Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Закупка начата до принятия Закона № 2265: стоит ли бояться мониторинга

Кучерова Оксана, юрист
Бюджетная бухгалтерия Июнь, 2018/№ 24
Печать
В начале 2018 года были внесены изменения в Закон «О публичных закупках» относительно проведения мониторинга закупок. Касаются ли они закупок, которые были начаты до этой даты?

Действительно, Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законы Украины относительно осуществления мониторинга закупок» от 21.12.2017 г. № 2265-VIII (далее — Закон № 2265) были внесены изменения в Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922). Закон № 2265 вступил в силу 27.01.2018 г.

Давайте разберемся, стоит ли переживать заказчикам, закупки которых были начаты до вступления в силу Закона № 2265? Для этого нужно разобраться, что же означает словосочетание «закупка началась» и когда это самое «начало» наступило.

Так, в ст. 4 Закона № 922 закреплена императивная норма о том, что любая закупка обязательно должна быть запланирована. Поэтому заказчик может либо в начале года запланировать все закупки, либо планировать некоторые закупки постепенно по мере необходимости. Кстати, об этом свидетельствует само название ст. 4 Закона № 922 «Планирование закупок и другие предпосылки осуществления процедур закупок». Таким образом, закупку, которую вы собираетесь проводить, обязательно нужно запланировать. При этом нужно не забыть о соблюдении принципов осуществления закупок, закрепленных в ст. 3 Закона № 922, одним из которых является открытость и прозрачность на всех стадиях закупок.

После этого заказчик, руководствуясь ст. 10 Закона № 922, самостоятельно и бесплатно через авторизованные электронные площадки публикует на веб-портале Prozorro объявление о проведении процедуры закупки и тендерную документацию — не позднее чем за 15 дней до дня раскрытия тендерных предложений (если стоимость закупки товаров и услуг не превышает 133 тыс. евро, работ — 5150 тыс. евро) и не позднее 30 дней (в случае, если стоимость закупки превышает указанные пределы).

Таким образом, начало закупки связано с размещением объявления о ее проведении в электронной системе.

В связи с этим нужно обратить внимание на то, что Закон № 2265 не содержит в разд. II «Заключительные и переходные положения» специальной нормы о том, что его действие не распространяется на закупки, начатые до вступления в силу этого документа.

При этом в ст. 71 Закона № 922 установлено, что мониторинг закупки осуществляется в течение проведения процедуры закупки, заключения договора о закупке и его выполнения. То есть Государственная аудиторская служба Украины (далее — ГАСУ) может мониторить всю процедуру закупки на любой ее стадии, в том числе до выполнения договора.

Предположим, что закупка была начата 23.01.2018 г., т. е. до вступления в силу Закона № 2265. В этом случае ГАСУ, конечно же, может промониторить такую закупку на дальнейших ее стадиях проведения, кроме случаев, когда в системе уже опубликован отчет о выполнении договора.

Итак, если посчитать приблизительно, то заключение договора о закупке по процедуре открытых торгов должно состояться ориентировочно в середине марта. Однако в этой ситуации именно от условий договора зависит, как быстро он будет выполнен и как быстро в электронной системе появится отчет о выполнении договора. При этом заметим, что провести мониторинг закупки после опубликования такого отчета невозможно. Подробнее об этом см. материал «Мониторинг завершенных закупок: возможен или нет» этого номера газеты.

По сути, с момента вступления в силу Закона № 2265 у ГАСУ не было полного набора инструментов для реализации своих полномочий. Как предусмотрено в ч. 3 разд. II «Заключительные и переходные положения» этого Закона, до того момента, пока будет технически обеспечена возможность размещать такую информацию в электронной системе закупок, данные о дате начала и завершения мониторинга закупки, заключение о результатах мониторинга обнародуются на официальном веб-сайте ГАСУ, а обмен информацией между контролирующим органом и заказчиком осуществляется в официальном порядке путем переписки. Для этого был отведен срок — не более трех месяцев (т. е. до середины апреля 2018 года).

Совсем недавно ГАСУ приказом от 23.04.2018 г. № 86 утвердила форму заключения о результатах проведения мониторинга (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 23, с. 3). А вот электронный кабинет ГАСУ на данный момент пока работает в тестовом режиме.

До того момента, пока не появился этот приказ, заказчики в основном получали от ГАСУ письма рекомендательного характера. При этом они обычно приходили в двух вариантах: в электронном и в печатном.

Теперь, когда заключение о результатах проведения мониторинга имеет утвержденную форму, то вполне возможно получить от ГАСУ уже официальное заключение о результатах проведения мониторинга закупки. Поэтому даже если заказчик успешно провел закупку и заключил договор, но еще не успел его полностью выполнить, то выдохнуть с облегчением пока у него не получится.

Однако ни в коем случае заказчик не должен бояться мониторинга и опубликования его результатов!

Так, в течение 5 рабочих дней со дня опубликования такого заключения заказчик должен разместить в электронной системе закупок информацию (документы), свидетельствующую об устранении нарушений законодательства в сфере публичных закупок, указанных в заключении, или аргументированные возражения, или информацию о причинах невозможности устранения выявленных нарушений.

Если же вы устранили нарушения, указанные в заключении, у вас есть шанс выйти сухим из воды. Законодательство стимулирует заказчиков быть законопослушными. Поэтому в случае подтверждения органом государственного финансового контроля факта устранения заказчиком нарушения служебное (должностное, уполномоченное) лицо заказчика не привлекается к административной ответственности за те нарушения, которые были устранены.

В случае выявления во время мониторинга закупки нарушений относительно несоответствия опубликованных условий договора о закупке содержанию тендерного предложения по результатам аукциона (в том числе цене за единицу товара), победителю процедуры закупки или цене предложения участника в случае применения переговорной процедуры ГАСУ может проводить проверку закупки в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII (далее — Закон № 2939).

Обратите внимание! В данном случае законодательством установлено право ГАСУ проводить проверку, а не обязанность.

Если же заказчик не устранил нарушение, имеющее негативное влияние на бюджет, и не обжаловал его в суде — ждите, что ГАСУ обязательно придет на проверку в соответствии с Законом № 2939.

Следует заметить, что в настоящее время процедура проведения таких проверок урегулирована Порядком проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами и внесения изменений в некоторые акты Кабинета Министров Украины, утвержденным постановлением КМУ от 01.08.2013 г. № 631, который не соответствует в полной мере требованиям Закона № 922 (ср. 025069200).

О том, что этот Порядок не соответствует требованиям законодательства, указано и в письме Западного офиса ГАСУ от 25.01.2018 г. № 17-15м/632. Поэтому все вопросы, связанные с возможными нарушениями заказчиками требований в сфере закупок, ГАСУ изучает путем анализа информации, размещенной в электронной системе закупок Prozorro. При этом по результатам проверки не составляется акт или справка, а заказчику всего лишь направляется письмо, имеющее рекомендательный характер.

Подводя итоги, отметим следующее: поскольку мониторинг проводится на всех стадиях закупки, заказчику не стоит его бояться. Ведь основная цель мониторинга — предупредить нарушение, т. е. помочь вам как заказчику провести закупки в соответствии с требованиями законодательства, а не наказать.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше