Темы статей
Выбрать темы

Квалификационные критерии для участников: как установить и подтвердить

Брюхович Дмитрий, эксперт по финансовым вопросам
Одним из ключевых моментов, как при проведении открытых торгов, так и при применении переговорной процедуры, является установление заказчиками квалификационных критериев и определение способа их документального подтверждения участниками процедур закупок. Как заказчикам прописать эти требования в тендерной документации? Существуют ли какие-либо требования по оформлению таких документов? Предлагаем вашему вниманию практические советы с ответами на эти вопросы.

Исчерпывающий перечень квалификационных критериев установлен в ст. 16 Закона № 922, согласно которой заказчик устанавливает один или несколько из следующих квалификационных критериев:

• наличие оборудования и материально-технической базы;

• наличие работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт;

• наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора.

В случае проведения заказчиком открытых торгов определенные им квалификационные критерии и перечень документов, подтверждающих информацию участников о соответствии их таким критериям, указываются в тендерной документации, а в случае применения переговорной процедуры закупки — в приглашении на переговоры.

При проведении открытых торгов документы для подтверждения соответствия квалификационным критериям участники загружают в электронном виде в составе тендерного предложения через авторизованную электронную площадку в систему электронных закупок, а при проведении переговорной процедуры — подают заказчику в бумажном виде при проведении переговоров.

Отметим, что Закон № 922 не содержит требований к способу документального подтверждения соответствия участников квалификационным критериям. Поэтому такой момент на практике может приводить как к манипуляциям со стороны заказчиков, так и к безосновательному обжалованию условий торгов со стороны участников. Поэтому в этом материале разберемся в тонкостях указанного вопроса, а именно каким образом на практике правильно определить способ документального подтверждения квалификационных критериев.

Начнем с разъяснения Минэкономразвития № 3302-06/3812-06 от 07.02.2017 г. (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 17-18): заказчик самостоятельно определяет квалификационные критерии из тех, которые предусмотрены ст. 16 Закона № 922, и указывает в тендерной документации информацию о способе подтверждения соответствия участников установленным критериям.

В то же время Минэкономразвития как Уполномоченный орган по вопросам закупок акцентирует внимание на том, что тендерная документация не должна содержать требований, ограничивающих конкуренцию и приводящих к дискриминации участников (ч. 4 ст. 22 Закона № 922).

Резюмируя указанное выше, Минэкономразвития разъясняет: заказчики самостоятельно определяют перечень документов, которыми участник должен подтвердить свое соответствие квалификационным требованиям, исходя из специфики предмета закупки, руководствуясь принципами осуществления закупок и с соблюдением законодательства в целом.

Напомним, что к указанным принципам отнесены такие, как:

• добросовестная конкуренция среди участников;

• максимальная экономия и эффективность;

• открытость и прозрачность на всех стадиях закупок;

• недискриминация участников;

• объективная и непредвзятая оценка тендерных предложений;

• предотвращение коррупционных деяний и злоупотреблений.

Таким образом, если лицо, собирающееся принять участие в торгах, считает положения тендерной документации, в том числе требования заказчика о способе документального подтверждения участником квалификационных критериев, такими, которые противоречат законодательству или ограничивают конкуренцию и приводят к дискриминации, такое лицо может:

1) обратиться к заказчику за разъяснениями относительно тендерной документации и/или с предложением о внесении изменений в нее (ч. 1 ст. 23 Закона № 922);

2) обжаловать положения тендерной документации в орган обжалования — постоянно действующую административную коллегию Антимонопольного комитета Украины (ст. 18 Закона № 922).

Далее подробно рассмотрим каждый из критериев, определенный ст. 16 Закона № 922. Также приведем примеры, каким образом заказчикам в тендерной документации или в приглашении на переговоры определить способ их документального подтверждения. При этом, помня о том, что, с одной стороны, цель заказчика — получить надежного поставщика товара/исполнителя услуг/работ, а с другой — не попасть впросак с процедурами обжалований и проверок.

1 критерий — наличие оборудования и материально-техническая база

Основное, о чем необходимо помнить заказчикам, — это то, что оборудование и материально-техническая база могут быть у участников как собственные, так и находиться на правах аренды, или если предмет закупки, например, предусматривает доставку товара, в таком случае у участника может быть заключен договор с транспортной компанией на предоставление транспортных услуг.

Например, при закупке бензина и/или дизельного топлива наливом заказчики могут определить документальное подтверждение наличия у участников оборудования и материально-технической базы. Определим, как заказчику правильно указать такие требования.

Для документального подтверждения оборудования и материально-технической базы, необходимых для осуществления поставки товара наливом, который является предметом закупки (кроме специализированного автотранспорта для перевозки нефтепродуктов):

1) справку, составленную участником по нижеприведенной форме 1

для документального подтверждения наличия у участника материально-технической базы:

2) копию (копии) документа (документов), подтверждающего право собственности участника на недвижимость, и/или копию (копии) договора (договоров) аренды

для документального подтверждения наличия у участника оборудования :

3) копию (копии) документа (документов), подтверждающего право собственности и/или пользования, и/или приобщение: копии (копий) договора (договоров) купли-продажи, и/или копии актов ввода в эксплуатацию, и/или копию (копии) накладной (накладных) на приобретение товара, и/или копию (копии) договора (договоров) аренды, и/или копию договора о сотрудничестве, и/или копии договора пользования и т. п.

Для документального подтверждения наличия специализированного автотранспорта, необходимого для осуществления поставки товара наливом, который является предметом закупки:

1) справку о наличии специальных автомобилей для перевозки нефтепродуктов, составленную участником по нижеприведенной форме 2 (подается в случае, если специальные автомобили являются собственными или арендованными)

1.1) копию (копии) свидетельства (свидетельств) о регистрации транспортных средств (специальных автомобилей)

если являются собственными

1.2) копию (копии) договора (договоров) аренды специальных автомобилей для перевозки нефтепродуктов

если арендуются

2) справку о наличии у участника заключенного договора (договоров) о предоставлении услуг по перевозке нефтепродуктов специальными автомобилями перевозчика, составленную участником по нижеприведенной форме 3 (подается в случае, если перевозка нефтепродуктов обеспечивается участником путем заключения договора с предприятием, специализирующимся на таких перевозках)

2.1) копию (копии) договора (договоров) о предоставлении услуг по перевозке нефтепродуктов специальными автомобилями перевозчика, указанного участником в справке по форме 3

Примечание:

1. Все копии документов, указанные в этой таблице, которые предоставляются участником в составе его тендерного предложения, должны быть заверены подписью уполномоченного лица участника.

2. Все договоры, приведенные в этой таблице, копии которых предоставляются участником в составе его тендерного предложения, должны действовать на дату раскрытия тендерного предложения и на весь период поставки товара, указанного в объявлении о проведении таких открытых торгов и в тендерной документации (то есть на период до 31.12.2019 г.). В ином случае участник должен предоставить в составе тендерного предложения гарантийное письмо о пролонгации действия такого договора (договоров) с сохранением определенных в нем (них) условий до 31.12.2019 г.

img 1

img 2

img 3

Отметим, что рассмотренные примеры документального подтверждения критерия о наличии оборудования и материально-технической базы являются ориентировочными. Их можно использовать в качестве примера для оформления документального подтверждения в случае поставки бензина и/или дизельного топлива именно наливом, поскольку учтены особенности указанного предмета закупки.

Кроме того, заказчики могут требовать от участников предоставления ими в составе их тендерных предложений путем подачи:

• либо копий вышеуказанных подтверждающих документов;

• либо могут ограничиться требованиями о предоставлении справок, содержащих всю необходимую информацию об оборудовании и материально-технической базе (участники самостоятельно определяют форму и объем информации в таких справках, исходя из специфики предмета закупки).

В любом случае требования заказчика не должны нарушать принципы закупок, определенные ст. 2 Закона № 922, в том числе не быть дискриминационными и ограничивать конкуренцию.

2 критерий — наличие работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт

Указанный квалификационный критерий заказчики определяют, как правило, в тех случаях, когда предмет закупки предусматривает поставку товара вместе с услугами по его монтажу и вводу в эксплуатацию, предоставление услуг или выполнение работ работниками определенной квалификации. При этом такие работники могут быть как штатными работниками участника, так и привлеченным участником на договорных принципах.

Кроме того, учитывая специфику предмета закупки, например его объем и сроки поставки товаров (предоставление услуг/выполнение работ), заказчики могут установить требования о количестве работников определенной квалификации. Но в любом случае такие требования заказчик должен обосновать, например, расчетами, исходя из норм времени и расходов на оплату труда (в случае их наличия), сезонностью выполнения работ/предоставления услуг, например необходимостью предоставления услуг/выполнения работ в межотопительный сезон и т. п.

В зависимости от предмета закупки способы документального подтверждения этого квалификационного критерия могут отличаться и устанавливаются заказчиками самостоятельно. Так, заказчики могут требовать от участников подачи справки с учетом особенностей предмета закупки по форме 4, приведенной ниже, или подачи справки в произвольной форме.

img 4

Кроме того, заказчики могут требовать подачи участниками в составе их тендерных предложений разных документов, например сертификатов, дипломов и т. п.

3 критерий — наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора

Отметим, что этот критерий, определенный ст. 16 Закона № 922, содержит формулировку об опыте выполнения аналогичного договора именно в единственном числе, а не во множественном. Таким образом, на практике у заказчика могут возникать справедливые сомнения: имеет ли он право требовать от участников подтверждения опыта выполнения более одного аналогичного договора, например двух или трех.

А какого мнения придерживаются по этому вопросу Минэкономразвития и АМКУ? Предлагаем с ним ознакомиться:

Имеет ли право заказчик для подтверждения опыта устанавливать требование о предоставлении участниками информации/копий о выполнении более одного аналогичного договора

позиция Уполномоченного органа — Минэкономразвития

позиция Органа обжалования — Антимонопольного комитета

Консультация на официальном веб-портале

(ответ на запрос 111/2017) по ссылке:

http://www.me.gov.ua/InfoRez/Details?id=fce9e57e-a46c-44bb-83d6-7107a29dc459&lang=uk-UA

Решение АМКУ по результатам рассмотрения жалоб участников:

https://dozorro.org/amku-practice/shodo-vikonannya-analogichnih-dogovoriv

Краткое содержание ответа:

«Учитывая изложенное, заказчик в тендерной документации самостоятельно устанавливает требование о наличии документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора или аналогичных договоров, исходя из специфики предмета закупки, с учетом части третьей статьи 5 Закона и соблюдением принципов, закрепленных в статье 3 Закона»

Исходя из практики рассмотрения жалоб участников в АМКУ на действия заказчика по установлению в тендерной документации требования о выполнении более одного договора, как таких, которые ограничивают конкуренцию и нарушают принципы закупок, постоянно действующая административная коллегия АМКУ принимает сторону участников-жалобщиков и обязывает заказчиков внести соответствующие изменения в тендерную документацию, например:

Решение № 1002-р/пк-пз от 03.03.2017 г.;

Решение № 1207-р/пк-пз от 14.03.2017 г.;

Решение № 1279-р/пк-пз от 16.03.2017 г.

Учитывая мнение указанных органов, при применении такого критерия, как наличие документального подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора, рекомендуем заказчикам:

• устанавливать требования о документально подтвержденном опыте выполнения не менее одного аналогичного договора;

• либо же при рассмотрении проекта тендерной документации в протоколе заседания тендерного комитета подробно обосновывать установление требования о документально подтвержденном опыте выполнения более одного аналогичного договора.

Например, при закупке сложного оборудования вместе с сопутствующими услугами по монтажу и вводу его в эксплуатацию (при условии, что стоимость таких услуг менее стоимости самого товара), заказчик должен привести обоснованные основания для того, чтобы требовать от участника документального подтверждения выполнения нескольких аналогичных договоров (двух-трех) поставки с монтажом. Кроме того, дополнительно можно установить требование о предоставлении участником положительных отзывов от заказчиков, для которых осуществлялись такие поставка и монтаж.

Но имейте в виду: такой подход к подтверждению выполнения участником более одного договора не гарантирует заказчику отсутствия факта обжалования такого требования со стороны участников. Как свидетельствует опыт, участники все же в первую очередь обращаются к заказчикам через систему электронных закупок за разъяснением об установлении такого требования, поскольку обжалование в АМКУ является платным. Поэтому именно при предоставлении разъяснения по такому запросу заказчики имеют возможность обосновать свою позицию.

Поскольку Закон № 922 не содержит определения термина «аналогичный договор», то заказчикам в тендерной документации стоит самим определить, что в их понимании является аналогичным договором, конечно, с соблюдением принципов закупок.

Например, при осуществлении закупки большегрузных мототранспортных средств (автокран грузоподъемностью 32 т) заказчик может определить, что аналогичным договором является договор, который подтверждает наличие у участника опыта поставки любого транспортного средства или опыта поставки именно большегрузной техники.

Приведем другой пример об установлении аналогичного договора, признанный АМКУ дискриминационным:

Требования заказчика, указанные в тендерной документации

Действия участника-жалобщика

Решение органа обжалования — АМКУ

В частности, заказчик установил, что аналогичными считаются договоры с участниками, заключенные по результатам конкурсного отбора или если информация о них есть в публичном доступе

В жалобе участник требует внести изменения в тендерную документацию в части исключения дискриминационного требования об определении заказчиком аналогичного договора

Коллегия АМКУ решением № 5605-р/пк-пз от 16.08.2017 г. признала требования жалобщика обоснованными и обязала заказчика внести изменения в тендерную документацию

Несколько слов о способе документального подтверждения опыта выполнения аналогичного договора. Это может быть как требование о предоставлении копии договора вместе со всеми приложениями и изменениями к нему, а также документов, подтверждающие его выполнение (расходных накладных, актов предоставленных услуг или выполненных работ) и/или справки, предоставленной участником, по форме 5, установленной заказчиком в тендерной документации. Такая справка может иметь следующий вид:

img 5

В случае установления в тендерной документации требования о предоставлении участниками оригинала/копии аналогичного договора заказчикам целесообразно предусмотреть возможность отнесения части информации, изложенной в договоре, к коммерческой тайне.

К такой информации участник может отнести, например, цену за единицу товара, а требование в тендерной документации может иметь следующий вид:

«Документы, которые должны быть предоставлены участником для документального подтверждения опыта выполнения аналогичного договора, — оригинал или копия не менее 1-го (одного) полностью выполненного аналогичного договора (информация, изложенная в договоре, которую участник на основании статьи 505 Гражданского кодекса Украины считает коммерческой тайной, может быть заретуширована участником торгов) и оригинал или копия (копии) акта (актов) предоставленных услуг (или расходных накладных, актов выполненных работ), свидетельствующий (свидетельствующие) о выполнении договора в полном объеме. Поскольку участники должны подтвердить свой опыт выполнения аналогичного договора, то в данном случае к коммерческой тайне не может быть отнесен предмет договора, его объем и состав, определенные в договоре и/или в приложениях к нему».

Но не всегда заказчик устанавливает квалификационные критерии и определяет способ их документального подтверждения.

Руководствуясь ч. 3 ст. 16 Закона № 922, заказчик не устанавливает квалификационные критерии и не определяет способ их документального подтверждения в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованной поставке тепловой энергии, централизованной поставке горячей воды, услуг по централизованному отоплению, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркировочных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и/или водоотведению, услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования. Поэтому при составлении тендерной документации в указанных случаях примите этот момент к сведению.

Нормативные документы и сокращения

Закон № 922 Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

АМКУ — Антимонопольный комитет Украины.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше