Темы статей
Выбрать темы

Классы-комплекты: знакомимся ближе

Жиленко Екатерина, эксперт по оплате труда и трудовым отношениям
Можно ли создать класс-комплект для учащихся 7 — 8 классов в заведении общего среднего образования, расположенном в сельской местности? При какой наполняемости обычных классов можно объединять их в классы-комплекты? Какими нормативными документами следует руководствоваться при формировании штата и оплате труда учителей, которые будут работать в таком классе?

На сегодняшний день правовой статус, порядок образования и основные принципы деятельности объединенных классов (классов-комплектов) урегулированы такими нормативными документами:

Положением об образовательном округе и опорном заведении образования, утвержденным постановлением КМУ от 19.06.2019 г. № 532 (далее — Положение № 532);

Положением об объединенном классе (классе-комплекте) начальной школы в филиале опорного заведения, утвержденным приказом МОН от 05.08.2016 г. № 944 (далее — Положение № 944).

В соответствии с п. 11 Положения № 532 приказом директора опорного заведения образования в составе филиала могут образовываться объединенные классы (классы-комплекты) начальной школы. Для того, чтобы лучше понять систему функционирования классов-комплектов, следует сначала объяснить, что такое опорное заведение образования и его филиал.

Опорное заведение образования — это заведение общего среднего образования (далее — ЗСО), которое имеет удобное расположение для подвоза детей из других населенных пунктов, обеспечено квалифицированными педагогическими кадрами, имеет современную материально-техническую и учебно-методическую базу и способно обеспечивать на должном уровне получение профильного образования.

Такая формулировка указана в ч. 2 ст. 13 Закона Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII (далее — Закон об образовании).

С целью приближения места обучения детей к их месту жительства в соответствующем населенном пункте может образовываться филиал опорного заведения образования.

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона об образовании начальная школа может обеспечивать получение начального образования детьми (независимо от их количества) одного или разного возраста, которые могут быть объединены в один или в разные классы (группы). Образовательный процесс в такой школе может быть организован одним или несколькими учителями или в любой другой форме, являющейся наиболее удобной и целесообразной для обеспечения получения детьми начального образования в соответствии со стандартом начального образования. Такое объединение имеет название класс-комплект.

Теперь что касается норм Положения № 944. Исходя из самого названия этого документа, он регламентирует организацию классов-комплектов именно в начальной школе и именно в филиалах опорных ЗСО.

Класс-комплект. Объединенный класс (класс-комплект) начальной школы — это разновозрастная группа детей, в том числе с особыми образовательными потребностями, которые обучаются по определенному рабочему учебному плану и программе согласно расписанию занятий. В ЗСО с малой наполняемостью детей формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от количества учащихся.

Класс-комплект образуется ежегодно по приказу руководителя опорного заведения. В него объединяют учащихся от двух до четырех классов.

Объединенные классы образуются в случае, когда в связи с демографической ситуацией один или несколько классов начальной школы не могут быть созданы в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 14 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV.

В свою очередь, указанная законодательная норма говорит, что в ЗСО, расположенных в селах и поселках, количество учащихся в классах определяется демографической ситуацией, но должно составлять не менее 5 человек. В случае меньшего количества учащихся занятия проводятся по индивидуальной или другим формам обучения.

Следует заметить, что классы-комплекты являются альтернативой индивидуальной формы обучения. Так, если количество детей в классе 1 — 4 учащихся, то есть два пути: индивидуальная форма обучения или образование класса-комплекта.

Однако помните, что создание таких объединенных классов законодательно урегулировано лишь в начальной школе филиалов опорных заведений образования. Если ЗСО не имеет статуса филиала опорного заведения образования, то создавать в нем классы-комплекты неправомерно.

Кроме того, анализ законодательства свидетельствует, что классы-комплекты создают лишь в начальной школе. То есть в 1 — 4 классах. А поскольку 7 — 8 классы не относятся к начальной школе, то «комплектовать» такие классы нельзя.

Оплата труда. В вопросе оплаты труда учителей, преподающих в классах-комплектах, следует обратиться к пп. 8 и 9 Положения № 944.

В этих нормах указано, что оплата работы учителя в объединенных классах осуществляется исходя из установленной нагрузки в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, расписания занятий, установленных ставок заработной платы с учетом повышений, доплат, надбавок и других конкретных условий, сложившихся в филиале, по приказу руководителя опорного заведения.

Учителям, которые работают с классами-комплектами, доплаты за классное руководство, проверку тетрадей и заведование учебным кабинетом осуществляются в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом МОН от 15.04.93 г. № 102 (ср. ).

То есть при определении условий оплаты труда учителей опорного заведения и его филиалов, которые преподают в классах-комплектах, необходимо руководствоваться общими «образовательными» нормативными документами. А значит, в этом вопросе ориентиром также будет приказ МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Штатная численность. Что касается штата опорного заведения образования и его филиалов, то нужно отметить следующее. Типовые штатные нормативы заведений общего среднего образования, утвержденные приказом МОН от 06.12.2010 г. № 1205, распространяются на все типы ЗСО, в том числе опорные ЗСО и их филиалы, кроме школ-интернатов всех типов, специальных, санаторных школ, школ социальной реабилитации и вечерних (сменных) школ. Это указано в п. 1 этого документа. Среди специфических должностей, в филиалы опорного заведения образования вводится, в частности:

• заведующий филиалом опорной школы — 1 штатная единица при наличии в филиале 20 и более учащихся. При наличии менее 20 учащихся исполнение обязанностей заведующего филиала возлагается на одного из учителей;

• заместитель заведующего филиалом по учебно-воспитательной (учебной, воспитательной) работе в опорной школе — 0,5 штатной единицы при количестве 6 — 9 классов в филиале или 1 штатная единица при количестве 10 и более классов в филиале;

• библиотекарь — 0,25 ставки дополнительно вводится в опорной школе (для обслуживания филиалов) при наличии у нее не менее 4 филиалов с контингентом 20 и более учащихся в каждом филиале;

• сестра медицинская — 0,25 ставки дополнительно вводится в филиалах опорных школ при наличии 20 и больше учащихся в филиале.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше