский учет и отчетность в государственном секторе» от 13.02.2018 г. Поэтому все желающие могут просмотреть этот документ самостоятельно.

Для вашего удобства приведем извлечение, а именно вопрос и ответ, касающиеся рассматриваемой ситуации:

«4. Расходы по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт» не относятся на увеличение стоимости необоротных активов и их нет в перечне расходов по целевому финансированию. Как правильно отразить эти расходы в Отчете о финансовых результатах (форма № 2-дс)?

Разделом VI «Учет ремонта и улучшение основных средств» Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2015 г. № 11, определено, что решение о характере и признаках осуществляемых субъектом государственного сектора работ, то есть, направлены ли они на повышение технико-экономических возможностей (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.) объекта, который приведет в будущем к увеличению экономических выгод, осуществляются ли они для поддержания объекта в пригодном для использования состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, принимается руководителем субъекта государственного сектора с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов. Работы по улучшению объекта основных средств (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.) осуществляются за счет капитальных расходов, предусмотренных в сметах на выполнение указанных работ.

Руководствуясь Рекомендациями по сопоставлению субсчетов бухгалтерского учета доходов и расходов с кодами бюджетной классификации, предоставленными письмом Министерства финансов Украины от 30.12.2016 г. № 31-11420-06-5/37851, расходы по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт», которые не увеличили полезную стоимость необоротного актива, отражаются в форме 2-дс как расходы по обменным операциям.

Если расходы по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт» увеличили полезную стоимость необоротного актива и принято соответствующее решение руководителем субъекта государственного сектора, то в соответствии с пунктом 1.13 Типовой корреспонденции осуществляется изъятие из дохода отчетного периода ассигнований в сумме текущих расходов, которые включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств, по субсчетам 70 «Доходы по бюджетным ассигнованиям», 7111 «Доходы от реализации продукции (работ, услуг), 7211 «Доход от реализации активов», 7311 «Финансовые доходы распорядителей бюджетных средств». Такие расходы не отражаются в форме 2-дс и относятся на субсчет 5411 «Целевое финансирование».

Учитывая все указанное, можете не сомневаться: стоимость расходов на капремонт (в частности, замену окон) следует относить на субсчет 8013.

В завершение рассмотрим на примере порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по капитальному ремонту (замена окон).

Пример. Бюджетное учреждение получило бюджетные ассигнования для осуществления расходов, связанных с капитальным ремонтом здания (замена окон). Такие работы выполнены подрядной организацией. Их стоимость — 175 тыс. грн. Стоимость выполненных работ отнесена на расходы, связанные с основной деятельностью учреждения, то есть на субсчет 8013 «Материальные расходы» согласно акту выполненных работ.

Ремонтные работы приняты на основании Акта приемки-передачи выполненных работ (услуг), согласно которому общая стоимость работ составляет 175 тыс. грн.

В бухгалтерском учете эти операции отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

№ мемориального ордера

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Получены бюджетные ассигнования для проведения капитального ремонта (замена окон)

2313

7011

2

175000

2

Отнесена стоимость выполненных работ на расходы отчетного периода

8013

6211

6

175000

3

Перечислены средства подрядной организации

6211

2313

2, 6

175000

4

Отнесены на финансовый результат отчетного периода осуществленные расходы

5511

8013

17

175000

Также добавим, что при оформлении принятия основных средств после капитального ремонта бюджетное учреждение составляет Акт приемки отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств, типовая форма которого утверждена приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818.

Акт составляют в двух экземплярах, его подписывают представитель учреждения, уполномоченного на принятие основных средств после ремонта, и представитель предприятия (организации), которое выполняло их ремонт. После утверждения первый экземпляр Акта передают в бухгалтерию учреждения, а второй экземпляр — предприятию, которое выполняло ремонтные работы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше