Темы статей
Выбрать темы

Обустройство здания пандусом: планируем расходы и отражаем в учете

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Управление образования получило средства из местного бюджета для проведения работ по обустройству пандуса и входной группы здания учебного заведения. Указанные расходы запланированы программой «Безбарьерная среда» в общеобразовательных учебных заведениях и осуществлены по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт прочих объектов». Все работы выполнены подрядной организацией. Стоимость работ подтверждена Справкой о стоимости выполненных строительных работ и расходах (форма № КБ-3). После выполнения работ оформлен Акт приемки выполненных строительных работ (форма № КБ-2в).
Помогите, пожалуйста, бухгалтерии управления образования, которая является балансодержателем такого здания, найти ответы на следующие вопросы:
1. Поскольку обустройство пандуса в здании привело к расширению существующих возможностей здания, изменению его геометрических форм и технических характеристик, то как рассматривать указанные работы: как дооборудование здания или капитальный ремонт?
2. Нужно ли увеличивать первоначальную стоимость здания на сумму таких работ?
3. Можно ли такие работы отнести к капитальному ремонту, но при этом увеличить стоимость здания учебного заведения?

На самом деле все эти вопросы связаны между собой. Но для того чтобы с ними разобраться, стоит прежде всего выяснить, как классифицировать обустройство зданий пандусами и какие работы в связи с этим выполняют.

Обустройство зданий пандусами — это одно из мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам жилищного и общественного назначения. Вообще пандус выглядит как наклонная пологая плоскость, которая обустраивается для подъема (входа и въезда) в дом или сооружение.

Дооборудование пандусами для обеспечения беспрепятственного передвижения лицами с ограниченными физическими возможностями предусматривают возле зданий органов государственной власти и органов местного самоуправления, объектов социально-бытового назначения, культурно-зрелищных учреждений и т. п.

Прежде всего такие мероприятия планируют на местном уровне согласно Программам обеспечения беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам жилищного и общественного назначения. Для этого органы местного самоуправления утверждают соответствующие программы (например, в г. Киеве действует программа «Безбарьерная среда») и, среди прочего, утверждают план мероприятий по выполнению таких программ.

Стоит знать: основным нормативным документом, устанавливающим требования по обеспечению беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям, являются государственные строительные нормы ДБН В.2.2-17:2006 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». С учетом положений указанного нормативного документа введены в действие новые государственные строительные нормы, в частности ДБН В.2.2-9-2009 «Общественные здания. Основные положения» и другие государственные строительные нормы.

Учитывая это, руководствуясь Планом мероприятий по выполнению программ для обеспечения беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями и требованиями государственных строительных норм, распорядители бюджетных средств планируют расходы на финансирование таких мероприятий в сметах.

Конечно, для реализации каждого из запланированных мероприятий перечень и объемы работ будут отличаться. От чего это зависит? В этом вопросе все зависит от сути работ, которые запланировано выполнить на том или ином объекте.

Например, для того чтобы обустроить пандус для инвалидов и заменить входные двери в здании, планируют выполнение, в частности, таких работ:

— демонтаж дверных блоков во внешних проемах каменных стен;

— разборка каменной кладки простых стен из кирпича;

— установка металлических дверных блоков в наружных и внутренних проемах каменных стен;

— заделка щелей монтажной пеной;

— оштукатуривание плоских поверхностей оконных и дверных откосов по бетону и камню;

— устройство подстилочного слоя щебеночного;

— укладка бетона;

— армирование стяжки проволочной сеткой;

— сборка и разборка блочной опалубки стен;

— установка перил для инвалидов из нержавеющей стали и тому подобное.

Но в другом случае, в зависимости от объема запланированных работ, перечень будет другим.

Как правило, наименование и перечень работ указывают в дефектном акте или техническом задании. А общую стоимость выполнения работ формируют на основании сводного сметного расчета. При этом все необходимые документы приводятся в приложениях к договору на выполнение работ, заключенному с подрядной организацией.

Также имейте в виду: все виды ремонтно-строительных работ, кроме текущего ремонта, требуют наличия проектно-сметной документации. Проектно-сметную документацию заказчик принимает на основании Акта о приемке проектно-изыскательской, научно-технической продукции, который является основанием для оплаты выполненной работы.

Далее определим, к какому виду работ относят обустройство зданий пандусами. Кстати, в этом материале мы сделаем акцент на мероприятиях по обустройству пандусами подобных объектов, поскольку именно об этом спрашивал читатель, и рассмотрим порядок отражения таких операций в бухучете.

Реконструкция или капремонт: как разграничить

В зависимости от объема и номенклатуры запланированных работ, их можно рассматривать как капитальный ремонт или как реконструкцию здания. В чем заключается разница между такими работами?

Для этого рассмотрим такие понятия, как «капитальный ремонт» и «реконструкция», которые приведены в ДБН А.2.2-3-2014.

В соответствии с п. 3.7 этого ДБН капитальный ремонт — это совокупность работ на объекте строительства, введенном в эксплуатацию в установленном порядке, без изменения его геометрических размеров и функционального назначения, которые предусматривают вмешательство в несущие и ограждающие системы, при замене или восстановлении конструкций или инженерных систем и оборудования, в связи с их физическим износом и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также благоустройство территории.

В свою очередь, к реконструкции относят перестройку введенного в эксплуатацию в установленном порядке объекта строительства, которая предусматривает изменение его геометрических размеров и/или функционального назначения, в результате чего происходит изменение основных технико-экономических показателей (количество продукции, мощность и т. п.), обеспечивает усовершенствование производства, повышение его технико-экономического уровня и качества изготавливаемой продукции, улучшение условий эксплуатации и качества услуг.

Как видим, одним из определяющих признаков отнесения работ к реконструкции является то, что при таких работах изменяются геометрические размеры и функциональное назначение объекта. Также после выполнения таких работ улучшаются условия эксплуатации.

В свое время о правильном разграничении работ, которые выполняют при реконструкции и капитальном ремонте, разъясняло Минрегионразвития в письме от 08.08.2012 г. № 7/17-12928.

Так, если такие работы не предусматривают перестройки введенных в эксплуатацию объектов строительства, изменение их функционального назначения или геометрических размеров, тогда такие работы могут быть классифицированы как капитальный ремонт.

В случае, когда планируется изменение геометрических параметров объекта, такие работы следует квалифицировать как реконструкцию. Особенно это касается увеличения геометрических размеров объекта в плане, поскольку это может влиять на прилегающие территории и объекты.

Учитывая изложенное, исходя из терминологических определений и с учетом характера работ, которые планируется выполнять, заказчик вместе с проектной организацией определяют вид работ. Полный перечень работ, выполняемых при обустройстве здания пандусом, указывают в проектно-сметной документации, которую составляют в соответствии с ДБН А.2.2-3-2014.

В этой и подобных ситуациях стоит знать: в любом случае окончательно решить суть запланированных работ должен руководитель учреждения. Поскольку именно он решает, направлены ли работы на улучшение условий эксплуатации объекта или только рассматриваются как поддержание его в рабочем состоянии. Этот момент четко определен в п. 2 разд. VI Методрекомендаций. Конечно, принятие такого решения — очень ответственный момент, поскольку от этого зависят правильность выбора КЭКР для осуществления таких расходов и порядок отражения операций в бухгалтерском учете.

По этому поводу только добавим, что в нашей ситуации именно улучшение условий эксплуатации и изменение геометрических размеров и основных технико-эксплуатационных показателей имеют место при проведении работ по обустройству пандуса около здания и входной группы. Поэтому считаем, что такие работы целесообразно квалифицировать все же как реконструкцию здания.

Определяем КЭКР

После того как окончательно принято решение о сути запланированных работ, самое время правильно определить КЭКР.

Так, если решено, что работы по обустройству здания пандусом связаны с улучшением условий эксплуатации и изменением основных технико-эксплуатационных показателей и геометрических размеров здания, расходы планируют по КЭКР 3142 «Реконструкция и реставрация прочих объектов».

Добавим, что по этому же КЭКР учреждение также планирует расходы на изготовление проектно-сметной документации и выполнение сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ.

Теперь перейдем к бухгалтерскому учету таких операций.

Бухучет

Правила отражения в учете расходов на улучшение объектов основных средств (далее — ОС) определены в п. 1 разд. ІІІ НП(С)БУ 121 и в п. 3 разд. VI Методрекомендаций.

При этом примерами улучшения ОС могут быть такие:

1) модификация, модернизация объекта основных средств с целью продления срока его полезной эксплуатации или увеличения его производственной мощности;

2) замена отдельных частей оборудования для повышения качества работ, услуг;

3) внедрение более эффективного технологического процесса, который даст возможность уменьшить расходы;

4) достройка (надстройка) здания, которая увеличит количество мест (площадь) здания, объемы и/или качество производимых работ (услуг) или условия их выполнения.

Учитывая вышеприведенные примеры, вполне очевидно, что обустройство здания пандусом как раз и является разновидностью достройки здания. Поэтому для учета таких расходов учреждение руководствуется следующими правилами.

Во-первых, расходы на обустройство здания пандусом управление образования относит на увеличение первоначальной стоимости здания. Это связано с тем, что расходы на улучшение объекта основных средств (реконструкцию (реставрацию), модернизацию, достройку, дооборудование) увеличивают первоначальную стоимость таких объектов. Это четко определено в вышеуказанных нормах НП(С)БУ 121 и Методрекомендаций.

Имейте в виду: увеличение первоначальной стоимости здания учреждения осуществляют только тогда, когда такие работы классифицируют как достройка, реконструкция или же как другой вид улучшения здания. Но это правило никоим образом не касается работ, которые признаны капитальным ремонтом.

Во-вторых, расходы на улучшение объектов ОС с начала и до завершения указанных работ признают незавершенными капитальными инвестициями. Поэтому информацию о таких расходах обобщают на субсчете 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства».

Также на этом субсчете учреждение отражает расходы, связанные с изготовлением проектно-сметной документации.

Таким образом, все расходы на улучшение ОС, в том числе и расходы на изготовление проектно-сметной документации, проведение экспертизы и т. п., относят на увеличение первоначальной стоимости ОС.

В-третьих, помните о документальном оформлении таких работ. Основанием для отражения стоимости таких работ является Акт приемки выполненных строительных работ ф. № КБ-2в и Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходах ф. № КБ-3.

Также для оформления передачи основных средств на ремонт, реконструкцию или модернизацию составляют Акт передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств. В свою очередь, принятие основных средств после ремонта, реконструкции, модернизации оформляют Актом приемки отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств. На основании последнего нужно внести информацию в Инвентарную карточку учета объекта основных средств об изменениях в характеристике объекта. Типовые формы указанных документов утверждены приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818.

Рассмотрим на примере порядок отражения операций, связанных с обустройством пандуса помещения учебного заведения.

Пример. Управление образования выполняет функции заказчика работ по реконструкции и обустройству здания учебных заведений. Указанные здания находятся на балансе управления образования. Для проведения работ по реконструкции входной группы (обустройство пандуса и замена входных дверей) управление образования получило средства из местного бюджета. Управление образования не является плательщиком НДС.

По заказу учреждения проектная организация изготовила ​​проектно-сметную документацию для реконструкции и обустройства здания учебного заведения. Согласно условиям договора стоимость работ по изготовлению проектно-сметной документации — 51000 грн. (в том числе НДС — 8500 грн.). Договором предусмотрена предварительная оплата в размере 30 % от стоимости договора (15300 грн.). Принятие работ по разработке проектно-сметной документации оформлено Актом о приемке проектно-изыскательской, научно-технической продукции, после чего проведен окончательный расчет за выполненные работы в сумме 35700 грн.

Для выполнения работ заключен договор с подрядной организацией на сумму 198000 грн. (в том числе НДС — 33000 грн.). Договором предусмотрена предварительная оплата в размере 30 % от стоимости договора — 59400 грн.

Техническим заданием предусмотрено выполнение, в частности, таких работ:

— обустройство главного и боковых крылец входов здания заведения, с облицовкой керамогранитными плитами с противоскользящей поверхностью, включая обустройство противоскользящих полос;

— установка перил для инвалидов из нержавеющей стали;

— демонтаж дверных блоков в наружных проемах каменных стен;

— установка металлических дверных блоков в наружных и внутренних проемах каменных стен и т. п.

Исходя из характера запланированных работ руководителем принято решение о признании работ по обустройству здания пандусом улучшением здания. С учетом этого указанные расходы запланированы по КЭКР 3142 «Реконструкция и реставрация прочих объектов».

Поскольку в этой ситуации стоимость работ не превышает стоимостные пределы, установленные ст. 2 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (то есть не превышает 1,5 млн грн.), закупка проведена как допороговая закупка через электронную систему закупок Prozorro.

Согласно условиям договора расчеты за выполненные работы управление образования осуществило после оформления Справки о стоимости выполненных строительных работ и расходах (ф. № КБ-3) и Акта приемки выполненных строительных работ (ф. № КБ-2в). Заказчиком подписаны указанные документы после тщательной проверки выполненных работ и проведен окончательный расчет за выполненные работы в сумме 138600 грн.

Эти операции в бухгалтерском учете отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Мемориальный ордер

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

6

1

Поступило финансирование для обустройства (реконструкции) здания

2313

5411

2

249000

2

Перечислен аванс проектной организации*

2113

2313

2, 4

15300

3

Выполнены работы по разработке проектно-сметной документации по обустройству (реконструкции) здания

1311

2113

4

51000

4

Осуществлены окончательные расчеты с проектной организацией

2113

2313

2, 4

35700

5

Перечислен аванс подрядной организации*

2113

2313

2, 4

59400

6

Отражены расходы на реконструкцию здания (на основании Акта приемки выполненных строительных работ)

1311

2113

4

198000

7

Осуществлены окончательные расчеты с подрядной организацией

2113

2313

2, 4

138600

8

После окончания реконструкции стоимость всех работ отнесена на увеличение первоначальной стоимости здания

1013

1311

17

249000

Одновременно выполнена вторая запись

5411

5111

17

249000

* В соответствии с постановлением КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117 бюджетные учреждения могут осуществлять предварительную оплату за работы и услуги на срок не более трех месяцев за работы по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту и технической переоснастке, приобретению основных средств и жилья. Также напомним, что согласно п. 19 постановления КМУ «Об утверждении Порядка государственного финансирования капитального строительства» от 27.12.2001 г. № 1764 заказчик перечисляет подрядчику аванс, если это предусмотрено договором (контрактом). Размер аванса не может превышать 30 % стоимости годового объема работ. Подрядчик обязывается использовать полученный аванс на приобретение и поставку необходимых для выполнения работ материалов, конструкций, изделий в течение трех месяцев после получения аванса. По истечении трехмесячного срока неиспользованные суммы аванса возвращаются заказчику.

Для того чтобы информация по этому вопросу была полной, добавим, что в определенных случаях расходы на обустройство объектов пандусами относят к капитальному или текущему ремонтам. Определим, каких объектов это может касаться.

Так, создание безопасных и благоприятных условий передвижения для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения, также имеет отношение к объектам благоустройства. Перечень таких объектов приведен в Порядке № 154. Например, к объектам благоустройства населенных пунктов относятся придомовые территории, покрытие площадей, улиц, дорог, проездов, аллей, бульваров, тротуаров, пешеходных зон и дорожек и т. п.

При этом перечень работ, связанных с обустройством пандусов на таких объектах, будет отличаться от работ, которые осуществляют в зданиях.

Например, при решении вопроса о классификации работ по обустройству пандусов на придомовой территории следует ознакомиться с перечнем работ, которые в соответствии с Порядком № 154 относятся к текущему и капитальному ремонту улично-дорожной сети:

Текущий ремонт

Капитальный ремонт

К текущему ремонту объектов благоустройства населенных пунктов (кроме улично-дорожной сети и искусственных сооружений) относятся работы, направленные на предотвращение мелких деформаций и повреждений объектов благоустройства населенных пунктов на немедленную их ликвидацию, в том числе направленные на обязательное обустройство элементами для создания беспрепятственной среды для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения в соответствии с государственными строительными нормами

К капитальному ремонту объектов благоустройства населенных пунктов относятся работы, направленные на восстановление и повышение их эксплуатационных характеристик, в том числе с обязательным учетом потребностей лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения, увеличение прочности и несущей способности конструктивных элементов, а также увеличение габаритов объектов и отдельных их частей в пределах норм

Обустройство понижения бордюрного камня тротуаров до нулевого уровня, а также обязательная установка предупредительных тактильных элементов с конусоподобными рифами или круглыми рифами (высота рифа 5 мм) шириной не менее 50 см на расстоянии 80 см перед выездом на проезжую часть, где были выполнены работы по понижению бортового камня,

в местах соединения с проезжей частью улиц, дорог, въездов во дворы, внутриквартальных и других проездов и т.п. при работах по исправлению и замене поврежденных бордюрных камней и поребриков на участках длиной более 100 м, но не более 40 % общей их длины, на улице, дороге, внутриквартальных и других проездах, а также по обустройству новых на отдельных участках общей длиной не более 100 м (п. 1.17 приложения 3)

Обустройство понижения бордюрного камня тротуаров пешеходных дорог и дорожек до нулевого уровня в местах соединения с проезжей частью улиц, дорог, въездов во дворы, внутриквартальных и других проездов и т. п., а также обязательная установка предупредительных тактильных элементов с конусоподобными рифами или круглыми рифами

(высота рифа 5 мм) шириной не менее 50 см на расстоянии 80 см перед выездом на проезжую часть, где были выполнены работы по понижению бортового камня. Предупредительная полоса должна быть расположена обязательно параллельно проезжей части (п. 1.32 приложения 1)

Устройство наклонной 1:7 (пандусов) с понижением бордюра до «0», а также обязательная установка предупредительных тактильных элементов с конусоподобными рифами или круглыми рифами (высота рифа 5 мм) шириной не менее 50 см на расстоянии 80 см перед выездом на проезжую часть, где были выполнены работы по пониженню бортового камня, на тротуарах, пешоходных дорожках в местах соединения с проезжей частью улиц, дорог, въездов во дворы, внутриквартальных и других проездов и т. п. при работах по исправлению и замене поврежденных бордюрных камней и поребриков на участках длиной более 100 м, но не более 40 % общей их длины на улице, дороге, внутриквартальных и других проездах, а также по обустройству новых на отдельных участках общей длиной не более 100 м (п. 1.18 приложения 3)

Обустройство пандусов в местах соединения тротуаров, пешеходных дорог и пешеходных дорожек, велодорожек и т. п. с проезжей частью улиц, дорог, въездов во дворы, внутриквартальных и других проездов и т. п., а также обязательная установка предупредительных тактильных элементов с конусоподобными рифами или круглыми рифами (высота рифа 5 мм) шириной не менее 50 см на расстоянии 80 см перед выездом на проезжую часть, где были выполнены работы по понижению бортового камня. Предупредительная полоса должна быть расположена обязательно параллельно проезжей части (п. 1.33 приложения 1)

Обустройство направляющих ограждений на отдельных участках улицы, дороги, на внутриквартальных и других проездах общей длиной не более 100 м (п. 1.19 приложения 3)

Обустройство направляющих ограждений (п. 1.34 приложения 1)

Обустройство тактильных предупредительных и направляющих дорожных указателей на отдельных участках улицы, дороги, внутриквартальных и других проездах общей длиной не более 100 м (п. 1.20 приложения 3)

Обустройство тактильных предупредительных и направляющих дорожных указателей в местах соединения тротуаров, пешеходных путей и пешеходных дорожек, велодорожек и т. п. с проезжей частью мест соединения улиц, въездов во дворы, внутриквартальных и других проездов и т. п. (п. 1.35 приложения 1)

Как видим, при обустройстве улично-дорожной сети пандусами и различными ограждениями такие расходы определяются как текущий или капитальный ремонт, а не как реконструкция.

Учитывая это, такие расходы на объектах благоустройства планируются по КЭКР, предназначенных для текущего и капитального ремонтов, а именно: 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» и 3132 «Капитальный ремонт других объектов».

В таких случаях в бухгалтерском учете все расходы относят на фактические расходы того отчетного периода, в котором они были понесены. То есть такие расходы не увеличивают первоначальную стоимость объектов благоустройства.

Нормативные документы

НП(С)БУ 121Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации по учету ОСМетодические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

ДБН А.2.2-3-2014 — ДБН А.2.2-3-2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденные приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 04.06.2014 г. № 163.

Порядок № 154Порядок проведения ремонта и содержания объектов благоустройства населенных пунктов, утвержденный приказом Госкомитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 23.09.2003 г. № 154.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше