Темы статей
Выбрать темы

Статус КУОЗ и контроль за его деятельностью

Станкус Татьяна, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Мы — исполнительный комитет. В структуре городского совета есть КУОЗ «ЦПМСП». Этот центр частично финансируется за счет средств медицинской субвенции из государственного бюджета, частично — за счет средств местного бюджета. В этом случае КУОЗ «ЦПМСП» является получателем бюджетных средств или распорядителем нижестоящего уровня? Является ли центр нашей подчиненной организацией? Можем ли мы проверять их бухгалтерский учет, правильность составления сметы, контролировать их заявки на финансирование и т. п.?

Начнем с того, что Коммунальное учреждение охраны здоровья «Центр первичной медико-санитарной помощи» (КУОЗ «ЦПМСП», центр) является бюджетным учреждением и в вашем случае создан и финансируется городским советом. Кроме финансирования из местного бюджета, центр получает средства медицинской субвенции в соответствии с постановлением КМУ «Некоторые вопросы предоставления медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам» от 23.01.2015 г. № 11.

Согласно п. 3 этого постановления субвенция направляется на оплату текущих расходов заведений здравоохранения и программ в сфере здравоохранения, определенных в ст. 1034 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).

В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 1034 БКУ медицинская субвенция направляется на оплату текущих расходов, кроме расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

Теперь напомним, кто такие распорядители и получатели бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — это бюджетное учреждение в лице его руководителя, уполномоченное на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств, долгосрочных обязательств по энергосервису и осуществление расходов бюджета.

Получатель бюджетных средств — это субъект хозяйствования, общественная или другая организация, которая не имеет статуса бюджетного учреждения, уполномочена распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и получает на их выполнение средства бюджета.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 БКУ главными распорядителями по бюджетным назначениям, определенным решениями о местных бюджетах, могут быть исключительно:

— местные государственные администрации;

исполнительные органы и аппараты местных советов (секретариат Киевского городского совета);

— структурные подразделения местных государственных администраций, исполнительных органов местных советов в лице их руководителей.

Поэтому в вашем случае городской совет (исполнительный комитет) является главным распорядителем средств местного бюджета, а КУОЗ «ЦПМСП» является распорядителем бюджетных средств нижестоящего уровня.

Такой распорядитель должен находиться в сети главного распорядителя.

Основные требования к формированию сети распорядителей средств местных бюджетов определены Порядком казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденным приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938 (ср. ).

Согласно п. 4 этого Порядка главные распорядители до начала бюджетного периода определяют сеть распорядителей нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств, которые согласно решению (проекту решения) о соответствующем местном бюджете уполномочены на выполнение программ и мероприятий, проводимых за счет средств бюджета, с обязательным указанием их статуса (распорядитель бюджетных средств или получатель бюджетных средств) и органа Казначейства, в котором они обслуживаются.

Юридическое лицо, которое включается в сеть, не может одновременно иметь статус распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств.

Распорядители нижестоящего уровня (получатели бюджетных средств) включаются в сеть главных распорядителей или распорядителей нижестоящего уровня, если они получают ассигнования непосредственно от них. В вашем случае это именно так.

При этом распорядитель нижестоящего уровня не может быть включен одновременно в сеть нескольких главных распорядителей одного местного бюджета.

Также распорядитель бюджетных средств не может быть включен одновременно в сеть распорядителей бюджетных средств разных местных бюджетов.

Теперь о подчиненности и контроле за деятельностью распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня.

В уставе КУОЗ «ЦПМСП» должно быть четко указано, кем этот центр создан и кому он, соответственно, подчиняется.

Согласно п. 7 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, распорядитель бюджетных средств нижестоящего уровня — это распорядитель, который в своей деятельности подчинен соответствующему главному распорядителю и (или) деятельность которого координируется через него.

Для правильной и своевременной организации работы, связанной с составлением проектов смет, главные распорядители, руководствуясь соответствующими указаниями Минфина, местных финорганов о составлении проектов соответствующих бюджетов на следующий год:

— устанавливают для распорядителей нижестоящего уровня предельные объемы расходов бюджета и/или предоставления кредитов из бюджета из общего фонда бюджета, срок представления проектов смет и дают указания об их составлении;

— разрабатывают и сообщают распорядителям нижестоящего уровня другие показатели, которых они должны придерживаться в соответствии с законодательством и которые необходимы для правильного определения расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета в проектах смет;

— обеспечивают составление проектов смет на бюджетные программы (функции), выполняемые непосредственно главными распорядителями (п. 11 Порядка № 228).

Также согласно п. 12 Порядка № 228 главные распорядители рассматривают показатели проектов смет распорядителей нижестоящего уровня относительно законности и правильности расчетов, целесообразности запланированных расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета, правильности их распределения в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета или классификации кредитования бюджета, полноты поступления доходов или возвращения кредитов, соблюдения действующих ставок (должностных окладов), норм, цен, лимитов, а также другими показателями в соответствии с законодательством и составляют проекты сводных смет.

Кроме того, давайте рассмотрим функции и права главных распорядителей бюджетных средств в соответствии с нормами БКУ.

Так, в соответствии с ч. 5 ст. 22 БКУ главный распорядитель бюджетных средств:

1) разрабатывает планы деятельности на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода (включая мероприятия по реализации инвестиционных проектов);

2) организует и обеспечивает на основании плана деятельности и индикативных прогнозных показателей бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода составление проекта сметы и бюджетного запроса и подает их местному финоргану;

3) получает бюджетные назначения путем их утверждения в решении о местном бюджете; принимает решение по делегированию полномочий на выполнение бюджетной программы распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня и/или получателями бюджетных средств, распределяет и доводит до них в установленном порядке объемы бюджетных ассигнований;

4) утверждает сметы распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня (планы использования бюджетных средств получателей бюджетных средств), если иное не предусмотрено законодательством;

5) разрабатывает проекты порядков использования средств государственного бюджета по бюджетным программам, предусмотренными ч. 7 ст. 20 БКУ;

6) разрабатывает и утверждает паспорта бюджетных программ и составляет отчеты об их выполнении, осуществляет анализ показателей выполнения бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе);

7) осуществляет управление бюджетными средствами в рамках установленных ему бюджетных полномочий и оценку эффективности бюджетных программ, обеспечивая эффективное, результативное и целевое использование бюджетных средств, организацию и координацию работы распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств в бюджетном процессе;

8) осуществляет контроль за своевременным возвратом в полном объеме в бюджет средств, предоставленных по операциям по кредитованию бюджета, а также кредитов (займов), полученных государством (АР Крым или территориальной громадой города), и средств, предоставленных под государственные (местные) гарантии;

9) осуществляет внутренний контроль за полнотой поступлений, взятием бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня и получателями бюджетных средств и расходованием ими бюджетных средств;

10) обеспечивает организацию и ведение бухгалтерского учета, составление и подачу финансовой и бюджетной отчетности в порядке, установленном законодательством;

11) обеспечивает доступность информации о бюджете в соответствии с законодательством и БКУ.

Итак, учитывая все вышеуказанное, сделаем вывод: вы как главный распорядитель средств местного бюджета имеете полное право координировать и контролировать деятельность распорядителя средств нижестоящего уровня, который находится в вашей сети, — КУОЗ «ЦПМСП».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше