В соответствии со статьями 7, 15, 33 и 56 Закона Украины «О Национальном банке Украины», во исполнение требований статьи 1087 Гражданского кодекса Украины и с целью усовершенствования порядка ведения субъектами хозяйствования кассовых операций в национальной валюте в Украине Правление Национального банка Украины постановляет:
1. Внести в постановление Правления Национального банка Украины от 29 декабря 2017 года № 148 «Об утверждении Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине» такие изменения:
1) пункт 1 после слов «в Украине» дополнить словами «(далее — Положение о ведении кассовых операций)»;
2) после пункта 1 дополнить постановление двумя новыми пунктами 11 и 12 такого содержания:
«11. Субъекты хозяйствования имеют право до 30 июня 2018 года (включительно) использовать в своей деятельности формы ведомости на выплату денег, приходного кассового ордера, расходного кассового ордера, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета выданных и принятых старшим кассиром наличых и акта о результатах инвентаризации имеющихся средств, установленные Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 15 декабря 2004 года № 637, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13 января 2005 года под № 40/10320 (с изменениями).
12. Субъектам хозяйствования до 30 июня 2018 года (включительно):
1) разработать и утвердить порядок оприходования наличности в кассе и порядок расчета лимита кассы с учетом норм Положения о ведении кассовых операций;
2) пользоваться лимитами кассы, установленными и утвержденными до вступления в силу этого постановления».
2. Утвердить Изменения к Положению о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденному постановлением Правления Национального банка Украины от 29 декабря 2017 года № 148 (прилагаются).
3. Департаменту денежного обращения (Зайвенко В. П.) после официального опубликования довести до сведения банков Украины, а банкам — до сведения их клиентов информацию о принятии этого постановления.
4. Контроль за выполнением этого постановления возложить на Председателя Национального банка Украины Смолия Я. В.
5. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
Председатель Я. Смолий
Утверждены постановлением Правления Национального банка Украины от 24.05.2018 г. № 54
Изменения к Положению о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине
1. В пункте 3 раздела I:
1) подпункты 13, 14 после слова «расходов» дополнить словами « / книга учета доходов» в соответствующих падежах и числах;
2) подпункт 18 изложить в такой редакции:
«18) оприходование наличности — проведение субъектами хозяйствования учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге / книге учета доходов и расходов / книге учета доходов / фискальном отчетном чеке / расчетной квитанции;».
2. В разделе II:
1) пункты 7, 11 изложить в такой редакции:
«7. Физические лица имеют право осуществлять расчеты наличными:
1) с субъектами хозяйствования в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам — в размере до 50000 (пятидесяти тысяч) гривен включительно.
Платежи на сумму, превышающую 50000 гривен, проводятся через банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством Украины порядке получили лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счета, путем перевода средств с текущего счета на текущий счет или внесения средств в банк или небанковское финансовое учреждение для дальнейшего их перевода на текущие счета в банке;
2) между собой по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению, в размере до 50000 (пятидесяти тысяч) гривен включительно.
Платежи на сумму, превышающую 50000 гривен, осуществляются путем перевода средств с текущего счета на текущий счет или внесения и/или перевода средств на текущие счета (в том числе на депозит нотариуса на отдельный текущий счет в национальной валюте).»;
«11. Наличность, поступающая в кассы, приходуется в день получения наличности в полной сумме.
Оприходованием наличности в кассах учреждений/предприятий и их обособленных подразделений, которые проводят наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров.
Оприходованием наличности в кассах физических лиц — предпринимателей, которые проводят наличные расчеты с оформлением их товарными чеками (квитанциями) и ведением книги учета доходов и расходов (или книги учета доходов), является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в книге учета доходов и расходов (или книге учета доходов) на основании товарных чеков (квитанций).
Оприходованием наличности в кассах обособленных подразделений учреждений/предприятий, а также в кассах физических лиц — предпринимателей, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и/или КУРО без ведения кассовой книги, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений на основании данных расчетных документов путем формирования и печати фискальных отчетных чеков и их подклеивания к соответствующим страницам КУРО / занесения данных расчетных квитанций в КУРО.
Субъекты хозяйствования, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и/или КУРО, используют КУРО для:
1) подклеивания и хранения фискальных отчетных чеков на соответствующих страницах КУРО;
2) осуществления операций с расчетными квитанциями в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии;
3) учета ремонтов, работ по техническому обслуживанию, проверок конструкций и программного обеспечения РРО.»;
2) в абзаце втором пункта 15 слова «Предприятие осуществляет» заменить словами «Предприятие имеет право осуществлять»;
3) в абзаце первом пункта 19 слова «субъектам хозяйствования» заменить словами «субъектами хозяйствования подотчетным лицам».
3. В пункте 29 раздела III:
1) абзац третий изложить в такой редакции:
«Документом, свидетельствующим о сдаче выручки в банк и являющимся подтверждением оприходования наличности в кассе субъектов хозяйствования, является:»;
2) подпункт 3 изложить в такой редакции:
«3) экземпляр сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличными), заверенный подписью и оттиском печати инкассатора-сборщика;».
4. Абзац второй пункта 44 раздела IV после слов «на основании заключенной» дополнить словами «между учреждениями/предприятиями».
5. Пункт 52 раздела V изложить в такой редакции:
«52. Государственная казначейская служба Украины и распорядители и получатели бюджетных средств, обслуживающиеся в органах Государственной казначейской службы Украины, самостоятельно определяют порядок установления лимита кассы. Сроки сдачи наличных из касс Государственной казначейской службы Украины и распорядителей и получателей бюджетных средств, обслуживающихся в органах Государственной казначейской службы Украины, устанавливаются в соответствии с требованиями пункта 48 раздела V этого Положения».
Комментарий редакции
Изменения в Положение о ведении кассовых операций: не только заждались, а даже уже и не надеялись
Уже полгода, а именно с 05.01.2018 г., бюджетные учреждения, которые имеют дело с наличностью, руководствуются Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148 (далее — Положение № 148). О важнейших изменениях относительно ведения кассовых операций для бюджетных учреждений мы рассказывали в материале «Кассовые операции: что интересного в новом Положении» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 6).
Уже тогда мы акцентировали внимание на самом интересном вопросе: с какой даты применять новые формы кассовых документов.
Поскольку в первоначальной редакции Положения № 148 отсутствовали какие-либо переходные нормы, которые позволяли бы оформлять кассовые операции на старых бланках до полного их использования, мы советовали применять новые бланки с 05.01.2018 г.
Также мы отмечали, что в конце января НБУ на своем сайте (https://bank.gov.ua) разместил уведомление о том, что Нацбанк предлагает предоставить возможность субъектам хозяйствования в течение шести месяцев привести свою деятельность по использованию форм первичного учета кассовых операций в соответствие с требованиями Положения № 148.
Но сидеть и ждать, пока такие изменения будут внесены в Положение № 148, вряд ли было безопасно. Тем более фискалы начали активно отвечать на разные вопросы о применении Положения № 148, с которыми можно ознакомиться на Общедоступном информационно-справочном Ресурсе «ЗІР» по адресу http://zir.sfs.gov.ua.
Например, вот на такой вопрос: «имеют ли право субъекты хозяйствования использовать кассовые документы, формы которых не утверждены постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148?» — ответ был следующий: «начиная с 05.01.2018 г. субъекты хозяйствования должны использовать для оформления кассовых операций кассовые документы, соответствующие требованиям типовых форм, утвержденных Положением № 148».
Прошло полгода, и наконец Нацбанк утвердил изменения, о которых как раз и указывал еще в начале 2018 года. Итак, комментируемые изменения внесены постановлением Правления НБУ «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» от 24.05.2018 г. № 54 (далее — постановление № 54) и вступили в силу с 01.06.2018 г. Рассмотрим, какие вопросы урегулированы указанным постановлением.
Во-первых, для всех субъектов хозяйствования предусмотрен переходный адаптационный период (включительно до 30.06.2018 г.), в течение которого:
1) можно использовать в своей деятельности кассовые документы, а именно:
— ведомость на выплату денег;
— приходный кассовый ордер;
— расходный кассовый ордер;
— журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
— кассовую книгу;
— книгу учета выданных и принятых старшим кассиром наличных;
— акт о результатах инвентаризации имеющихся средств,
формы которых утверждены Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637;
2) следует разработать и утвердить порядок оприходования наличности в кассе и порядок расчета лимита кассы. Конечно, это требование касается тех бюджетных учреждений, которые еще не утвердили указанные документы.
Во-вторых, откорректированы нормы Положения № 148, касающиеся особенностей оприходования наличности в кассах субъектов хозяйствования.
Так, обновлено понятие «оприходование наличности». Предлагаем посмотреть, как оно выглядело раньше и теперь:
Первоначальная редакция Положения № 148 | Измененная редакция Положения № 148 |
оприходование наличности — проведение субъектами хозяйствования учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге / книге учета доходов и расходов | оприходование наличности — проведение субъектами хозяйствования учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге / книге учета доходов и расходов / книге учета доходов / фискальном отчетном чеке / расчетной квитанции |
Как видим, в настоящее время в Положении № 148 речь идет об оприходовании наличности не только в кассовой книге, но и в других документах, свидетельствующих о движении наличности.
В связи с этим п. 11 Положения № 148, касающийся порядка оприходования наличности, изложен в новой редакции, а именно определено, что:
1) оприходованием наличности в кассах учреждений/предприятий и их обособленных подразделений, проводящих наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров;
2) оприходованием наличности в кассах физических лиц — предпринимателей, которые проводят наличные расчеты с оформлением их товарными чеками (квитанциями) и ведением книги учета доходов и расходов (или книги учета доходов), является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в книге учета доходов и расходов (или книге учета доходов) на основании товарных чеков (квитанций);
3) оприходованием наличности в кассах обособленных подразделений учреждений/предприятий, а также в кассах физических лиц — предпринимателей, которые проводят наличные расчеты с применением регистраторов расчетных операций (далее — РРО) и/или книги учета расчетных операций (далее — КУРО) без ведения кассовой книги, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений на основании данных расчетных документов путем формирования и печати фискальных отчетных чеков и их подклеивания к соответствующим страницам КУРО / занесения данных расчетных квитанций в КУРО.
В-третьих, в Положении № 148 определено, для чего именно субъекты хозяйствования, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и/или КУРО, используют КУРО, а именно для:
1) подклеивания и хранения фискальных отчетных чеков на соответствующих страницах КУРО;
2) осуществления операций с расчетными квитанциями в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии;
3) учета ремонтов, работ по техническому обслуживанию, проверок конструкций и программного обеспечения РРО.
В-четвертых, уточнен перечень документов, свидетельствующих о сдаче выручки в банк и являющихся подтверждением оприходования наличности в кассе субъектов хозяйствования. Как указано в п. 29 разд. III Положения № 148, такими документами являются:
1) квитанция к приходному документу банка на внесение наличности, подписанная ответственными лицами банка и заверенная оттиском печати банка;
2) квитанция/чек банкомата или программно-технического комплекса самообслуживания;
3) экземпляр сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличными), заверенный подписью и оттиском печати инкассатора-сборщика;
4) чек платежного терминала в случае проведения инкассации средств в режиме реального времени с использованием платежных терминалов.
В-пятых, обновлена редакция п. 52 Положения № 148, который касается порядка установления лимита кассы распорядителями бюджетных средств. По сути, эта норма приведена в соответствие с ранее действующими правилами установления лимита кассы бюджетными учреждениями. Как и раньше, бюджетные учреждения самостоятельно определяют порядок установления лимита кассы.
Но помните, что бюджетные учреждения, которые имеют дело с наличностью, должны:
— самостоятельно разработать порядок расчета лимита кассы учреждения на основании Положения № 148 с учетом особенностей своей работы и утвердить внутренним документом (приказом, распоряжением);
— утвердить соответствующим внутренним документом (приказом, распоряжением) размер лимита кассы, рассчитанный на основании порядка расчета лимита;
— разработать и утвердить внутренним документом порядок оприходования наличности;
— при определении сроков сдачи наличности, которая поступила в кассу бюджетного учреждения, руководствоваться требованиями, указанными в п. 48 Положения № 148.
Также помните: если учреждение не утвердило лимит кассы (независимо от причин такого неустановления), то он считается нулевым. В таком случае вся наличность, которая находится в кассе учреждения на конец рабочего дня и не сдана в банк, считается сверхлимитной.
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик