Начнем с того, что Коммунальное учреждение охраны здоровья «Центр первичной медико-санитарной помощи» (КУОЗ «ЦПМСП», центр) является бюджетным учреждением и в вашем случае создан и финансируется городским советом. Кроме финансирования из местного бюджета, центр получает средства медицинской субвенции в соответствии с постановлением КМУ «Некоторые вопросы предоставления медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам» от 23.01.2015 г. № 11.
Согласно п. 3 этого постановления субвенция направляется на оплату текущих расходов заведений здравоохранения и программ в сфере здравоохранения, определенных в ст. 1034 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).
В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 1034 БКУ медицинская субвенция направляется на оплату текущих расходов, кроме расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей.
Теперь напомним, кто такие распорядители и получатели бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств — это бюджетное учреждение в лице его руководителя, уполномоченное на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств, долгосрочных обязательств по энергосервису и осуществление расходов бюджета.
Получатель бюджетных средств — это субъект хозяйствования, общественная или другая организация, которая не имеет статуса бюджетного учреждения, уполномочена распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и получает на их выполнение средства бюджета.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 БКУ главными распорядителями по бюджетным назначениям, определенным решениями о местных бюджетах, могут быть исключительно:
— местные государственные администрации;
— исполнительные органы и аппараты местных советов (секретариат Киевского городского совета);
— структурные подразделения местных государственных администраций, исполнительных органов местных советов в лице их руководителей.
Поэтому в вашем случае городской совет (исполнительный комитет) является главным распорядителем средств местного бюджета, а КУОЗ «ЦПМСП» является распорядителем бюджетных средств нижестоящего уровня.
Такой распорядитель должен находиться в сети главного распорядителя.
Основные требования к формированию сети распорядителей средств местных бюджетов определены Порядком казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденным приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938 (ср. ).
Согласно п. 4 этого Порядка главные распорядители до начала бюджетного периода определяют сеть распорядителей нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств, которые согласно решению (проекту решения) о соответствующем местном бюджете уполномочены на выполнение программ и мероприятий, проводимых за счет средств бюджета, с обязательным указанием их статуса (распорядитель бюджетных средств или получатель бюджетных средств) и органа Казначейства, в котором они обслуживаются.
Юридическое лицо, которое включается в сеть, не может одновременно иметь статус распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств.
Распорядители нижестоящего уровня (получатели бюджетных средств) включаются в сеть главных распорядителей или распорядителей нижестоящего уровня, если они получают ассигнования непосредственно от них. В вашем случае это именно так.
При этом распорядитель нижестоящего уровня не может быть включен одновременно в сеть нескольких главных распорядителей одного местного бюджета.
Также распорядитель бюджетных средств не может быть включен одновременно в сеть распорядителей бюджетных средств разных местных бюджетов.
Теперь о подчиненности и контроле за деятельностью распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня.
В уставе КУОЗ «ЦПМСП» должно быть четко указано, кем этот центр создан и кому он, соответственно, подчиняется.
Согласно п. 7 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, распорядитель бюджетных средств нижестоящего уровня — это распорядитель, который в своей деятельности подчинен соответствующему главному распорядителю и (или) деятельность которого координируется через него.
Для правильной и своевременной организации работы, связанной с составлением проектов смет, главные распорядители, руководствуясь соответствующими указаниями Минфина, местных финорганов о составлении проектов соответствующих бюджетов на следующий год:
— устанавливают для распорядителей нижестоящего уровня предельные объемы расходов бюджета и/или предоставления кредитов из бюджета из общего фонда бюджета, срок представления проектов смет и дают указания об их составлении;
— разрабатывают и сообщают распорядителям нижестоящего уровня другие показатели, которых они должны придерживаться в соответствии с законодательством и которые необходимы для правильного определения расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета в проектах смет;
— обеспечивают составление проектов смет на бюджетные программы (функции), выполняемые непосредственно главными распорядителями (п. 11 Порядка № 228).
Также согласно п. 12 Порядка № 228 главные распорядители рассматривают показатели проектов смет распорядителей нижестоящего уровня относительно законности и правильности расчетов, целесообразности запланированных расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета, правильности их распределения в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета или классификации кредитования бюджета, полноты поступления доходов или возвращения кредитов, соблюдения действующих ставок (должностных окладов), норм, цен, лимитов, а также другими показателями в соответствии с законодательством и составляют проекты сводных смет.
Кроме того, давайте рассмотрим функции и права главных распорядителей бюджетных средств в соответствии с нормами БКУ.
Так, в соответствии с ч. 5 ст. 22 БКУ главный распорядитель бюджетных средств:
1) разрабатывает планы деятельности на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода (включая мероприятия по реализации инвестиционных проектов);
2) организует и обеспечивает на основании плана деятельности и индикативных прогнозных показателей бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода составление проекта сметы и бюджетного запроса и подает их местному финоргану;
3) получает бюджетные назначения путем их утверждения в решении о местном бюджете; принимает решение по делегированию полномочий на выполнение бюджетной программы распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня и/или получателями бюджетных средств, распределяет и доводит до них в установленном порядке объемы бюджетных ассигнований;
4) утверждает сметы распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня (планы использования бюджетных средств получателей бюджетных средств), если иное не предусмотрено законодательством;
5) разрабатывает проекты порядков использования средств государственного бюджета по бюджетным программам, предусмотренными ч. 7 ст. 20 БКУ;
6) разрабатывает и утверждает паспорта бюджетных программ и составляет отчеты об их выполнении, осуществляет анализ показателей выполнения бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе);
7) осуществляет управление бюджетными средствами в рамках установленных ему бюджетных полномочий и оценку эффективности бюджетных программ, обеспечивая эффективное, результативное и целевое использование бюджетных средств, организацию и координацию работы распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств в бюджетном процессе;
8) осуществляет контроль за своевременным возвратом в полном объеме в бюджет средств, предоставленных по операциям по кредитованию бюджета, а также кредитов (займов), полученных государством (АР Крым или территориальной громадой города), и средств, предоставленных под государственные (местные) гарантии;
9) осуществляет внутренний контроль за полнотой поступлений, взятием бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня и получателями бюджетных средств и расходованием ими бюджетных средств;
10) обеспечивает организацию и ведение бухгалтерского учета, составление и подачу финансовой и бюджетной отчетности в порядке, установленном законодательством;
11) обеспечивает доступность информации о бюджете в соответствии с законодательством и БКУ.
Итак, учитывая все вышеуказанное, сделаем вывод: вы как главный распорядитель средств местного бюджета имеете полное право координировать и контролировать деятельность распорядителя средств нижестоящего уровня, который находится в вашей сети, — КУОЗ «ЦПМСП».