Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Расчет с работником при увольнении: перед законом все равны

Жиленко Екатерина, экономист-аналитик, e.zhylenko @id.factor.ua
Бюджетная бухгалтерия Ноябрь, 2018/№ 44
В избранном В избранное
Печать
Работник территориального центра предоставления социальных услуг просит срочно уволить его по собственному желанию в связи с переездом в другой город. Заявление подано 05.11.2018 г. с просьбой уволить 06.11.2018 г. Средства для выплаты работникам учреждение получает по графику из бюджета, и на день увольнения (06.11.2018 г.) их нет. Нужно ли в таком случае соблюдать правило расчета с работником в день увольнения? Какая ответственность грозит за нарушение этого правила?

По общим правилам работник имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом собственника или уполномоченный им орган в письменном виде за две недели (ст. 38 КЗоТ).

При этом существует ряд причин, когда работник не может продолжать работу и при которых собственник или уполномоченный им орган должен расторгнуть трудовой договор в срок, о котором просит работник (то есть досрочно — без отработки двух недель). Перечень таких причин приведен в той же ст. 38 КЗоТ, а именно:

переезд на новое место жительства;

• перевод мужа или жены на работу в другую местность;

• поступление в учебное заведение;

• невозможность проживания в данной местности, подтвержденная медицинским заключением;

• беременность;

• уход за ребенком до достижения им четырнадцатилетнего возраста или ребенком с инвалидностью;

• уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением или лицом с инвалидностью I группы;

• выход на пенсию;

• прием на работу по конкурсу;

• другие уважительные причины.

В вопросе читателя указано, что работник увольняется в связи с переездом в другой город. Такая причина указана выше в перечне как «переезд на новое место жительства». Следовательно, работник имеет полное право просить об увольнении по собственному желанию на следующий день после подачи заявления, а работодатель должен удовлетворить такую просьбу.

При этом необходимо правильно оформить увольнение работника по уважительным причинам. Заметим, что работодатель имеет право, но не обязан требовать от работника предоставления документов, подтверждающих наличие уважительных причин для увольнения. Ведь юридический факт не может быть голословным, а должен быть подтвержден. Например, переезд на новое место жительства может быть подтвержден сведениями о регистрации по новому месту проживания, договором аренды квартиры, ордером на вселение в жилое помещение и т. п.

Теперь перейдем к расчету с работником при увольнении.

В соответствии со ст. 116 КЗоТ при увольнении работника выплата всех сумм, полагающихся ему от учреждения, организации, осуществляется в день увольнения. При этом о начисленных суммах, причитающихся работнику при увольнении, собственник или уполномоченный им орган должен в письменном виде уведомить работника перед выплатой указанных сумм.

В рассматриваемой ситуации работодатель нарушил сроки выплаты полагающихся работнику сумм при увольнении, мотивируя это отсутствием средств.

ВНИМАНИЕ!

Тот факт, что у учреждения отсутствует финансирование на момент увольнения работника, не является «смягчающим обстоятельством» или исключением при несвоевременном с ним расчете.

Обращаем внимание, что ответственность за такое правонарушение может наступить лишь при наличии двух юридических фактов (условий): нарушение собственником сроков расчета при увольнении и вина собственника или уполномоченного им органа. То есть при условии действия обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора (стихийное бедствие, военное или чрезвычайное положение, рейдерский захват учреждения и т. п.), которые исключают вину работодателя, — ответственность не наступает.

При этом суды неоднократно обращали внимание на то, что отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не может быть обстоятельством, исключающим ответственность субъекта властных полномочий перед лицом за нарушение сроков выплаты, предусмотренных ст. 116 КЗоТ (постановление Львовского окружного административного суда от 20.05.2017 г. по делу № 813/1106/17, постановления Верховного Суда Украины от 22.06.2010 г. по делу № 21-399во10 и от 07.12.2012 г. по делу № 21-977во10).

Далее подробнее расскажем об ответственности.

Прежде всего в случае невыплаты по вине собственника или уполномоченного им органа причитающихся уволенному работнику сумм в указанные выше сроки (в день увольнения), при отсутствии спора об их размере, учреждение, организация должна выплатить работнику его средний заработок за все время задержки по день фактического расчета (ст. 117 КЗоТ).

При наличии спора о размерах причитающихся уволенному работнику сумм собственник или уполномоченный им орган должен выплатить средний заработок в том случае, когда спор разрешен в пользу работника. Если спор разрешен в пользу работника частично, то размер возмещения за время задержки определяет орган, который выносит решение по сути спора.

Также за задержку расчета при увольнении на работодателя может быть наложен штраф в соответствии с абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ в размере одной минимальной зарплаты, установленной на момент выявления правонарушения (на сегодняшний день — 3723 грн.).

Если же выплата зарплаты, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, задержана более чем за один месяц, то может грозить штраф в трехкратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения (на сегодняшний день — 11169 грн.) в соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 265 КЗоТ.

Кроме того, предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, выплата ее не в полном объеме. За такое нарушение на должностных лиц учреждений, организаций в соответствии с ч. 1 ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КУоАП) может быть наложен админштраф от 510 до 1700 грн.

За повторное совершение нарушения в течение года, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, или правонарушение, совершенное относительно социально защищенной категории лиц (беременной женщины, одинокой матери и др.) (ч. 2 ст. 41 КУоАП), размер админштрафа составляет от 1700 до 5100 грн.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно