Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Возникла дополнительная потребность в предмете закупки: как действовать заказчику

Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
Бюджетная бухгалтерия Июль, 2018/№ 26
Печать
Детская поликлиника в 2018 году заключила договор поставки молочных продуктов для детского питания с КП «Городская молочная фабрика-кухня детского питания». Предметом договора является оплата продуктов детского питания для бесплатного питания детей до 2 лет из малообеспеченных семей, а именно согласно классификатору ДК 021-2015:
— код 15510000-6 «Молоко та вершки» на сумму 189000 грн.;
— код 15540000-5 «Сирні продукти» на сумму 167000 грн.;
— код 15550000-8 «Молочні продукти різні» на сумму 195465 грн.
То есть по каждому коду предмета закупки сумма не превышала 200000 грн., поэтому был заключен прямой договор без проведения допороговой закупки на электронной площадке и обнародованы отчеты о заключенных договорах в электронной системе Prozorro.
Согласно договору заказчик обязывается заказать необходимое количество молока, творога и кефира для льготных категорий населения (для детей от 0 до 2 лет), обслуживаемых в поликлинике. Один раз в месяц поликлиника оплачивает стоимость молока, творога и кефира, которые были выписаны детям льготных категорий населения, обслуживаемых в поликлинике.
В свою очередь, расходы на оплату бесплатного питания поликлиника осуществляет в соответствии с бюджетными ассигнованиями, запланированными в смете.
В начале 2018 года на закупку детского питания было выделено 551465 грн., но тогда поликлиника не могла предусмотреть точную потребность в количестве питания на год, которая в первом полугодии 2018 года стремительно выросла. В результате до конца июня 2018 года поликлиника почти потратила запланированную сумму средств на год (189000 грн.) по коду 15510000-6 «Молоко та вершки».
К сожалению, сейчас поликлиника не ждет дополнительного финансирования на закупку молочных продуктов по указанному коду, поскольку остаток средств по договору по другим кодам (кефир и творог) составляет 168348 грн.
КП «Городская молочная фабрика-кухня детского питания» является монополистом на рынке молочного питания для детей в Харьковской области, поэтому поликлиника фактически еще в начале года имела основания для осуществления процедуры закупки у одного участника. Но на то время увеличение потребности в закупке продуктов детского питания по коду «Молоко та вершки» не предполагалось.
Как действовать сейчас? Начинать процедуру закупки у одного участника на ожидаемую стоимость продуктов детского питания исходя из дополнительного количества? Но неизвестно, сколько средств поликлинике выделят допол- нительно до конца 2018 года, это может быть менее 200000 грн.
Есть ли какие-либо варианты? Как продолжать оплачивать продукты детского питания без нарушения требований Закона Украины «О публичных закупках»?
(Харьковская обл.)

Эта ситуация является наглядным примером того, как заказчикам следует внимательно относиться к планированию потребности в закупках и напоминанием того, что залогом эффективности закупок товаров, работ или услуг является эффективное планирование таких закупок.

К сожалению, нормативно-правовые акты по вопросам публичных закупок не содержат четких разъяснений относительно того, как именно нужно планировать публичные закупки (то есть определенного механизма/алгоритма). Например, если обратиться к Порядку определения предмета закупки, утвержденному приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454 (далее — Порядок № 454), то этот документ устанавливает лишь способы определения заказчиком предмета закупки товаров, работ и услуг в соответствии с положениями Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922).

Зато законодатель определил стоимостные пределы относительно предметов закупок для заказчиков-бюджетников: товары/услуги — 200 тыс. грн., работы — 1,5 млн грн., после достижения которых заказчик должен применить Закон № 922 и проводить соответствующие процедуры электронных публичных закупок. В случае если стоимость предмета закупки меньше вышеуказанных пределов, то заказчик имеет право либо заключить прямой договор вне пределов Prozorro, либо провести допороговую электронную закупку через Prozorro.

Как предусмотрено п. 20 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, публичная закупка — это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг в порядке, установленном этим Законом. При этом Закон № 922 применяется к закупке товаров, если ожидаемая стоимость предмета закупки для заказчика-бюджетника равняется или превышает 200 тыс. грн.

Вместе с тем в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 договор о закупке — это договор, заключаемый между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки и предусматривающий предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары.

Также стоит напомнить, что в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 предмет закупки — это товары, работы или услуги, закупаемые заказчиком в пределах единой процедуры закупки, относительно которых участникам позволяется подавать тендерные предложения или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки). Предмет закупки определяется заказчиком в порядке, установленном Уполномоченным органом.

Заметим: как для «послепороговых», так и для «допороговых» закупок предмет закупки определяют по одному и тому же механизму. В частности, механизм определения предмета закупки товаров прописан в п. 1 разд. ІІ Порядка № 454.

Так, определение предмета закупки товаров заказчик осуществляет согласно пп. 17 и 32 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 и на основе Национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749, по показателю четвертой цифры основного словаря с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги.

В то же время напомним: заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов или применения Закона № 922, что предусмотрено ч. 7 ст. 2 этого Закона. То есть заказчик должен планировать и осуществлять закупки таким образом, чтобы не избегать не только конкурентных процедур закупок, но и применения Закона № 922 в целом.

Как видно из ситуации, детская поликлиника раз в месяц оплачивает стоимость молока, творога и кефира, которые были выписаны детям льготных категорий населения, обслуживаемых в этой поликлинике. То есть фактически детская поликлиника приобретает указанные молочные продукты для детского питания исходя из необходимого количества, а также расходы на приобретение таких продуктов питания планирует в смете по общим правилам.

В настоящее время порядок обеспечения таких детей бесплатным питанием заведения здравоохранения осуществляют в соответствии с постановлением КМУ «О дополнительных социальных гарантиях для малообеспеченных семей с больными детьми и с детьми первого и второго года жизни» от 08.02.94 г. № 66 и Инструкцией о порядке бесплатного обеспечения продуктами детского питания детей первых двух лет жизни из малообеспеченных семей, утвержденной приказом МОЗ от 30.03.94 г. № 42.

Учитывая это, выходит, что бюджетное учреждение-заказчик получает право собственности на такие товары (молочные продукты), которые в дальнейшем передает бесплатно детям от 0 до 2 лет из малообеспеченных семей.

По этому поводу стоит добавить, что заказчики при закупке молочных продуктов для бесплатного детского питания часто в договорах, среди прочего, указывают, что осуществляют именно возмещение стоимости указанных продуктов.

В действительности же в этих ситуациях заказчики фактически тратят бюджетные средства именно для приобретения молочных продуктов (например, молока, творога и кефира), которые были выписаны поликлиникой детям льготных категорий, и осуществляют заключение договоров закупки с КП «Городская молочная фабрика-кухня детского питания». Что касается оплаты стоимости молочных продуктов, то такие расходы поликлиника осуществляет после получения таких продуктов от поставщика за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в смете. Именно в этом и заключается возмещение стоимости указанных молочных продуктов для льготных категорий, а не что-либо другое.

Учитывая указанное, в этом случае заказчику необходимо применять Закон № 922 в зависимости от потребности и ожидаемой стоимости предмета закупки. Стоит обратить внимание на то, что в этом случае предмет закупки определяется для каждого отдельного вида молочных продуктов, а потому проведение взаимозачета одного молочного продукта за счет остатка продуктов по другому коду, указанному в договоре, будет трактоваться как нарушение Закона № 922. В этой ситуации как ни крути, а у заказчика (детской поликлиники) возникает потребность в дополнительной закупке.

Поэтому если, например, потребность в таком предмете закупки, как молоко, равняется или превышает 200 тыс. грн., то заказчику следует провести соответствующую процедуру публичной закупки через электронную систему закупок Prozorro.

При этом в случае наличия оснований для применения переговорной процедуры закупки заказчик может выбрать такой вид процедуры закупки. В то же время не забываем, что переговорную процедуру применяют как исключение, а потому должно быть обязательно документальное подтверждение наличия оснований для применения этой неконкурентной процедуры закупки.

Если дополнительная потребность в закупке молока не превышает 200 тыс. грн., то заказчик действует так, как работал в начале года, а именно: заключает прямой договор с КП «Городская молочная фабрика-кухня детского питания» исходя из суммы выделенных дополнительных бюджетных ассигнований. Почему именно на такую сумму? Это объясняется тем, что заказчики-бюджетники согласно ст. 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI не могут брать бюджетные обязательства сверх утвержденных бюджетных ассигнований. При этом в таком случае предмет договора будет состоять лишь из одного кода продуктов молочных для детского питания — 15510000-6 «Молоко та вершки».

Теги закупка
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше