«Три в одном»: оплатно-кадровые разъяснения от МОН

Жиленко Екатерина, экономист-аналитик, e.zhylenko @id.factor.ua
Бюджетная бухгалтерия Апрель, 2019/№ 15
В избранном В избранное
Печать
МОН в письме от 20.03.2019 г. № 1/11-2850 предоставило ответы на три вопроса, которые волнуют педагогических и руководящих работников заведений образования. Речь идет о выплате денежного вознаграждения педработникам, установлении штатной единицы воспитателя для сопровождения учащихся в школьном автобусе и должности учителей в штатном расписании учебного заведения.

Давайте рассмотрим эти вопросы по очереди и проанализируем мнение МОН.

Денежное вознаграждение педработникам

Статья 57 Закона Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII гарантирует педагогическим работникам выплату ежегодного денежного вознаграждения в размере до одного должностного оклада (ставки заработной платы) за добросовестный труд, образцовое выполнение возложенных на них обязанностей (далее — вознаграждение).

Условия выплаты такого вознаграждения урегулированы Порядком предоставления ежегодного денежного вознаграждения педагогическим работникам учебных заведений государственной и коммунальной формы собственности за добросовестный труд, образцовое выполнение служебных обязанностей, утвержденным постановлением КМУ от 05.06.2000 г. № 898 (далее — Порядок № 898).

Согласно п. 1 этого Порядка вознаграждение выплачивается педагогическим работникам дошкольных, общеобразовательных и других учебных заведений системы общего среднего образования, внешкольных, профессионально-технических, высших учебных заведений и заведений последипломного образования или методических учреждений, кроме тех, которые работают в учебном заведении или методическом учреждении по совместительству.

При этом МОН в письме от 27.03.2018 г. № 1/11-3259 отмечает, что научно-педагогическим работникам такая выплата не предоставляется. В то же время в Положении, которое предусматривает порядок назначения и выплаты вознаграждения и утверждается руководителем заведения образования по согласованию с профсоюзным комитетом (далее — Положение), могут быть определены условия предоставления вознаграждения работникам, не занимающим педагогическую должность, но имеющим часы педагогической работы. Хотя, по нашему мнению, право на вознаграждение имеют лишь педработники, должности которых указаны в Перечне должностей педагогических работников, утвержденном постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963. Детали вы найдете в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 17, с. 8.

В соответствии с п. 5 Порядка № 898 размер ежегодного денежного вознаграждения не может превышать одного должностного оклада (ставки заработной платы) с учетом повышений.

Кроме того, в Положении можно указать сроки (дату) выплаты вознаграждения, например, отметить, что эта выплата осуществляется ко Дню работника образования или в конце календарного года.

Конечно, одновременная выплата полной суммы вознаграждения всем педработникам заведения — это значительная нагрузка на фонд оплаты труда.

Поэтому возникает логичный вопрос: можно ли выплачивать вознаграждение частями на протяжении года? Например, учитывая финансовые возможности заведения, один раз выплатить в размере меньшем, чем должностной оклад, а впоследствии, при наличии средств, провести вторую выплату — до полного оклада.

На этот вопрос МОН ответило достаточно понятно. В Порядке № 898 не указано, что денежное вознаграждение можно предоставлять частями на протяжении года. Зато такую возможность можно предусмотреть в Положении.

Специалисты Минобразования разделяют мнение своих коллег из Минсоцполитики. Напомним, что специалисты трудового ведомства в своем письме от 26.06.2015 г. № 7748/0-14-16/1 отметили следующее: выплата денежного вознаграждения пропорционально отработанному времени или дважды в год может иметь место только при условии, что это предусмотрено Положением заведения образования (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 35, с. 13).

ВАЖНО!

Выплачивать педработникам ежегодное денежное вознаграждение за добросовестный труд, образцовое выполнение возложенных на них обязанностей можно несколькими частями на протяжении года, если это предусмотрено соответствующим Положением заведения образования.

Воспитатель для сопровождения учащихся в школьном автобусе

Некоторые заведения общего среднего образования (далее — ЗСО) организуют подвоз своих учащихся школьным автобусом на обучение и после его окончания — домой.

В таком случае для сопровождения детей вводится дополнительно 0,5 штатной единицы воспитателя (независимо от количества школ, которое обслуживает автобус).

Это урегулировано Типовыми штатными нормативами заведений общего среднего образования, утвержденными приказом МОН от 06.12.2010 г. № 1205 (далее — Типовые штатные нормативы ЗСО).

Напомним, что педагогическая нагрузка воспитателя ЗСО составляет 30 часов (абз. 11 ч. 1 ст. 25 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV). Поэтому объем работы воспитателя на 0,5 ставки — 15 часов в неделю (30 часов х 0,5), то есть при 5-дневной рабочей неделе — по 3 часа в день.

При этом на местах представители ЗСО и профсоюзы отмечали, что 3 часа для подвоза учащихся не всегда достаточно, следовательно, и 0,5 штатной единицы воспитателя тоже мало. Однако при внесении изменений в Типовые штатные нормативы ЗСО приказом МОН от 01.02.2018 г. № 90 (далее — приказ № 90) мнение общественности не учли — количество штатных единиц воспитателя на автобус осталось неизменным.

В письме от 20.03.2019 г. № 1/11-2850 МОН отмечает, что дополнительно 0,5 штатной единицы должности воспитателя на каждый автобус полностью достаточно для обеспечения сопровождения детей воспитателем утром до заведения и после окончания занятий — домой. В таком случае объем работы воспитателя на 0,5 ставки — по 3 часа в день при 5-дневной рабочей неделе.

А что делать, если подвоз детей фактически занимает более 3 часов в день? Можно ли вводить дополнительно 1 штатную должность воспитателя, а не 0,5 ставки?

В ответ на этот вопрос специалисты МОН ссылаются на пп. 2 и 3 приказа МОН от 06.12.2010 г. № 1205, согласно которым:

• руководителям ЗСО предоставляется право в случае производственной необходимости изменять штаты отдельных структурных подразделений или вводить должности (кроме руководящих), не предусмотренные штатными нормативами для данного заведения, в пределах фонда оплаты труда, доведенного лимитными справками на соответствующий период;

• в случае производственной необходимости за счет специального фонда ЗСО могут быть введены дополнительные должности.

Иначе говоря, главное образовательное ведомство не возражает против того, чтобы руководители ЗСО в случае производственной необходимости изменяли штат и вводили дополнительные должности, в том числе и увеличивали ставку воспитателя для сопровождения учащихся. Конечно, главным условием является достаточность финансирования. Поэтому ввести дополнительно 1 штатную единицу воспитателя на автобус в случае организованного подвоза учащихся можно, если сделать это позволяют средства фонда оплаты труда или спецфонда.

Должности учителей в штатном расписании ЗСО

Много лет в Типовых штатных нормативах ЗСО не было ни одного упоминания о количестве учителей. И это было оправдано тем, что установить конкретное количество учителей для всех ЗСО невозможно. Ведь количество таких работников зависит от многих факторов (наполняемости классов, разделения их на группы, количества часов по учебным планам и т. д.).

А учитывая то, что руководители ЗСО должны привести штатные расписания в соответствие с Типовыми штатными нормативами (п. 3 приказа МОН от 06.12.2010 г. № 1205), то выходило так, что учителей не вносили в штатные расписания. Их количество можно было узнать лишь из тарификационных списков.

Дилемму с местом учителей в штатном расписании ЗСО на нормативном уровне урегулировал приказ № 90. Так, с 27.03.2018 г. в Типовых штатных нормативах наконец появилось упоминание об учителях. В п. 5 указанного документа говорится о следующем: Типовые штатные нормативы ЗСО не устанавливают нормы об определении количества учителей. Количество ставок учителей определяется исходя из количества часов по учебным планам, разработанным на основе Типовой образовательной программы, с учетом инвариантной и вариативной составляющих, разделения классов на группы при изучении отдельных предметов, количества часов, предусмотренных для индивидуального и группового обучения учащихся, других требований законодательства относительно организации образовательного процесса, с учетом нормы на ставку 18 учебных часов в неделю.

В школах, в которых обучение детей с особыми образовательными потребностями организовано в специальных классах, для осуществления образовательного процесса и проведения коррекционно-развивающих занятий, определенных рабочим учебным планом, вводятся должности учителей-дефектологов (учителя-логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога), других специалистов с соответствующей подготовкой. Если обучение организовано в инклюзивных классах, также могут вводиться указанные должности учителей при наличии нагрузки не менее 9 учебных часов в неделю, исходя из нормы на ставку 18 учебных часов в неделю.

Минобразования в письме от 20.03.2019 г. № 1/11-2850 отмечает, что в штатных расписаниях ЗСО указываются все должности, которые предусмотрены в заведении, в том числе и учителя. Количество ставок учителей указывается отдельной строкой исходя из нормы на ставку 18 учебных часов в неделю, и в соответствии с утвержденным тарификационным списком.

Многих волнуют правила внесения учителей в штатное расписание: следует записать всех педагогов одной строкой «Учителя» или отдельно по категориям, дисциплинам и т. п.?

По нашему мнению, здесь следует исходить из формы штатного расписания бюджетного учреждения, утвержденного приказом Минфина от 28.01.2002 г. № 57. В этой форме есть графа «Должностной оклад». А оклад, как известно, зависит от тарифного разряда, а тот, в свою очередь, — от квалификационной категории (см. приложение 6 к приказу МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557). Поэтому должности учителей следует указывать отдельными строками в зависимости от должностного оклада. При этом как именно записывать их в графе «Название структурного подразделения и должностей»: «Учителя», «Учителя высшей категории», «Учителя первой категории» и т. п. — это должен решить руководитель ЗСО.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно